На фото — японский серау (Capricornis crispus), крупнейший сухопутный эндемик Японских островов. Обитает в горных лесах островов Хонсю, Кюсю и Сикоку. Впервые увидев это необычное животное, его легко можно принять за кабана: и ростом такой же, и весит порядка 50 килограммов, и покрыт темной грубой шерстью. Однако, присмотревшись к голове зверя, легко заметить, что вооружен «кабан» не торчащими изо рта клыками, а парой коротких рожек, едва различимых между ушей. Ведь ближайшие родственники серау — не домашние свиньи, а козы и овцы.
В отличие от некоторых других видов диких коз, серау чаще встречаются поодиночке. Чтобы не допустить вторжения на свою территорию, животные активно метят границы выделениями предглазничных желез и много времени проводят на возвышенностях, наблюдая за окрестностями. Площадь каждого участка составляет около 10–15 гектаров, причем у самцов и самок территории могут перекрываться, а вот у животных одного пола — нет.
В питании эти животные не особенно привередливы — в основном они общипывают ветки лиственных и хвойных деревьев, но также могут побаловать себя желудями или упавшими плодами. Со сменой сезонов их рацион почти не меняется. Вероятно, выбирая себе территорию, серау отдают предпочтение той, что способна прокормить их круглый год. Кроме того, на ней должны быть удобные места для отдыха и возвышенности, на которых серау спасаются от врагов.
Однако крупных хищников в Японии осталось мало. Главным охотником на серау был японский подвид волка (Canis lupus hodophilax), вымерший по вине человека в начале XX века. Остался лишь местный подвид гималайского медведя (Ursus thibetanus japonicus). Большую часть его рациона составляют растения, так что вряд ли медведь представляет серьезную угрозу для ловких и осторожных козлов. В последние десятилетия на серау стали нападать одичавшие собаки. Там, где нет псов, за дело берутся люди: хотя серау находятся под охраной закона, в некоторых регионах эти животные считаются вредителями лесного хозяйства, объедающими молодые насаждения, и на них охотятся. К счастью, если серау не трогать, их популяции довольно быстро восстанавливаются. В 1950-х годах из-за чрезмерной охоты и браконьерства диких козлов в Японии осталась всего пара тысяч. Но за тридцать лет интенсивной охраны их численность выросла до 100 тысяч!
По мере того как сокращается площадь горных лесов, пригодных для жизни серау, животные всё чаще выходят ближе к людям: этого сфотографировали неподалеку от города Гифу. Фото © jessiclaire с сайта inaturalist.org, Хонсю, 28 марта 2024 года
Темпы размножения у серау невысокие: самки приносят в среднем одного козленка в год, а половой зрелости молодые серау достигают лишь к 2,5–3 годам. Так что, если этот вид в силу своей многочисленности вновь станет объектом охоты, людям не потребуется много времени, чтобы вновь поставить серау на грань исчезновения.
В середине прошлого века серау был объявлен «особым памятником природы» и стал живым символом Страны восходящего Солнца. Японцы нередко называют камосику, или «грубошерстного оленя», «ненормальным» или «глупым», прячущимся в лесах и наблюдающим за происходящим с возвышенностей. Но в то же время ценят его за скорость и ловкость, позволяющую не падать даже с отвесных скал. Неудивительно, что спортивный мотоцикл Yamaha XT225 получил прозвище «Yamaha Serow». А студенты перед экзаменами покупают амулеты-омамори с отпечатком копыта этого животного. Поскольку в японском языке «упасть» и «провалить экзамен» звучат одинаково, как тут не обратиться к самому устойчивому животному в стране!
Фото с сайта yatsugatake-asobi.com.
Анна Новиковская




Серау отлично карабкаются по отвесным кручам — не зря же на родине их в ловкости сравнивают с ниндзя! Фото © tuohinopsakki с сайта inaturalist.org, Хонсю, 8 января 2019 года