Рыцарь научной популяризации

Ю. Н. Елдышев, А. Л. Самсонов
«Экология и жизнь» №6, 2009

Джон Мэддокс (1925—2009). Фото с сайта www.nature.com
Джон Мэддокс (1925—2009). Фото с сайта www.nature.com

Что такое профессия научного журналиста и как она выглядит сегодня? Появление в Интернете популяции научных блоггеров — новая реальность, которая активно обсуждается в авторитетном научном журнале “Nature”. Эта и многие другие приметы времени в фокусе внимания представительного форума научной журналистики — VI Всемирного конгресса научных журналистов, проходящего с 30 июня по 2 июля в Лондоне. В этой связи хотелось представить российскому читателю символическую и почти легендарную фигуру из мира научной журналистики — Джона Мэддокса, к сожалению, недавно ушедшего из жизни.

На протяжении многих десятилетий Джон Мэддокс (John Maddox) был образцом научного журналиста, популяризатора науки (ученые и научные журналисты во всем мире знали и звали его просто по инициалам — JM).

За выдающиеся достижения на поприще популяризации науки английская королева удостоила его рыцарского звания, а Лондонское Королевское общество сделало своим почетным членом — случай уникальный для научного журналиста. Но до последнего дня своей жизни (12 апреля 2009 г.) Д. Мэддокс оставался для всех, кто его знал, не столько сэром Джоном, не столько академиком, сколько коллегой и недостижимым образцом преданности научной журналистике и слияния с ней.

Он был главным редактором журнала “Nature” в 1966–1973 и 1980–1995 годах и смог превратить этот журнал в самый известный и уважаемый в научном мире, в своеобразный «инкубатор нобелевских лауреатов».

Он придумал изощренную систему закрытого научного рецензирования поступающих статей и их отбора, что позволило многократно повысить достоверность публикуемых материалов и сделало “Nature” самым популярным научным изданием в мире (большинство нобелевских лауреатов по физике, физиологии и химии впервые опубликовали свои пионерские работы именно в этом журнале).

На протяжении почти четырех десятилетий Джон Мэддокс каждую неделю рассказывал на своих страничках редактора о самом важном в мировой науке, стремясь сделать эти результаты как можно более понятными для «простых смертных». Не менее важно и то, что он, проработав до “Nature” несколько лет редактором отдела науки в газете “Guardian”, привнес журналистские навыки в научную периодику и научную популяризацию, которые до этого старались не иметь с журналистикой ничего общего.

Получив блестящее физическое образование в Оксфорде, Мэддокс удивительным образом совмещал в себе талант ученого (он не один год преподавал физику в Университете Манчестера) и яркого журналиста. Откуда он черпал силы (вечно замышлял сделать больше, чем мог физически, и в итоге успевал сделать все), осталось одной из его неразгаданных тайн.

О ритме его жизни можно судить, например, по тому, как, приезжая в 1990-е годы в очередной раз в командировку в Россию, он ухитрялся за трое суток встретиться с десятками ученых и организаторов российской науки в десятках институтов Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска и сетовал, что не успевает добраться до Екатеринбурга и Владивостока. А через считанные дни его рассказ об этих встречах появлялся в свежем номере журнала, который с нетерпением ждали во многих странах мира. Неменьшей загадкой оставалось и то, как он ухитрялся «вынюхивать» еще только намечающиеся точки роста в мировом естествознании и с невероятной скоростью впитывать новые идеи, которые подчас были еще не вполне ясны и самим авторам.

Он не признавал запретных тем в науке — для Джона Мэддокса истина была важнее респектабельности. В 1988 г. журнал опубликовал статью французского иммунолога Ж. Бенвениста, который утверждал, что вода может сохранять активность в отсутствие примеси — только как «память» о разбавлении, что вызвало бурю в научном мире.

Он написал немало книг и очень хотел увидеть русское издание хотя бы одной из них — “What remains to be discovered” (на русский это можно перевести как «Границы непознанного»). В редакции нашего журнала эта книга была прочитана с огромным удовольствием, тем более что получена она была от автора с автографом. К сожалению, сейчас, как и в 1999 г., когда мы ее получили, «на дворе стоит кризис» и нет возможности ее издать, хотя такое издание стало бы достойным памятником Джону Мэддоксу — доблестному рыцарю научной популяризации, возможно, последнему из могикан классической научной журналистики.


2
Показать комментарии (2)
Свернуть комментарии (2)

  • Чалдон_в_пимах  | 10.10.2009 | 19:00 Ответить
    Только аппетит растравили. Хоть бы одну его публикацию, хоть бы какую-нито завалящую...
    Ответить
  • stasde  | 05.11.2009 | 23:33 Ответить
    Недавно в Лондоне стал выходить бесплатный журнал Эврика, где о науке рассказывается популярно. Журнал выходит раз в месяц, вот сегодня был 2-й номер.
    Вот сайт журнала: http://www.eurekamagazine.co.uk
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»