Перед вами — обыкновенная жаба (Bufo bufo) с необыкновенным содержимым в носу. Присмотритесь: ее ноздри забиты белыми кругляшками. Это личинки лягушкоедки (Lucilia bufonivora), одного из видов зеленых падальных мух (Lucilia), чье потомство развивается не в гниющем мясе, а в живой жабе, лягушке или саламандре. Взрослые насекомые обычно откладывают свои яйца на спину подходящего хозяина (часто раненого или ослабленного), откуда вылупившиеся личинки добираются до ноздрей или открытых ран и начинают буквально пожирать амфибию живьем. Ориентируются в ноздрях жабы личинки задними концами тела наружу, поэтому и выглядят так аккуратно и упорядоченно.
Развитие личинок происходит быстро: всего за 3–5 дней значительная часть тканей хозяина оказывается растворена пищеварительными соками до состояния бульона, который всасывают маленькие паразиты. Шансов выжить у зараженной амфибии немного, а после ее гибели лягушкоедки продолжают свое развитие в разлагающемся трупе, после чего уходят в почву окукливаться. Весь цикл, от откладывания яиц до вылета имаго, занимает около двух недель, что, по-видимому, позволяет лягушкоедкам «монополизировать» зараженную амфибию и не дать другим сапрофагам урвать свой кусок.
Лягушкоедки встречаются по всей Палеарктике, хотя попадаются не слишком часто. В основном они заражают жаб и лягушек, но могут развиваться и на огненной саламандре. Спасти зараженную амфибию можно: для этого достаточно поместить ее в прохладное место — с температурой ниже 14°С. Тогда личинки перестанут питаться и покинут хозяина в попытке зарыться в грунт и впасть в анабиоз. После этого будет достаточно обработать раны антипаразитарными препаратами и дать амфибии достаточно времени на восстановление.
Каким же образом лягушкоедка, принадлежащая к роду вполне безобидных уничтожителей разлагающегося органического мусора, превратилась в облигатного паразита амфибий и единственный вид зеленых падальниц, способный питаться живой плотью? Скорее всего, как и в случае с кровожадными вьюрками с Галапагосских островов (см. картинку дня Вьюрок-вампир), метафорическую лягушку медленно варили: поначалу мух могли привлечь гниющие раны на телах амфибий, а затем они принялись заражать и еще живых хозяев.
Увы, у этой жабы шансов на выживание не осталось: ее голова буквально растворилась под воздействием пищеварительных соков. Фото © Thomas Gyselinck с сайта inaturalist.org, Бельгия, 16 июля 2021 года
Подтверждает это предположение тот факт, что жутковатые привычки встречаются и у других представителей рода зеленых падальниц. Например, обыкновенная зеленая падальница (Lucilia caesar) при возможности может заражать открытые раны ежей, а Lucilia illustris встречается на птицах. Но, пожалуй, чаще всего о заражении мухами (миазах) говорят в Австралии и Новой Зеландии, где один конкретный вид, Lucilia cuprina, стал настоящим бичом для местных фермеров. Ежегодно «мушиный налет» (см. Flystrike) приводит к гибели множества овец: натертости, ссадины или даже шерсть, измазанная фекалиями, могут стать приманкой для насекомых, после чего в плотном, грязном и влажном руне начинают интенсивно размножаться личинки. Особенно страдают от мух австралийские мериносы: их морщинистая, собирающаяся в складки шкура служит идеальными «яслями» для развивающихся личинок, чьи выделения разъедают овечью кожу и нередко доводят хозяина до гибели.
Существует несколько способов борьбы со зловредными насекомыми, в том числе довольно оригинальные. Например, в 2024 году исследователи предложили «привлечь» к борьбе с мухами местных рептилий — варанов Розенберга, которые смогут эффективно очищать местность от падали и, соответственно, лишать мух возможных мест для размножения. Напоминаю, из всех зеленых падальниц только лягушкоедки могут размножаться на живых амфибиях, всем остальным видам нужна гниющая плоть. Другой способ, гораздо более спорный, называется мулезинг (см. Mulesing): фермеры срезают полоски кожи с шерстью вокруг хвоста овцы, чтобы на их месте выросла бесшерстная рубцовая ткань, к которой не будут прилипать фекалии и моча, привлекающие мух. Мулезинг считается довольно жестокой процедурой, но пока что, несмотря на давление международных зоозащитных организаций, австралийские фермеры продолжают его практиковать.
Фермерам приходится внимательно осматривать своих животных на предмет потемнения шерсти — это первый признак заражения мухами
Кто знает, возможно, однажды в Австралии появятся новые, еще более агрессивные мухи, которые научатся проникать в ноздри овец и растворять их головы изнутри?
Фото © MallaurieBrach с сайта commons.wikimedia.org, Франция, 6 июля 2018 года.
Анна Новиковская
Лягушкоедки ...попадаются не слишком частоэт оч, оч и оч радует.
Взрослая лягушкоедка внешне не отличается от привычных нам падальных мух... вот только высматривает она отнюдь не мертвечину. Фото © Ian Andrews с сайта inaturalist.org, Великобритания, 25 мая 2024 года