А. Марголина,
кандидат биологических наук
«Наука и жизнь» №12, 2005

Восстановление барьера — стратегия и тактика

Если хотите знать, на что похож роговой слой, вспомните, как выглядит стенка пузырей, вздувающихся при ожоге. Именно эта тонкая полупрозрачная мембрана отвечает за барьерные свойства кожи.

Корнеоциты — плоские чешуйки, образующие роговой слой, — скреплены между собой пластичным «цементом», состоящим из двойного слоя особых липидов — церамидов
Корнеоциты — плоские чешуйки, образующие роговой слой, — скреплены между собой пластичным «цементом», состоящим из двойного слоя особых липидов — церамидов

Кожу часто сравнивают с крепостной стеной, окружающей организм. Из чего построены крепостные стены? Чаще всего — из кирпичей или камней, скрепленных между собой цементом. Роговой слой кожи устроен по тому же принципу. Роль кирпичей в нем выполняют ороговевшие клетки — корнеоциты, скрепленные между собой специальными перемычками (десмосомами), а роль цемента — жироподобное вещество, или липидная прослойка. Причем липидная прослойка рогового слоя — это не просто размазанный между роговыми чешуйками жир, а сложно организованная структура.

В состав липидных пластов, заполняющих пространство между корнеоцитами, входят особые жиры — церамиды. Они разительно отличаются от нейтральных жиров кожного сала. Главная особенность церамидов в том, что их молекулы полярны: у них есть два конца — гидрофильный, то есть любящий воду, и липофильный, который предпочитает жиры и боится воды. Обычно липофильный конец называют «хвостом» (он длиннее), а гидрофильный — «головой». Эти молекулы замечательны тем, что стараются всеми силами оберегать водобоязненные «хвосты» от соприкосновения с водой, перестраиваясь таким образом, чтобы прикрыть их гидрофильными «головами». Есть две простые пространственные структуры, которые позволяют достичь этой цели. Первая структура — сфера, в которой гидрофобные концы обращены внутрь, а гидрофильные — наружу (именно так устроены липосомы, применяемые в косметологии). Вторая структура — двухслойная пластинка, в которой гидрофобные концы спрятаны между двумя гидрофильными слоями. Именно такие двухслойные липидные пласты заполняют пространство между роговыми чешуйками, создавая довольно прочный барьер.

Молекулы церамидов и фосфолипидов имеют гидрофильные «головы» (фрагменты, любящие воду) и липофильные «хвосты» (фрагменты, предпочитающие жиры). В водной среде они образуют структуры, в которых «хвосты» спрятаны внутрь: липидный бислой (А) либо шарики-липосомы (Б)
Молекулы церамидов и фосфолипидов имеют гидрофильные «головы» (фрагменты, любящие воду) и липофильные «хвосты» (фрагменты, предпочитающие жиры). В водной среде они образуют структуры, в которых «хвосты» спрятаны внутрь: липидный бислой (А) либо шарики-липосомы (Б)

Что происходит, если барьер разрушен или ослаблен? Во-первых, через кожу начинают проникать микроорганизмы, что создает большую нагрузку на иммунную систему. Итогом становятся кожные инфекции и вспышки воспалений. Во-вторых, в кожу проникают вещества, которым раньше доступ был закрыт (например, ингредиенты моющих средств). Это может вызвать раздражение и аллергические реакции. В-третьих, кожа начинает обезвоживаться — становится менее упругой, тусклой, на ней появляются морщинки.

В дополнение ко всем этим неприятностям бреши в барьере создают сильный стресс для кожи, который может спровоцировать развитие кожных заболеваний. Дело в том, что восстановление кожного барьера требует согласованных действий различных клеток, а чтобы их обеспечить, нужен эффективный клеточный диалог. Клетки «разговаривают» с помощью особых химических веществ — цитокинов, маленьких молекул, которые странствуют в межклеточном пространстве, передавая команды от клетки к клетке. В человеческом языке одни и те же буквы входят в состав разных слов, а одни и те же слова — в разные предложения. Точно так же одни и те же цитокины могут участвовать в передаче разных команд. Если клетки находятся в состоянии стресса, то они начинают производить избыточное количество цитокинов. В результате наряду с командой ускорить построение барьера приходит сигнал, запускающий воспалительную реакцию. Возникает дисбаланс процессов, регулирующих скорость образования рогового слоя и скорость его отшелушивания. Это может привести к утолщению рогового слоя, шелушению, воспалению и покраснению кожи.

К счастью, существует и обратный эффект: после того как проблемы с барьером устранены, многие заболевания кожи, сопровождающиеся воспалением и шелушением, легче поддаются излечению. Иными словами, все, что защищает барьер от разрушения и способствует его восстановлению, может улучшить как внешний вид кожи, так и ее физиологическое состояние.

Стратегия восстановления кожного барьера включает увлажнение, защиту и питание. Однако пленкообразующие вещества, незаменимые в качестве средства «скорой помощи», при длительном применении оказывают обратное действие — восстановление рогового слоя замедляется
Стратегия восстановления кожного барьера включает увлажнение, защиту и питание. Однако пленкообразующие вещества, незаменимые в качестве средства «скорой помощи», при длительном применении оказывают обратное действие — восстановление рогового слоя замедляется

Когда коже требуется неотложная помощь, применяют вещества, позволяющие временно создать искусственный барьер. Самое простое из них — вазелин. Несмотря на незаслуженно плохую репутацию, именно вазелин (при условии, что он очень тщательно очищен) служит тем инертным, гипоаллергенным средством, которое моментально закрывает прорехи в барьере и позволяет коже собраться с силами. Вазелин и средства на его основе чаще всего применяют после медицинских и косметических процедур, приводящих к удалению рогового слоя, таких, как лазерная шлифовка, дермабразия (механическое удаление эпидермиса), пилинг. Недостатки вазелина — плохая впитываемость, из-за которой он лежит на коже жирным слоем, и сильный окклюзивный эффект (блокирование испарения влаги). Вазелин рекомендуют применять лишь при остром разрушении эпидермального барьера, когда нужно предупредить слишком бурную реакцию клеток кожи, внезапно лишившихся внешней защиты, а также в тех ситуациях, когда кожа не способна сама формировать полноценный барьер. В остальных случаях блокировать испарение воды через поврежденный роговой слой не рекомендуют. Дело в том, что усиленное испарение служит главным сигналом к началу «ремонтных работ», а искусственный барьер «дезинформирует» клетки кожи.

Восстановлению барьера способствуют средства, поставляющие коже строительный материал. Кожа не относится к органам пищеварения, и «накормить» ее косметикой не так-то просто. Однако жиры кожа способна усваивать, то есть разбирать на составные части и использовать получившиеся фрагменты для построения собственных липидов. Конечно, наилучшим строительным материалом служат жиры, аналогичные липидам рогового слоя: церамиды, холестерин и жирные кислоты. Тем не менее исследования показывают, что практически любая жировая эмульсия может в той или иной степени улучшать состояние кожи с поврежденным барьером. Проблема лишь в том, что большинство косметических эмульсий стабилизированы поверхностно-активными веществами (ПАВ), а некоторые из них могут повреждать барьер. Это относится в первую очередь к лаурилсульфату натрия — дешевому компоненту многих косметических и моющих средств.

Действие липидов косметических средств
Действие липидов косметических средств

Для восстановления рогового слоя как нельзя лучше подходят ламеллярные (пластинчатые) эмульсии, построенные из фосфолипидов. Они не нуждаются в добавлении поверхностно-активных веществ, поскольку фосфолипиды, так же как церамиды, имеют гидрофильную «голову» и липофильный «хвост» и способны образовывать двухслойные пласты. Ламеллярные эмульсии, даже без добавок активных веществ, оказывают терапевтическое действие, так как предотвращают воспаление и раздражение, вызванные разрушением барьера.


0
Написать комментарий

    Элементы

    © 2005–2025 «Элементы»