Перед вами — величественный древнеегипетский сфинкс на Университетской набережной Санкт-Петербурга. Это так называемый восточный сфинкс, левый, если смотреть на Неву, напротив него расположен западный сфинкс, который сохранился чуть хуже. Со времен появления в городе на Неве сфинксы неизменно производят сильное впечатление на людей: бабушки в XIX веке крестились при виде чужеземных чудовищ или падали в обморок, поэты посвящали им стихи (почитайте, например, «Александрийский столп» Брюсова), художники изображали их на картинах, а современные жители города и туристы фотографируются рядом на память.
Эти сфинксы были найдены при раскопках в Фивах, древней столице Египта, в 1825 году в Поминальном храме Аменхотепа III, фараона XVIII династии. То есть им около 3500 лет. Раскопки проводил греческий археолог и авантюрист Янис Атанази. Он даже оставил на западном сфинксе свой «автограф». Сфинксов на плотах отправили на антикварный рынок в Александрию. Там в 1830 году ими заинтересовался путешественник и писатель Андрей Николаевич Муравьев: «колоссальный гранитный сфинкс, покрытый иероглифами», поразил его. Муравьев написал прошение графу Рибопьеру, российскому посланнику в Константинополе, приложив рисунок памятников. Рибопьер отправил письмо графу Нессельроде, от него прошение попало к императору Николаю I, который направил запрос на рассмотрение Академии художеств. Совет академии одобрил предложение о покупке сфинксов. Но переписка длилась так долго, что сфинксов успела купить Франция.
Однако нам повезло — перевозке помешала июльская революция 1830 года. Тогда сфинксов приобрела Россия за 64 000 рублей. Капитан корабля, зафрахтованного для перевозки сфинксов в Кронштадт, запросил еще 18 или 28 тысяч рублей. Во время погрузки один сфинкс рухнул на палубу из-за вышедшей из строя подъемной машины (весят сфинксы немало — 23 тонны). Сфинксы все-таки прибыли в Петербург в мае 1832 года. Но сооружение пристани на Университетской набережной начали незадолго до их прибытия, и сфинксы почти два года простояли во дворе Академии художеств. Лишь в апреле 1834 года их подняли на высокие постаменты из финского гранита, на которых они стоят и поныне.
Давайте теперь рассмотрим сфинксов внимательно, на примере восточного памятника (оба сфинкса очень похожи, различается лишь степень сохранности и иероглифические надписи). Он изготовлен из качественного розового гранита, искусно отполированного. Полировка лица более блестящая. Еще бы! Это ведь лицо самого Аменхотепа III — юного и величественного (фараон правил около 38 лет, прожил долгую жизнь, тяжело болел и плохо выглядел под конец жизни, но изображен молодым и могучим). Идеально очерченные миндалевидные глаза, характерные для изображений фараонов, губы, сложенные в полуулыбке, большие уши — чтобы лучше слышать людские молитвы. На голове — платок немес, один из символов власти фараонов. При его создании скульптор продемонстрировал особое мастерство — сумел передать в граните лоснящуюся поверхность ткани, из которой сделан платок, очень реалистично показал на ней полоски с помощью фактурной поверхности, чередуя лощеные полосы с матовыми.
На лбу красуется урей — символ царской власти в виде изящно изогнувшейся кобры — богини Уаджит, покровительницы Нижнего Египта. Голову венчает корона па-схемти — она состоит из двух соединенных корон: в основании хеджет, корона Верхнего Египта, в нее вложена корона Нижнего Египта дешрет. К подбородку «привязана» ритуальная бородка — она была отбита у обоих сфинксов еще в древности, как и голова змеи на урее, вероятно во время ритуального осквернения. Интересно, что бородку восточного сфинкса не так давно нашли, по промерам она идеально подходит к сфинксу, она хранится в Археологическом хранении Ком эль-Хиттан при Поминальном храме Аменхотепа III. На груди и плечах сфинкса — широкое ожерелье усех. Спина и грудь украшены имитациями попон из плиссированной ткани. Львиное тело тоже отполировано, поверхность лоснится, словно шкура льва. Массивный хвост загнут вокруг правого бедра. На груди, меж передних лап и по всему периметру пьедестала вырезаны иероглифические надписи с краткой титулатурой Аменхотепа III, большая часть из которых хорошо сохранилась.
Восточный сфинкс в лесах во время реставрации. Фото Станислава Щигорца с сайта victorsolkin.wordpress.com, 2002 год
Восточный сфинкс сохранился лучше и отличается особенной тщательностью отделки. Западный сфинкс выполнен из менее качественного гранита и хуже сохранился. Возможно, он был выполнен раньше: на памятнике видны следы исправления ошибок скульптора, которых нет на восточном сфинксе. Лицо проработано чуть менее тщательно, пострадала часть пьедестала.
Надписи на сфинксах несут следы переделки, связанной с уничтожением имени бога Амона в эпоху правления сына Аменхотепа III — фараона-еретика Эхнатона (Аменхотепа IV), проводившего религиозную реформу. Позже, скорее всего в начале правления XIX династии, надписи были восстановлены, но с потерей качества иероглифов и с внесением в изначальный текст ошибок и искажений смысла. Это установил советский египтолог Евгений Викентьевич Черезов, также он восстановил по аналогии часть утерянных иероглифов.
Длина надписей на пьедестале восточного сфинкса со стороны набережной — 5,85 м, со стороны Невы — 5,40 м. Что же там написано? Итак, надпись со стороны набережной (в квадратных скобках — восстановленный текст): «Да живет Хор, бык мощный, воссиявший в Истине, Обе Владычицы, установивший законы, умиротворивший Обе земли, Хор золотой, бык царей, повергающий Девять луков, царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка Обеих земель Небмаатра, наследник Ра, сын Ра, им возлюбленный, Аменхотеп, властитель Фив, подобие Ра перед Обеими землями, Хор благой, владыка вечности, которому даны жизнь постоянство, могущество, здоровье; [радуется сердце его, подобно Ра, в вечности]».
Красиво, но непонятно. Давайте разбираться. Хор — это бог неба и солнца в облике сокола или человека с головой сокола, покровитель царского дома и фараона. Истина — богиня Маат, ее имя входило в тронное имя Аменхотепа III Небмаатра. Всего у фараонов этого периода было пять имен: хорово имя, небти имя, золотое имя, тронное имя, личное имя. Кстати, вы наверняка обратили внимание, что имя «Аменхотеп» написано безо всяких циферок, это для нас он третий, а египтяне отличали его от других Аменхотепов по тронному имени.
Хорово имя Аменхотепа III на пьедестале восточного сфинкса. Ка-нехет хаи-ем-Маат (kȝ-nḫt ḫˁj-m-Mȝˁt) — «Бык мощный, воссиявший в Истине». Имя записано следующими иероглифами: богиня, держащая анх (C10A), сова (G17), лучи солнца над холмом (N28), бык (E1) и рука с палкой (D40). Обратите внимание, что иероглифические надписи читаются справа налево. Фото Юлии Михневич, Санкт-Петербург, май 2022 года
Обе владычицы — древние богини Верхнего и Нижнего Египта, Нехбет в образе грифа и Уаджит в виде змеи. Царь в этом имени выступает как объединитель власти над всем Египтом, его обеими землями. Девять луков — это метафора, обозначающая внешних врагов Египта, вы легко найдете ее на пьедестале сфинксе по девяти вертикальным палочкам. Их часто изображали в основании статуй или царского трона — и даже на сандалиях, чтобы фараон регулярно попирал своих врагов. Ра — это бог солнца, верховное божество.
Восточный сфинкс, иероглифы со стороны набережной. Пчела и тростинка — титул царя Верхнего и Нижнего Египта. Справа от тростинки — девять луков, состоящих из иероглифа лук (T10), ломоть хлеба (X1) и трех иероглифов Z2ss (каждый иероглиф — три вертикальные палочки). Фото Юлии Михневич, Санкт-Петербург, май 2022 года
Надпись со стороны Невы: «Да живет Хор, бык мощный, воссиявший в Истине, Обе Владычицы, установивший законы, умиротворивший Обе земли, царь, великий творениями, владыка чудесного, никогда не делалось подобного предками, открытого лишь отцу его, Амону, Владыке престолов Обеих земель, поместивший в сердце знание, подобно Тоту, царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка Обеих земель, Неб [маатра, наследник Ра, сын Ра, Аменхотеп, властитель Фив, которому дана жизнь, подобно Ра, в вечности]». Здесь для нас новое имя — Тот, это бог мудрости.
Надпись на груди и между лап: «Царь Верхнего и Нижнего Египта, Небмаатра, сын Ра, Аменхотеп, властитель Фив, возлюбленный Амоном-Ра». Амон-Ра — покровитель Фив, так во времена Нового царства именовали Амона.
Лапы «западного» сфинкса в лесах во время реставрации. Видны недоступные для простых смертных надписи между лапами. Фото Станислава Щигорца с сайта victorsolkin.wordpress.com, 2002 год
Надпись перед лапами сфинкса: «Да живет Бог благой, Небмаатра, наследник Ра, сын Ра, Аменхотеп, властитель Фив, возлюбленный Амоном-Ра». Как выглядят сами иероглифы и их транслитерация — рекомендую посмотреть в книге под редакцией российского египтолога Виктора Солкина (еще очень рекомендую его удивительные лекции на YouTube) «Петербургские сфинксы. Солнце Египта на берегах Невы».
Западный сфинкс. Надпись со стороны набережной: «Да живет Хор, бык мощный, воссиявший в Истине, Обе Владычицы, великий ужасом в стране всякой чужеземной, Хор золотой, поправший нубийцев, захвативший землю их, царь Верхнего и Нижнего Египта, Небмаатра, наследник Ра, сын Ра, Аменхотеп, властитель Фив, воздающий жертвы творениями, поднимающимися до небес, подобно четырем небесным опорам, владыка Обеих земель, Аменхотеп, властитель Фив, возлюбленный Амоном, именем мощный, которому дана жизнь в вечности, подобно Ра». Нубия — историческая область в долине Нила, ее связывали тесные отношения с Древним Египтом. Надпись со стороны Невы: «Да живет Хор, бык мощный, воссиявший в Истине, Обе Владычицы, установивший законы, умиротворивший Обе земли, Хор золотой, низвергнувший азиатов, поправший ливийцев, царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка Обеих земель, Небмаатра, Избранный Ра, сын Ра, им возлюбленный. Аменхотеп, властитель Фив, блистательный творениями, первыми в бесконечности, ликует сердце его вместе с Ка его на престоле, подобно Амону-Ра в вечности». Ка — это жизненная сила человека. Надпись на груди и между лап: «Царь Верхнего и Нижнего Египта, Небмаатра, сын Ра, Аменхотеп, властитель Фив, возлюбленный Амоном, владыкой престолов Обеих земель». Надпись перед лапами сфинкса: «[Да живет] Бог благой, Небмаатра, наследник Ра, сын Ра, Амен[хотеп], властитель Фив, [возлюбленный] Амоном-Ра». Фото Андрея Корчагина с сайта flickr.com, 31 марта 2012 года
Хочется разобрать еще один волнующий вопрос: а каково настолько древним и уникальным памятникам находиться в суровом влажном климате Санкт-Петербурга? Обратимся к итогам реставрации сфинксов, которая проводилась в 2002 году, впервые за всю их историю, коллективом Центра реставрации, экологии и культуры Санкт-Петербурга.
Прежде всего стоит отметить, что поверхность сфинксов была покрыта плотной черной пленкой, которая кишела колониями грибов и микроорганизмов. Эта пленка искажала исходный внешний вид и вредила памятникам. Были мнения, что пленка — тоже часть истории, но после долгих дискуссий решили ее все-таки удалить. Однако это оказалось весьма непростой задачей: с пробных участков ее не удавалось убрать ни моющими средствами, ни растворителями. Помог специальный химический состав, разработанный ранее в Государственном Эрмитаже. Его наносили на очищаемую поверхность и покрывали тканью, оставляя на 4–8 часов в зависимости от степени загрязнения. После очищения поверхность аккуратно промывали водой.
Полюбуйтесь на то, каким был сфинкс: контрольная полоса на голове западного сфинкса практически черная. Фото Виктора Солкина с сайта victorsolkin.wordpress.com
Под пленкой скрывалась прекрасная полировка, практически не пострадавшая от времени. Тогда же выяснилась и разная степень сохранности памятников. Стекавшая по западному сфинксу дождевая вода промыла в темноцветных составляющих гранита миниатюрные русла и текла по ним. Однако, к счастью, эти щербины не угрожают структуре гранита, и их так и оставили. Вы наверняка заметили на главном фото, что у восточного сфинкса корона собрана из кусочков разных размеров. Она была разбита еще в древности и скреплена в XIX веке железными скобами. В результате вода, заливавшаяся в трещины, привела к сильной коррозии металла. Увеличиваясь в объеме, металл разрушал гранит. Поэтому реставраторы разобрали корону, тщательно всё почистили, заменили железо на нержавеющую сталь и собрали заново. Какая удивительно кропотливая работа! А сколько в этом трогательной заботы! Восхищаюсь реставраторами и учеными.
Реставраторы Станислав Щигорец и Альбина Доос во время реставрации короны восточного сфинкса. Фото Виктора Солкина с сайта victorsolkin.wordpress.com, 2002 год
В сфинксах были и другие швы, появившиеся в XIX– XX веках, местами они обросли мхами и другими растениями. Их расчистили, обработали биоцидом, заделали камнезаменителем. После завершения очистки и реставрации сфинксов вся поверхность гранита была обработана растворами, повышающими устойчивость к воде и биологической агрессии. Больших предосторожностей не понадобилось, так как для такого твердого камня, как гранит, сама полированная поверхность — лучшая защита. Древние мастера тщательно отполировали и отшлифовали даже самые труднодоступные места памятников.
Однако Университетскую набережную, на которой установлены статуи сфинксов, реставраторы считают одной из самых напряженных и загрязненных транспортных магистралей Санкт-Петербурга. Поверхность статуй подвержена интенсивному и разнообразному загрязнению под воздействием физических, химических и биологических агентов. Все исследователи, так или иначе работавшие со сфинксами, включая советских египтологов Василия Васильевича Струве и Милицу Эдвиновну Матье, единогласно говорили о том, что сфинксам необходимо другое место, более защищенное от климатических перепадов, загрязнений и влаги. Такого же мнения придерживается и Виктор Солкин, он считает, что главный вывод реставрационных работ, несмотря на их безусловный успех, заключается в том, что «подобные шедевры древнего искусства требуют немедленного перемещения в музей; их историческое место на набережной Невы могли бы занять копии». В архиве Эрмитажа даже хранится документ, говорящий о наличии некоей записки на французском языке, в которой предлагалось перевезти сфинксов в Эрмитаж, даже указаны конкретные два зала, где их можно было бы разместить.
Однако пока никто, видимо, не собирается их переносить. А из разговоров с некоторыми петербуржцами (за что им большое спасибо) я поняла, что жители города очень дорожат этими скульптурами и считают, что за ними надлежащим образом следят. Что же, видя их несколько раз вживую, могу подтвердить, что выглядят они прекрасно, хотя ученые и сообщают, что они уже снова начали покрываться пленкой.
Закончить хочется трогательными словами Виктора Солкина, написанными с большой любовью: «В день, когда снимали строительные леса с первого сфинкса, восточного, весь город, готовящийся к 300-летнему юбилею, был окутан туманом. Леса медленно обнажали сначала корону, потом лицо и грудь сфинксов. Отполированный до блеска лик появлялся из тумана, как из прошлого, словно побуждая нас снова вглядеться в него».
Фото Юлии Михневич, Санкт-Петербург, май 2022 года.
Юлия Михневич




Восточный сфинкс. «Сфинкс из древних Фив в Египте перевезен в град Святого Петра в 1832 году» — гласит надпись на постаменте. Фото Юлии Михневич, Санкт-Петербург, май 2022 года