
Перед вами фрагмент древнеегипетского папируса периода Рамессидов (1250–1150 гг. до н. э.), на котором лев и газель играют в настольную игру — по всей вероятности, в сенет. Папирус включал в себя несколько сатирических сценок, в которых животные подражают человеку, действуя при этом вопреки своим природным инстинктам: так, лев не набрасывается на газель, а мирно играет с ней в игру.
Древнеегипетская игра сенет (египетское zn.t, позже sn.t или sni.t означает «прохождение») возникла как строго светская стратегическая игра, без религиозного значения. Однако по мере развития религии и представлений о загробной жизни египтяне накладывали свои верования и на игры. В символическом смысле игра олицетворяла путешествие души на ладье бога Ра по загробному миру. Египтяне верили, что, играя в сенет при жизни, они соединяются с богом восходящего солнца Ра еще до своей смерти.
Самые древние фрагменты сенетоподобных досок были найдены в погребениях Абу Раваш времен I династии (3100–2900 гг. до н. э.). Самое древнее изображение сенета обнаружено на рельефах гробницы Хесира — смотрителя королевской библиотеки фараона Джосера — в Саккаре (III династия, около 2686 г. до н. э.).
Зарисовка изображений рельефа гробницы Хесира. Изображены три игры — мехен (слева), мэн (men; внизу справа), сенет (вверху справа). Рисунок © James Edward Quibell, 1913 год. Изображение с сайта ancientgames.org
Первые игральные наборы сенета представляли собой доску и фишки архаичной формы в виде «башенок» и «лепешек», которые потом сменились на «катушки» и «конусы». Обычно фишки были одноцветные, хотя встречаются и раскрашенные комплекты, и даже фишки в виде зверей. Позже сенет стал выглядеть как прямоугольная коробочка или пенал, верхняя часть которого расчерчена на тридцать клеток, расположенных по десять в каждом ряду. Эти клетки, или, как их называли египтяне, «дома», и есть игровое поле. В пенале была выдвижная часть, куда убирались фишки и палочки.
Точные правила сенета неизвестны, однако многочисленные реконструкции помогли восстановить возможные правила игры. Предположительно, игра рассчитана на двух игроков. Задача каждого игрока — быстрее достичь финального поля, выведя с доски все свои фишки (похожие правила действуют, например, в нардах). Очередность ходов определяется броском игральных костей, в качестве которых в сенете использовались четыре плоские палочки. По ходу игры фишки попадают на различные «дома», в которых действуют свои правила: например, выбывшие из игры фишки восстанавливаются или игрок пропускает следующий ход.
Пенал для игры в сенет из слоновой кости или дерева; фаянсовые фишки, украшенные глазурью; плоские деревянные палочки, конец которых вырезан в форме головы утки. Фото с сайта Британского музея britishmuseum.org
Последние пять клеток на игровой доске чаще всего были украшены. На них были изображены иероглифы и цифры (см. пример такого сенета в картинке дня Краски Древнего мира: египетский синий). Но уже во время правления Хатшепсут, около 1498 года до н. э., цифры начали сменяться рисунками религиозной направленности. Например, на клетке №28 («Дом Трех Истин») вместо цифры III изображались три ибиса, а на клетке №29 («Дом Исиды и Нефтиды») вместо II — два коленопреклоненных человека. Во время правления Сети I (1291–1279 гг. до н. э.) люди на клетке №29 стали богами.
Сенет из гробницы в Абидосе, XVIII династия, около 1550–1295 гг. до н.э., Метрополитен-музей. Сохранились только некоторые из фаянсовых вставок, остальные заменены копиями (более светлые). Справа показана реконструкция, на которой можно рассмотреть недостающие изображения на домах №26–30. Фото с сайта metmuseum.org
Менялись не только изображения, но и смысловые значения домов. Клетка №1 — «Дом Тота» — символизировала прохождение души через суд Осириса, а финальная клетка №30 — «Дом Ра-Хоракте» — означала, что игрок соединяется с богом Солнца Ра.
К XVIII династии (1550–1292 годы до н. э.) на обратной стороне большинства досок находились тексты, описывающие процессы захоронения усопшего. Это говорит о том, что игра изготавливалась в качестве погребального инвентаря. Почти все игровые доски времен XVIII династии были найдены в гробницах. Надгробные изображения людей, играющих в сенет, больше не демонстрировали повседневные сцены жизни, а явно указывали на конкретные ритуальные сцены. Уже к концу XVIII династии, к 1293 году до н. э., сенет превратился из светской игры в религиозную.
На религиозное значение игры намекает также знаменитая фреска времен XIX династии (1292–1186 годы до н. э.) из гробницы QV66, где покоится Нефертари, первая супруга Рамсеса II. На этой фреске Нефертари играет в сенет с потусторонним миром, о чем говорят иероглифы вверху изображения. Эта сцена отожествляет терзания души царицы, которая пытается узнать свою судьбу. Победа в игре означает преодоление всех трудностей, которые возникнут на ее пути.

Фреска с изображением Нефертари, играющей в сенет. Около 1279–1213 гг. до н.э., Метрополитен-музей. Фото с сайта музея metmuseum.org
Несмотря на наличие нескольких десятков находок сенетов, фресок с изображением игры, а также письменных источников с ее упоминанием, в истории этой настольной игры много пробелов. Например, ученые всё еще не нашли ни одной игровой доски, датирующейся IV, V и VI династией, а это ощутимый промежуток времени длиной около 400 лет (между 2613-м и 2181 годом до н. э.) — хотя в это время изображения сенета встречаются во фресковой живописи. В недавнем исследовании ученые проанализировали никогда ранее не изученную доску сенета из Египетского музея розенкрейцеров (Rosicrucian Egyptian Museum) в Сан-Хосе (Калифорния), которая, вероятно, могла быть сделана в этот 400-летний период. Если догадки ученых подтвердятся, то эта доска станет недостающим звеном между «игровым» и «религиозным» сенетом.
Доска для игры в сенет из Египетского музея розенкрейцеров. Изображение из статьи W. Crist, 2020. Passing from the Middle to the New Kingdom: A Senet Board in the Rosicrucian Egyptian Museum
Точный возраст доски неизвестен, и, несмотря на то, что она деревянная, радиоуглеродный анализ не проводился, а о ее возрасте археологи судят по стилистическому оформлению игрового поля. В большинстве сенетов (со времен I династии и до Позднего периода) игра начиналась с верхнего левого края доски и заканчивалась в правом нижнем углу. Но во времена Среднего царства (между 2040-м и 1783 годом до н. э., XI–XII династии) начало игры переместилось в правый нижний угол, а конец — в левый верхний. Сенет из музея в Сан-Хосе по расположению старта относится к Среднему царству, однако его игровое поле намного сложнее, чем у игр того времени, но проще, чем у сенетов из Нового царства (около 1550–1069 гг. до н.э.; XVIII–XX династии). Эти факторы, по мнению ученых, указывают на то, что доска может быть переходным вариантом между простыми азартными играми и религиозными сенетами поздних лет.
Фото с сайта Британского музея britishmuseum.org.
Эрика Ефремова
На этой фреске Нефертари играет в сенет с потусторонним миром, о чем говорят иероглифы вверху изображения. Эта сцена отожествляет терзания души царицы, которая пытается узнать свою судьбу. Победа в игре означает преодоление всех трудностей, которые возникнут на ее пути.- СПГС как он есть. Вот взять современные моментальные снимки, а-ля "Гламурное кисо и её ковёр", или "Я и мой кореш Колян на рыбалке", и т.п. Какой-нить будущий ахренолог посмотрит на них и начнёт сочинять: "Очевидно, ковёр играл ключевую роль в качестве моста между миром живых и миром мёртвых. Орнамент складывается в иероглифы (пока до конца не расшифрованные), которые должны были облегчить прохождение в мир живых..." :)




Папирус целиком. Лев не нападает на газель, а играет с ней в сенет. Лев, победивший в игре, не съедает газель, а получает свою награду в спальне (эта сцена изображена в правой части папируса). В центре изображены козы и гуси, которых погоняют гиена, лиса и кошка, как настоящие пастухи, опираясь на посох и играя на флейте. Фото с сайта Британского музея britishmuseum.org