Никказавр

На рисунке изображен никказавр Татаринова (Nikkasaurus tatarinovi) — маленький, размером с крысу, представитель синапсид, живший в среднем пермском периоде, около 270–265 миллионов лет назад.

Остатки никказавра были найдены в 2000 году в Мезенском районе Архангельской области в местонахождении Глядная Щелья. Позже в руки палеонтологов попали еще два образца — из местонахождений Белокурье (Мезенский район) и Усть-Вашка (Лешуконский район Архангелской области). Описанием никказавра занимался советский и российский палеонтолог Михаил Феодосьевич Ивахненко. Свою находку он назвал в честь двух своих коллег — своего учителя, советского палеонтолога Николая Николаевича Каландадзе, который некогда привел Михаила Феодосьевича в лабораторию низших тетрапод Палеонтологического музея АН СССР, и учителя Каландадзе, академика Леонида Петровича Татаринова, сыгравшего значительную роль в развитии эволюционной морфологии и палеонтологии позвоночных в СССР и России. Вот и получилась в результате «ящерица Ник. Каландадзе и Татаринова», внешне скромная, но представляющая для науки значительный интерес. Именно в таких внешне непримечательных животных скрываются ответы на вопрос о том, как именно эволюционировали древние формы жизни и на что были похожи предки завроктонов (см. картинку дня «Убийца ящериц») и иностранцевий (см. картинки дня Саблезубый звероящер и Иностранцевия).

Реконструкция внешнего вида никказавра

Еще одна реконструкция внешнего вида никказавра. Рисунок © Willem Svd Merwe с сайта deviantart.com

Несмотря на более чем скромные размеры — длина черепа животного составляла всего около пяти сантиметров, примерно как у современной серой крысы, — никказавр оказался в каком-то смысле палеонтологическим «везунчиком»: в распоряжении ученых сейчас находятся сразу три черепа (один из них неполный), а также некоторые кости конечностей и позвоночника. Благодаря этому ученые могут с уверенностью говорить о многих анатомических особенностях никказавра, например о том, что у него были по-настоящему огромные глазницы — их диаметр превышал треть длины черепа! Также у никказавра были хорошо развиты склеротикальные кольца, состоящие из крупных пластин: предполагается, что это животное было активно преимущественно ночью или в сумерках, либо вело полуводный образ жизни.

Реконструкция черепа никказавра

Вверху — реконструкция черепа (а) и прорисовка образца черепа и скелета из местонахождения Глядная Щелья (б). Рисунок из книги М. Ф. Ивахненко «Тетраподы Восточно-Европейского плакката — позднепалеозойского территориально-природного комплекса». Внизу — прорисовка частично реконструированного скелета никказавра из местонахождения Глядная Щелья. Рисунок © Ivanbel с сайта deviantart.com

Зубы у никказавра были мелкие, и больше напоминали не зубы «классических» синапсид, с хорошо развитыми клыками и явно дифференцируемыми резцами и заклыковыми зубами, — а зубы современных агамовых ящериц, приспособленные к поеданию мелких беспозвоночных, таких как насекомые. Передние зубы никказавра были относительно тонкими, игольчатыми, задние — трехвершинными и уплощенными, приспособленными для пробивания хитиновых панцирей. Возможно, животное использовало свою узкую треугольную мордочку как пинцет, чтобы доставать добычу из-под отслоившейся коры и гниющих стволов деревьев, а может, «обслуживало» и живые каламитовые деревья, выполняя роль своеобразного «санитара». Добавим к этому изящное строение конечностей, небольшой размер тела — и вот получается образ этакой сравнительно шустрой «ящерки», бегающей по залитым лунным светом прогалинам, копошащейся в лесной подстилке и то и дело похрустывающей панцирями найденных многоножек и тараканов.

Никказавр ест

Никказавр ест дождевого червя. Рисунок © mojcaj с сайта deviantart.com

К сожалению, малый размер тела означал также, что у никказавра было полным-полно врагов, причем не только среди сородичей-синапсид, но и среди рептилий. Из так называемой «мезенской фауны» (получившей свое название по реке Мезень в Архангельской области), к которой принадлежит это животное, известно немало плотоядных, и хотя самые внушительные из них — карликовые биармозухи алраузухи (Alrausuchus tagax), родственные знаменитым «тиграм» Очёра (см. картинку дня Биармозух и очёрская фауна) — были размером не больше лисицы, для малютки-никказавра они представляли смертельную угрозу! Стоило также опасаться и макролетеров (Macroleter poezicus) размером с аризонского ядозуба, похожих на коротколапых толстых ящериц, а детенышей никказавров вполне могли ловить пёзии (Pyozia mesenensis) — они были не больше полуметра в длину и внешне несколько напоминали современных трехлинейчатых ящериц.

Также остается неясным систематическое положение никказавра: его принадлежность к синапсидам — единственное, в чем большинство палеонтологов не сомневается. Михаил Феодосьевич Ивахненко, описавший это животное, первоначально отнес никказавров к отряду тероцефалов, таким образом поместив их достаточно высоко на эволюционном древе синапсид, однако позже «спустил» животное к основанию подотряда горгонопий, более примитивного, чем тероцефалы. Впрочем, Ивахненко признавал, что «положение группы в системе остается слабодостоверным» и что на самом деле никказавры могут не принадлежать ни к какой ранее известной группе высших синапсид — терапсид, но представлять собой реликт более древних этапов развития или вообще быть представителями некой переходной формы, ведущей к терапсидам от более древних синапсид.

Никказавр на спичках

Изображение никказавра на коробке коллекционных спичек, выпущенных к 115-й годовщине основания Пермского областного краеведческого музея. Рисунок Михаила Феодосьевича Ивахненко с сайта Музея спичек

К сожалению, в палеонтологии это далеко не редкий случай — ведь, как ни крути, никказавр был довольно древним и примитивным созданием, жившим во времена, когда предки всех современных животных практически не отличались друг от друга внешне. Что прабабушка современной крысы, что прадедушка курицы — все они были похожими друг на друга «ящерицами», одинаково копавшимися в земле, одинаково хрустевшими насекомыми и одинаково дожидающимися времен, когда зреющие в них семена наконец-то проклюнутся, отворив дорогу к будущему величию.

Рисунок Сергея Красовского с сайта illustrators.ru.

Анна Новиковская


4
Показать комментарии (4)
Свернуть комментарии (4)

  • Юрий Фёдоров  | 11.03.2021 | 03:48 Ответить
    Так хорошо отработана техника восстановления внешности людей по черепу - что даже о портреном сходстве результатов такого действия говорят.
    А тут - четыре картинки, и будто разные звери. Мордочки разные совершенно...
    Как говорил Козьма Прутков : "не верь глазам своим"...

    и еще в иллюстрация недостатком считаю отсутствие возможности размеры ощутить. Только дождевой червяк вносит разумную нотку. Но там глаза у зверушки мелкие какие-то... А уж там, где зверь опирается лапами на ствол дерева, можно решить, что он с медведя ростом...
    Отчего это?

    А про грядущее величие - не факт, что эта животинка не считала себя состоявшимся венцом творения и самим совершенством. И слова о проклевывающихся сквозь нее семенах ее глубоко ранят, возможно))
    Ответить
    • Аннаэйра > Юрий Фёдоров | 11.03.2021 | 05:59 Ответить
      Не скажу, что мордочки на картинках такие уж разные. :) А что касается разницы в изображениях, то стоит помнить, что не все художники являются профессиональными палеонтологами, и иногда они допускают некоторые оплошности.

      Что касается размеров, то обратите внимание на третий сверху рисунок, там есть масштабный отрезок! С пятисантиметровым черепом это явно была не крупная животина. :) А "ствол дерева" вполне мог быть стволиком какого-нибудь папоротника, совершенно не обязанного быть толстым.
      Ответить
      • Юрий Фёдоров > Аннаэйра | 13.03.2021 | 04:15 Ответить
        Ваше стремление отстоять честь, соблюсти и ваще как-то типа лица что-то - мордочки то есть - сохранить, оно похвально. Это конечно!
        Однако Вы не станете же спорить, что рядом с художниками-не-всегда-палеонтологами всегда палеонтологи-не-художники как раз тут как тут!
        Ну, естественно, когда такой портрет пишется.
        Это ведь как при составлении фоторобота - свидетель.
        И в свете этого никакие пятисантиметровые отрезки ничего не смогут изменить в пятой, например, картинке - где задние лапки пририсованы явно крысиные в полном несоответствии прочим четырем...)))
        Ответить
        • nal > Юрий Фёдоров | 14.03.2021 | 12:03 Ответить
          Ага, к каждому ребенку и взрослому, кто руку подымает нарисовать динозаврика, тут же является палеонтолог и учит его уму разуму...
          В интернет выкладывают картинки все, кому не лень.
          Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»