На фотографии запечатлена летучая лисица Бисмарка (Pteropus capistratus), представитель довольно редкого вида крыланов, встречающегося только на территории Папуа — Новой Гвинеи, в основном — на архипелаге Бисмарка. Помимо симпатичной внешности у этого рукокрылого есть интересная особенность: это один из считаных видов млекопитающих, у которых детенышей молоком выкармливает не только мать, но и отец.
Впервые феномен мужской лактации (см. Male lactation) описал немецкий натуралист Александр фон Гумбольдт еще в начале XIX века. Он сообщил о жителе венесуэльской деревни, который в течение трех месяцев кормил грудью своего сына, пока его жена болела. Позже Чарльз Дарвин в своей книге «Происхождение человека и половой отбор» предположил, что у предков млекопитающих выкармливание потомства молоком было делом обоих полов, но со временем «кормилицами» стали только самки.
У летучей лисицы Бисмарка мужская лактация — видовая норма. У человека же молоко помимо женщин может вырабатываться у младенцев обоих полов — это так называемое неонатальное, или «ведьмино», молоко (см. Witch's milk), а также у мужчин, страдающих от различных патологий, например аденомы гипофиза, вызывающей повышенную выработку гормона пролактина (см. картинку дня Молочная железа во время лактации).
Так почему же большинство видов млекопитающих отказались от молочного вскармливания детенышей и отцом, и матерью? Согласно одному из предположений, всё дело здесь в разных стратегиях размножения, которых придерживаются самцы и самки. Вкладываясь в заботу о потомстве, млекопитающие мужского пола рискуют: если это не их детеныши, значит они повышают шанс на передачу генов конкурента и снижают собственный репродуктивный потенциал. С этой точки зрения выгоднее оставить самку саму растить детенышей (ей это выгодно всегда, ведь в природе все рожденные самкой детеныши — ее собственные) и отправиться на поиски новой партнерши.
Исключений в этом правиле не так уж много — всего около 10% всех видов млекопитающих проявляют отцовскую заботу о потомстве, и большинство их придерживается моногамных отношений («единобрачия»). Например, самцы степных пеструшек много времени проводят в семейном гнезде с детенышами, согревая потомство в отсутствие самки, а у азарской мирикины из семейства ночных обезьян и медного прыгуна из семейства саковых самец почти полностью берет на себя заботу о детеныше и возвращает его матери только ради кормления (см. картинку дня Заботливый папа-прыгун).
Семейство панамских мирикин. У ночных обезьян определить, кто в паре самец, а кто — самка, довольно сложно: мало того, что представители обоих полов выглядят практически одинаково, так еще и подрастающий детеныш может находиться как с матерью, так и с отцом. Фото © Raul Arboleda с сайта npr.org
Так, казалось бы, почему бы таким видам «заботливых пап» не начать вырабатывать молоко, улучшив питание потомства и позволив самке быстрее восстановиться после родов? Возможный ответ на этот непростой вопрос недавно дали математики из Йоркского университета, обратившие внимание на богатое сообщество микроорганизмов, населяющее грудное молоко и передающееся потомству во время кормления. Согласно их предположению, в случае получения молока от обоих родителей повышается шанс передачи потомству вредных микроорганизмов, например попавших в молоко в результате болезни. Если же молоком кормит только один из родителей, вероятность такой передачи снижается.
Но почему же именно мать, а не отец? Именно самка будет первой взрослой особью, с которой столкнется детеныш, появившись на свет. Именно с микробиомом самки он начинает взаимодействовать еще в процессе родов (а возможно — и в утробе), так что ее бактерии, грибки и вирусы ему уже будут «знакомы».
Виды, у которых присутствует мужская лактация, по-видимому придерживаются иной адаптивной стратегии. Быть может, лактирующие самцы привлекательнее для противоположного пола, и выработка молока повышает их шансы на спаривание? К сожалению, о репродуктивной системе летучей лисицы Бисмарка и бурого крылана (Dyacopterus spadiceus), двух наиболее известных видов с мужской лактацией, известно немного. Но другая летучая лисица, самоанская (Pteropus samoensis), придерживается моногамных отношений, что повышает выгоду от большего вклада самцов в потомство.
Также лактация у самцов крыланов может быть вызвана питанием растительным кормом, содержащим фитоэстрогены, растительные аналоги женского гормона эстрогена. Хотя в таком случае следует задать вопрос, почему не кормят молоком самцы других видов крылановых, многие из которых растительноядны. Интересно, что, по некоторым данным, диета с высоким содержанием фитоэстрогенов ухудшает репродуктивные качества самца, уменьшая количество сперматозоидов, однако у лактирующих бурых крыланов в семенниках проходит активный сперматогенез.
Как и многие крылановые, бурый крылан — вегетарианец: этого застали на фиговом дереве. Фото © uluulublog с сайта borneoficus.info, 17 октября 2022 года
Напоследок стоит заметить, что все возможности для возобновления мужской лактации у млекопитающих есть: гены, контролирующие развитие и работу молочных желез, и гормоны, влияющие на лактацию, присутствуют у обоих полов. Тем не менее пока что этот феномен был в норме зафиксирован всего у нескольких видов, и другим заботливым отцам приходится выкручиваться по-своему. Например, хомячки Кэмпбелла подкармливают голодных детенышей выделениями кожной железы, жирный секрет которой обычно используется для мечения территории. И хотя состав секрета значительно уступает по питательности молоку, дополнительный источник энергии помогает хомячатам продержаться без еды до возвращения матери в гнездо.
Фото © Allen Allison с сайта x.com.
Анна Новиковская
Молоко, выделяемое сосками 26-летнего мужчины (A), стало единственным внешним признаком опухоли гипофиза (B). Последующий анализ крови выявил аномально высокое (в 26 раз больше нормы) содержание пролактина и низкое содержание тестостерона в сыворотке. Фото из статьи T. M. Anoop et al., 2010. Lactation associated with a pituitary tumour in a man