Представляет значительный интерес сопоставление выводов, которые представляются важными авторам настоящей работы, с взглядами П. Фейерабенда [76]. Близость основного метода в данной работе и у П. Фейерабенда отрицать невозможно и не нужно — это детальное обсуждение достоинств и недостатков тех или иных конкретных научных исследований, сыгравших существенную роль в развитии той или иной научной области. Однако наши выводы совершенно лишены той характерной для П. Фейерабенда агрессивности по отношению, главным образом, к методологии науки и отчасти к науке вообще. Дело заключается, прежде всего, в историческом изменении взглядов за те 20 с лишним лет, которые прошли со времени публикации основных работ П. Фейерабенда (например, работы «Против методологического принуждения» из сборника [76]). Жизнь человеческая, к сожалению, коротка, а жизнь научная (т. е. время активной жизни в науке) и того короче. В этом смысле можно сказать, что со времени появления упомянутой работы появилось новое поколение ученых. Доказывать в настоящее время, что наука, в общем-то, принципиально ничем не лучше и не хуже, чем другие формы духовной деятельности, например, религия, — означало бы ломиться в открытую дверь. Так и воспринимаются теперь многие пассажи такого пламенного писателя, каким в философии науки остается П. Фейерабенд, — что, возможно, и является наивысшим признанием заслуг ученого: высказанные им идеи становятся общим местом.
Использованная в настоящей главе метафора, основанная на том наблюдении, что такие, казалось бы, различные формы духовной деятельности, как наука и религия, проходят чем-то похожий путь исторического развития, нам представляется любопытной и ни для кого не обидной. Мы совершенно согласны с тем, что приходский священник, который крестит новорожденных, венчает молодежь, исповедует умирающих, может для многих людей сделать менее невыносимыми те жизненные невзгоды, которые выпадают на их долю. Просто тот исторический путь, который проходят религии от своего возникновения до превращения в массово признаваемые учения, хорошо известен, и его можно использовать как метафору для исторического пути науки.
П. Фейерабенд вкладывает немало ехидства в сопоставление некоторых эпизодов развития современной физики с формами мышления, которые представляются грубыми и примитивными. Например, работы Дж. фон Неймана в области квантовой физики он сопоставляет с системой колдовства племени нупе, характерной особенностью которого «... является контраст между претенциозной теоретической структурой и примитивным неряшливым применением этой структуры на практике» ([76], стр. 196–197). Мы же не видим, почему такое наблюдение должно считаться ехидным: речь идет о сходстве на уровне глубинной человеческой психологии, которая, возможно, одинакова у современного интеллектуала и главного колдуна племени нупе.
Конечно, главный методологический вопрос заключается в том, каким образом должна применяться математика в биологии и, в частности, — в экологии. В своих методологических работах П. Фейерабенд ориентируется в основном на физику. Физика и математика развивались вместе, так что ученое звание «доктор физико-математических наук» — не пустое словосочетание, хотя доктор за математические заслуги может не знать, что такое запаздывающие нейтроны в ядерном реакторе, а доктор за физические заслуги — что такое трансфинитные числа. Тем не менее, физика и математика настолько едины, что вопрос об их взаимодействии достаточно ясен. В данной работе сказано еще раз, что в биологии бесперспективно применение математики по образцу физики. С другой стороны, биология, а экология в особенности, стремятся к тому, чтобы быть количественными науками (огромное количество подсчетов обилия тех или иных особей — совершенно обычное дело для биологии). Понятно, что в таком случае без применения математики обойтись нельзя. Несомненно, также, что нельзя будет отделаться сравнительно примитивными применениями математической статистики для решения метрологических вопросов.
Итак, наука умеет извлечь известную, даже практическую пользу не только из правильной, но также из неправильной теории. Конечно, правильная теория лучше, чем неправильная, и небезынтересно рассмотреть дальнейшие попытки сделать теорию более правильной.