А. Н. Петров
«Химия и жизнь» №11, 2012

Очередное присуждение Нобелевских премий — и опять среди лауреатов нет наших. Что происходит? Почему некогда могучая советская наука утратила свои позиции? Почему российским ученым неуютно в своей стране и почему престиж профессии ученого, исследователя, инженера упал ниже плинтуса? Эти вопросы звучат как минимум последние 20 лет, но вразумительных ответов, кроме как «правительство сознательно разваливает российскую науку», мы пока не слышали.

Может быть, повезет на этот раз? Любовь Стрельникова, главный редактор «Химии и жизни», задала эти вопросы Андрею Николаевичу Петрову, генеральному директору Дирекции научно-технических программ при Министерстве образования и науки РФ. Андрей Николаевич не совсем чиновник, он выходец из академической научной среды, и Центр фотохимии РАН по-прежнему его второй дом. Поэтому и разговаривать с ним интересно: факты, мысли и никаких лозунгов. Разговор состоялся 18 октября, незадолго до заседания Совета при Президенте РФ по науке и образованию (29 октября).

Художник В. Камаев
Художник В. Камаев

— Андрей Николаевич, почему мы не получаем Нобелевских премий? За державу обидно. Не скрыт ли здесь какой-то системный дефект в организации науки в России?

— Действительно обидно, однако на это есть объективные причины. Во всех странах наука живет и развивается только при условии, что есть заказ на науку, есть потребитель ее результатов и достижений. Наука ведь ничем не отличается от любого другого вида человеческой деятельности, просто научная деятельность развивается на почти монопольном рынке, где есть всего два заказчика — либо государство, либо корпорации (промышленность). Причем государство нынче куда более скромный и слабый заказчик, нежели частный бизнес. К сожалению, сегодня Россия находится на таком этапе развития, когда корпорации и частный бизнес не интересуются наукой. И все усилия Министерства образования и науки РФ, оптимизирующего инструменты финансирования и контроля, не позволяют держать качество научных исследований на высоком уровне. Качество определяется потребителем. А если потребителя нет, то высокое качество невозможно удержать. Только потребитель может оценить вкус пирожного или подтвердить, что сапоги не промокают. Нобелевские премии — это всего лишь зеркало сложившейся ситуации.

— Иными словами, если нет заказчика-потребителя, то и денег на науку нет? А потому и Нобелевских премий нет?

— Это очевидно. Если мы посмотрим на корреляцию числа нобелевских лауреатов из США и денег, которые вкладывают там в науку, то многое станет ясным. Самый большой бюджет на науку — в США. У американцев на одного исследователя, если мне память не изменяет, приходится больше 200 тысяч долларов в год. Это и государственные, и частные средства. В России же бюджет на гражданскую науку формируется только за счет государственных субсидий, и потому он невелик — чуть более 250 миллиардов рублей в год. Если верить Росстату, в России научными исследованиями занимаются 370 тысяч человек. По другим источникам — 200–250 тысяч. Но даже если мы возьмем для расчета самые выигрышные цифры и поделим 250 миллиардов рублей на 200 тысяч, то на одного исследователя в год придется около 40 тысяч долларов, впятеро меньше, чем в США, а по Росстату — в восемь раз. Поэтому позиция России в «нобелевском рейтинге» соответствующая.

— Откуда такая разница в оценках количества ученых?

— Здесь всё просто. Какое-то время назад мы попросили РИНЦ (Российский индекс научного цитирования. — Ред.) подсчитать число уникальных авторов, тех, кто опубликовал хотя бы одну статью в любых научных журналах за последние пять лет. Их оказалось 187 тысяч. Но с учетом того, что не все журналы могли быть охвачены, мы приняли, что их 200–250 тысяч.

— Вы сказали, что государство — довольно слабый заказчик сегодня по сравнению с частным бизнесом. Почему? Ведь в прежние, советские времена науку содержало только государство, и вполне успешно?

— В прежние времена правительство страны содержало не только СССР с трехсотмиллионным населением, но еще и страны Варшавского договора, и помогало развивающимся странам Африки — на доходы от продажи природных ресурсов. Теперь же природные ресурсы — нефть, газ, уголь и другие — находятся в руках частных корпораций, и доходы от их продажи попадают в руки весьма ограниченного круга людей: порядка нескольких тысяч. А государственный бюджет примерно на 40% формируется от прямой внешнеэкономической деятельности. И лишь на 20% — из налогов, сборов и регулярных платежей частных компаний за пользование природными ресурсами. Сегодня государство располагает куда более скромным финансовым ресурсом. Хотя расходов и первоочередных государственных задач очень много — оборона, здравоохранение, пенсионная система, образование, полиция, наука...

— И сколько же сейчас перепадает науке из государственного бюджета?

— Сейчас — 1,09% ВВП, к 2020 году доля расходов на науку будет составлять уже 1,7%. Поскольку ВВП растет, то это будет заметное увеличение в абсолютных цифрах к 2020 году. Из этих денег и формируется государственный бюджет всех ведомств на гражданскую науку в России.

— На что же уходят эти деньги? Научное сообщество непрерывно упрекает Министерство образования и науки в игнорировании фундаментальных исследований. В бюджете предусмотрена специальная статья для них?

— Финансирование фундаментальных исследований происходит из нескольких статей бюджета на гражданскую науку. Прежде всего это гранты РФФИ и РГНФ. Их доля в бюджете — 5%. Еще один процент — это мегагранты. Примерно 50% бюджета Минобрнауки получает Российская академия наук, которая распределяет эти деньги по своему усмотрению, и большая их часть идет на фундаментальные исследования. Наконец, остальное расходуется на Федеральные целевые программы.

Что же касается фундаментальных исследований, то искусственное деление в российском обществе науки на фундаментальную и прикладную поддерживается теми, кто не хочет ни за что отвечать. Логика такая: «Мы занимаемся фундаментальной наукой, публикуем статьи, поэтому отстаньте от нас». Но в сегодняшнем мире ни людей, ни особенно организаций, которые занимаются только фундаментальной наукой, нет. Да и раньше не было. Если вспомнить нобелиатов Н. Н. Семенова, П. Л. Капицу, они делали фундаментальные открытия и одновременно активно занимались очень тяжелыми прикладными задачами. П. Л. Капица был назначен начальником Управления по кислороду при СНК СССР, «Главкислорода». Н. Н. Семенов и его Институт химический физики принимали самое активное участие в атомном проекте. Достаточно сказать, что система взрывного сжатия заряда урана первой атомной бомбы была разработана и осуществлена сотрудниками этого сугубо фундаментального учреждения. Любое право получать деньги и свободу исследования должно быть сбалансировано обязанностью отвечать.

— Но если заказ на науку в государстве, в обществе не сформирован, то есть его нет, то что же вы тогда финансируете? Как определяете и выбираете?

— Деньги, которые государство тратит сегодня на науку, на самом деле идут на сохранение российской популяции ученых, на сохранение научного сообщества, которое ни в коем случае нельзя потерять. В противном случае мы перестанем быть цивилизованной страной. Потому что у научного сообщества много предназначений. Прежде всего — держать интеллектуальную планку, интерпретировать новые знания, которые приходят извне, держать образование на должном уровне и так далее. Если эта прослойка исчезнет, то страна перестанет существовать, потому что присутствие государства в современном мире невозможно без соответствующих компетенций. Вы попросту не сможете даже адаптировать и использовать то, что наработано другими. И грантовые фонды, и мегагранты, и федеральные целевые программы — все это инструменты поддержки научного сообщества. На большее денег не хватает.

— Думаю, государство сегодня не сможет содержать 340 тысяч ученых, если ориентироваться на американские стандарты финансирования.

— Да. Здесь есть две проблемы. Во всем мире научная деятельность любого ученого ограничена во времени. Каждый человек через какое-то количество лет должен подтвердить свою квалификацию, чтобы либо сохранить позицию, либо перейти на следующую должностную ступеньку, но уже в другое место, потому что здесь ему не разрешат пробыть два срока на одной и той же должности. Россия, наверное, единственная страна, где любой человек, попавший в научную среду, становится вечным научным сотрудником.

Есть и другая проблема — как создавать новый институт под новые задачи. Вот недавняя история. Национальный институт здоровья, финансируемый из госбюджета США, обратился в правительство с просьбой открыть еще один, новый институт, чтобы он занялся разработкой нового поколения клеточных тестов для быстрого испытания новых лекарств. Правительство ответило: у вас 23 института, выбирайте любой, закрывайте его, а на его базе создавайте новый, потому что бюджет мы увеличить не можем, и на дополнительные деньги не рассчитывайте. У нас же все прежнее остается, а под новое направление создается новая государственная организация. При сохранении такого подхода нашему государству никогда не хватит ресурсов, чтобы все это содержать.

— Но вернемся к вопросу о том, что финансировать, если нет заказа на науку. Почти половина научного бюджета Минобрнауки уходит на федеральные целевые программы. Как и какие проекты отбираются для заключения государственного контракта?

— Минобрнауки поддерживает инициативные проекты, которые возникают в научной среде. А для экспертизы при отборе проектов привлекаем научное сообщество. Оно само определяет, кто из конкурсантов наиболее достоин решать ту или иную задачу, которую научное же сообщество сформулировало и внесло в программу. Экспертиза работает на всех стадиях реализации каждого проекта. Первая федеральная целевая программа (ФЦП) была выполнена в 2005–2006 году, вторая программа, 2007–2013, завершается в следующем году. За восемь лет в них приняли участие шесть тысяч организаций, включая не только научные институты, но и заводы, и предприятия разной формы собственности. (По данным Росстата, в России научной деятельностью занимаются три тысячи организаций. — Ред.)

Наши федеральные целевые программы, в частности, направлены на то, чтобы показать, что в России возможно проведение полного цикла работ — от идеи до завода — хотя бы на уровне демонстрационных экспериментов. Мы показали: да, это возможно.

— Можно сказать, что вы располагаете потрясающей базой данных о современных исследованиях и разработках в России. Вы как-то анализируете ее?

— К сожалению, многим людям, которые сегодня что-то определяют в государстве, подобного рода анализ не интересен и не нужен. Пока профильные ведомства и крупные корпорации не скажут, какие у них проблемы, за которые должна взяться наука, заниматься анализом можно только факультативно.

А база действительно есть. Любой документ, имеющий отношение к ФЦП, имеет электронный образ, каждый рубль бюджетных денег, потраченных за восемь лет, превращен в отчет и помещен в базу данных. И мониторинг идет все время. При правильной постановке задачи на какой-то вопрос мы ответим за десять минут, на какой-то вопрос потребуется месяц или два работы, но ответ будет.

— Я знаю, что ученые стонут от чудовищных по объему и бессмысленности отчетов по грантам и контрактам. Так ли это необходимо?

— Отчеты по госконтрактам ФЦП у нас очень простые. Если вы подписали госконтракт, то вы получили государственный заказ на результат. И деньги вам дают на это. Что вы с ними делаете — никого не волнует, тратьте на что хотите. Волнует только результат. Главное, чтобы он мог быть отторгнут от исполнителя (документация, образец) и передан другим организациям для дальнейшей работы. Он должен работать всегда и везде, а не только в присутствии пятерых исследователей в лаборатории, которые этот результат получили. Если же результат, определенный контрактом, не получен, то тогда придется отчитываться за полученные деньги до копейки с предоставлением всех подтверждающих документов. Только так заказчик может быть уверен, что все государственные деньги были израсходованы целевым образом.

Кстати, государство дарит исполнителям результаты, выполненные на его деньги. При некоем обременении, в случае войны, эпидемии и т. п. государство оставляет за собой право получить лицензию на использование результатов. Но в целом результаты принадлежат научному коллективу. И в контрактах оговорено условие, что исполнитель обязуется коммерциализовать результат исследований на территории России.

— А чем работа с грантами отличается от работы с контрактами федеральных целевых программ?

— С грантами несколько иная ситуация. Организация или исследователь подает заявку на грант, когда хочет что-то изучить или попробовать что-то сделать. Обычно грантовые деньги дают под имя или под идею. Основная отчетность в этом случае — не только научная публикация, но еще и жесткий отчет по деньгам, подтверждающий их целевое использование (в соответствии с грантовым законодательством). Не важно, что результат получился отрицательным. Важно, что деньги были истрачены строго по назначению. Это, конечно, работа, и притом неприятная. Раньше этим занимались специальные люди. Сейчас большинство людей уволено из экономии, включая лаборантов, машинисток, снабженцев. Впрочем, часто проблема не в том, что этих бумаг много, а в том, что в эти бумаги нечего написать.

Профессор на Западе большую часть времени занимается поиском финансирования, написанием заявок и отчетов по грантам и контрактам. На сайте Национального научного фонда США размещают информацию об ученых, кто нецелевым образом расходовал средства. Полетел на конференцию по одной тематике, а заплатил из гранта по другой — придется не только вернуть деньги, но еще и на три года попасть в черный список и три года не иметь права обращаться в фонд за новыми грантами.

Если вы хотите получать деньги и заниматься чем хотите, то придется писать отчеты. Любое право всегда компенсируется обязанностями.

— Коль уж мы заговорили о грантах, то объясните, зачем государству понадобились мегагранты, вызывающие столько ревности в научном сообществе? Какую цель преследовали?

— Мегагрант — это тоже один из инструментов сохранения научного сообщества. В 2010 году правительство приняло постановление № 220 о выделении на конкурсной основе трехгодичных грантов для привлечения ведущих ученых в российские вузы. Из-за беспрецедентно большого размера, по 150 миллионов рублей, они получили название мегагрантов. Идеология их такова. Пока нет реального заказа на науку в России, в замкнутом исследовательском мирке того или иного института работа неизбежно идет по убывающей. И очень хорошо, что правительству показалось очень важным ввести в нашу научную среду людей с мировым рейтингом, показать, что есть нечто другое, и тем самым оживить деятельность в российской науке.

Успешной ли оказалась эта идея? До конца года пройдет конкурс, по которому гранты 2010 года будут продлены. Посмотрим, сколько из мегагрантщиков придет на этот конкурс. Это и будет показателем. Те, кому продлят грант, выполнили свою миссию. Те, кому не продлят, — сойдут с дистанции. А параллельно объявляется новый конкурс.

— Я знаю, что сейчас уже идет формирование следующей федеральной целевой программы, которая начнется в 2014 году. Может быть, ваши экспертные рабочие группы при ее формулировании ориентируются на те приоритетные направления развития науки и техники и список критических технологий, по поводу которых президент РФ с завидной периодичностью издает указы?

— Не знаю ни одного направления исследований, которое нельзя было бы не вставить в этот перечень. Кстати, президент не сам формулирует, ему формулирует научное сообщество. Зачем? Просто чтобы не забывали процесс, который не надо утрачивать, чтобы сохранить инструмент формирования и трансляции заказа на науку. Самого заказа пока нет, а инструмент есть, и будем надеяться, что он скоро понадобится.

— Научное хозяйство России большое и хлопотное. Больше 400 институтов в Академии наук, 50 государственных научных центров. А тут, два года назад, появились еще и некий Научно-исследовательский центр «Курчатовский институт», и несколько специальных и национальных университетов. Зачем? Это же огромные деньги?

— Научно-исследовательский центр — это новая форма организации научного учреждения, где ученым предоставляется возможность заниматься междисциплинарными исследованиями, фундаментальными и прикладными — от энергетики, конвергентных технологий и физики элементарных частиц до высокотехнологичной медицины и информационных технологий. По замыслу, в России должно быть пять-шесть таких НИЦ. Но пока состоялся только один — на базе Курчатовского института. Обратите внимание, мы не стали строить новый институт, а просто реформировали старый и хорошо известный, использовали готовую инфраструктуру. Надеюсь, что в скором времени появятся и другие центры такого рода. Все зависит от руководителей намеченных институтов, которым надо выполнить довольно объемную работу, чтобы НИЦ на его территории состоялся. Пока что эту работу проделал только генеральный директор НИЦ «Курчатовский институт» М. В. Ковальчук со своими сотрудниками.

Что касается университетов, то за последние годы действительно появились два специальных университета (МГУ и СпбГУ), восемь федеральных и 29 научно-исследовательских университетов. На самом деле это всего лишь новый статус, который получили действующие университеты по указу Президента РФ. Но благодаря этому новому статусу они приобретают большое дополнительное финансирование на развитие своих вузов — миллиарды рублей в первый год.

Зачем это нужно? Ответ простой: наукой должны заниматься молодые. В исследовательских коллективах научный сотрудник становится вечным, молодежь попасть туда часто не может. В мировом высшем образовании есть критерий высокого качества университета — число профессоров, ушедших в бизнес. Соображений как минимум два. Во-первых, он освободил место для молодых, во-вторых, привнес в промышленность новые технологии, созданные в университете.

Инициаторы новой системы надеются, что создание современных и хорошо оснащенных научных подразделений в университетах позволит решить несколько проблем. Эти подразделения будут готовить кадры для науки. Кроме того, они дадут дополнительное образование для любого студента, чтобы он понимал, что такое наука, чего от нее можно ждать и как это можно использовать в его практической деятельности, когда он придет работать мастером в цех или станет директором завода.

В институтах РАН есть базовые кафедры, на которые попадает небольшая часть студентов, и они могут видеть, как делается современная наука. Все же остальные читают учебники. Но если это будет внутри университета, то все его студенты смогут увидеть и понять, как устроена и работает современная наука. Представьте, что в одной комнате в общежитии жили два студента. Один стал профессором, второй — директором завода. И вот когда у второго на заводе возникнут проблемы, то он придет в университет к своему другу профессору и попросит разобраться, то есть сделает заказ на науку.

— А почему, собственно, это не происходит сейчас? Почему частный бизнес шарахается от науки как черт от ладана?

— Мы живем в другом обществе по сравнению с тем, что было 20–40 лет назад. Сейчас единственная мотивация — это, увы, деньги. Никаких других мотиваций в нашем обществе уже, кажется, не осталось. Сегодня в России любой бизнесмен, промышленник или чиновник рассматривает свое дело не как дело, а как финансовый актив, который в нужный момент надо обменять на более ликвидный и дорогой. Все живут в парадигме «вовремя продать то, что у меня есть».

«Красных директоров» сегодня практически нет, может быть, в этом проблема? Красные директора — это те, кто считает, что из ворот их завода (института, лаборатории, предприятия) должна выходить качественная продукция, необходимая обществу. Это те, кто работает на процветание страны и ее будущее. Они не ставят задачу лишь повысить стоимость акций, вовремя выйти на IPO и продать. Почему Саяно-Шушенская ГРЭС взорвалась? Потому что никто не думал, как должна работать энергетика. А все думали, как больше денег получить с нее.

Научное сообщество не исключение. Последнее время в России наукой занимаются как хобби. Для очень немногих наука — это дело жизни. Директора просто используют свои должность, звания и регалии для участия в каких-нибудь комитетах, советах, занимаются а-ля экспертной деятельностью, то есть зарабатывают деньги не результатами научной деятельности, а своим положением. А если говорить про рядовых исследователей, то они проводят время на работе, чтобы пообщаться с приятными людьми, попить чай... Меньшая часть исследователей считает науку делом своей жизни, которое работает на развитие страны. Практически нет исследователей, готовых дать промышленности (бизнесу) работающий приборчик. Как правило, говорят: вот наша статья, вот наша методика, отвалите, делайте, что хотите. Или — вот наш лабораторный образец. А конечным потребителям нужен прибор. Что ж тогда удивляться, что они покупают технологии и приборы на Западе?

— Но разве власть не может вмешаться и сказать бизнесменам: ну-ка всем финансировать науку?

— Может, и такие показатели даже были определены — доля прибыли на финансирование науки. То, что называется «социальная ответственность бизнеса». Но все эти крупные корпорации умеют прекрасно отчитываться, и есть такое ощущение, что в результате все выливается в финансовые манипуляции, формирующие нормальную отчетность, однако на деле никакого финансирования науки пока не ощущается, никакого заказа не формируется. Инвестиционный климат, социальная ответственность бизнеса... На Западе это не просто навязшие в зубах слова, а действующие инструменты. У нас они, к сожалению, не работают.

Пока владелец завода считает, что у него не завод, а набор акций, ничего не изменится. Видимо, этап дикого капитализма в нашей стране затянулся, но он должен закончиться. Когда у человека появится уверенность, что это навсегда, что не отберут, тогда он, возможно, задумается, что надо делать, чтобы его дело дальше работало, как подключить науку.

Видимо, у нашей власти до этого руки еще не дошли. Сначала надо было сохранить страну, потом — Кавказ, потом — позаботиться о пенсионерах... Хотя на первом этапе достаточно, чтобы наши профильные отрасли, такие как Минздрав, точно сформулировали, какие технологии им нужны для лучшего лечения нас с вами, и так далее. Такого рода отраслевых заказов уже будет достаточно, чтобы поддержать науку в тонусе. Просто пока и те и другие об этом не думали. Поэтому мы и занимаемся сохранением научного сообщества и поддержкой инициативных проектов, этим сообществом порожденных. Настолько, насколько хватает бюджетных средств.

— А что может быть формальным и точным показателем того, что заказ на науку в обществе сформировался?

— Такой показатель есть. Это соотношение финансирования фундаментальных исследований, прикладных исследований и разработок на уровне технологий и расходов на коммерциализацию. У нас это соотношение 1:1:1. А в инновационной экономике — 1:10:100. Первую и частично вторую позиции финансирует государство, остальное, в гораздо большем объеме, — промышленность, частный бизнес. Когда структура станет такой, тогда мы поймем, что заказ на науку в государстве и обществе формируется. Тогда денег в науку придет достаточно и можно будет вернуться к разговору о Нобелевских премиях.


8
Показать комментарии (8)
Свернуть комментарии (8)

  • Degen1103  | 05.02.2013 | 09:47 Ответить
    Странно, что автор мыслит в масштабах отдельной страны, когда наука стала глобальной силой, преобразующей лицо планеты, а скоро будет направлять и путь эволюции.
    Ответить
    • niki > Degen1103 | 05.02.2013 | 16:33 Ответить
      И еще врет про безграничное количество отчетов на западе.
      ...хотя, это не странно...
      Ответить
      • Андрей Индукаев > niki | 07.03.2013 | 18:12 Ответить
        На западе уходит тоже немало времени на заявки и отчеты, но обольщайтесь.
        Ответить
  • dudenkov  | 06.02.2013 | 00:17 Ответить
    В этом обстоятельном интервью, тем не менее, причины того, почему все эти формальные механизмы - ФЦП, программы фундаментальных исследований РАН, гранты - на самом деле так плохо работают, показаны очень неполно и тенденциозно (опущен ряд ключевых причинно-следственных междисциплинарных взаимосвязей редукционистского характера - доказательства теорем при таких грубых недочётах признаются или ошибками недоучек, или умышленными подтасовками типа софизмов), что не предвещает изменения ситуации к лучшему. Постоянные оглядки на Запад, без выяснения причин того, почему это именно сейчас работает именно там, но может перестать работать и там уже в самом ближайшем будущем, и нет ли научно обоснованных, но ещё по тем или иным причинам нигде не применявшихся более эффективных механизмов - это простое бездумное подражание, по статистике зачастую неадекватное, и притом доступное не только для архаичных обществ (как воины армий среднеазиатских ханов, терпевших во второй половине XIX века неизменно сокрушительные поражения даже от небольших отрядов русской армии, интерпретировали вставание русских солдат на руки после переправы через арыки как особое магическое действие, которое и обеспечивало победу, и пытались ему подражать, хотя на самом деле это был всего лишь быстрый и удобный способ выливания воды из сапог), но и при животном уровне интеллекта.
    Сначала рассмотрю лично мой случай, который ввиду (1) практически полного ухода из науки целого поколения (приблизительно от 30 до 50 лет), и (2) добровольной или вынужденной бюрократизации повседневной деятельности большого процента наиболее остепененных и авторитетных учёных, может охватывать десятки процентов случаев и соответствующую долю научного бюджета. Я начал самостоятельную научную деятельность (в период с 8 класс школы по 1 курс МИТХТ, а отчасти и до 3-го курса) изобретением "велосипедов" - открытий, совершенных другими ранее (что выясняется позже, или это известно, просто не знаешь как найти литературу по теме из-за чудовищной степени недоступности научной информации для обычного человека, в том числе способного школьника или студента, при обилии и общедоступности бесполезной и откровенно вредной по суггестивным последствиям макулатуры). Изобретение "велосипедов" - наглядное свидетельство воспроизводимости и поэтому, как правило, подтверждение правильности полученных начинающим учёным результатов, показывающее как то, что он самостоятельный исследователь, так и то, что он встал на правильный путь, продолжение движения по которому приведет его к действительно новым для науки результатам. Если в биографии достаточно известного учёного не было этапа изобретения "велосипедов" (которого в силу инстинктивной человеческой психологии вряд ли кто бы стал стесняться или скрывать - просто в истории обстоятельства, способствующие фиксации свидетельств, могут встречаться нечасто - во всяком случае не чаще, чем ученые пишут автобиографии или уцелевают их дневники, черновики и переписка), лично у меня иногда возникают серьёзные сомнения, а он ли на самом деле совершил приписываемые ему открытия, или он их тем или иным путём "приватизировал". Моими "велосипедами" стали (отсканировал свои рукописи - выложу их в интернете, чтобы интересующиеся могли видеть примеры, как это бывает, при этом независимые математические и химические выводы могут оказаться проще приоритетных и полезны хотя бы этим): (1) (с 9-го класса) вывод всех 4-мерных правильных и полуправильных, выпуклых и невыпуклых фигур (позже узнал, что открыл их немец Шлефли в середине 19-го века); (2) (с 10-го класса) открытие функций, конформно отображающих верхнюю комплексную полуплоскость на треугольники замощений, вывод взаимосвязей между ними и "экспериментальное" изучение с их помощью общих закономерностей аналитических функций (позже нашёл это в учебнике по аналитическим функциям, но ссылок там не было, и первооткрывателей этих функций до сих пор не знаю, как и их общепринятых названий - и интернет не помог найти, но судя по двум известным мне родственным теоремам, Чебышеву и Клейну это могло быть известно); (3) (в конце 1-го курса) геометрически сконструировал три каркасных формы углерода из бензольных или этиленовых фрагментов (позже выяснилось, что первую - polybenzene - придумал Riley ещё в конце 1940-х годов и она была забыта до времен уже после моего "переоткрытия", а две других придумал десятью годами ранее И.В. Станкевич из ИНЭОСа - я успел и лично познакомиться с ним). На смену "велосипедам" пришли действительно приоритетные, но неопубликованные работы. Почему неопубликованные? У нас многие преподаватели даже довольно неплохих вузов фактически считают студентов "недочеловеками", мне даже после 3-х занятий 1-го и 1 раза занятия 2-го места на студенческих конференциях МИТХТ - без мест ни разу не оставался, а каждое из трех мест по каждой секции давали лишь одному студенту из двух-четырех десятков докладчиков - такой "групповухи" с чуть ли не каждым вторым среди "победителей", как сейчас, тогда не было. Так что никто из преподавателей кафедр, где я выступал с полностью своими материалами, не предложил мне это опубликовать (я о самом существовании научных журналов и их специфике до времени работы над дипломом так ничего и не знал, что неудивительно - кроме учебников и монографий ещё ничего не видел). Так вот, на 2-м курсе, зная неорганическую и органическую химию только в объеме подробных и качественных, но уже древних учебников Некрасова и Неницеску соответственно, я придумал (1) новый класс материалов, которые должны синтезироваться, в современной терминологии, супрамолекулярной самосборкой - из симметричных субъединиц, образующих между собой донорно-акцепторные связи в, как я его назвал, "органический цеолит", и по юношеской глупости послал в появившуюся в уже "перестроившемся" журнале "Техника-молодежи" рубрику "Фонд новаторов" свою идею ёмко в письме на одном листке. Неудивительно, что в журнале в этой рубрике эту идею я так и не увидел, как и чего-либо иного в принципе патентоспособного, зато там кишели заведомо лженаучные теории разной степени бредовости (не удивлюсь, если когда-то выяснится, что Эйнштейн в бытность скромного служащего патентного бюро занимался тем же, а Калуце целых 2 года не возвращал присланную на рецензию рукопись, потому что колебался - и соблазн был очень велик, и без улик никак не получалось, и именно поэтому наследники Эйнштейна до сих пор отказываются опубликовать его архив, несмотря на растиражированные в СМИ сплетни о подозрительности скромной успеваемости Эйнштейна, хотя лучшее подтверждение авторства идей - рукописи ее промежуточных этапов. Так были ли они?). (Через лет 15 встретил чертёж, практически идентичный моему из этому письма, в одном супрамолекулярно-нанотехнологическом обзоре, стал искать ссылку на источник и ... оказалось, что её там не было - так и не удалось выяснить, каким путём это к ним попало. А когда я это придумал, никакими нанотехнологиями у нас и близко не пахло). Позже предпринимал попытки знакомства с преподавателями органической химии, чтобы пристроить эту идею, уже развитую до анизотропных, меняющих форму под действием химических и электрических сигналов синтетических полимеров - в своём МИТХТ снобизм и узость мышления преподавателей, которых я пытался с этой идеей, описанной в подробном "трактате" из нескольких страниц с кучей иллюстраций, познакомить, были запредельными, нашёл тогда спеца по цеолитам в институте им. Губкина, но и он показался мне не понявшим сути или не заинтересовавшимся. Когда стал научным сотрудником, мой уже ставший директором института научный руководитель - исторически крупный специалист по бороводородам, переквалифицировавшийся на полученную изобретённым им новым способом оксидную керамику - с первых моих двух предложений рассказать ему о этой своей идее отмахнулся от нее словами вроде "наш институт керамики и органической химией не занимается, и вообще я в органике не разбираюсь", а недавно я узнал, что как выдающегося организатора науки (работал несколько лет Управляющим делами РАН) его назначили и.о. декана Факультета наук о материалах МГУ на место Третьякова, и вскоре мне прислали по должности формат заявки на участие в программе РАН "Создание и изучение макромолекул и макромолекулярных структур новых поколений", курируемую одним из руководителей МГУ, известным полимерщиком Хохловым (знал это ещё со времени своего диплома на кафедре физики и химии полимеров и полимерных материалов МИТХТ), но ... большим любителем индексов цитируемости. А откуда у меня возьмутся задел и вообще публикации при таком отношении к науке у лиц, наделенными полномочиями? Так что я, хотя у меня и есть много неопубликованных и нереализованных идей о "умных" макромолекулах, не стал тратить время на эту заявку - это показалось мне заведомо напрасным делом...
    Примерно в то же время, на 2 курсе (1989 г.), скудные сведения учебника Некрасова навели меня на мысль, что должна существовать устойчивая полиазотная частица крупнее азида - катион (N5)+1, и что получить его можно реакцией между упомянутой в Некрасове солью (FN2)+1(AsF5)-1 и азидоводородной кислотой HN3. Лет через 20 в интернете я узнал, что в 1998 г. давно занимающийся азидами коллектив Christe et al. именно таким способом именно эту соль и получил, и она оказалась устойчивой аж до 70 градусов Цельсия! А вот до придуманного мной тогда способа получать из этого катиона новые, отличные от N2 аллотропы азота эти опытные химики до сих пор не додумались - простое взаимодействие N5+1 с N3-1 даёт распад на 4N2, но есть одна хитрость...
    3. Тогда же, на 2-м курсе, по закономерностям изменения длин связей в рядах изоэлектронных аналогов форм элементов 4-й группы со структурой алмаза, я пришёл к казавшемуся невероятным по тем временам выводу, что у элементов 10-й группы по принятой в современном мире...
    Ответить
    • Malcolm > dudenkov | 07.02.2013 | 11:03 Ответить
      Ссылку можно на копипаст?
      Ответить
  • dudenkov  | 06.02.2013 | 00:29 Ответить
    длинной записи Периодической системы (Ni, Pd, Pt) и их ближайших соседей должны быть стабильные соединения с инертными газами. В 2002 Seppelt et al получили стабильную аж до 100 градусов Цельсия соль [AuXe4]+2[Sb2F11-1]2 - соединение благородного газа с благородным металлом! Вскоре были получены и другие соединения со связями Au-Xe, Pt-Xe, Hg-Xe...
    4. Я упомянул только некоторые самые необычные примеры своих подтвердившихся предсказаний новых веществ, но есть и много других... Свои оригинальные рукописи я сохранил, начал их сканировать, чтобы выложить в интернете. Для arXiv такие неформатные "трактаты" не подходят, да и история уже, за неимением других возможностей остается только в ЖЖ выложить и в фэйсбуке да вконтакте, а вот журналу "Химия и химики", сайту Нанометр и вашим Элементам даже нет рубрики, куда это можно предложить - явный неформат.
    ВЫВОД ПЕРВЫЙ: студентов нужно по-человечески уважать и с первого курса хотя бы факультативно знакомить их с существованием научных журналов и другими гласными и негласными правилами науки - пусть это понадобится очень немногим из них, но именно они и двинут науку вперёд, пока мозги ещё свежие и энтузиазм не убит негативным опытом. Полезно давать возможность получить такую информацию и старшеклассникам, чтобы способные ученики с подходящими задатками для занятия наукой с гораздо большей вероятностью выбрали путь, который приведет их в науку.
    Теперь перейдём ко времени, когда я стал научным сотрудником. Научный руководитель, ставший к этому времени директором института, однажды передал мне для исполнения правила подачи заявок на участие в программе фундаментальных исследований Президиума РАН по разработке и созданию новых материалов. С тех пор я ежегодно писал заявки и отчёты по этой программе, а позже и по программе ОХНМ РАН по теории химической связи и механизмам химических реакций, где начальник значился руководителем, обычно он подписывал их не читая, и ни разу ни одного вопроса не задал. Некоторые близкие знакомые интерпретировали это как знак того, что он полностью мне доверяет, а я подумал: ну как такому честному дураку не доверять?, и воспринял эту ситуацию под другим углом: как-то необычно, что признанному специалисту по бороводородам, при всей его занятости (нескольких минут вполне хватало бы, при том что он обычно полчаса на прием своей лаборатории тратил) неинтересно то, что от начала и до конца делаю я и что впоследствии наверняка будет приписываться преимущественно ему - как именитому соавтору. Вряд ли его это интересовало - он даже ни разу не спросил у меня, почему я полученные результаты не приношу ему в форме статей (за 10 лет лишь 2 статьи удалось опубликовать - то, что со второй попытки, после первой неудачной в Кристаллографию, ЖНХ принял у меня теоретические работы по предсказанию новых веществ (LiB9 и нескольких полиморфов LiB11 с особыми электрическими и механическими свойствами, возможные при высоких давлениях), в которых я умудрился обойтись без квантовохимических расчётов, денег на программное обеспечение для которых мне начальник выделить отказывался), что этому мешает, а на мои попытки попросить о том, что было необходимо для хоть сколь-либо нормальной работы по этой работе, часто отмахивался, а пару раз (один из них - когда я затронул вопрос, на что идут выделяемые по этому проекту деньги, из которых на зарплату дозволялось тратить не более 15%, из коих мне он отписывал 4-5%, а на что шла большая часть не зарплатных (кроме действительно нужных компьютера, сканера и принтера, что по стоимости капля в море), вообще не знаю, то есть что-то заведомо не касающееся работы, на которую эти средства выделяются) прямо сказал "Пошёл вон!". Поскольку к тому времени он давно был профессором, а недавно стал и академиком, я вынужден был понимать это так, что ему и без моих статей неплохо жилось. Как-то раз сотрудник (имевший тогда в социальных сетях статусы все до единого на конкретно казнокрадские или просто воровские темы), которому начальник поручает вести все финансовые дела по таким вот своим грантам, мне принес уведомление о сроке сдаче отчёта, который полагалось сдать ещё вчера. В тот день меня сбила на переходе летевшая на красный прямо напротив поста ГАИ летевшая на красный милицейская машина, которой я не мог видеть из-за остановленной рядом гаишниками фуры... Память вернулась ко мне только через 3 недели в 1-й градской под присмотром чудом узнавшей о моем местонахождении матери, статическое двоение в глазах в основном прошло только через полгода, потом дали 2-ю группу пожизненно, но чудом интеллект пострадал мало, удалось всё же добиться у начальника выделения средств на программное обеспечение (лицензионную версию ГиперХема, к которому я привык и где много сделал, и программу CRYSTAL09 для квантовохимических расчётов кристаллов, с которой до сих пор не освоился из-за отсутствия в комплекте поставки визуализованного интерфейса и своего непонимания линукса, из под которого она работает)... Худо-бедно подтвердить квантовохимическими расчетами пока могу только свои работы по бороводородам и усовершенствовании представлений о природе химической связи в них, которые в процессе оформления, идущего довольно медленно. При такой организации научной работы в институте, на публикацию всех моих результатов, зафиксированных отчасти в отчётах, ещё реже в тезисах конференций и лишь в трех статьях, моей жизни точно не хватит. Если бы ведущие специалисты по бороводородам и боридам увидели тексты моих отчётов и докладов конференций (для чего их следовало бы перевести на английский, на котором худо-бедно читаю, а научиться на нём ещё и писать моих инвалидных мозгов уже точно не хватит), почти наверняка многие из них были бы потрясены, что ЭТО не только не оглашено на IMEBORON и "Boron, borides and related compounds", но и вообще не дошло до научных журналов. Так что не удивлюсь, если многие из предсказанных мной веществ раньше получат, и отправлять свои теоретические статьи с их предсказанием будет поздно.
    Ответить
  • int  | 06.02.2013 | 01:57 Ответить
    (intuition)
    А мне кажется что многое уже изобрели и надо всё это внедрять но из за бюрократов, мздомицев во власти страна идёт ко дну, т.к. они своим заняты.
    У вас была статья, что не смотря на то что паразитам быть выгодно, общества с паразитами вымирают, поэтому в конечном счёте альтруистические общества успешнее.
    А напрямую что хотел сказать, надо развивать альтернативную энергетику, пока у нас есть материалы и энергия, ветровые солнечные электростанции с бОльшим кпд (вот в это умы учёных надо вкладывать), потому что когда нефть, газ и т.п. будут кончаться, даже без внешних воздействий, из за того что всех станет не обогреть не прокормить, это кончится большими, в том числе межнациональными бедствиями, читал где то когда европа обледенела много лет назад, люди ели друг друга.
    И немного не в тему, не понимаю почему никто не сообразит своей башкой что нефть это и материалы, а её сейчас просто сжигают в миллионах автомобилей, а потом что привет каменный век? К тому же парниковый эффект это не шутки, всё может закончиться парниковой катастрофой, хотя может быть уже поздно, если метан уже начал выходить из океанов вряд ли ограничением выбросов тут поможешь.

    З.Ы. Много можно написать, ещё пришло на ум, почему не развивается энергосбережение, читал где то построили высокотехнологичный провод от электростанции на сверхпроводниках с охлаждением и от отсутствия сопротивления это давало +, потом почему не придумают дома которые не будут обогревать улицы (трубы), это ведь 1 раз надо придумать (ну и потом улучшать) затраты на учёных не такие большие будут, а эффект на миллионы домов, и т.д. и т.п.
    Ответить
    • Malcolm > int | 07.02.2013 | 11:06 Ответить
      Ну так наше общество и вымирает, все идет по плану сами знаете кого.
      Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»