Пооули, вымершая на руках у ученых

В истории познания фауны птиц Гавайских островов в XIX веке были нередки случаи, когда только что описанный вид стремительно исчезал буквально на глазах ученых — в течение считаных лет или десятилетий. Так случилось, например, с «медососом» киоеа (Chaetoptila angustipluma), оахской нукупуу (Hemignathus lucidus) и желтоголовой вьюрковой цветочницей (Rhodacanthis flaviceps). В наше время ситуация, увы, не стала лучше. Последний из открытых пернатых гавайских эндемиков, впервые встреченный в 1973 году и описанный годом позже, имел аналогичную судьбу и исчез практически только что — в 2004 году. Речь идет о чернолицей гавайской цветочнице, или пооули (Melamprosops phaeosoma) — скромно окрашенной лесной птице, единственном представителе своего рода в уникальной обособленной группе гавайских цветочниц. На фото — последний представитель вида, старый самец в условиях неволи.

Пооули была некрупной птицей (длиной около 14 см и массой около 26 грамм) с коренастым телосложением и сравнительно короткими крыльями и хвостом. Окраской и пропорциями она не была похожа ни на один другой вид гавайских цветочниц. Взрослые самцы были сверху оливково-бурыми, снизу — серовато-белыми; оперение лицевой части головы и горла формировало контрастную черную «маску», отороченную сверху серым. Заметно загнутый книзу клюв конической формы был свинцово-серым, крепкие ноги — коричневыми. Самки были бледнее и с «маской» несколько меньшего размера. У молодых птиц не было серого на голове и нижняя сторона тела была чуть темнее, чем у взрослых.

Адаптивная радиация гавайских цветочниц

Впечатляющая адаптивная радиация гавайских цветочниц и форм их клювов. Пооули без труда узнается в правом нижнем секторе ближе к центру композиции по черной «масочке». Изображение © H. Douglas Pratt с сайта hdouglaspratt.com

Характерной анатомической особенностью пооули был мощный язык, по форме напоминающий ложку. Вероятно, он служил адаптацией для извлечения из раковин мягких частей наземных брюхоногих моллюсков, в частности из рода янтарок (Succinea). Песня пооули описывалась как тихое ускоряющееся щебетание, позывкой было отрывистое, нередко повторяющееся по нескольку раз чириканье (послушайте здесь).

Первая пойманная живьем пооули

Первая пойманная живьем пооули, птица была окольцована и после этого отпущена. Фото © Paul E. Baker из статьи P. E. Baker, 1998. A description of the first live Poouli captured, природный резерват Ханави (Hanawi natural area reserve), остров Мауи 15 января 1997 года

Пооули была сильно обособлена от других гавайских цветочниц не только по окраске. И остеологический, и молекулярный сравнительные анализы показали, что она была представителем одной из наиболее рано обособившихся ветвей эволюции гавайских цветочниц. Хотя Гавайский архипелаг — сравнительно молодой участок суши, его естественная история насчитывает не менее пяти миллионов лет. За этот срок бурные тектонические и вулканические процессы наряду с тропическими штормами и климатическими коллизиями сформировали нынешний облик Гавайев и поспособствовали образованию из предковой популяции вьюрковых птиц нескольких десятков совершенно уникальных видов пернатых. Пооули была свидетелем начала этих эпических событий, дожившим до исторического времени.

Родиной чернолицей цветочницы, как известно по непосредственным наблюдениям, были густые дождевые леса водораздела Ханави (Hanawi) в восточной части острова Мауи на высоте 1400–2100 м над уровнем моря. Здесь птицы встречались в основном в труднодоступных зарослях охии (Metrosideros polymorpha). Скорее всего, это были субоптимальные условия для жизни: находки субфоссильных костей (не окаменевших) показывают, что в голоцене до прихода человека пооули обитали и в более сухих ландшафтах в других частях острова на высоте 300–1500 м.

Сезон размножения пооули начинался в феврале-марте. Гнезда из веточек и мха сооружались обоими родителями на деревьях, в кладке было одно-два беловатых с буро-серыми пятнами яйца, которые насиживались самкой. Самец кормил как самку во время насиживания, так и птенцов после их вылупления. Питались цветочницы разнообразными беспозвоночными, в основном древесными улитками и личинками насекомых; реже их рацион разнообразили мелкие фрукты и ягоды.

Пооули в дикой природе

Одно из немногих фото пооули в условиях дикой природы. Фото © Andrew Engilis с сайта ebird.org, природный резерват Ханави (Hanawi Natural Area Reserve), остров Мауи, 13 мая 1985 года

Открытие пооули, столь отличной от своих близких родственников островной птицы, стало полной неожиданностью для американских ученых. Эта птица была обнаружена студентами Гавайского университета в 1973 году в заповеднике Коолау на северо-восточном склоне вулкана Халеакала. Из-за непритязательной внешности и скрытного поведения пооули не представляла интереса для охотников за перьями и не была знакома аборигенному населению архипелага. Даже ее гавайское имя, в переводе означающее «черное лицо», было придумано и закреплено за птицей уже после ее официального открытия. Предположительно, ко времени открытия общая популяция вида не превышала двух сотен особей. Постоянный мониторинг численности местных птиц вскоре показал неутешительную картину: уже к 1985 году популяция чернолицей цветочницы сократилась примерно на 90%.

Вероятно, к первичному сокращению численности пооули привело уничтожение человеком низинных тропических лесов Мауи и распространение инвазивных видов, таких как крысы и малярийные комары. Точные причины быстрого вымирания птицы на рубеже XX и XXI веков не установлены. Вероятно, оно связано с  болезнями, переносимыми комарами, а также с возросшей активностью других видов-интродуцентов — кошек, мангустов, свиней и крупных хищных улиток Euglandina rosea, сокративших численность аборигенных моллюсков острова. К 1997 году оставались всего два самца и одна самка пооули — к сожалению, жившие в сильно удаленных друг от друга точках и не имевшие возможности встретиться. В 2002 году самка была отловлена и перевезена на территорию одного из самцов, однако сразу же, в день выпуска, вернулась обратно.

Перемещение самки пооули

Операция по перемещению последней известной самки пооули на территорию одного из самцов. Фото с сайта mauiforestbirds.org

Программа по отлову и разведению в неволе была запущена с большим опозданием, когда оставшимся птицам было уже не менее восьми лет, и также не увенчалась успехом. В сентябре 2004 года ученые поймали самца с одним глазом и признаками птичьей малярии (его вы и видите на главном фото), однако он умер в одиночестве 26 ноября 2004 года, спустя всего два месяца вольерной жизни. В том же году, немногим ранее, была в последний раз встречена последняя из оставшихся на воле птиц. Впоследствии наблюдения этого вида прекратились. Долгое время пооули была включена в «красные списки» МСОП как находящийся под критической угрозой вымирания и, вероятно, уже исчезнувший таксон. В 2019 году птица получила официальный статус вымершего вида. От этой птицы теперь осталось лишь несколько тушек в музеях да замороженные клетки во Frozen Zoo.

Тушка пооули

Тушка последнего известного представителя вида в музее Бишопа, Гонолулу. Фото © David Eickhoff с сайта flickr.com

Фото с сайта sandiegozoowildlifealliance.org.

Павел Смирнов


11
Показать комментарии (11)
Свернуть комментарии (11)

  • Аннаэйра  | 15.01.2021 | 21:12 Ответить
    Печальная история. К сожалению, эндемики всегда оказываются в уязвимом положении, особенно такие специалисты с весьма небогатой диетой. :( Жаль, очень жаль птичку...
    Ответить
  • Юрий Фёдоров  | 16.01.2021 | 03:23 Ответить
    Вот такую логическую цепочку строю:
    Чем у тебя меньше контактов - тем ты оригинальнее, и тем , одновременно, уязвимее.
    Интересно, верна ли и инверсия:
    Чем разнообразнее у тебя контакты, тем ты сильнее (в смысле противостояния невзгодам) , но и тем ты, одновременно, менее оригинален, более "сер"?)

    А вот другой вопрос: почему в условиях изоляции не возникли такие ужасные виды, которые, вырвавшись на "просторы" новых территорий, привели бы к быстрой гибели каких-то видов там, в общем, "большом" мире?
    Почему на гавайях (и в иных небольших замкнутых системках) не образовались виды, которые попав в европу или америку, вдруг уничтожили бы кучи обычных там зверей?

    Что тут за закон такой работает?
    Ответить
    • PSmirnov > Юрий Фёдоров | 16.01.2021 | 10:16 Ответить
      По первому абзацу рискну предположить, что всё верно, за исключением введения понятия оригинальности. Жираф сейчас такой один, трубкозуб один, китоглав один - и всё это материковые фауны. Здесь дело скорее не в оригинальности как таковой, а в скорости наблюдаемых эволюционных процессов. Маленькие замкнутые экосистемы позволяют их жителям быстро накапливать мутации, делающие их непохожими на материковых предков, при этом ещё и заставляя выживать в условиях ограниченных ресурсов, потому и получается иногда, что везде, к примеру, вьюрки как вьюрки, а на Галапагосах они и орудия труда используют, и кровь пьют...

      По второму: прямое следствие выводов первого абзаца - менее разнообразная родная среда, меньшая конкурентоспособность. Плюс несопоставимые числа особей у островных и материковых форм, влияющие на шансы интродукции. Куда больше вероятность, что из миллионов черных дроздов десяток птиц завезут на какой-то остров, чем отловят и забросят на материк десяток из жалкой тысячи какого-нибудь островного эндемика.
      Ответить
      • Юрий Фёдоров > PSmirnov | 17.01.2021 | 04:49 Ответить
        Я даже не о том, что десяток из тысячи никто сюда не везет(хотя, кстати, вполне логично было бы, найдя в новооткрытом месте какое-то оригинальное существо, притащить его домой, чтоб хотя бы всем продемонстрировать). Я скорее о том, что в малых этих мирках неопасные какие-то получаются виды, наших не съедят, а, наоборот совсем - сами вымрут...
        Ну, это же типичный сюжетец для фильма ужасов - в каком- то замкнутом, долго не контактировавшем с внешним миром "заповедничке" живет жуткое чудовище (вирус, муха, растение) которое вырывается вдруг (обычно благодаря глупости и алчности буржуина какого-то или продажности и гордыни завистливого ученого) в наш устоявшийся и гармоничный тихий-мирный мир и все к чертят тут крушит и сжирает...
        А не деле в этих замкнутых маленьких мирках наоборот, все дохнет как только с большим мироам контакты возникают.

        Закономерно сие? Или пока просто нам везло?)
        Ответить
        • PSmirnov > Юрий Фёдоров | 17.01.2021 | 10:03 Ответить
          Практика показывает, что закономерно - примеров полно, контрпримеров нет или почти нет. Есть несколько случаев успешных интродукций представителей австралийской фауны, которая по сути тоже обретается на гигантском острове, но всё же живёт по материковым законам. Но ужастики пишут не биологи. Людей пугает неизведанное, а источника неизведанного лучше, чем едва открытый затерянный в океане остров, придумать сложно...
          Ответить
          • Юрий Фёдоров > PSmirnov | 18.01.2021 | 03:39 Ответить
            Практика - да. Но вот такой какой-то логической-математической формулы не выработано ли товарищами учеными?
            Формулы, которая дает возможность рассчитать степень опасности животных, возникших в одной замкнутой экосистеме по отношению к животным другой замкнутой системы?
            Ну, типа, подставил туда данные о времени разобщенности этих двух систем, объемах их, климате, соотношении воды-земли-воздуха, ну еще какие-то циферки, и - на тебе, готов результат: звери отсюдова нам не опасны, хоть тресни. Или наоборот - соваться нельзя без осторожности, а то всех твоих домашних тараканов наконец поест кто-то - местный старожил.)
            Полезная была бы формула, глядишь и для изучения иных планет бы пригодилась...
            Ответить
            • PSmirnov > Юрий Фёдоров | 19.01.2021 | 13:16 Ответить
              Как минимум по растениям Европы похожая работа есть: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S1617138104000445 Насколько она универсальна и для других групп организмов и регионов - судить не берусь :)
              Ответить
            • praksitel > Юрий Фёдоров | 05.02.2021 | 04:21 Ответить
              Это же очевидно. Чтобы эволюционно возникла подобная "злобность", она должна как-то использоваться и быть необходимой. Очевидно, что "агрессивная злобность" может существовать только в условиях достаточно больших ресурсов как фактор охоты или в условиях сильного давления хищников, как фактор защиты. В условиях ограниченных ресурсов островов подобные приспособления приведут или к появлению суперхищника, который истребит всё поголовье объектов охоты и сам вымрет или к появлению суперзащиты, которая приведёт к невозможности охоты на этот объект и также к вымиранию охотившегося на него хищника и последующему отмиранию этой защиты за ненадобностью. Т.е., любое из этих явлений в условиях ограниченных ресурсов приведёт к резкому изменению условий обитания, чего биосистемы обычно очень "не любят". Соответственно, в условиях островов возможно развитие только миролюбивых и взаимодополняющих сообществ, а появление суперхищников и суперзащит возможно только в условиях долгой эволюции, подпитываемой ресурсами, долгое наличие которых возможно только на обширных пространствах.
              Ответить
    • SkyMind > Юрий Фёдоров | 16.01.2021 | 18:40 Ответить
      Насчет "чем разнообразнее, тем сильнее" есть, кстати, что-то похожее в одной из последних статей на этом сайте "В ходе эволюционного эксперимента удалось получить генералистов при симпатрическом видообразовании": https://elementy.ru/novosti_nauki/433754/V_khode_evolyutsionnogo_eksperimenta_udalos_poluchit_generalistov_pri_simpatricheskom_vidoobrazovanii
      Там на дрожжах (упоминается и похожий опыт с дрозофилами) показано, что на разных кормах подопытные вырастают более приспособленными к суровой жизни, чем только лишь на одном-единственном рационе :-)
      Ответить
      • Юрий Фёдоров > SkyMind | 18.01.2021 | 04:07 Ответить
        Уже несколько дней не доходят руки прочесть рекомендуемую Вами статью.
        Но то, что эта связь выглядит похожей на закономерность - забавно и поучительно)
        Это действительно может дать повод думать, что формула, позволяющая просчитать степень опасности живности из одного ареала по отношению к живности из другого ареала (в ситуации, когда эти живности после значимой для видообразования паузы вдруг начали контактировать меж собой) - что такая формула вполне может быть создана.
        А что? Создали же в свое время формулу для рассчета количества цивилизаций во вселенной! И оч даже просто: к-во звезд помножить на к-во планет у каждой, умножить на долю имеющих жидкую воду, да еще на то, другое, третье и десятое - и вот вам мильярды развитых цивилизаций всюду, куда не ткни вокруг нас!)
        Математика!)
        Ответить
  • Alef  | 16.01.2021 | 20:30 Ответить
    Печально, и процесс невозвратим, к жизни не вернуть.

    Но тут больше всего постарались дикари каменного века. "Живут в гармонии с природой". Как бы не так. Шведы живут в гармонии с природой. А как предки индейцев попали в Америку, так и всю мегафауну истребили. А были даже североамериканские верблюды
    https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_North_American_animals_extinct_in_the_Holocene
    То же и в Новой Зеоандии, Мадагаскаре. Да и все волосатые носороги с мамонтами. Правда, они не понимали, что делали. Там у них дичь создавали боги, а потом дарили для охоты.
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»