Космическая медуза

Космическая медуза

На фото — космическая медуза над Сан-Диего (штат Калифорния, США), возникшая после старта ракеты Falcon 9 компании SpaceX 22 декабря 2017 года. Ракета стартовала с космодрома военно-воздушной базы Ванденберг, которая находится примерно в 390 км от города.

По сути, космическая медуза — это конденсационный (или инверсионный) след, почти как след от самолетов. Инверсионный след самолета возникает так: к остаткам топлива и продуктам его горения добавляются водяной пар или кристаллики льда, которые постоянно присутствуют в воздухе, и всё это увлекается потоками воздуха, возникшими за движущимся самолетом при работе двигателей. Солнечный свет подсвечивает эти частички, они его отражают и рассеивают, из-за чего мы их и видим.

Основное различие следов самолета и ракеты обусловлено тем, что ракеты поднимаются через всю атмосферу Земли, то есть оказываются гораздо выше самолетов. На высоте 30–40 км ни льда, ни пара уже нет, однако след остается. Сама ракета — это тоже источник частиц, которые вылетают из ее двигателей: в этом случае свет рассеивают продукты горения топлива, его остатки и частички самого двигателя в выхлопе.

Так как ракеты летят на большой высоте, «медузы» хорошо видны даже ночью: Солнце подсвечивает частички, составляющие выхлоп, находясь под горизонтом. Это делает явление медузы очень похожим на так называемые серебристые облака (см. картинку дня Серебристые облака). Поймать «медузу» можно только в сумерки — в отличие от следа самолета, который лучше виден днем и получается за счет отражения солнечного света, падающего сверху.

Своеобразная форма следа — это результат работы двигателя и взаимодействия его с атмосферой. Струя выходящих из двигателя газов проходит через отверстие особой формы — сопло Лаваля. Из камеры сгорания ведет сначала сужающийся, а потом расширяющейся канал.

Схематичное устройство сопла Лаваля

Схематичное устройство сопла Лаваля. Топливо сгорает в камере двигателя, и из сопла выбрасывается реактивная газовая струя. Сопло превращает хаотическое тепловое движение молекул газа в упрядоченный поток, направленный от ракетного двигателя. Рисунок с сайта meduza.io

Пока газовая струя имеет скорость меньше скорости звука, она будет ускоряться при сужении отверстия. В самой узкой части сопла Лаваля поток исходящих газов приобретает сверхзвуковую скорость, после чего он ведет себя практически как поток несжимаемой жидкости, и к нему применим закон Бернулли: при уменьшении давления потока газ будет увеличивать скорость (и наоборот). В расширяющейся части сопла давление потока уменьшается, следовательно скорость потока увеличивается. Внутренняя энергия преобразуется в кинетическую энергию его направленного движения, и чем выше скорость (и, как следствие, кинетическая энергия), тем больше будет реактивная тяга ракеты, то есть при максимально возможной скорости исходящего потока достигается оптимальный режим работы.

После выхода из сопла вещество начинает двигаться в воздушной среде. Самая большая тяга двигателя достигается, если давление струи двигателя и атмосферное давление равны, а сама струя двигается, не сужаясь и не расширяясь. Однако чем выше, тем ниже атмосферное давление, а характеристики двигателя обычно неизменны.

Маленький хвостик медузы (нижняя «тонкая» часть, наиболее похожая на инверсионный след самолета) как раз и возникает во время движения в оптимальном режиме. Плотность вещества уменьшается с высотой по экспоненциальному закону (то есть довольно быстро), и потому хвостик получается не очень длинный. С высотой давление выхлопной струи двигателей становится гораздо больше атмосферного, и она начинает расширяться.

При этом возникают еще разные «щупальца». Дело в том, что при старте работает не один двигатель, а несколько. Чтобы выравнивать траекторию ракеты, могут использоваться двигатели, сопла которых будут направлены в разные стороны, и тогда появляются следы от каждого двигателя по отдельности. Некоторые ракеты-носители умеют поворачиваться и немного вращаются (см. видео). Из-за этого щупальца могут закручиваться, образуя спирали.

Космическая медуза с выраженными щупальцами

Космическая медуза с ярко выраженными «щупальцами». Образовалась после старта ракеты «Зенит» с космодрома Байконур. Фото с сайта planetologia.ru, город Яровое, Алтайский край

Когда топливо заканчивается и ступень ракеты отделяется, в «медузе» может возникнуть «провал». Для двигателей второй ступени обычно подбирают более широкие и длинные сопла, чтобы они эффективнее работали при низком атмосферном давлении. При их включении «медуза» может на некоторое время «сжаться». Если ракета изготовлена по пакетной схеме, то есть первая ступень прикреплена сбоку ко второй ступени, то при разделении двигатели первой ступени будут разлетаться в разные стороны. Тогда у нашей «медузы» появятся маленькие «детки». Чаще всего при отделении двигатели выключаются, и след оказывается очень коротким, слабым и незаметным.

У ракет с возвращаемой первой ступенью (например, у ракеты Falcon 9) есть двигатели для посадки, которые при работе создают свои маленькие медузы внутри большой. На главном фото такая «медузка» видна чуть левее центра большой медузы.

Запуск ракеты Falcon 9 с возвращаемой первой ступенью 22 декабря 2017 года. Заметна работа двигателей для возвращения. Таймлапс в начале видео наглядно показывает все этапы появления космической медузы, описанные выше. Видео снято с горы Элден (Mount Elden) в штате Аризона

Кроме самих двигателей и схем полета на форму медузы могут влиять внешние факторы, например, ветер. Тогда узор может довольно сильно исказиться. Так как газ освещается Солнцем из-под горизонта, то на медузу могут проецироваться тени от гор или других наземных объектов.

Старт ракеты, снятый с МКС

Так выглядит старт ракеты, снятый с Международной космической станции. На кривизну хвостика повлиял ветер (который есть на высоте примерно до 25 км). Фото из твиттера астронавта NASA Кристины Кук

В хорошую погоду «медузу» можно увидеть издалека. Например, в Москве наблюдались следы ракеты «Космос-1188» (Cosmos 1188), запущенной с космодрома Плесецк в Архангельской области 14 июня 1980 года. На сегодняшний день далеко не все запуски космических ракет секретные, поэтому можно даже заранее спланировать «ловлю» космических медуз, причем без применения специальных наблюдательных приборов. Лучше всего любоваться такой красотой невооруженным глазом — «медуза» занимает слишком большую площадь на небе и в поле зрения телескопа попросту не поместится.

Космическая медуза над Нижним Новгородом, возникшая после старта ракеты «Союз-2.1б», с космодрома Плесецк 17 июня 2018 года

Фото © James Rowten с сайта rhfleet.org, 22 декабря 2017 года. Больше фотографий смотрите здесь.

Анастасия Стебалина


13
Показать комментарии (13)
Свернуть комментарии (13)

  • Николай Ц  | 27.03.2020 | 01:16 Ответить
    Анастасия, отличная тема, на стыке баллистики и живописи; и спасибо, что вы поделились наблюдениями.

    Позвольте некоторые уточнения.
    Инверсионный след самолета возникает так: к остаткам топлива и продуктам его горения добавляются водяной пар или кристаллики льда, которые постоянно присутствуют в воздухе, и всё это увлекается потоками воздуха, возникшими за движущимся самолетом при работе двигателей.
    У самолётов происходит сгорание углеводородов (за исключением боранов на ХВ-70 "Валькирия" и тому подобных редкостей), поэтому в продуктах сгорания много водяного пара - в десятки раз выше, чем их концентрация в атмосфере. Поэтому туман инверсионного следа состоит прежде всего из воды самой струи, продуктов сгорания. Поэтому иногда он так и рассасывается в сотнях метров за самолётом. Если атмосфера в зоне пролёта оказывается в термодинамически неустойчивом состоянии, то только тогда задействуется пар атмосферы, на порядок как минимум более разрежённый. И происходит конденсация атмосферного водяного пара на частицах выхлопа самолёта. Но это не всегда так. Сам же инверсионный след сразу за двигателем - это вода из двигателя, от сгоревшего топлива. И далее в значительной мере остаётся так.
    В самой узкой части сопла Лаваля поток исходящих газов приобретает сверхзвуковую скорость, после чего он ведет себя практически как поток несжимаемой жидкости, и к нему применим закон Бернулли: при уменьшении давления потока газ будет увеличивать скорость (и наоборот).
    Как несжимаемая жидкость поток ведёт себя на дозвуке, ДО самого узкого места сопла Лаваля. И тут он описывается уравнением Бернулли для дозвукового потока. В самом узком месте (критическом сечении сопла) газ не становится сверхзвуковым, а приобретает звуковую скорость. Но не сверхзвуковую. И только дальше, в в расширяющейся части сопла газ становится сверхзвуковым, в соответствии с чем там в полной мере проявляется его сжимаемость. В противоположность тому, что вы пишете. Вы, возможно, что-то перепутали в переводе.
    Самая большая тяга двигателя достигается, если давление струи двигателя и атмосферное давление равны, а сама струя двигается, не сужаясь и не расширяясь. Однако чем выше, тем ниже атмосферное давление, а характеристики двигателя обычно неизменны.
    Никоим образом. Характеристики двигателя сильно меняются с высотой. Само это изменение характеристик двигателя с высотой называется высотной характеристикой двигателя.

    Дело вот в чём. Атмосферное давление давит прямо в сопло снаружи, противодействуя истечению реактивной струи. Поэтому на старте с уровня моря, при наибольшем давлении атмосферы, тяга двигателя минимальная - стартовая. С ростом высоты давление атмосферы, подпирающее сопло снаружи, уменьшается - поэтому скорость струи растёт, а с нею растёт и тяга с высотой. Максимальная тяга первой ступени достигается при максимальной высоте её полёта. Идеально - в вакууме. Там всегда самая большая тяга.

    То есть с ростом высоты меняется тяга двигателя или двигательной установки всей ступени - а это главная его/её характеристика. Так же меняется и удельный импульс. Причем тяга с высотой растёт ощутимо, процентов до пятнадцати, иногда на десятки тонн. Поэтому для численного значения и тяги, и удельного импульса (главных характеристик двигателя) обычно всегда указывают, это тяга и удельный импульс у земли или в пустоте, ибо тяга там и там весьма разная. Так что наибольшая тяга как раз на последнем участке, при максимальном "раздувании" медузы.

    А равенство давлений атмосферного и статического на срезе сопла - это лишь этап на траектории. На старте давление на срезе сопла меньше атмосферного, поэтому струя за соплом слегка сужается. Это называется режимом перерасширения. С высотой давления уравниваются. Далее атмосферное давление становится меньше, чем на срезе сопла - после выхода из сопла газ стремится дорасшириться до атмосферного давления. Это режим недорасширения, он всегда завершает работу первой ступени. У второй ступени всегда недорасширение, вследствие исчезающего давления атмосферы.

    Поэтому при равенстве давления на срезе сопла и текущего атмосферного возникает некий оптимум, оптимальный режим, как вы верно пишете ниже - нет и перерасширения, при котором возрастает запирающее действие атмосферного давления при старте. И нету высотного недорасширения, то есть сопло снимает всю тягу с потенциальной энергии сжатия газа, не выбрасывая недорасширенный газ бесполезно расширяться в выхлопе за соплом, вне стенки сопла, без совершения тут работы и не создавая свой кусочек тяги. Но величина тяги тут средняя, не максимальная. Максимальная - всегда в пустоте.
    Так как газ освещается Солнцем из-под горизонта
    Выхлоп, а не газ. Газ невидим, хоть он освещается, хоть нет. Вокруг выхлопа везде тоже газ, атмосфера, и он так же освещается - однако вы там ничего не видите. Освещается туман из водяного льда и прочие аэрозоли выхлопа.
    На высоте 30–40 км ни льда, ни пара уже нет,
    Есть, но в меньших концентрациях. Если прям так совсем уж нет - то из чего тогда возникают чисто стратосферные перламутровые облака? Как раз на этих высотах, аккурат посередине между ними? А ниже вы упоминаете в три раза более высотные серебристые облака, уже в ионосфере - не что иное как кристаллы водяного льда.
    Сама ракета— это тоже источник частиц, которые вылетают из ее двигателей: в этом случае свет рассеивают продукты горения топлива, его остатки и частички самого двигателя в выхлопе.
    Про частички двигателя в выхлопе чересчур смело, Анастасия.) При работе обычных ЖРД никаких частичек самого двигателя (тьфу-тьфу-тьфу, никаких болтов и стружки из сопла не вылетает) - сопло там не прогорает, а больше никаким "частичкам самого двигателя" взяться неоткуда. Материал двигателя не расходуется при его работе ))).

    За исключением случаев сопла с абляционным охлаждением - когда сопло постепенно разгорается, выгорает, увеличивая диаметр и выбрасывая свой внутренний сгорающий слой. Это обычно бывает у твёрдотопливных двигателей, у которых нет жидкостного охлаждения сопла, поэтому оно не медное или стальное, а прессованное из всяких композитов, выгорающих во время работы. Только крайне редко абляционные сопла ставят на ЖРД - пример американская ракета Дельта, у которой невидимое бесцветное кислородно-водородное пламя выхлопа - раскалённый водяной пар - подкрашено в жёлто-розовый оттенок как раз сгоранием абляционного покрытия сопла.
    В расширяющейся части сопла давление потока уменьшается, следовательно скорость потока увеличивается.
    Давление потока уменьшается на всём протяжении сопла, как в сужающейся, так и в расширяющейся части. Но разгон потока в дозвуковой (сужающейся) части и в сверхзвуковой (расширяющейся) части происходит совсем по-разному.

    "Струя выходящих из двигателя газов проходит через отверстие особой формы — сопло Лаваля. "
    Сопло Лаваля не отверстие, а канал. Отверстие - это, например, критическое сечение или срез сопла. Окружность, образуемая стенками. Это отверстие. Дырка
    Обычное круглое, без особенностей формы. А сопло Лаваля - это проточный канал с переменным сечением. Сначала уменьшающимся, потом расширяющимся.
    Ответить
    • Srovo > Николай Ц | 27.03.2020 | 10:42 Ответить
      Я не Анастасия, но поблагодарю - замечания важные.
      Ответить
    • 4110 > Николай Ц | 27.03.2020 | 12:12 Ответить
      Отличные комментарии, спасибо!
      Ответить
    • oriss > Николай Ц | 29.06.2020 | 19:35 Ответить
      Спасибо за подробную рецензию, некоторые очевидные моменты были сразу заметны, но вы осветили все просто замечательно. И я, как и вы, благодарен Анастисии.
      Ответить
      • Николай Ц > oriss | 29.06.2020 | 19:37 Ответить
        На здоровье ) если что непонятно, спрашивайте.)
        Ответить
  • Юрий Фёдоров  | 31.03.2020 | 02:18 Ответить
    Я в детстве был свидетелем возникновения в вечернем небе чего-то подобного (во всяком случае именно следом ракеты мне ту штуку объяснил тогда взрослый человек). Но форма была совершенно иной. Это был очень красивыц цветок из спирально расходящихся лепестков (почему-то помнится, что их было 5 - разве есть ракеты с пятью соплами?), причём картинка был совершенно симметричной - так, наверное, может быть лишь если ракета летела строго по оси зрения, ровно от меня, как если бы стартовала с моего носа). Лепестки долго светились, увеличиваясь и истаивая.. И все же мне и сейчас кажется это странным и количество лепестков (не четыре) , и то, что я смотрел прямо в хвост ракеты (ведь это значит, что она взлетела где-то рядом со мною, правильно?), и место, где это произошло (Апшеронский полуостров, разве там есть космодром?)
    Может быть все же то было совсем другое что-то, не ракеты след?
    Что-то иное, кроме ракеты, могло бы создать такое зрелище?
    Ответить
    • Яровитчук > Юрий Фёдоров | 31.03.2020 | 14:51 Ответить
      С пятью блоками полно ракет. Четыре по бокам и один в центре.
      Относительно недалеко находится космодром Капустин Яр. Если осуществлялся запуск спутника на полярную орбиту, то, примерно, так и должен был выглядеть след от с вашей точки при запуске с Капустного Яра.
      Если укажите дату или хотя бы год, то можно даже попробовать понять какой конкретно запуск.
      Правда, если это были какие-нибудь испытания военной техники, то это будет не так просто.
      Ответить
      • Юрий Фёдоров > Яровитчук | 01.04.2020 | 02:18 Ответить
        Вот то-то и странным кажется, лепестки, помнится, ровно пятиконечно расходились, будто пять сопел равновеликих вкруг расположены - а если одно сопло в центре меж четырех, наверное, должно выглядеть иначе.
        Год - нет, год не посчитать сейчас точно.
        А разве военные так вот прям не стесняясь ничего могут запустить ракету в мирное время так, что всякий в округе увидит ее след? Я почему-то думал, скрытность какая-то должна быть. Тем более что куда-то оч высоко ракета ушла, это ж явно не на 100 метрах над землей такая штука возникает красивая из выхлопа ракетного...
        А там - фиг знат)
        Ответить
        • Николай Ц > Юрий Фёдоров | 04.04.2020 | 02:26 Ответить
          При запусках межконтинентальных баллистических ракет их ступени могут работать до высот сто-сто пятьдесят километров. Изредка выше. Соответственно, подсвеченный выхлоп может быть видно с расстояния многих сотен километров.
          Ответить
      • Николай Ц > Яровитчук | 04.04.2020 | 02:12 Ответить
        С пятью блоками только "Союз", других нет. Если не считать два пуска "Энергии" в конце восьмидесятых. С Капустина Яра на полярные орбиты запуски никогда не проводились - севернее и южнее населённые районы, нет мест для зон падения. Всё полярное отправляется с Плесецка. Если ошибаюсь - приведите пуск с Кап.Яра на полярную орбиту.
        Ответить
        • Яровитчук > Николай Ц | 04.04.2020 | 11:25 Ответить
          С полярными орбитами был не прав. Предполагал. Действительно, там очень узенький коридор для запусков.
          В таком случае вряд ли уважаемый Юрий наблюдал след от ракеты, запущенной от туда
          Но тогда, остаются собственно Байконур, который не так и близко, но думаю, возможно увидеть. Правда, наблюдать такое можно было скорее глубокой ночью или под утро, а не вечером. Другой вариант израильский космодром Пальмахим. Оттуда стали запускать, если не ошибаюсь, с 1988 года.

          А вот что Союз единственная ракета-носитель с 5 блоками неверно:
          Во-первых "Союз" это целое семейство ракет-носителей. Союз-У, Союз-Т, Союз-МС, Союз-2, Союз-ФГ и т.д.
          Во-вторых с пятью блоками куча ракет семейства Р-7: Р-7, Спутник, Луна, Восток, Восход, Молния, Полет и т.д.
          В-третьих с натяжкой можно назвать ракетой-носителем с 5 блоками несколько ракет семейства Чанчжэн, GSLV и Ангара
          Ответить
          • Николай Ц > Яровитчук | 04.04.2020 | 14:43 Ответить
            Понятно, что имелось в виду под "Союзом" - все эти Р-7 и все семейство на её основе. Все перечисленные вами названия - лишь модификации. Ну, и Юрий не настолько стар, чтобы видеть запуски Р-7 )) С точки зрения баллистики выведения, особенно первой ступени, и визуальных эффектов, всё это королёвское семейство - это одна и та же ракета. Чанчжэны, GSLV и Ангара никак не могли наблюдаться с Апшеронского полуострова).

            Насчёт Байконура сам написал ночью - и удалил. От Баку до Байконура примерно 1300 км. Прикинул - горизонт Баку проходит над Байконуром на высоте порядка 109 км. На этой высоте уже проходит отделение боковых блоков "Союза", и точно в горизонте Юрий вряд ли мог видеть события на этой высоте. Думал, может, Протон с отказом одного из шести двигателей - как раз получится пять струй. Но Юрий должен был видеть это очень низко над горизонтом. На пределе видимости.

            Может, высотные геофизические ракеты с Кап.Яра? Она уходили на высоты 200-500 км. Но там не было пять двигателей ни на одной. Все они однодвигательные.

            Домбаровка, позиционный район межконтинентальных ракет? Но это ещё немного дальше. Оренбургская область. Да и не припомню изделий с пятью двигателями - у всех по четыре обычно.

            Запуски с израильского космодрома все полярные, но оттуда далековато до Баку, чтобы работала первая ступень. Это нереально. И пяти двигателей на первой ступени нету.
            Ответить
  • Яровитчук  | 31.03.2020 | 14:51 Ответить
    .
    Ответить
Написать комментарий

Последние новости


Молодые завацефалы бодаются
В Монголии найден древнейший и самый полный скелет пахицефалозавра

Аккреционный диск
Форму аккреционного диска вокруг черной дыры можно определить по поляризации его рентгеновского излучения

Молодой птеродактиль
Молодые птеродактили часто погибали во время шторма

Карта языковых семей мира
Палеогенетики установили прародину уральских и енисейских языков

Элементы

© 2005–2025 «Элементы»