Домик для летучих мышей

На фото — домик для летучих мышей, заполненный бразильскими складчатогубами (Tadarida brasiliensis), на стене одного из домов в Техасе (США). Про домики для птиц (по-научному они называются искусственными гнездовьями) слышали многие: это скворечники, синичники, ящики для сов и другие приспособления (см. картинку дня Гнездовые ящики для сов). Домики для летучих мышей менее известны, но устанавливаются с теми же целями — для поддержки популяций или для привлечения особей в определенное место.

Дом с домиком летучих мышей

Дом в Техасе, на котором расположено убежище для бразильских складчатогубов. Фото с сайта merlintuttle.org

Такие компактные «летучемышники» развешивают на деревьях, шестах и домах, вход в них расположен снизу. Домик вмещает целую колонию от 10 до 100 и более особей в зависимости от размера убежища и вида летучих мышей. Материал, из которого изготавливается домик, должен иметь шероховатую поверхность (например, нестроганые доски), чтобы зверькам было легче зацепиться и держаться внутри. Если домик размещается в теплом месте, то в нем делают специальные щели — вентиляционные отверстия, чтобы мышам не было слишком жарко.

Домик для летучих мышей

Домик для летучих мышей на территории памятника природы «Серебряный бор» в Москве. Внутри два узких отсека, куда забираются летучие мыши и цепляются за нестроганые доски, повиснув вниз головой и прижимаясь спиной ко второй стороне. Фото Анны Сорокиной, 29 сентября 2020 года

Более 1200 видов летучих мышей условно можно разделить на три категории в зависимости от типа убежища: пещерные, живущие в дуплах или расщелинах деревьев и те, кто предпочитает строения человека. Именно последние нередко селятся рядом c людьми и охотнее всего занимают специальные домики — такие виды выбирают места, где нет сильных колебаний температуры, а дома людей прекрасно отвечают этим требованиям.

Бразильский складчатогуб

Бразильский складчатогуб. Фото ©J. N. Stuart с сайта flickr.com, штат Нью-Мексико, США, 11 октября 2011 года

Сегодня во многих странах существуют центры по изучению и реабилитации рукокрылых. В России такие центры или отдельные волонтеры есть во многих городах, они занимаются спасением летучих мышей. Иногда рукокрылых находят в ходе ремонта балкона или чердака и, сложив целую колонию в мусорный мешок, выкидывают зверьков на помойку, обрекая их на гибель. Выпущенный на улицу в холодное время года зверек тоже погибнет, ведь летучие мыши впадают зимой в спячку. Поэтому при обнаружении летучей мыши ее нужно передать специалистам, чтобы спасти маленькую жизнь. Самый крупный Центр реабилитации рукокрылых в России существует с 2017 года при Московском зоопарке.

Волонтеры не только спасают летучих мышей, попавших в беду, но и занимаются просвещением людей, рассказывая им о пользе летающих зверьков и о том, как комфортно сосуществовать с ними. Например, в 2020 году в Москве прошел конкурс «Летучей мыши — по крыше!» — жители города принесли 12 самодельных домиков для летучих мышей, которые были развешены на трех природных территориях Москвы.

Анна с летучемышником

Инициатор конкурса «Летучей мыши — по крыше!» Анна Сорокина с домиком-победителем. Он небольшой — его удобно разместить на дереве, и в городе летучие мыши редко селятся крупными колониями, обычно в них не больше 30 особей. В домике могут поселится рыжие вечерницы, водяные ночницы или лесные нетопыри. Фото из газеты «Вечерняя Москва» от 18.08.2020 (№90)

Пользу, которую летучие мыши приносят людям и природе в целом, трудно переоценить. Они уничтожают огромные количества опасных насекомых, помогая не только человеку, но и целым экосистемам. Летучие мыши нередко питаются насекомыми, которые являются вредителями многих растений. Именно поэтому они заслуживают уважения и поддержки со стороны человека. И домики для летучих мышей — это самое малое, чем мы можем отблагодарить наших рукокрылых соседей по планете.

Фото с сайта merlintuttle.org.

Анна Лукьянчикова (Сорокина)


19
Показать комментарии (19)
Свернуть комментарии (19)

  • Аннаэйра  | 20.05.2021 | 05:36 Ответить
    Какой прелестный домик. :) К сожалению, такие искусственные гнездовья намного менее популярны, чем скворечники и синичники, но все же пару раз я видела такие плоские коробки на домах. Так что про летучих мышей все же кто-то помнит...
    Ответить
    • Сорокина Анна > Аннаэйра | 24.05.2021 | 08:42 Ответить
      Да, потихоньку люди узнают и о таких домиках)
      Ответить
      • ef5ergei > Сорокина Анна | 19.04.2023 | 11:26 Ответить
        Здравствуйте
        Хочу уточнить Как рукокрылых отводить от старого гнездования к новому домику ,что им нравится
        И в какую сторону лучше вешать домики на какой высоте и время Спасибо большое если вовремя
        Ответить
  • Aab  | 20.05.2021 | 16:42 Ответить
    Слово нетопырь - прекрасный образец могущества звуковых рядов русского языка. Прям физия зверька в красках, на ночь глядя...

    Вообще, милые и полезные зверьки. Спасибо за статью.
    Ответить
    • Сорокина Анна > Aab | 24.05.2021 | 08:43 Ответить
      Пожалуйста!)
      Ответить
  • ВК  | 21.05.2021 | 18:38 Ответить
    Да спасибо!!! очень интересно!!! и очень достойное и нужное дело, вот так п
    Ответить
    • Сорокина Анна > ВК | 24.05.2021 | 08:43 Ответить
      Спасибо! Да, стараемся сохранять их, особенно в больших городах)
      Ответить
  • ВК  | 21.05.2021 | 18:38 Ответить
    помогать летучим мышам
    Ответить
  • Юрий Фёдоров  | 24.05.2021 | 05:17 Ответить
    А мне вот не только домик, но и инициатор очень понравился)
    А про домик вопросы у меня: получается, мышки не на потолке, а на стене спят? Ни разу не попадались они спящие... и мне показалось, или действительно боковых стенок у конструкции нету? То есть ветер, если дует в плоскости домика, продувает его насквозь между этими "стиральными" досками?
    С другой стороны, в заглавном домике стенки есть боковые, но тут мне неясно, как зверятам на улицу вылетать? Поочерёдно? Сначала нижние, потом все более высоко висящие ряды? То есть тем, которые первыми прилетели спать, приходится последним выходить гулять?
    Если таких как я, столь далеких от темы, много, то статью смело можно писать втрое длиннее, с описанием этих всех особенностей мышиных домиков, ибо очень интересно - совсем рядом - и такие чудесные неизвестности!)

    Да,и ещё вопрос: если они спят, как сказано, прислонившись к стенке напротив той, за которую держатся, то как же победил домик, в котором такая куча "спальных мест" не имеют стенки напротив? Прислониться мышкам нижних рядов к чему?
    Ответить
    • Сорокина Анна > Юрий Фёдоров | 24.05.2021 | 08:49 Ответить
      Большое спасибо) В пещерах летучие мыши могут зацепиться и за потолок, так как там больше места. А в узких пространствах они чаще всего цепляются лапами за потолок, но прижимаются к стене, а не просто болтаются, как в пещерах. Вот и получается, что мыши возле стены спят) У всех конструкций есть боковые стенки, которые ограничивают щели для летучих мышей сбоку. Есть узкое место сверху, где летучие мышки цепляются лапками, а между стенками пространства мало и они животом прижимаются к одной, а спиной к другой стенке (ну или к своему соседу, если он влезет вторым). Сбоку небольшие брусочки, чтобы внутреннее пространство, где размещены мыши, было закрыто.
      Вылетают мыши действительно поочередно и по наблюдениям специалистов чаще всего первую мышь с шумом выталкивают из домика, чтобы она проверила на себе обстановку снаружи, а потом уже вылетают остальные. Как у пингвинов :)
      Скоро будет новая статья - она про историю создания домиков для летучих мышей или летучемышников) Думаю, вам будет очень интересно!

      А по последнему вопросу - я выше описала внутреннюю конструкцию домика, каждый отсек похож на узкую коробку, у которой нет только одного торца, поэтому мышки защищены со всех сторон кроме входа.
      Ответить
      • Юрий Фёдоров > Сорокина Анна | 25.05.2021 | 04:03 Ответить
        Уже интересно. Буду ждать про историю.
        Вижу, стенки домика толстые. Наверное, чтоб крайние не застудились... полагаю, высоко домики вешать надо, хозяева же днем спят, и всякий гуляющий народ их разбудит. Кстати, как к этим дневным спальням прочая живность относится? - придёт например, птица какая, дятел, например - и ну добить. Всех же мышей пребудит! Без особого даже злого умысла. Как этого избежать, чтоб сон был глубокий с приятными сновидениями?
        Да! Вот,про спальни: это же не просто спальни? и называются домиками по праву ли? Мелкоту мыши там свою выводят? дочек и сыночков... Если да, то просто ума не приложу как это у них там получается в такой толкотне...

        Так что оч жду Вашей новой статьи о домиках)
        Ответить
        • Сорокина Анна > Юрий Фёдоров | 26.05.2021 | 08:19 Ответить
          Это убежище летнее, поэтому стенки домика толстые лишь для того, чтобы он подольше прослужил)
          Домики вешаются на высоте от 4-х метров - это действительно более безопасно для рукокрылых.
          Любопытные птицы могут просто заглянуть в домик, но вряд ли их сильно заинтересуют мыши - больно неудобно их оттуда доставать. Дятлы в принципе такими домиками не интересуются - вредителей в древесине нет, а делать отверстие слишком долго (гораздо чаще дятлы разбивают летки у скворечников и синичников, чтобы добраться до чужих птенцов).
          По поводу размножения рукокрылых в этих домиках - данных маловато на эту тему, думаю, это скорее временное убежище для колоний без детенышей или самок с самцами. Там действительно немного места для размножения, но было бы интересно сделать модель побольше - вдруг там начнут плодиться)
          Ответить
  • T_Im  | 25.05.2021 | 23:00 Ответить
    Размещение☣ домика для милых летучих мышек рядом со своим для некоторых может обернуться Премией Дарвина.

    Я просто оставлю это здесь https://elementy.ru/problems/2042/Opasnye_svyazi
    Ответить
    • Сорокина Анна > T_Im | 26.05.2021 | 08:16 Ответить
      Конечно, риски при близком соседстве с дикими животными всегда есть. Даже в городском парке можно встретить бешеную лису или ежа, не говоря о людях, которые живут рядом с лесом.
      Но с летучими мышами мы контактируем меньше, чем с любыми наземными животными - слишком уж отличается наш образ жизни и время активности. Если повесить домик высоко и снаружи, то риски минимальны.
      А вот здесь пример того, как в Тайване висят более 100 заселенных домиков для летучих мышей и в это место приезжают больше 20 000 человек в год, чтобы на них посмотреть. При этом ни один человек не заболел: https://www.merlintuttle.org/2020/09/14/improving-bat-houses-in-america/
      Ответить
      • T_Im > Сорокина Анна | 26.05.2021 | 13:48 Ответить
        Фотография в статье "мышатника" рядом с окнами жилого дома вызывает такие же смешанные чувства, как и фотограф фотографирующий вблизи ловящего рыбу медведя.
        То есть, да, скорее всего обойдется, и скорее всего летучие мыши - это второстепенный повседневный риск. Но не стоит забывать о жутких историях про последствия случайных близких встреч с летучей мышью, а также байки про заражение бешенством (и не только) от контакта с продуктами их жизнедеятельности.

        Поэтому, приманивание летучих мышей к окнам своих домов выглядит как легкомысленное пренебрежение техникой безопасности. ИМХО лучше не пропагандировать такое размещение домиков.
        Ответить
        • Сорокина Анна > T_Im | 26.05.2021 | 14:02 Ответить
          Сколько людей - столько и мнений)
          Я понимаю, что некоторые виды летучих мышей переносят опасные заболевания для человека, но при этом независимо от того, повесит человек домик снаружи своего дома или нет есть вероятность, что рукокрылые и так живут с ним под одной крышей.
          Так как я эколог и большой любитель животных, то я придерживаюсь мнения, что живым существам нужно помогать - мы и так слишком сильно влияем на окружающую среду и уничтожаем огромные по площади местообитания.
          Домик можно повесить на дерево или с той стороны дома, где нет окон - тогда и контактов с летучими мышами у людей не будет.
          Про заражение бешенством от контакта с продуктами жизнедеятельности летучих мышей слышу впервые и вообще о том, что бешенство передается подобным путем. Есть какие-то подтвержденные случаи?
          Ответить
          • T_Im > Сорокина Анна | 26.05.2021 | 14:30 Ответить
            Читал про документальные случаи заражения бешенством при посещении пещер без непосредственного контакта с мышами. Из быстро нагугленного
            https://pimr.org.in/Barecha-new.PDF
            "Inhalation of aerosolized rabies virus could be a potential non-bite route of exposure. This type of spread can occur among laboratory workers and spelunkers." но с другой стороны там же "Other contacts, such as petting a rabid animal or contact with the blood, urine, or feces of a rabid animal, does not constitute an exposure and is not an indication for prophylaxis".
            Т.е. вроде бы как продукты жизнедеятельности не подтверждаются, но в пещерах (а значит и в "мышатниках") каким то образом аэрозоли с вирусом могут образовываться.
            Ответить
            • T_Im > T_Im | 26.05.2021 | 16:39 Ответить
              То есть, проецируя это на домик, его размещение рядом с окнами чревато для человека-хозяина переходом в более рискованную категорию "спелеолог/работник лаборатории" по бешенству.
              Ответить
            • Сорокина Анна > T_Im | 31.05.2021 | 10:14 Ответить
              Не очень корректно сравнивать пещеру, которая является довольно закрытым пространством и не всегда достаточно проветривается, где обитают иногда тысячи животных, с небольшой колонией из нескольких десятков особей, чьи продукты жизнедеятельности не скапливаются в закрытом пространстве и где люди не проводят часы в ходе исследований.
              В указанной вами статье написано "может быть потенциально" - это же не подтвержденный факт, а предположение. Во второй части цитаты вообще другое утверждение, что непосредственный контакт с бешеным животным и его испражнениями не опасны для человека.
              Как-то все неоднозначно получается, да и сравниваются абсолютно разные условия.
              Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»