Юрий Гербек, София Хантемирова
«Природа» №12, 2014

Об авторах

Юрий Гербек («Природа» №12, 2014)

Юрий Эмильевич Гербек — кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории эволюционной генетики Института цитологии и генетики СО РАН (ИЦиГ СО РАН). Область научных интересов — доместикация животных, микроэволюция, генетика поведения, эпигенетика.

София Хантемирова («Природа» №12, 2014)

София Рашитовна Хантемирова — студентка 5-го курса Новосибирского государственного университета, проходит преддипломную практику в лаборатории эволюционной генетики ИЦиГ СО РАН. Занимается изучением экспрессии генов ДНК-метилтрансфераз крыс и лисиц, селекционируемых по поведению.

Любой признак формируется на основе генотипа, а также под действием среды, влияние которой иногда преобладает (особенно это касается поведения). Долгое время считали, что личность и характер человека формирует только окружающая среда (события жизни, воспитание). Затем, с развитием генетики, популярность приобрела противоположная точка зрения, т.е. ответственность за формирование личности легла на плечи наследственности. Впрочем, относительно поведения человека эту точку зрения воспринимали с большим трудом. Тем не менее масса примеров, связанных с психологическими травмами родителей и различными воздействиями в ранний период развития, говорит о том, что работа генома может быть как-то скорректирована под влиянием внешних условий.

С развитием эпигенетики появилась возможность найти объяснение связи между наследственностью и средой. Выяснилось, что разнообразие живых организмов и тканей во многом зависит от эпигенетических механизмов, влияющих также и на работу центральной нервной системы и поведение. Конечно, от экспрессии гена до формирования признака существует довольно много ступеней модификации, например, синтез кодируемого геном белка, его доставка и активность могут быть подавлены. Однако во многих случаях именно регуляция экспрессии гена служит решающим фактором для проявления признака.

Материнское поведение крысы («Природа» №12, 2014)

Материнское поведение крысы. Фото Р. В. Кожемякиной

Сегодня известны различные механизмы регуляции генной экспрессии, но мы остановимся на одном из них — на метилировании ДНК (присоединении метильной группы к некоторым цитозинам). Такая химическая модификация ДНК, возникнув на ранних этапах развития под действием внешних и внутренних факторов, может сохраняться в течение всей жизни организма, а иногда и передаваться от родителей детям [1–3]. Этим, в частности, объясняются те отсроченные эффекты детских психологических травм, которые проявляются в течение жизни.

Метилирование ДНК, которое встречается у многих организмов, не изменяет структуру кодируемого белка, но может влиять на экспрессию генов. У млекопитающих метильные группы присоединяются в основном к цитозинам, находящимися в паре с гуанином (CpG-динуклеотиды). Во многих случаях транскрипция ДНК зависит от количества метильных групп на данном участке: если их много, она неактивна, но становится активной с их уменьшением.

Особенно активно метилирование ДНК происходит в эмбриональный период и вскоре после рождения. Именно в это время обнаружено самое большое количество ДНК-метилтрансфераз (DNMT) — ферментов, осуществляющих этот процесс. Если работа одного (или нескольких) их генов полностью нарушена, организм погибает, не родившись, или в первые недели жизни [4]. После рождения количество ДНК-метилтрансфераз постепенно уменьшается, однако в нейронах этих ферментов остается достаточно много, что, видимо, указывает на их важную роль в нервной системе [5].

Материнское поведение и метилирование ДНК

Один из наиболее интересных и хорошо изученных примеров влияния метилирования ДНК на поведение связан с материнской заботой у крыс. Группа канадских исследователей под руководством М. Мини изучила отсроченные эффекты материнской заботы, проявляющиеся у взрослых животных [6]. Из лабораторной популяции крыс отобрали две группы с крайней формой поведения. Животные из первой группы активно ухаживали за своими детенышами (вылизывали их, чистили им шерсть), тогда как во второй группе забота о потомстве проявлялась значительно меньше (крысы были тревожнее и в большей степени поддавались стрессу). Эти особенности поведения устойчиво сохранялись у потомства в каждой группе. Так, крысят, рожденных заботливыми матерями, вскармливали крысы из группы с низким уровнем материнского поведения и наоборот (рис. 1, а). Интересно, что выросшие крысята обладали всеми особенностями поведения вскармливающих их крыс, а не биологических матерей. Эти черты передавались в ряду поколений по материнской линии. Забота о крысятах усиливалась, если в течение первых недель жизни их ненадолго отсаживали от матерей, которые после возвращения детенышей в клетку начинали их активно вылизывать (рис. 1, б).

Схема экспериментов по изменению материнского поведения крыс («Природа» №12, 2014)

Рис. 1. Схема экспериментов по изменению материнского поведения крыс. Перекрестное воспитание (а): 1— крысы с низким уровнем материнского поведения (Р−) вскармливают потомство крыс с высоким материнским поведением (Р+), и наоборот. 2 — материнское поведение потомства (F−) соответствует поведению выкармливавших его крыс F+; (б) отсаживание матери от детенышей в их первые недели жизни усиливает материнскую заботу [6]

Реакция на стресс оценивается по количеству его гормонов, глюкокортикоидов, выброс которых в кровь регулируют рецепторы, находящиеся в разных отделах мозга, в первую очередь в гиппокампе. Они через цепочку взаимодействий останавливают выброс гормона. Глюкокортикоидные рецепторы кодируются одним геном, Nr3c1. Соответственно, если рецепторов в гиппокампе много, стресс купируется быстро, а если мало, его последствия будут более продолжительны. У крыс с низким уровнем материнской заботы рецепторов в гиппокампе оказалось меньше, чем у животных с противоположным поведением. Это связано с пониженной активностью гена Nr3c1. Она вызвана метилированием его регуляторного участка, происходящего на фоне повышенного количества ДНК-метилтрансферазы DNMT1 (рис. 2). У крысят этот участок ДНК метилируется в первый же день после рождения. Однако если мать часто вылизывает детенышей и чистит им шерсть, то в течение нескольких дней их жизни ключевой CpG-динуклеотид регуляторного района теряет метильную группу (деметилируется), в то время как другие остаются метилированы.

Механизмы отсроченных эффектов материнского поведения («Природа» №12, 2014)

Рис. 2. Механизмы отсроченных эффектов материнского поведения. У особей, воспитанных при недостатке материнской заботы, регуляторный участок гена глюкокортикоидого гормона (Nr3c) метилирован (Ме), его экспрессия понижена, что приводит к повышенной тревожности и подверженности стрессам во взрослом состоянии [6, 7]

Такой механизм отсроченных эффектов ранних воздействий, видимо, имеет место и у человека. Об этом говорят работы, проведенные теми же исследователями под руководством М. Мини на двух группах самоубийц (участники первой группы росли в неблагоприятной среде, о второй группе таких данных нет). Контролем служили люди, погибшие в несчастных случаях. У самоубийц первой группы глюкокортикоидных рецепторов в гиппокампе оказалось меньше, а его ген был метилирован сильнее по сравнению с другой группой и контролем [7]. Схожесть описанных изменений у крысы и у человека дала основание предположить, что в метилировании гена Nr3c1 в гиппокампе и заключается ключевой механизм ранних воздействий. Но обусловлен ли описанный феномен только эпигенетически и не связан ли он с генотипом исследованных людей и животных?

Метилирование гена рецептора глюкокортикоидов у диких крыс

Считается, что влияние раннего опыта на становление стресс-ответа и развитие центральной нервной системы у лабораторных крыс отражает пластичность этих систем у диких животных, т.е. возможность адаптации к различным условиям среды. В дикой популяции крыс существует социальная иерархия, из-за которой особи обитают в различной по комфортности и богатству ресурсами среде, поэтому самкам требуется разное время для добывания пищи. Если расстояние до источника пищи и воды небольшое, самка часто покидает гнездо и быстро возвращается, время контактов с детенышами увеличивается — приходя назад, она каждый раз вылизывает крысят и чистит им шерсть. Как и в случае с отсаживанием крысят от матери или при выраженной материнской заботе, выросшие потомки должны быть меньше подвержены стрессу. Если же пища далеко, то самка редко и надолго (иногда на 2–3 часа) покидает гнездо, оставляя крысят без внимания. Повышенный ответ на стресс более адаптивен для мест на краю ареала, где мало еды и много хищников [8]. Согласно описанному механизму, у таких крыс в регуляторных участках гена Nr3c1 должно быть больше метильных групп, а кратковременное отсаживание крысят в начале жизни от матери должно понизить их количество и увеличить число рецепторов в гиппокампе.

В нашем эксперименте у отловленных из природы крыс регуляторный участок гена глюкокортиоидного рецептора был метилирован очень слабо или вообще неметилирован, даже в тех CpG-динуклеотидах, которые, по данным группы Мини, должны быть метилированы всегда [9]. Состояние гена Nr3c1 в гиппокампе мы проанализировали также на двух других группах крыс — ручных и агрессивных. Их отловили из природы в 1970 г. и провели отбор на ручное и агрессивное поведение по отношению к человеку. Ручные крысы были менее подвержены стрессу и менее тревожны, чем агрессивные, и у них было больше рецепторов в гиппокампе. В различиях между собой они были во многом схожи с крысами Мини, что позволяло предположить один и тот же механизм. Однако у ручных и агрессивных крыс, так же как и у диких, в регуляторном участке гена Nr3c1 почти не было метильных групп.

Потомков этих диких крыс второго поколения в первые дни после рождения отсаживали от матери, что должно было изменить количество рецепторов в гиппокампе и снизить метилирование его гена. Когда крысята выросли, у них экспрессия гена Nr3c1 в гиппокампе действительно была повышена. Однако и у экспериментальных, и у контрольных животных, которых не отсаживали от матери, метилирование гена практически отсутствовало, как и у их диких предков. Значит, повышенную экспрессию гена Nr3c1 у диких крыс определяет какой-то другой механизм.

Почему же хорошо изученный на лабораторных крысах феномен оказался неприменим к диким животным и их потомкам? По мнению ряда исследователей, отсроченные эффекты ранних воздействий связаны не только с повышением материнской заботы, но и с действием на самих крысят [10]. Животные, отобранные канадскими исследователями, видимо, имели повышенную восприимчивость к контактам с матерью, по сравнению с общей популяцией лабораторных крыс из вивария и с дикими крысами, изучаемыми нами (рис. 3). Вероятно, эти грызуны (и с повышенным, и с пониженным уровнем материнской заботы) обладают одним и тем же генотипом, позволяющим метилировать / деметилировать ген Nr3c1, а у диких крыс этот процесс, видимо, не играет существенной роли в регуляции ответа на стресс.

Влияние метилобогащенной диеты у беременных крыс на поведение их потомков («Природа» №12, 2014)

Рис. 3. Влияние метилобогащенной диеты у беременных крыс на поведение их потомков. Диета матерей уменьшила экспрессию гена Nr3c1 и повысила реакцию на стресс у потомков крыс, отбираемых на «ручное» поведение многие годы. Эффекта от метиловых добавок у агрессивных крыс не выявлено. В обеих группах регуляторный участок гена Nr3c1 не метилирован [9, 20]

Если описанный механизм касается крыс определенной группы, то как объяснить, что похожий эффект ранних воздействий наблюдается у людей? Мы полагаем, что у них он тоже связан с генотипом. Далеко не все люди, выросшие в социально неблагополучных семьях и испытавшие грубое обращение, кончают с собой. Однако только дошедшие до самоубийства могли попасть в выборку исследователей, поскольку невозможно анализировать уровень метилирования ДНК и количество глюкокортикоидных рецепторов в мозге живых людей. Они (как и в случае с крысами, рис. 3) могут быть носителями определенного генотипа, при котором воздействия в раннем возрасте воспринимаются сильнее и имеют большие последствия из-за метилирования гена глюкокортикоидного рецептора. Однако у крыс и у человека были обнаружены и другие гены, чья экспрессия и метилирование меняются при ранних воздействиях, связанных с метилированием ДНК [11].

Хроническая агрессия и метилирование ДНК

Установленный в первые два года жизни профиль метилирования ДНК, видимо, может играть существенную роль в формировании агрессивного поведения [12]. Известно, что у детей оно сильнее всего проявляется в 2–4 года. Тогда происходит наибольшее количество драк, постепенно снижающихся между пятью и 15 годами. Но у некоторых детей (4–7%) высокая агрессия сохраняется до полового созревания. Часто такие подростки происходят из неблагополучных семей, и их собственные семьи также оказываются неблагополучными: вырастая, они зачастую становятся наркоманами, алкоголиками, попадают в тюрьмы, у них много физических, умственных и социальных проблем. Однако связано это не только со средой, в которой дети растут, но в большой степени и с генетическим фактором. Генотип и среда, как, вероятно, и в случае с самоубийцами, влияют друг на друга через метилирование ДНК. Разработанная для неблагополучных семей система мер снижает риск возникновения хронической агрессии.

Совсем недавно изменения в метилировании ряда генов были найдены у взрослых людей, отличавшихся в подростковом возрасте хронической агрессией [13]. Среди них выявили группу, в которой формирование агрессивного и других форм поведения связано с работой нейромедиаторов. Эти результаты — только первый шаг в данном исследовании, недостатки которого отмечают и сами авторы. Главный из них состоит в том, что изучались образцы крови, а метилирование ДНК во многом тканеспецифично, поэтому экстраполировать полученные данные на мозг можно лишь с большими оговорками. Тем не менее исследования на животных показывают, что метилирование ряда генов в мозге действительно коррелирует с их метилированием в крови. Второй не менее важный недостаток — обнаруженные различия небольшие (хотя и достоверные), которые могут указывать как на их несущественное значение, так и возможность существования в изученных клетках небольшой группы с высокими различиями. В этом случае именно она может играть решающую роль в наблюдаемом феномене.

«Ты есть то, что ты ешь»

Условия, в которых протекает эмбриогенез, оказывают на дальнейшую жизнь не меньшее влияние, чем события, происходящие вскоре после рождения. Всем хорошо известны рекомендации врачей беременным женщинам: не нервничать, не пить, не курить. Особенно важен для формирования ЦНС и гормональной системы ответ на стресс третий триместр беременности [14]. Но и в первые недели после зачатия материнский стресс также опасен: например, он повышает риск возникновения шизофрении [15]. В отсроченных эффектах воздействий во время эмбрионального развития метилирование ДНК тоже играет важную роль. Материнские гормоны (глюкокортикоиды), проходя через фетоплацентарный барьер, теряют свою активность под действием фермента 11-бета-гидроксистероиддегидрогеназы II типа (11βHSD2). Однако при стрессе количество глюкокортикоидов повышается, а экспрессия гена 11βHSD2 падает, активные глюкокортикоиды проходят через фетоплацентарный барьер и влияют на формирование плода. Вероятно, наблюдаемый эффект связан с усиленным метилированием гена этого фермента [16], хотя и не таким значительным, как с геном Nr3c1, да и доказательств тому гораздо меньше. У беременных крыс стресс сопровождается повышением ДНК-метилтрансфераз (в плаценте Dnmt3a, а в коре мозга у плода — Dnmt1). Как у человека, так и у животных пренатальный стресс может привести к рождению плода с низким весом, повышенному риску сердечно-сосудистых заболеваний, высокой тревожности и усиленному стрессу.

Глюкокортикоиды, проникая в мозг плода, вызывают множественный эффект. С одной стороны, они снижают количество своих рецепторов в гиппокампе (у взрослых повышают продолжительность действия стресса), с другой — изменяют уровень метилирования ряда генов. К таковым относятся гены кортикотропин-релизинг гормона (важный участник ответа на стресс) и дофаминового рецептора Drd2. От активности этих генов, играющих важную роль в регуляции стресс-ответа и поведения, во многом зависят и отсроченные эффекты воздействий во время беременности [17].

Кроме стресса на метилирование ДНК влияет и то, что мы потребляем. Это, конечно, алкоголь, о воздействии которого на метилирование ДНК эмбриона написано множество статей. Однако очень важно и наличие в пищевом рационе незаменимой аминокислоты метионина (предшественника донора метильной группы), а также компонентов цепи его метаболизма — холина, бетаина, фолиевой кислоты, витамина B12 и цинка. На животных с помощью такой обогащенной диеты во время беременности можно изучить влияние метилирования на различные признаки и экспрессию генов у потомства. Все эти вещества в период эмбрионального развития способны влиять на формирование многих систем организма, а также вызывать различные болезни — от онкологических и сердечных до психических [18].

Известен эксперимент, в котором беременных мышей содержали на диете с повышенным количеством холина, при этом у их потомков улучшалась долговременная пространственная память [18]. Холин, помимо участия в метаболизме метионина, выполняет и другие важные функции: он служит предшественником компонентов клеточных мембран многих типов клеток, в том числе нейронов и нейромедиатора ацетилхолина, влияющего на обучаемость и память. Учитывая столь важную роль холина в развитии и нехватку его в организме, в 1998 г. была предложена рекомендация для его использования во всех возрастных группах, но особенно при беременности [19]. Согласно экспериментам, холиновая диета может положительно влиять на формирование нервной системы, но самым важным, видимо, остается накопление донора метильной группы [18].

Зная о влиянии диеты, обогащенной донорами метильных групп, на метилирование ДНК, мы содержали беременных крыс разного генотипа (агрессивных и ручных) на такой диете, рассчитывая повлиять на метилирование гена рецептора глюкокортикоидов Nr3c1 (рис. 2). В группе Мини экспрессию этого гена изменяли прямым введением метионина в мозг. Поскольку различия в поведении и физиологических признаках у наших крыс не связаны с материнским поведением, мы полагали, что они закладываются на более ранних этапах (тогда еще не было данных о том, что метилирование гена глюкокортикоидного гормона у ручных и агрессивных крыс практически сведено к нулю).

Согласно нашим результатам, уровень глюкокортикоидного ответа на стресс и его продолжительность (т.е. показатели, которые считаются очень важными в отборе на ручное и агрессивное поведение) повысились у взрослых потомков ручных матерей почти до уровня агрессивных. На диету отреагировал и ген Nr3c1 в гиппокампе: его активность упала до уровня агрессивных крыс [20]. В то же время на агрессивных животных диета почти не повлияла. Поскольку у ручных крыс метионина в крови в два раза меньше, чем у агрессивных [21], диета восполняла его недостаток. Вероятно, это позволило во время эмбрионального развития повысить метилирование каких-то генов, в том числе и усиливающих активность глюкокортикоидных рецепторов. Однако изменений общего уровня метилирования ДНК у взрослых животных не обнаружили. Впрочем, при гомоцистонурии, болезни, при которой нарушен гомеостаз метионина, иногда в одних тканях можно найти эти различия, а в других — нет [22]. Само метилирование ДНК во многом ткане- и геноспецифично. Мы не обнаружили и особых изменений в поведении и у ручных, и у агрессивных крыс. Если бы животные содержались на метилобогащенной диете до конца эксперимента (как пациенты с недостатком какого-либо вещества в организме), а не только во время эмбриогенеза, возможно, изменения были бы ярче.

Таким образом, наши эксперименты продемонстрировали взаимодействие факторов среды (введение метионина, видимо, связанное с эпигенетическими эффектами), с генотипом крыс (и ручных, и агрессивных). На то же указывает и другая исследуемая нами модель — лисицы, отобранные, как и крысы, на ручное или на агрессивное поведение. Мы выявили различия в экспрессии ДНК-метилтрансфераз и ряда других генов, связанных с метаболизмом метионина, у животных разного поведения и генотипа.

Обогащенная среда в детском и раннем подростковом возрасте

Мы видим, насколько важны условия среды в раннем возрасте для формирования поведения. Часто обозначают несколько чувствительных периодов, когда внешняя среда оказывает значительное влияние на развитие организма. Обычно это третий триместр беременности и ранний постнатальный период, к которым в последнее время добавили начало беременности, а в особенности предподростковое и раннее подростковое время. В этот период исправить пагубные эффекты более ранних воздействий могут благоприятные условия: обогащенная среда, в которой содержат лабораторных животных, увеличенные размеры клеток, большее число животных в одной клетке, игрушки различных форм и цветов, расширенные возможности для физической активности. Все это усиливает сенсорные, когнитивные, моторные и визуальные стимулы, усложняет социальное поведение [23]. У животных, выросших в такой среде, с одной стороны, улучшаются обучаемость и память, корректируются дефекты развития, а с другой — позднее проявляются симптомы различных генетически обусловленных заболеваний ЦНС, схожих с болезнями Хантингтона, Альцгеймера, Паркинсона, с эпилепсией и др.

После двух недель содержания в обогащенной среде подопытные мыши, имеющие генетически обусловленный дефект памяти, приблизилась по способности к запоминанию к здоровым мышам [23]. Подобный же эффект вызывал ингибитор деацетилаз, повышающий ацетилирование гистонов определенных участков ДНК и активирующий их транскрипцию. Такое состояние ДНК и гистонов, как уже говорилось, часто связано с ее пониженным метилированием. Улучшение памяти в обогащенной среде отмечалось не только у экспериментальных животных, но и у их потомков первого поколения по материнской линии.

Появление эпигенетических меток в геноме зависит как от внешних условий, так и от генотипа. Это могут быть мутации, меняющие цитозин на другой нуклеотид в CpG-динуклеотидах или изменяющие уровень метионина. Однако есть небольшое количество экспериментов, в которых показана способность эпигенетических меток передаваться по наследству без опоры на генотип или материнскую среду [1–3]. Стремительное развитие генетики и появление множества новых данных открывают все новые грани эпигенетических механизмов, регулирующие активность генома.

Литература
1. Jaenisch R., Bird A. Epigenetic regulation of gene expression: how the genome integrates intrinsic and environmental signals // Nat. Genet. 2003. V. 33. P. 245–254.
2. Skinner M. K., Anway M. D., Savenkova M. I. et al. Transgenerational epigenetic programming of the brain transcriptome and anxiety behavior // PLoS One. 2008. V. 3. e3745.
3. Dias B. G., Ressler K. J. Parental olfactory experience influences behavior and neural structure in subsequent generations // Nat. Neurosci. 2014. V. 17. P. 89–96.
4. Morgan H. D., Santos F., Green K. et al. Epigenetic reprogramming in mammals // Hum. Mol. Genet. 2005. V. 14. R. 47–58.
5. Feng J., Chang H., Li E., Fan G. Dynamic expression of de novo DNA methyltransferases Dnmt3a and Dnmt3b in the central nervous system // J. Neurosci. Res. 2005. V. 79. P. 734–746.
6. Weaver I. C., Cervoni N., Champagne F. A. et al. Epigenetic programming by maternal behavior // Nat. Neurosci. 2004. P. 847–854.
7. McGowan P. O., Sasaki A., D’Alessio A. C. et al. Epigenetic regulation of the glucocorticoid receptor in human brain associates with childhood abuse // Nat. Neurosci. 2009. V. 12. P. 342–348.
8. Meaney M. J., Diorio J., Francis D. et al. Early environmental regulation of forebrain glucocorticoid receptor gene expression: implications for adrenocortical responses to stress // Dev. Neurosci. 1996. V. 18. P. 49–72.
9. Herbeck Y. E., Gulevich R. G., Amelkina O. A. et al. Conserved methylation of the glucocorticoid receptor gene exon 1–7 promoter in rats subjected to a maternal methyl-supplemented diet // Int. J. Dev. Neurosci. 2010. V. 28. P. 9–12.
10. Macri S., Mason G. J., Wurbel H. Dissociation in the effects of neonatal maternal separations on maternal care and the offspring’s HPA and fear responses in rats // Eur. J. Neurosci. 2004. V. 20. P. 1017–1024.
11. McGowan P. O., Suderman M., Sasaki A. et al. Broad epigenetic signature of maternal care in the brain of adult rats // PLoS One. 2011. V. 6. e14739.
12. Tremblay R. E., Szyf M. Developmental origins of chronic physical aggression and epigenetics // Epigenomics. 2010. V. 2. P. 495–499.
13. Provençal N., Suderman M. J. et al. Association of childhood chronic physical aggression with a DNA methylation signature in adult human T cells // PLoS One. 2014. V. 9. e89839.
14. Vallée M., Mayo W., Dellu F. et al. Prenatal stress induces high anxiety and postnatal handling induces low anxiety in adult offspring: correlation with stress-induced corticosterone secretion // J. Neurosci. 1997. V. 17. P. 2626–2636.
15. Khashan A. S., Abel K. M., McNamee R. et al. Higher risk of offspring schizophrenia following antenatal maternal exposure to severe adverse life events // Arch. Gen. Psychiatry. 2008. V. 65. P. 146–152.
16. Jensen Peña C., Monk C., Champagne F. A. Epigenetic effects of prenatal stress on 11β-hydroxysteroid dehydrogenase-2 in the placenta and fetal brain // PLoS One. 2012. V. 7. e39791.
17. Rodrigues A. J., Leão P., Pêgo J. M. et al. Mechanisms of initiation and reversal of drug-seeking behavior induced by prenatal exposure to glucocorticoids // Mol. psychiatry. 2011. V. 17. P. 1295–1305.
18. Van den Veyver I. B. Genetic effects of methylation diets // Annu Rev Nutr. 2002. V. 22. P. 255–282.
19. Blusztajn J. K. Choline, a vital amine // Science. 1998. V. 281. P. 794–795.
20. Гербек Ю. Э., Оськина И. Н., Гулевич Р. Г., Плюснина И. З. Влияние материнской метилобогащенной диеты на экспрессию гена рецептора глюкокортикоидов в гиппокампе у крыс, селектируемых по поведению // Цитол. генет. 2010. Т. 44. № 2. С. 108–113.
21. Albert F. W., Shchepina O., Winter C. et al. Phenotypic differences in behavior, physiology and neurochemistry between rats selected for tameness and for defensive aggression towards humans // Horm. Behav. 2008. V. 53. P. 413–421.
22. Jadavji N. M., Deng L., Leclerc D. et al. Severe methylenetetrahydrofolate reductase deficiency in mice results in behavioral anomalies with morphological and biochemical changes in hippocampus // Mol. Genet. Metab. 2012. V. 106. P. 149–159.
23. Arai J. A., Feig L. A. Long-lasting and transgenerational effects of an environmental enrichment on memory formation // Brain Res. Bull. 2011. V. 85. № 1–2. P. 30–35.


2
Показать комментарии (2)
Свернуть комментарии (2)

  • protopop  | 27.02.2019 | 06:23 Ответить
    Ламарк одобрительно кивает...
    Ответить
  • protopop  | 27.02.2019 | 15:50 Ответить
    "но лишь одно угнетает меня"(С) - как организм узнаёт, какой именно участок ДНК нужно метилировать в ответ на какие-то внешние воздействия? Как он узнаёт, что участок, ответственный за этот фермент находится здесь, а за тот фермент - там? Высокоразумные учёные, вооружённые компьютерами с мощными базами данных, конечно знают (почти), но у организма-то эти возможности отсутствуют! Что-то чудится здесь незримый дух Того, "кто мысли и дела все знает наперёд..." (С)
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»