Высказывание, что любая математическая модель представляет собой только аппарат в руках исследователя, оригинальностью не отличается. Иными словами — от качества заложенной в любую модель информации, основанной на понимании природы объекта моделирования, зависит и качество полученного с ее помощью прогноза. Но еще в древние времена классик античной философии Аристотель, прекрасно понимая несовершенство многих своих теорий, полагал: «Искать истину и легко и трудно, ибо очевидно, что никто не может ни целиком ее постигнуть, ни полностью ее не заметить, но каждый добавляет понемногу к нашему познанию природы, и из совокупности всех этих фактов складывается величественная картина».
Неумение связать воедино имеющиеся знания сводит вероятность получения долгожданной «величественной картины» до нуля. Сегодня в практику морского природопользования прочно вошла система гидроэкологического мониторинга. Ее реализация при проведении на морской акватории работ, связанных, например, с разведкой и добычей минеральных ресурсов, позволила собрать огромные массивы экологических данных. Специалисты, ведущие мониторинг, прекрасно владеют методами формального математического и компьютерного анализа, методиками физических, химических и биологических измерений. Но без системного анализа собранные фактические материалы, как правило, остаются лежать мертвым грузом.
Возьму на себя смелость предположить, что адекватно проанализировать собранную информацию, чтобы использовать ее в прогностических целях, вдохнуть жизнь в уравнения и формулы математических моделей предопределено судьбой специалистам-географам. Именно география оказывается сегодня связующим звеном между человеком и природой!
Такое предположение возникло не на пустом месте. История нашего государства хранит множество примеров, когда география выходила на передовые позиции среди наук, решавших важные для страны практические задачи. Комплексные описания местности губерний России и сопредельных стран, содержавшие множество разнообразных данных о природе, населении, экономике регионов, велись под руководством географов еще при Петре Великом. Знаменитый путешественник, член Русского географического общества Н.М. Пржевальский и многие его коллеги географы были офицерами Генерального штаба и занимались не только популярными описаниями посещаемых мест, но и серьезными комплексными аналитическими обзорами.
Во время Великой Отечественной войны одним из звеньев Комиссии по геолого-географическому обслуживанию Красной армии был Институт географии АН СССР. Его ученые уже с июля 1942 года начали составлять военно-географические «портреты» — описания территорий будущих сражений от Волги до Берлина. Группа, выполнявшая эту работу для штаба инженерных войск, состояла из разных специалистов, а возглавил ее географ И.П. Герасимов. О практической значимости результатов работы географов во время войны свидетельствует и тот факт, что на полетных картах сбитых немецких летчиков Институт географии значился как стратегический объект для бомбометания.
В 1942 году вице-президент АН СССР академик А.Е. Ферсман в журнале «Наука и жизнь» (см. №№ 11–12) в статье «География и война» отмечал, что география, считавшаяся описательной наукой, стала наряду с фундаментальными науками ведущей силой при решении важнейших задач мирового конфликта. Объясняя причины этого, он подчеркивал, что «география — совсем не наука об отдельных фактах окружающего нас мира. География — наука о связях, о глубочайших соотношениях, которые существуют в природе между отдельными явлениями и трудящимся в ней человеком».
Приведенные примеры относятся к периодам, когда главными перед нашей страной стояли не экологические, а военно-политические задачи, тем не менее при их решении географическая наука с честью исполняла роль лидера.
В послевоенные годы академик И.П. Герасимов ввел в естествознание термин «конструктивная география», подчеркивая значимость географической науки при решении не только военных, но и других народно-хозяйственных задач. Уверен, что разобраться в хитросплетениях современного изменчивого мира невозможно без участия экологической географии.