Поздравляем математика Александра Шеня с 60-летием!

Анатолий Вершик, Николай Верещагин
«Троицкий вариант» №01(270), 15 января 2019 года

Анатолий Вершик
Анатолий Вершик

Анатолий Вершик,
гл. науч. сотр. Санкт-Петербургского отделения Математического института им. В. А. Стеклова РАН, член Европейской академии:

Саша — известный математик и популярный автор, часто читаю его тексты, но я напишу не об этом.

В начале девяностых я искал среди моих московских коллег-математиков кого-нибудь, кто согласился бы написать вместе со мной статью в какой-либо читаемый специалистами журнал о приеме на математические факультеты МГУ и ЛГУ в 1970–1980-е годы, а именно о целенаправленном, бесцеремонном и демонстративном отсеве известной части абитуриентов.

Писать об этом имело смысл, только оперируя конкретными данными и фактами. Московской конкретики я детально не знал и поэтому хотел найти знающих ее. Среди московских коллег их было немало, однако все, к кому я обращался, соглашаясь с тем, что надо бы написать, браться не хотели. И вот в 1993 году в ММИ им. Леонарда Эйлера в Петербурге на конференции, посвященной 90-летию А. Н. Колмогорова, я встретил Сашу Шеня, который, как я знал, занимался этим вопросом ранее.

Александр Шень. Фото Н. Четвериковой («ТрВ» №1(270), 15.01.2019)
Александр Шень. Фото Н. Четвериковой

Я предложил ему написать об этом, и Саша тут же согласился. Мы написали статью в Mathematical lntelligencer [1], точнее, я написал первую (общую) часть, а он во второй части подробно описал технологию приема и привел серию задач, предлагавшихся «избранным» абитуриентам на мехмате в те годы, с указанием фамилий экзаменаторов. Публикация постепенно стала широко известной, она перепечатывалась [2]; было немало откликов в Интернете. Один математик даже занялся подробным исследованием задач и их происхождением [3].

Цель публикации, которую, по-видимому, сразу понял Саша, состояла вовсе не в том, чтобы кого-то «привлечь к ответственности», а в том, чтобы как можно больше людей знали о почти не скрывавшейся тогда антисемитской направленности приема в ведущие университеты, санкционированной непосредственно верхушкой КПСС, и чтобы, помня об этом, не допускали повторения.

Много ли людей помнят сейчас об этом? Знает ли молодежь? Истинные последствия этой людоедской системы — не только во множестве личных трагедий и в числе потерянных для общества талантов, а в том, что она (и, конечно, другие причины) формировала устойчивое отторжение интеллигенции от власти, что в конце концов и привело ту власть к полному краху.

Статья вызвала много откликов, с тех пор об этом много писалось. Вместо той пресловутой проблемы, которая сейчас как-то улетучилась, появились другие, более острые, — но много ли найдется ученых, готовых открыто говорить о них?

Николай Верещагин («ТрВ» №1(270), 15.01.2019)
Николай Верещагин

Николай Верещагин,
профессор факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, член Европейской академии:

1. Главное Сашино достоинство — его педагогический талант. Из всех встречавшихся в моей жизни педагогов он самый лучший.

В первую очередь этот талант включает в себя умение понятно излагать довольно сложные вещи.

Составными частями этого являются:

  • довольно редкое умение предвидеть, что в данном тексте (или лекции, докладе) может быть не понято или понято неправильно читателем (слушателем);

  • способность выделить в доказательстве «основные блоки»;

  • способность очистить доказательство от «мусора»;

  • умение найти наиболее естественный и философски правильный способ изложения материала.

Во вторую очередь — умение заинтересовать студентов (школьников). Саша обычно не жалеет времени для общения и, по всей видимости, таковое общение доставляет удовольствие и ему, и ученикам. Немаловажно тут и его умение находить подходящие задачи для студентов. В частности, он никогда не жалел для студентов хороших задач — даже в случаях, когда и сам примерно понимал, как можно их решить.

2. В науке Александр Шень ценен в первую очередь своим умением найти правильные формулировки для многих полученных другими результатов. Дело в том, что обычно научные публикации содержат открытия в довольно «сыром» виде. Нужна еще большая работа, чтобы придать им правильную форму. После этого обычно и сам результат, и его доказательство становятся более прозрачными и понятными.

С другой стороны, у Шеня довольно много и собственных новых результатов (открытий), особенно — когда речь идет о новых направлениях (например, online complexity). Но развернуться в полную силу, как мне кажется, ему мешает некоторое отсутствие веры в себя.

3. Необходимо отметить и общественную деятельность: ранее — помощь на апелляциях абитуриентам-евреям, которым несправедливо занижены оценки, ныне — участие в проектах по соблюдению честности на выборах.


1. Vershik A., Shen A. Admission to the mathematics faculty in Russia in the 1970s and 1980s // Math. Intell. 16, No.4, 4−5 (1994).
2. Shifman M. (ed.) You Failed Your Math Test, Comrade Einstein. World Scientific Publishing, 2005.
3. Vard I. Mekh-Mat Entrance Examinations Problems [2].


0
Написать комментарий

    Элементы

    © 2005–2025 «Элементы»