Борис Жуйков,
докт. хим. наук, зав. Лабораторией радиоизотопного комплекса Института ядерных исследований РАН
«Троицкий вариант» №15(184), 28 июля 2015 года

Дмитрий Ковтун. Фото BBC News

Дмитрий Ковтун. Фото BBC News

С 24 июля в Лондоне возобновляются общественные слушания по делу об убийстве Александра Литвиненко, который, как предполагается, был отравлен полонием-210. Недавно предприниматель Дмитрий Ковтун, подозреваемый британскими властями в причастности к убийству (наряду с депутатом Госдумы Андреем Луговым), заявил о своем желании выступить на слушаниях по видеосвязи из Москвы.

По решению судьи Роберта Оуэна ему был предоставлен статус ключевого участника после того, как он согласился выполнить ряд условий. В своих публичных выступлениях Ковтун заявил, что его юристы «разорвут в клочья» обвинения против него. Также Ковтун выдвинул версию событий: еще до встречи с Луговым и Ковтуном Литвиненко неудачно обращался с полонием, и полоний накапливался в его организме, что, по сути, повторяет старую версию ряда российских СМИ.

Основываясь на материалах, уже опубликованных в ходе общественных слушаний [1], чрезвычайно трудно обосновать эту версию и любую другую, кроме отравления Литвиненко с целью его убийства. Подробно технический аспект этого дела разобран в нашей предыдущей статье [2]. В целом, можно сказать, что версия Ковтуна совершенно не соответствует многим результатам измерений радиоактивности.

Так, до момента чаепития в Pine Bar отеля Millennium 1 ноября 2006 года ни в одном из восьми мест, где был только Литвиненко (а Луговой и Ковтун не были), нигде следов полония вообще не обнаружено в пределах чувствительности измерений(см. Hearings [1] — INQ017934–018198, пункты в списке: 3, 8, 13, 16, 17, 34, 41, 42).

Кроме того, установлено, что полоний поступил внутрь Александра Литвиненко не через легкие, а через желудочно-кишечный тракт: получается, что если Литвиненко ранее работал с полонием, то его работа, по-видимому, заключалась в том, что он его ел. При этом в Pine Bar, где его потчевали невкусным, по его словам, чаем Луговой и Ковтун, была обнаружена посуда, очень сильно загрязненная полонием.

Более того, по радиографии волос Александра Литвиненко установлено, что основная — летальная — доза полония поступила внутрь его организма примерно 1 ноября. Гораздо меньшая активность (в 100 раз меньше) могла попасть и во время других встреч — 16 октября или, возможно, 26–27 октября.

Напротив, активность полония, обнаруженная российскими медиками внутри организмов Ковтуна и Лугового, была чрезвычайно мала — в тысячи раз меньше, чем у Литвиненко. А внешние загрязнения, оставляемые Луговым и Ковтуном, были иногда на много порядков больше, чем внешние загрязнения от Литвиненко, которые к тому же стали проявляться только после его встречи с Луговым и Ковтуном 1 ноября. Луговой же и Ковтун начали оставлять загрязнения еще до 1 ноября, причем и в тех местах, где Литвиненко никогда не появлялся.

Совершенно невероятно и то, чтобы Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун могли получить обнаруженное в их организмах количество полония от Литвиненко воздушно-капельным путем, как предполагала Генпрокуратура России. Для этого Ковтуну пришлось бы поглотить внутрь примерно 1/1000 часть биологических субстратов Литвиненко (например пота, мочи, кала), т. е. не менее 70 г, а Луговому — 7 г. А с учетом неполной усвояемости полония организмом — даже в несколько раз больше. Так что версию о том, что Ковтун «заразился» от Литвиненко, вряд ли можно рассматривать как серьезную.

Поэтому намерение Ковтуна участвовать в разбирательстве и доказать свою правоту оказалось для многих неожиданностью. Но рассмотрение имеющихся фактов показывает, что улики против Ковтуна действительно кажутся менее весомыми, чем против Лугового.

Так, например, по данным следствия, Ковтун (как и Литвиненко) не был в номере 848 отеля Sheraton Park Lane, где останавливался Андрей Луговой 25–28 октября и где впоследствии обнаружили громадную активность полония «первичного» характера, то есть такую, которая непосредственно могла быть использована для отравления. Возможно, поставив под сомнение виновность Ковтуна, можно было бы вызвать недоверие к обвинению в целом.

В данной статье я не собираюсь рассматривать ни мотивацию, ни политические аспекты, ни конспирологические версии этого дела, а хотел бы обратить внимание на результаты измерений радиоактивности, которые имеют значения в обвинениях именно против Ковтуна. Возможно, это поможет читателям газеты сформировать свое собственное мнение.

Итак, какие имеются данные по радиоактивности полония, касающиеся собственно Дмитрия Ковтуна? В большинстве случаев следы полония, которые могут быть приписаны Ковтуну, найдены в тех местах, где мог присутствовать и Луговой. Но всё же в некоторых случаях активность полония, связанная с Ковтуном, оказывалась гораздо больше.

  1. По анализам, сделанным российскими медиками и предоставленным британской стороне, Ковтун в результате получил загрязнение полонием в 1000 раз меньшее, чем Литвиненко, но в 10 раз большее, чем Луговой. Поэтому можно было бы заключить, что Ковтун манипулировал с полонием больше, чем Луговой.

  2. Высокая активность полония обнаружена в офисе Тимоти Рейли компании Erinys Int., где 16 октября 2006 года на совещании присутствовали и Литвиненко, и Луговой, и Ковтун. По показаниям свидетелей (Day 10, стр. 85; INQ018987) Ковтун располагался на стуле («красный стул» на рисунке INQ017924), где впоследствии была обнаружена громадная активность полония — 1 млн беккерелей* — «первичное» загрязнение, очевидно, связанное с исходным продуктом для отравления. И это намного выше, чем на стульях, где располагались другие участники. Также очень высокая активность обнаружена на столе в том месте, где сидел Андрей Луговой. Следствию следует уточнить, меняли ли стулья местами.

  3. Дмитрий Ковтун оставлял следы полония в Гамбурге при посещении 28–31 октября 2006 года своей бывшей жены и ее ребенка, где ни Лугового, ни Литвиненко не было. Однако измеренный уровень радиоактивности оказался очень мал (до 23 имп./с, то есть порядка 7 Бк/см2 *). Это говорит о том, что загрязнения носили вторичный характер и могли быть занесены после посещения Ковтуном Лондона 16 октября. Такие количества полония совершенно не представляют угрозу для окружающих. Поэтому германская прокуратура сняла с Ковтуна обвинение в незаконной транспортировке радиоактивных веществ.

  4. Наконец, важно оценить следы в отеле Millennium, где останавливались и Луговой, и Ковтун, и где, по данным следствия, 1 ноября в Pine Bar произошло отравление. В номере 441 останавливался Луговой со своей женой, там были обнаружены загрязнения полонием до 250 имп./с (INQ018097). В номере же 382, где останавливался Ковтун вместе с Дмитрием Соколенко, найдена гораздо большая радиоактивность — до 3800 имп./с, в отстойнике под раковиной — более 272 тыс. Бк/см2 (INQ018136). (Дмитрий Соколенко — бизнес-партнер Ковтуна, бывший офицер КГБ, глава частной охранной фирмы; следствие не нашло оснований его подозревать.)

Можно было бы предположить, что эти загрязнения оставлены посетителем этого номера, например Луговым. Однако значительные загрязнения имелись и на кровати, и на шторе в ванной, и на других предметах.

По-видимому, в ходе слушаний 27–29 июля 2015 года Ковтуну и его адвокатам придется как-то объяснять обстоятельства появления полония в данных местах.


[1] Материалы по общественным слушаниям по делу Литвиненко.
[2] Жуйков Б. Новые факты в деле Литвиненко. Что показали измерения радиоактивности // ТрВ-Наука №176 от 7 апреля 2015 года. Стр. 4–5.
* Количество радиоактивного вещества измеряется обычно в беккерелях (Бк), то есть распадов ядер атомов в секунду. Счетчики чаще всего регистрируют активность в импульсах в секунду (cps). Некоторые счетчики, учитывающие эффективность регистрации и площадь анализируемой поверхности, показывают результат измерения в других единицах — Бк/см2. В данном конкретном случае чаще всего показания в имп./с были примерно в три раза больше, чем в Бк/см2. Но это еще зависит от распределения радиоактивного вещества по поверхности и в глубину.


16
Показать комментарии (16)
Свернуть комментарии (16)

  • denis_73  | 02.08.2015 | 11:50 Ответить
    Фонд "Династия" уже закрыли, интересно, что предпримут власти за опубликование этой статьи в "ТрВ" и "Элементах"? Может, занесут эти сайты в список запрещённых за экстремизм?
    Ответить
    • oriss > denis_73 | 02.08.2015 | 16:06 Ответить
      умом Россию не понять... хотя какую еще способность, кроме ума, русский поет Тютчев предлагает использовать для понимания, предположить трудно.Да над этим никто и не задумывался, точность последнего слова первой строки отвлекает все наше внимание.
      Ответить
    • Aab > denis_73 | 03.08.2015 | 17:52 Ответить
      Так и будет :(
      Ответить
  • SysAdam  | 02.08.2015 | 20:18 Ответить
    Мне не очень понятно, почему следы полония в номерах Ковтуна и Лугового? Они что, брызгались им?
    Ответить
    • radion > SysAdam | 03.08.2015 | 15:06 Ответить
      Если верить всему этому, самые большие загрязнения на стуле и умывальнике, как вариант - одному в мыло, другому на стул, третьему в чай, первые двое успели с себя смыть, да и на руках кожа толще.
      Ответить
    • dims > SysAdam | 03.08.2015 | 22:51 Ответить
      Работали с контейнером. Возможно, контейнер имеет несколько режимов -- для транспортировки, для подготовки к отравлению и т.п. Возможно, он имел конструкцию "матрёшки" -- и тогда перед применением нужно было извлечь внутреннюю, боевую, часть...
      Ответить
      • Aab > dims | 03.08.2015 | 23:35 Ответить
        Как полоний попал на полотенца и в сливную трубу? Они, что, пролили ЭТО на пол и вытирали?! они, что, вылили остатки в раковину?!

        А знали ли они вообще, с чем работают? Может, им не сказали... Ну, люди же у нас - расходный материал.
        Ответить
        • dims > Aab | 04.08.2015 | 11:32 Ответить
          Возможно, репетировали отравление.

          Да, слили в трубу. Судя по тому, что убийство удалось, убит только Литвиненко и больше никто не пострадал, включая исполнителей, они всё сделали правильно (я не имею в виду моральную точку зрения).
          Ответить
          • radion > dims | 04.08.2015 | 12:17 Ответить
            Если это не мыло. Тысячная доза от полученной погибшим, учитывая что тот сам получил десяток смертельных - вполне опасна для здоровья. Если радионуклид проникал через кожу, то увеличение времени контакта могло быть смертельным
            Ответить
            • dims > radion | 04.08.2015 | 12:24 Ответить
              Очевидно, при сливании в канализацию, происходит разбавление более, чем в тысячу раз. Например, если слит 1 миллилитр, то достаточно вылить вслед за ним 1 литр воды. Для верности, можно вылить больше.

              Наконец, если они репетировали, то могли применять неполную дозу.
              Ответить
              • radion > dims | 04.08.2015 | 19:59 Ответить
                Но получается, что на кожу всё ж была нанесена смертельная доза, часть которой успела проникнуть внутрь.
                Кроме того на стуле столько же, сколько и в отстойнике, на порядки больше остальных мест.
                А сколько нашли на посуде из под чая, не сказано.
                Ответить
          • Aab > dims | 06.08.2015 | 22:33 Ответить
            Следствие установило, что Литвиненко получал яд минимум 2 раза. Чего уж тут репетировать? Репетировать нужно ещё дома, под присмотром людей, разбирающихся в технике безопасности работы с Ро в штатском.

            Не разумнее было бы не оставлять следов полония в окружающем пространстве вообще (вернее - ad maximum)? Чашку из под "невкусного чая" выкрасть из "забегаловки"? Etc.

            Расслабленные ребята.
            Ответить
            • dims > Aab | 06.08.2015 | 22:43 Ответить
              Не ошибается -- только тот, кто ничего не делает.
              Ответить
              • Aab > dims | 07.08.2015 | 20:48 Ответить
                "Тут уже и в рядах президентской свиты началась истерика. Ястржембский кинулся спасать президента – делая вид, что передает Ельцину какие-то важные бумажки, на самом деле пресс-секретарь как заботливая нянька, по возможности незаметно, физически не давал главе государства упасть. А потом и вовсе пододвинул ему стул и усадил за стол.
                Немцов же оказался впечатлительным, хуже чем его шведская невеста: первый вице-премьер вдруг зашатался, схватился за голову и опрометью бросился прочь с трибуны – в тот самый, левый проход, куда уже попряталась от глаз шведских дипломатов добрая половина российской делегации и прессы.
                Не в силах больше наблюдать это душераздирающее зрелище, туда же вскоре эмигрировала и я.
                – Я почувствовал, что еще секунду, и я сам упаду в обморок, – признался мне бледный как смерть Немцов, обмахивавшийся сценарием президентского визита как веером.
                А рядом с ним Вера Кузнецова, работавшая тогда в Известиях, дергала за рукав Татьяну Дьяченко и громко, как контуженая, орала ей в лицо:
                – Но ведь это же – (см. [1] - Aab)! Таня! Это же (см. [1] - Aab)!!! Что же теперь с этим делать?!
                Выглядевшая абсолютно хладнокровной президентская дочь Татьяна предпочла не комментировать эту свежую мысль."

                Но это был ещё не (см. [1]). Зато теперь вполне себе такой самый (см. [1]). Он самый (см. [1]). Как вишенка на торт из... всего остального, "что свершается дома". Ну, не хочется второе плохое слово в одном посте употреблять.

                * * * [2]

                Как это исстари ведется
                И в жизни происходит сплошь,
                Он незаметно подкрадется,
                Когда его совсем не ждешь.

                И ты узришь в дверном проеме
                Его суровые черты
                Во всем пугающем объеме
                Их абсолютной полноты.

                PS "Поэтому все спекуляции и истерику на этот счет просил бы прекратить [...]" (с) В. Путин

                --------------------
                [1] Елена Трегубова, "Байки кремлевского диггера"
                [2] Игорь Иртеньев, "* * *"
                Ответить
                • Aab > Aab | 07.08.2015 | 21:26 Ответить
                  "Что ему сначала было очень трудно поверить, что тут замешан Луговой. Он не сразу согласился с тем, что Луговой мог убить. И когда стало известно, что это был радиоактивный полоний, Борис предлагал Луговому оплатить билеты сюда, в Лондон, предлагал прислать за ним самолет, оплатить самых лучших адвокатов, чтобы тот грамотно смог опровергнуть выдвинутые обвинения. То есть Березовский был уверен, что если Луговой действительно невиновен, он сможет приехать и это доказать. Но тот активно отказывался и вообще перешел в конфронтацию. На что Борис ему сказал: «Ну если ты так себя ведешь, значит, ты что-то сделал». А потом Луговой через знакомого прислал Борису футболку с эмблемой ЦСКА и надписью «Полоний стучится в Вашу дверь»."

                  (ц) Марина Литвиненко

                  Это не профессионалы, это - гопники. И король их - старший над ними.
                  Ответить
  • Kyu  | 11.08.2015 | 03:33 Ответить
    Автору следует осторожнее использовать эмфатические конструкции.
    "получается, что если Литвиненко ранее работал с полонием, то его работа, по-видимому, заключалась в том, что он его ел."
    Достаточно, не помыв руки, есть печенье, конфеты и прочее, что обычно берут руками.
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2026 «Элементы»