На первый взгляд вы не заметите ничего странного на этой фотографии: просто мама-тюлениха отдыхает на льду бок о бок со своим тюлененком. Такие сцены — совсем не редкость для полярных широт, и каждый год в водах Северной Атлантики сотни тюленей-хохлачей (Cystophora cristata) приносят на свет потомство. Однако почему у такого крупного детеныша сохранился остаток пуповины, которую после рождения малыша перегрызла его мать? Он же должен был засохнуть и отпасть в первые несколько дней жизни тюлененка. Думаю, вы удивитесь еще больше, если узнаете, что этому довольному толстячку от роду, самое большее, четыре дня, и родился он крепеньким двадцатипятикилограммовым увальнем, с довольно толстым слоем подкожного жира и уже развитым шерстным покровом.
Удивительно, но первую линьку эти малыши проходят еще в утробе матери (поэтому при родах в последе самки можно увидеть серовато-белую шерсть), и новорожденный тюлененок покрыт голубовато-серебристым мехом, настолько отличающимся от пятнистых шкур своих родителей, что изначально был описан как отдельный вид, Phoca mitrata.
Помимо симпатичной внешности маленькие хохлачи отличаются еще и завидной самостоятельностью: у этих тюленей самая короткая лактация среди всех млекопитающих, и уже через четыре дня после родов самка прекращает кормить своего отпрыска молоком. В течение этого периода щенки выпивают в день по несколько литров сверхпитательного молока, содержание жира в котором достигает 60%. Неудивительно, что ежедневный прирост массы тюлененка достигает семи килограммов!
Примерно 75% энергии, которую получает детеныш с молоком, сохраняется в виде подкожного жира, и к концу лактационного периода молодой тюлень весит уже 50–60 килограммов. Естественно, матери это дается нелегко: за время выкармливания потомства она теряет до 40 килограммов, или 17% от общей массы тела, и после окончания лактации тут же возвращается в воду, где нередко спаривается с поджидающим ее самцом.
Зачем же этот вид идет на такие жертвы ради сверхбыстрого развития детеныша? Скорее всего, дело тут в том, что самки хохлачей приносят потомство на льдинах, которые довольно нестабильны: они способны разрушаться и двигаться вместе с океаническими течениями, попутно сталкиваясь друг с другом. Единственная возможность для тюлененка не утонуть и не быть раздавленным в таких обстоятельствах — как можно быстрее вырасти, поэтому все виды тюленей, размножающиеся на льдинах, отличаются коротким периодом лактации.
Первые дни жизни молодого хохлача: меньше чем через неделю после рождения его бросает собственная мать, после чего еще две недели одиночества — и придется самому нырять в воду
После того как мать его покидает, тюлененок еще несколько дней, если не недель, остается на льдине один, прежде чем самостоятельно отправиться в море. Поначалу он кормится крилем и другими беспозвоночными, но постепенно накапливает опыт и учится охотиться на рыбу и кальмаров. Хохлачи — отличные ныряльщики: взрослые тюлени способны опускаться на километровую глубину и оставаться под водой в течение целого часа! Объясняются эти способности многочисленными физиологическими адаптациями, такими как повышенное содержание эритроцитов в крови (гематокрит), большой объем крови, высокая толерантность к концентрации углекислого газа и самый большой запас кислорода в организме среди млекопитающих (89,5 мл/кг).
Детская голубоватая шубка начала покрываться взрослыми пятнами, а значит, пора учиться плавать! Фото © Hans Wolkers с сайта wildfrontiers.nl
Взрослеют хохлачи довольно быстро: уже в трехлетнем возрасте самки становятся способны к спариванию, тогда как самцы достигают зрелости на год–два позже. Живут эти тюлени до 25–35 лет, если, конечно, не станут жертвами хищников: основную опасность для них представляют косатки и белые медведи. На этих тюленей ведется также коммерческая охота: Норвегия, Россия, Дания, Гренландия, Великобритания и Канада добывают хохлачей ради мяса и жира, а также шкур молодых животных (как их называют, «голубоспинок», bluebacks). В 1970-е годы на добычу хохлачей, в связи с сильным снижением их численности, начали выдавать квоты, исключая случаи добычи тюленей местным населением, которое использует их для личных нужд. Общий допустимый вылов хохлача установлен в размере 10 тысяч особей в год, при общей численности вида около 650 тысяч особей.
К сожалению, морские хищники и человек — не единственная опасность, с которой столкнулись хохлачи в последние годы. Будучи крайне привязаны к паковым льдам, на которых они размножаются, эти тюлени в наибольшей степени страдают от климатических изменений. Сокращение площади ледового покрова приведет к уплотнению популяций, что, учитывая крайнюю агрессивность хохлачей во время размножения, может вылиться в резкое снижение численности вида. К счастью, хоть и нечасто, этот вид ластоногих содержится в зоопарках и исследовательских центрах Европы и Северной Америки, так что остается надежда на выживание этих тюленей хотя бы в условиях неволи.
Фото © Hans Wolkers с сайта wildfrontiers.nl.
Анна Новиковская
Изображение «тюленя в митре» (Phoca mitrata) в книге 1833 года «The Naturalist’s Library». Рисунок с сайта commons.wikimedia.org