Джордж Массер
«В мире науки» №12, 2005
Как ни странно, об этом первом шаге часто забывают. Непросто в потоке ежедневных газетных заголовков уловить важнейшие тенденции. Демограф Джоэл Коэн (Joel E. Cohen) рисует яркую картину общества будущего — многочисленного, медленно растущего, очень урбанизированного и довольно старого. Отдельные частности могут оказаться неточными, однако общие направления развития чрезвычайно важны.
В этом месяце Генеральная ассамблея ООН обсуждает свои неоднозначные успехи на пути борьбы с бедностью и неравноправием. Экономист Джеффри Сакс (Jeffrey D. Sachs), возглавляющий проект ООН под названием Millennium Project, считает, что необходимо объединить усилия для помощи нуждающимся. Таким образом можно не только повысить благосостояние людей, но и снять остроту экологических проблем, обусловленных бедностью, например, загрязнения воздуха и уничтожения лесов.
Вымирание отдельных видов необратимо, поэтому крайне важно не допустить их окончательного исчезновения. Под угрозой находятся отнюдь не неведомые животные и растения, мы можем потерять такие экономически значимые виды, как осетр и дикие хлебные злаки. Экологи Стюарт Пимм (Stuart L. Pimm) и Клинтон Дженкинс (Clinton Jenkins) утверждают, что развитие системы природных заповедников потребует вложения средств, однако принесет значительную выгоду. Даже если смотреть с чисто экономической точки зрения, государство получит больше выгоды от сохранения лесов, чем от строительства на месте вырубок ферм или ранчо.
Если содержание углекислого газа в атмосфере будет и дальше повышаться, то климатическая катастрофа неминуема. Снижение выброса продуктов сгорания в атмосферу требует радикального изменения способов производства и потребления энергии, однако Эймори Ловинс (Amory B. Lovins), один из лучших специалистов по данному вопросу, доказывает, что задача вовсе не такая трудная и дорогостоящая, какой кажется, и увеличить объемы производства энергии можно лишь за счет повышения эффективности использования ресурсов.
Как накормить дополнительные рты, не распахивая новых площадей, не истощая источников воды и не перегораживая рек плотинами? Специалист по развитию Пол Полак (Paul Polak) пишет, что подходящие малые технологические решения, например ручные насосы и капельное орошение, способны повысить урожаи, обеспечить экономное расходование ограниченных ресурсов воды и помочь фермерам встать на путь процветания.
В богатых государствах, а также в быстро развивающихся странах, таких как Китай и Индия, в настоящее время люди больше страдают от хронических заболеваний, в том числе сердечных и психических, чем от инфекций. На бедных же регионах тяжким грузом лежат малярия, туберкулез и другие инфекционные заболевания. Эпидемиолог Барри Блум (Barry R. Bloom) утверждает, что в обоих случаях важны профилактические меры — от вакцинации и обеспечения москитными сетками до кампаний против курения.
Государственные и финансовые учреждения должны переориентировать свою деятельность в связи с тем, что экономика вскоре неизбежно столкнется с ограничениями, налагаемыми глобальными процессами. Экономист Герман Дейли (Herman E. Daly) предлагает переходить к новым способам налогообложения, установления процентных ставок, регулирования процессов использования ресурсов и охраны окружающей среды. В своем комментарии экономист Парта Дасгупта (Partha Dasgupta) соглашается с большей частью утверждений Дейли, однако высказывает предположение, что экономика развитых стран уже сейчас намного устойчивее, чем кажется.
В настоящее время приоритеты в значительной степени определяют те, кто кричит громче всех или играет в гольф с нужными людьми. Но, по словам нашего штатного корреспондента Уэйта Гиббса (W. Wayt Gibbs), экономисты и экологи уже сейчас стараются разработать оптимальные подходы к рациональному использованию имеющихся ресурсов. Если как следует оценить потенциальные затраты и выгоды, то рынки будут функционировать как гигантские распределительные и вычислительные системы, способные найти компромиссные решения. Однако здесь возможны ошибки — например, в тех случаях, когда требуются большие затраты, а выгоды расплывчаты.