На фото — нижняя створка раковины ископаемого моллюска грифеи (Gryphaea) на выставке «Золото сарматских вождей», проходившей в этом году в Пушкинском музее. Такие раковины находят в некоторых сарматских курганах, их створки заполнены разноцветными красками и лежат вместе с костями женщин, иногда детей.
Грифеи — это двустворчатые моллюски из отряда устриц (Ostreida), которые во второй половине юрского периода жили в том числе на территории Южной России, где тогда вместо степей простиралось неглубокое море. Раковина грифеи выглядит как плошка с крышкой: нижняя створка крупнее верхней и дугообразно изогнута, верхняя — маленькая и плоская. Такая необычная форма нижней створки позволяла устрице удержаться на топком иле и приподнять раковину наверх к чистой незамутненной воде.
Спустя 150 миллионов лет на месте бывшего моря, в Евразийской степи, кочевали племена, получившие общее название сарматов. Их кочевая «империя» простиралась от нынешнего Китая до Венгрии. Западными соседями были скифы. У кочевников не было письменности, не было городов. На повозках они следовали за стадами овец и лошадей в поисках новых пастбищ. Немногочисленные упоминания сарматов в античных источниках краткие и противоречивые. Почти всё, что известно о сарматах, основано на интерпретации их погребений в курганах. А курганов — многие сотни. Они — почти неотъемлемая часть степного пейзажа Приуралья и Заволжья. Исследователи раскапывают их почти полтора века.
Находки, особенно недавние, красноречиво показывают, что у сарматов была своеобразная, богатая культура. Особое место в ней занимал культ мертвых. К покойникам сарматы относились с огромным пиететом. Знатных людей погребали в громадных курганах. Некоторые курганы, кажется, были родовыми, и тела мертвых вождей везли за многие километры от места смерти к родовым могилам. Возможно, именно это в искаженном виде передал древнегреческий историк Геродот, указавший, что перед похоронами тела кочевых царей везут по всем землям, где живут подвластные им племена.
Сарматские погребения сопровождались богатым инвентарем, иной раз совершенно избыточным. Умершим клали всё, что могло понадобиться в загробном мире. В одном из Филипповских курганов в Оренбуржье с покойником похоронили более сотни деревянных сосудов с золотыми оковками. Мертвых увешивали золотом, клали с ними дорогое оружие, заодно убивали и хоронили рядом наложниц, слуг и коней, иногда десятками.
Золотая оковка венчика сосуда с изображением всадника на лошади. Филипповский курган №1, выставка «Золото сарматских вождей». Фото Юлии Михневич
Особенно роскошны женские погребения. У сарматов женщины занимали неожиданно высокое для древнего мира положение. Античные писатели называли сарматов народом, которым «управляют женщины». Женщины занимались изготовлением посуды, ткачеством, выделкой кож, наравне с мужчинами могли участвовать в боевых действиях. Об этом писал Геродот: «С тех пор савроматские женщины сохраняют свои стародавние обычаи: вместе с мужьями и даже без них они верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую одежду с мужчинами».
Кроме того, именно женщины выполняли роль семейных и племенных жриц, проводили ритуалы, связанные с языческими культами. Об этом свидетельствуют находки в курганах — именно с женщинами захоронены предметы культа. Но какая религия была у сарматов? Непонятно. Возможно, они поклонялись змеям. В Волгоградской области в двух погребениях кургана Лятошинка нашли остатки змей (скелеты без головы), похороненных с сарматскими женщинами и детьми примерно в IV веке до н. э. Также с ними лежали окаменелые раковины грифей, одна — под панцирем черепахи, другая — рядом с берестяной коробочкой.
Раковины грифей — нередкая находка в женских погребениях сарматов Оренбуржья и Заволжья. Иногда они есть в детских захоронениях. В мужских их не бывает никогда. В центре одного из курганов Ново-Кумакского могильника недалеко от Орска в выложенной бревнами погребальной камере, датированной V веком до н. э., лежали скелеты мужчины и женщины. У мужчины был довольно бедный погребальный инвентарь, зато у женщины — множество предметов: каменный жертвенник на четырех ножках, гадательные камни со следами сажи, бронзовое зеркало в футляре из коры. В погребальную камеру к паре спустили жертвенную лошадь с жеребенком, накрыли сверху бревнами, а на них положили воина с мечом, вероятно специально убитого, чтобы охранял могилу. Рядом с женщиной лежали три створки грифеи. Одна — на бронзовом зеркале. В ней сохранились следы зеленовато-синей минеральной краски. Вторая — под зеркалом. Третью прислонили к левому виску женщины, в ней лежали следы минерала реальгара (ярко-оранжевое соединение мышьяка). В соседних курганах тоже откопали раковины грифей: у левого виска девочки, между бедрами женщины, под черепом подростка.
Раскопки Филипповских курганов, что расположены в двухстах километрах на запад от Ново-Кумакских, дали исключительно богатую коллекцию. Это некрополь сарматской знати, датируемый IV веком до н. э, с богатейшими похоронными предметами. Здесь были найдены обитые листами золота деревянные олени, оружие, украшения, жертвенники и створки грифей. Они находились в комплекте с другими предметами, которые считаются жреческими, и, что еще интереснее, с инструментами для нанесения татуировок: золотыми иглами, каменными «палитрами» с углублениями для растирания и смешивания минеральных красок.
Сарматские каменные палитры для размельчения и смешивания минеральных красок из Филипповских курганов. Выставка «Золото сарматских вождей». Фото Антона Нелихова
В 1890 году рядом с Орском раскопали сарматское погребение, где рядом с костями женщины лежало бронзовое зеркало и сразу три раковины грифеи со следами красок: синей, красной и черной. В Соль-Илецком округе Оренбуржья в погребальный набор покойницы входило пять раковин грифей, а также краски разных цветов и две гальки.
На территории Башкирии в громадном, под пятьдесят метров в диаметре кургане в одной из могил похоронили двух женщин лицами друг к другу. Рядом с покойницами (видимо, изначально в кожаной сумочке-мешочке, от которой остались следы темного цвета) лежали раковина грифеи, три кусочка горного хрусталя и остатки красок.
Очевидно, что в створках грифей сарматские женщины хранили краску. Сопровождающие предметы указывают, что это была краска для татуировок. И татуированием занимались женщины: и молодые, и старые. Также можно предположить, что татуировка у сарматов, как у многих традиционных культур, имела ритуальный характер.
Некоторые народы еще совсем недавно очень трепетно относились к татуировкам. Эскимосы считали, что женщина без красивой татуировки не сможет после смерти попасть в «страну блаженства», где живут сытые и счастливые покойники. В разных культурах татуировками отмечали важные этапы жизни вроде прохождения инициации, а также социальный статус человека, его профессию. Ими защищались от злых духов. Татуировки служили оберегами, талисманами, даже лекарственным средством. В мерзлой земле на плато Укок в Алтайском крае сохранились обледенелые могилы, куда две тысячи лет назад соседи сарматов клали покойников. Сохранилась одежда из войлока, парики из конского волоса, еда и мумии с татуировками, которые оказались похожи на петроглифы (см. картинку дня Татуированные мумии Алтая и статью Пазырыкцы: культура в лицах). В оренбургской степи тела не сохранялись, от покойников остались лишь кости, но наборы для татуирования четко указывают, что татуировки здесь тоже делали.
При религиозном отношении к татуировкам атрибуты подбирали со смыслом. Ничего случайного быть не могло. Значит, раковины грифей были в культуре сарматов чем-то важным. Краску можно хранить в любых других сосудах или в кожаных мешочках, но сарматы предпочитали окаменелые толстые раковины грифей. В Оренбуржье и Заволжье их без особого труда собирали по оврагам и холмам. Но в другие места приносили издалека. В Челябинской области в кургане V века до н. э. нашли стандартный «женский набор» сарматов: бронзовое зеркало без ручки и раковину грифеи. До ближайшего местонахождения грифей — сотня километров.
Раскопки кургана №4 могильника Филипповка 1, центральное погребение, 2006 год. Фото с сайта new.ras.ru
Чем же были раковины грифей для сарматов? Чтобы попробовать это разгадать, придется обратиться к другим культурам. Створки грифей нечасто упоминаются в легендах, но почти всегда на них смотрели, как на когти чудовищ. Донаучная интерпретация окаменелостей преимущественно основывалась на их внешнем виде и мало менялась от культуры к культуре. В предгорьях Тянь-Шаня створки грифей считали остатками когтей исчезнувших великанов — мугов, которые были такими огромными, что могли перейти вброд Сырдарью. О том, почему муги обламывали когти, рассказывали разные истории. По одной, муги царапали скалы от отчаяния, потому что не могли побороть распространение ислама. По другой, если муги бездельничали, их мучили ползавшие под когтями черви-паразиты, и тогда муги принимались выцарапывать (вероятно, от зуда и боли) камни из скал. Любопытно, что за остатки червей принимали спиральные ядра раковин вымерших брюхоногих Turritella. Согласно третьей истории, муги были очень трудолюбивыми, работали день и ночь, поэтому у них выросли замечательные крепкие и огромные когти — муг-тарнак («когти мугов»), то есть раковины грифей. В Британии и Шотландии раковины грифей еще недавно называли «дьявольскими ногтями» (имелись в виду ногти на ногах).
Вероятно, и сарматы считали окаменелые створки грифей когтями каких-то чудовищ. Но к этим чудовищам они относились с большой симпатией, иначе бы не стали класть их когти в могилы и хранить в них краски для ритуальных татуировок. Такое священное чудовище с когтями у сарматов известно одно. Это грифон: крылатое существо с головой орла и телом зверя.
Слева — распределитель ремней конской упряжи в виде головы грифона. Золото, литье. Филипповский курган №1, тайник 2. Фото Антона Нелихова. Справа — сосуд с ручкой в виде грифона и оковкой в виде оленей. Золото, латунь, дерево (восстановлено). Курган №1, тайник 1. Фото Юлии Михневич
Можно предположить, что сарматы считали раковины грифей когтями грифонов. Утверждать наверняка нельзя, но предположение по меньшей мере правдоподобное.
Фото с сайта vladimirdar.livejournal.com, Филипповский курган №29, погребение 4.
Антон Нелихов
От куда и как эти слова проникли в славянские языки некто не знает.К индоевропейским народам относится много кто, в том числе, литовцы, древние римляне, современные итальянцы, францы, ирландцы, славяне, (включая русских) и прорва других народов. Современный персидский и язык хинди столь же далеки от праиндоевропейского предка, как от него далеки современные европейские и азиатские индоевропейские языки.
Раковина грифеи. Фото © Hallettx с сайта commons.wikimedia.org