Василий Колбин,
кандидат биологических наук,
Государственный природный заповедник «Вишерский» (Пермский край)
«Природа» №8, 2016
Дубровник (Ocyris aureolus) — один из самых известных представителей семейства овсянковых (Emberizidae). Этот обычный для Сибири китайский по происхождению вид [1] в конце XIX в. проник в Европу и почти мгновенно освоил ее — в 20-х годах прошлого столетия птицы уже гнездились в Финляндии, в районе Ботнического залива [2–6]. Эта история стала классическим примером быстрого расширения ареала. Однако существует версия, что дубровник вовсе и не осваивал новую территорию, а присутствовал там и раньше, просто границы его ареала подвижны. Такое мнение высказали в свое время Г. П. Дементьев и Е. С. Птушенко [3], отражено оно и в фундаментальной сводке «Птицы СССР» [7]. Еще можно предположить, что птицеловы (орнитологов в конце XIX в. в России еще почти не было) не встречали дубровников, поскольку эти птицы были малочисленны.
Как бы то ни было, но в XX в. дубровник стал обычной птицей Европы, которую заселил до Чехии и Польши. В Сибири и на Дальнем Востоке птицы издревле были обычными, а местами даже многочисленными. В Приамурье плотность населения вида в благоприятных стациях достигала 300 особей / км2 [8, 9].
Дубровники. По окраске оперения молодой самец (слева) уступает взрослому — таким он станет только на третий год жизни
Большинство овсянок России имеют азиатское происхождение, эпоху последнего оледенения они переживали в азиатских рефугиумах. Этот факт подтверждается путями миграций: и дубровники, и овсянки-крошки (O. pusillus), и овсянки-ремезы (O. rusticus), появившись на свет на севере европейской части России, летят через всю Сибирь зимовать в Юго-Восточную Азию.
Пролет овсянок-ремезов и овсянок-крошек в Южной Сибири и в Приамурье можно наблюдать почти весь сентябрь, дубровники же исчезают на территории Европы уже в августе, а в Приамурье задерживаются до начала сентября. Весной дубровники прилетают в Европу в конце мая. В Пермском крае я их наблюдал 25 мая. В Приамурье, в районе Комсомольска-на-Амуре, и в окрестностях Норского заповедника, на р. Селемдже, птицы появляются к середине мая. Очевидно, что разница в сроках прилета невелика, и везде эту овсянку можно отнести к последней прилетной волне. Гнездовой период у дубровников в наших краях длится не больше двух месяцев — такое непростое существование, все на пределе.
Самцы имеют необыкновенно броскую внешность, которую они приобретают лишь на третий год жизни. В окраске их оперения преобладает желтый цвет, более насыщенный, чем у европейской обыкновенной овсянки (Emberiza citrinella), а у старых особей дубровника — настоящего червонного золота. Не зря латинское название этого вида — aureolus (золотой), да и первоначальное русское — овсянка золотая. К тому же у самцов дубровника черная маска, а голова и ожерелье цвета темного шоколада. Помню свои детские впечатления, когда впервые увидел этого пернатого красавца, — покой и сон тогда были утрачены надолго. По красочности с дубровником может поспорить лишь менее известный его сородич — рыжая овсянка (O. rutilus), ареал которой ограничен лишь Восточной Сибирью и Приамурьем.
Пара клоктунов в Норском заповеднике
Дубровник — птица открытых пространств с хорошим увлажнением. Влажные луга и травянистые болота с редкими кустами — излюбленные местообитания вида. Здесь «золотые» самцы с прилета занимают свои территории, стычки между ними происходят лишь в первые дни. После стабилизации земельных владений соседние самцы могут даже петь на одном деревце, находясь каждый со стороны своей территории. Такие случаи я отмечал в окрестностях Перми. В. В. Мальцев, изучая биологию этой овсянки в Подмосковье, еще в 1941 г. назвал изучаемое скопление птиц колонией [10]. Безусловно, дубровники совсем не колониальные, они склонны образовывать парцеллы — группировки, в которых соседей узнают в лицо и по голосу, но территории строго охраняются [11]. Причиной образования таких пространственных объединений могут быть как благоприятные условия, так и некоторая взаимная тяга. Наряду с образованием парцелл дубровники часто гнездятся одиночными парами. Такие уединенные семьи я встречал на альпийских и пойменных лугах Вишерского заповедника, а также в Комсомольском и Норском заповедниках.
В настоящее время дубровники в горах нашего заповедника не встречаются. Последняя регистрация на хребте Лиственничный произошла в июне 2008 г. В более привлекательном местообитании — на высокотравном лугу в районе устья р. Лыпья, птицы отмечены последний раз в июне-июле 2013 г. Все предыдущие годы они здесь гнездились. Вне заповедника, в среднем и нижнем течении р. Вишеры, дубровники также были достаточно обычны. В 2000-х годах их еще можно было встретить в этом районе (по данным учетов с лодки по Вишере и ее притокам, в 2004–2005 гг. встречаемость золотых овсянок составила 1,1±0,1 особей / км2), а в 2014 г. вид уже не был обнаружен.
Стайка клоктунов на р. Селемдже
Тревожная ситуация резкого снижения численности, а местами полного исчезновения дубровников сложилась в начале столетия почти повсеместно в Европе и, что особенно беспокоит, — в Сибири и в Приамурье. Главная причина тому — прямое уничтожение птиц человеком на местах зимовки в Китае. Китайцы традиционно ловят мелких птиц, в том числе дубровников (в Поднебесной их называют рисовой птицей), и употребляют в пищу как деликатес; кроме того, появилась мода на чучела золотой птицы, которые используют как обереги [12].
Ловля и потребление в пищу мелких воробьиных птиц зародились в Юго-Восточной Азии не сегодня. Еще в 80-х годах мне попадалась информация о том, что в Китае ежегодно в птичьи консервы попадает около 2 млн дубровников, можно вспомнить и борьбу с воробьями во времена Культурной революции, но раньше это не приводило к катастрофе, теперь вид приблизился к грани вымирания. Запреты не останавливают браконьерство [13]. По информации журнала Die Welt, в настоящее время популяция дубровников в мире сократилась на 90%.
Дубровники, отловленные в Китае браконьерами и изъятые полицией в 2015 г. Фото H. Qiusheng
Хочется надеяться, что орнитофауна Евразии не потеряет столь замечательную птицу, тем более что есть пример, внушающий надежду...
В 80-х годах прошлого века одна из самых массовых уток Восточной Сибири — клоктун (Anas formosa) — стала очень редкой [9] и была включена в Красную книгу России [14]. За 11 лет работы в Комсомольском заповеднике, расположенном в пойме р. Амур, я не встретил ни одного клоктуна. Первый раз посчастливилось столкнуться с ним в 2001 г. в Норском заповеднике Амурской обл. С тех пор я вижу этих уток ежегодно. Более того, стаи клоктунов до 50 особей встречаются на пролете регулярно, т. е. редкий вид стал совершенно обычным. По данным наблюдений других исследователей, в Якутии и Хабаровском крае клоктун снова стал массовым видом [15, 16]. Хотя, конечно, уровень численности этого представителя рода Anas, который отмечался в первой половине прошлого века, остается недостижимым при современном росте количества людей и увеличении загрязненности. Но можно достаточно уверенно говорить, что вид в настоящее время вышел из опасного для своего существования состояния.
Литература
1. Штегман Б. К. Основы орнитогеографического деления Палеарктики. М.; Л., 1938.
2. Портенко Л. А. Изменчивость ареалов птиц // Орнитология. 1974. Вып. 11. С. 143–149.
3. Дементьев Г. П., Птушенко Е. С. Расселение и географическое распространение дубровника Emberiza aureola Pallas // Бюл. МОИП. Отд. биол. 1940. Т. 49. № 3/4. С. 115–122.
4. Мензбир М. А. Птицы России. М., 1895.
5. Промптов А. Н. Биология дубровника (Emberiza aureola Pall.) в связи с вопросом о расселении видов птиц // Зоол. журн. 1934. Т. 13. № 3. С. 523–539.
6. Станчинский В. В. Географическая изменчивость и распространение дубровника, Emberiza aureola Pall. // Ежегодн. Зоол. музея АН СССР. 1928 (1929). Т. 29. С. 243–265.
7. Птицы Советского Союза / Под общ. ред. Г. П. Дементьева и Н. А. Гладкова. М., 1954. Т. 5.
8. Смиренский С. М. Эколого-географический анализ авифауны Среднего Приамурья: Дисс. ... канд. биол. наук. М., 1986.
9. Бабенко В. Г. Птицы Нижнего Приамурья. М., 2000.
10. Мальцев В. В. Гнездование и биология дубровника Emberiza aureola в пойме реки Оки // Русс. орнитол. журн. 2009. Т. 18. Вып. 461. С. 156–173.
11. Наумов Н. П. Этологическая структура популяций наземных позвоночных // Поведение животных. Экологические и эволюционные аспекты. М., 1972. С. 37–39.
12. Рябицев В. К. Птицы Сибири. 2014. Т. 1.
13. Kamp J., Oppel S., Ananin A. A. et al. Global population collapse in a superabundant migratory bird and trapping in China // Conservation Biology. 2015. V. 29. P. 1684–1694.
14. Красная книга Российской Федерации. Животные. М., 2001.
15. Пронкевич В. В. Весенний пролет птиц в нижнем течении реки Уссури в 2005 году // Амурский зоол. журн. 2011. Т. III. № 1. С. 64–77.
16. Егоров Н. Н., Гермогенов Н. И., Оконешников В. В., Троев С. П. Миграции клоктуна (Anas formosa) в Якутии // Вестник Северо-Восточного научного центра ДВО РАН. 2009. № 1. С. 13–15.
Дубровник, взрослый самец. Здесь и далее фото автора