Карикатура с игрой в сенет

Перед вами фрагмент древнеегипетского папируса периода Рамессидов (1250–1150 гг. до н. э.), на котором лев и газель играют в настольную игру — по всей вероятности, в сенет. Папирус включал в себя несколько сатирических сценок, в которых животные подражают человеку, действуя при этом вопреки своим природным инстинктам: так, лев не набрасывается на газель, а мирно играет с ней в игру.

Папирус целиком

Папирус целиком. Лев не нападает на газель, а играет с ней в сенет. Лев, победивший в игре, не съедает газель, а получает свою награду в спальне (эта сцена изображена в правой части папируса). В центре изображены козы и гуси, которых погоняют гиена, лиса и кошка, как настоящие пастухи, опираясь на посох и играя на флейте. Фото с сайта Британского музея britishmuseum.org

Древнеегипетская игра сенет (египетское zn.t, позже sn.t или sni.t означает «прохождение») возникла как строго светская стратегическая игра, без религиозного значения. Однако по мере развития религии и представлений о загробной жизни египтяне накладывали свои верования и на игры. В символическом смысле игра олицетворяла путешествие души на ладье бога Ра по загробному миру. Египтяне верили, что, играя в сенет при жизни, они соединяются с богом восходящего солнца Ра еще до своей смерти.

Самые древние фрагменты сенетоподобных досок были найдены в погребениях Абу Раваш времен I династии (3100–2900 гг. до н. э.). Самое древнее изображение сенета обнаружено на рельефах гробницы Хесира — смотрителя королевской библиотеки фараона Джосера — в Саккаре (III династия, около 2686 г. до н. э.).

Зарисовка изображений рельефа гробницы Хесира

Зарисовка изображений рельефа гробницы Хесира. Изображены три игры — мехен (слева), мэн (men; внизу справа), сенет (вверху справа). Рисунок © James Edward Quibell, 1913 год. Изображение с сайта ancientgames.org

Первые игральные наборы сенета представляли собой доску и фишки архаичной формы в виде «башенок» и «лепешек», которые потом сменились на «катушки» и «конусы». Обычно фишки были одноцветные, хотя встречаются и раскрашенные комплекты, и даже фишки в виде зверей. Позже сенет стал выглядеть как прямоугольная коробочка или пенал, верхняя часть которого расчерчена на тридцать клеток, расположенных по десять в каждом ряду. Эти клетки, или, как их называли египтяне, «дома», и есть игровое поле. В пенале была выдвижная часть, куда убирались фишки и палочки.

Точные правила сенета неизвестны, однако многочисленные реконструкции помогли восстановить возможные правила игры. Предположительно, игра рассчитана на двух игроков. Задача каждого игрока — быстрее достичь финального поля, выведя с доски все свои фишки (похожие правила действуют, например, в нардах). Очередность ходов определяется броском игральных костей, в качестве которых в сенете использовались четыре плоские палочки. По ходу игры фишки попадают на различные «дома», в которых действуют свои правила: например, выбывшие из игры фишки восстанавливаются или игрок пропускает следующий ход.

Пенал для игры в сенет и палочки

Пенал для игры в сенет из слоновой кости или дерева; фаянсовые фишки, украшенные глазурью; плоские деревянные палочки, конец которых вырезан в форме головы утки. Фото с сайта Британского музея britishmuseum.org

Последние пять клеток на игровой доске чаще всего были украшены. На них были изображены иероглифы и цифры (см. пример такого сенета в картинке дня Краски Древнего мира: египетский синий). Но уже во время правления Хатшепсут, около 1498 года до н. э., цифры начали сменяться рисунками религиозной направленности. Например, на клетке №28 («Дом Трех Истин») вместо цифры III изображались три ибиса, а на клетке №29 («Дом Исиды и Нефтиды») вместо II — два коленопреклоненных человека. Во время правления Сети I (1291–1279 гг. до н. э.) люди на клетке №29 стали богами.

Сенет из гробницы в Абидосе

Сенет из гробницы в Абидосе, XVIII династия, около 1550–1295 гг. до н.э., Метрополитен-музей. Сохранились только некоторые из фаянсовых вставок, остальные заменены копиями (более светлые). Справа показана реконструкция, на которой можно рассмотреть недостающие изображения на домах №26–30. Фото с сайта metmuseum.org

Менялись не только изображения, но и смысловые значения домов. Клетка №1 — «Дом Тота» — символизировала прохождение души через суд Осириса, а финальная клетка №30 — «Дом Ра-Хоракте» — означала, что игрок соединяется с богом Солнца Ра.

К XVIII династии (1550–1292 годы до н. э.) на обратной стороне большинства досок находились тексты, описывающие процессы захоронения усопшего. Это говорит о том, что игра изготавливалась в качестве погребального инвентаря. Почти все игровые доски времен XVIII династии были найдены в гробницах. Надгробные изображения людей, играющих в сенет, больше не демонстрировали повседневные сцены жизни, а явно указывали на конкретные ритуальные сцены. Уже к концу XVIII династии, к 1293 году до н. э., сенет превратился из светской игры в религиозную.

На религиозное значение игры намекает также знаменитая фреска времен XIX династии (1292–1186 годы до н. э.) из гробницы QV66, где покоится Нефертари, первая супруга Рамсеса II. На этой фреске Нефертари играет в сенет с потусторонним миром, о чем говорят иероглифы вверху изображения. Эта сцена отожествляет терзания души царицы, которая пытается узнать свою судьбу. Победа в игре означает преодоление всех трудностей, которые возникнут на ее пути.

Фреска с Нефертари

Фреска с изображением Нефертари, играющей в сенет. Около 1279–1213 гг. до н.э., Метрополитен-музей. Фото с сайта музея metmuseum.org

Несмотря на наличие нескольких десятков находок сенетов, фресок с изображением игры, а также письменных источников с ее упоминанием, в истории этой настольной игры много пробелов. Например, ученые всё еще не нашли ни одной игровой доски, датирующейся IV, V и VI династией, а это ощутимый промежуток времени длиной около 400 лет (между 2613-м и 2181 годом до н. э.) — хотя в это время изображения сенета встречаются во фресковой живописи. В недавнем исследовании ученые проанализировали никогда ранее не изученную доску сенета из Египетского музея розенкрейцеров (Rosicrucian Egyptian Museum) в Сан-Хосе (Калифорния), которая, вероятно, могла быть сделана в этот 400-летний период. Если догадки ученых подтвердятся, то эта доска станет недостающим звеном между «игровым» и «религиозным» сенетом.

Сенет переходного периода

Доска для игры в сенет из Египетского музея розенкрейцеров. Изображение из статьи W. Crist, 2020. Passing from the Middle to the New Kingdom: A Senet Board in the Rosicrucian Egyptian Museum

Точный возраст доски неизвестен, и, несмотря на то, что она деревянная, радиоуглеродный анализ не проводился, а о ее возрасте археологи судят по стилистическому оформлению игрового поля. В большинстве сенетов (со времен I династии и до Позднего периода) игра начиналась с верхнего левого края доски и заканчивалась в правом нижнем углу. Но во времена Среднего царства (между 2040-м и 1783 годом до н. э., XIXII династии) начало игры переместилось в правый нижний угол, а конец — в левый верхний. Сенет из музея в Сан-Хосе по расположению старта относится к Среднему царству, однако его игровое поле намного сложнее, чем у игр того времени, но проще, чем у сенетов из Нового царства (около 1550–1069 гг. до н.э.; XVIII–XX династии). Эти факторы, по мнению ученых, указывают на то, что доска может быть переходным вариантом между простыми азартными играми и религиозными сенетами поздних лет.

Фото с сайта Британского музея britishmuseum.org.

Эрика Ефремова


6
Показать комментарии (6)
Свернуть комментарии (6)

  • antiximik  | 13.06.2020 | 09:22 Ответить
    Порадовала первая сатирическая картинка... :D

    А вот это:
    На этой фреске Нефертари играет в сенет с потусторонним миром, о чем говорят иероглифы вверху изображения. Эта сцена отожествляет терзания души царицы, которая пытается узнать свою судьбу. Победа в игре означает преодоление всех трудностей, которые возникнут на ее пути.
    - СПГС как он есть. Вот взять современные моментальные снимки, а-ля "Гламурное кисо и её ковёр", или "Я и мой кореш Колян на рыбалке", и т.п. Какой-нить будущий ахренолог посмотрит на них и начнёт сочинять: "Очевидно, ковёр играл ключевую роль в качестве моста между миром живых и миром мёртвых. Орнамент складывается в иероглифы (пока до конца не расшифрованные), которые должны были облегчить прохождение в мир живых..." :)
    Ответить
  • Чудесенка  | 13.06.2020 | 12:41 Ответить
    На папирусе со зверюшками по окраске видно, что лев пользует не ту газель, с которой играл, а какое-то другое копытное, вероятно, пригнанное ему другими хищниками. Наверное, вся сценка - это аллегория права сильного.

    И действительно, интерпретации истории древнего мира часто грешат перекосом в религиозность. Собственно, нахождение разрисованной игры в гробницах в качестве погребального инвентаря для усопшего ещё не означает, что она была такой же и в повседневности. Мы тоже белые картонные тапочки обычно не носим, пока живы. :)
    Ответить
  • Юрий Фёдоров  | 17.06.2020 | 02:37 Ответить
    интересно, как восстанавливали игру?
    Наверняка это не хуже детектива: доски. картинки. аналогичные игры - из всего этого тщательные люди извлекали что-то, чтоб понять, как играли в эту игру...
    Оч интересно было бы проследить логику.
    Вот, к примеру, газель со львом держат свои фишки в руках - значит ли это, что ходы делались не поочередно, а обоими игроками одновременно?
    ИЛи другой вопрос - поля явно малы для того, чтоб две фишки стояли на одном - значит ли это, что игроки двигали фишки навстречу друг другу (как в коротких нардах), или как-то иначе решена проблема начал игры при такой расстановке - ведь при движении в одну сторону один игрок напрочь блокирует своими фишками другого игрока. пока не освободит стартовую позицию)
    Ответить
  • Юрий Фёдоров  | 21.06.2020 | 11:07 Ответить
    это же поразительно! Как удалось догадаться, что в этой
    "игре действует правило, когда две союзные фигуры, стоящие рядом по ходу движения, «охраняют» друг друга — противник не может срубить ни одну из них, пока игрок сам не разобьёт такую пару." (википедия)
    Ка, ну как можно было эту информацию получить? Не высосано же это правило современными исследователями из пальца?
    Ответить
    • efremovaerika > Юрий Фёдоров | 21.06.2020 | 12:47 Ответить
      Да, это очень интересно. Наиболее подробно правилами занимался Тимоти Кендалл, есть еще правила Белла. У них есть статьи о том, как правила восстанавливались. Сенет - не единственная игра Древнего Египта, поэтому многие основы игры были, вероятно, заимствованы. Но опять же, точные правила неизвестны. Это все экспериментальная археология, поэтому ученые подбирают наиболее вероятные решения.
      Ответить
  • SBWeLeS  | 28.03.2025 | 21:54 Ответить
    Один я увидел в этом рисунке льва и единорога из "Алисы" Льюиса Кэролла ? 😏
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»