Смайлики из мезозоя

На фото — мраморная облицовка со смайликом в переходе со станции метро «Трубная» на станцию «Цветной бульвар».

Многие станции Московского метрополитена, облицованные натуральным мрамором, прославились среди любителей палеонтологии благодаря многочисленным остаткам беспозвоночных животных: кораллов, морских лилий, морских ежей, гастропод, аммонитов, белемнитов, двустворчатых моллюсков. Эти остатки легко заметить на отшлифованных плитах, некоторые стали настоящими достопримечательностями метрополитена, как, например, продольные разрезы огромного брюхоногого моллюска на «Библиотеке имени Ленина» или головоногого моллюска на «Краснопресненской». Среди сотен подобных остатков выделяются несколько любопытных образцов «игры природы», то есть образований, случайным образом напоминающих другие объекты. Особенно занимательно выглядят смайлики, появившиеся на поверхности мрамора благодаря случайности.

Один смайлик можно увидеть в начале перехода со станции «Площадь Ильича» на станцию «Римская». Здесь стены облицованы красным мрамором, который образовался из осадков моря юрского периода. Колонны и стены «Площади Ильича» (ее можно смело переименовать в станцию «Палеонтологическая»; см. картинку дня Станция «Площадь ископаемых») изобилуют ископаемыми остатками — кусочками стеблей морских лилий, округлыми раковинами аммонитов, срезами кораллов, которые на первый взгляд напоминают нагромождение толстых точек. Глаза этого смайлика получились, скорее всего, из двух раковин двустворчатых моллюсков, которые были заполнены осадком. Срез по раковинам прошел поперек и несколько под углом. А улыбка образовалась во время кристаллизации и уплотнения осадка.

Смайлик на Площади Ильича

Смайлик со станции «Площадь Ильича». Фото © Антон Нелихов

Смайлик с главного фото образовался схожим образом. В осадке, который впоследствии стал мрамором, оказалось захоронено потрясающее число раковин, в основном брюхоногих и двустворчатых моллюсков, некоторые — громадных размеров, больше ладони. Плоскости мраморных плит прошли по раковинам, залегающим под разными углами, в результате некоторые стали похожи на кругляши, а другие — на аккуратно разрезанных вдоль оси улиток.

Этот небольшой светлый переход со станции «Цветной бульвар» на станцию «Трубная», пожалуй, самое насыщенное ископаемыми остатками место в Московском метрополитене. Неудивительно, что здесь можно увидеть сразу четыре смайлика. Все их улыбки образовались из среза горизонтально залегавших створок двустворчатых моллюсков. Глаза у некоторых (у того, что на главном фото) получились из поперечных срезов раковин гастропод или разрезанных рудистов, у остальных — из водорослевых желваков или также рудистов.

Смайлики на переходе на Цветной бульвар с Трубной

Смайлики с перехода на «Цветной бульвар» со станции «Трубная». На крайнем правом смайлике правый глаз, скорее всего, был обросшей водорослями раковиной гастроподы. Фото © Антон Нелихов

Вряд ли «игра природы» на мраморе Московского метро исчерпывается пятью смайликами. Наверняка на полу, колоннах и стенах разных станций можно найти и другие курьезные образцы. Однако замечательно, что все эти смайлики — улыбающиеся, причем широкой улыбкой. Они как бы показывают, что палеонтология и геология — веселые, жизнерадостные науки.

Фото © Антон Нелихов.

Антон Нелихов


7
Показать комментарии (7)
Свернуть комментарии (7)

  • bonacon  | 23.01.2020 | 20:01 Ответить
    Не назвал бы геологию очень веселой наукой, но идею с переименованием станции метро, полностью поддерживаю!
    Ответить
    • Юрий Фёдоров > bonacon | 24.01.2020 | 11:33 Ответить
      О нет!
      Категорически против! Ничего не нужно переименовывать!
      Зачем делать так, чтоб нашу историю мог узнать только тот, кто полезет в архивы? Ведь только так, если с каждым новым историческим сезоном все подряд переименовывать - только в архивах можно будет узнать вереницу старых названий!

      Пусть названия будут на виду! Чтоб для всех и навсегда.
      И памятники тоже не корчуйте никогда, уважаемый Бонакон, прошу Вас!)

      А то потом всякая гадость сможет по трамвайно-хамски приравнять нас к фашистам, а мы (кто архивов не видал), пожалуй, еще и кивать начнем.
      Ответить
      • leonid_ge > Юрий Фёдоров | 24.01.2020 | 16:51 Ответить
        О нет!
        Категорически против! Ничего не нужно переименовывать!
        Зачем делать так, чтоб нашу историю мог узнать только тот, кто полезет в архивы? Ведь только так, если с каждым новым историческим сезоном все подряд переименовывать - только в архивах можно будет узнать вереницу старых названий!
        Но благодаря таким мутациям, история эволюционирует. Вы хотите превратить ее в окаменелость?
        Ответить
        • Юрий Фёдоров > leonid_ge | 24.01.2020 | 23:15 Ответить
          Чую, совершенно не знаком с вашим категориальным аппаратом:
          как на новые ворота гляжу на приравнивание переименования к мутации и неожиданную для меня трактовку понятия Эволюция...
          Но, вот вопрос: правильно ли я понял, что Вы утверждаете, будто
          История может выиграть как-то оттого, что мы ее будем забывать, и для того нужно переименовывать и сносить памятники?
          Ответить
          • leonid_ge > Юрий Фёдоров | 24.01.2020 | 23:31 Ответить
            А история животного мира выиграла или проиграла от того, что динозавры вымерли?
            Ответить
            • Юрий Фёдоров > leonid_ge | 25.01.2020 | 03:59 Ответить
              Вы, простите, шутите ?
              Или впрямь не видите разницы между людской историей и палеонтологией?
              Ответить
  • Юрий Фёдоров  | 24.01.2020 | 11:24 Ответить
    Уверен, улыбки не случайны: прилепляя камень к стене, строители всякий раз хорошо думали о палеонтологии и геологии, и вертели камни в соответствии со своими мыслями)

    Людей, обнаруживающих эти картинки, очень уважаю. И завидую: сам внутри метро всегда в цейтноте и рассматривать вдумчиво стены и полы ни разу не имел возможности - несусь сквозь толпу. А кто-то, выходит, в это время стоит у стены и внимательно ее изучает! Чудеса!)

    Мало того: видя, что на новых станциях стены ну уж слишком пестры, полагал, что это оттого, что камни тут не настоящие. Читал где-то об искусственных камнях, делаемых из чего-то вроде непрозрачного стекла, смешивая по нескольку цветов его жидкого с именно целью имитировать мрамор. Они, мол, и дешевле, и легче, и красивы, и долговечны незнамо как... А человек, известное дело, склонен, имитируя что-то, несколько преувеличивать, ему всегда кажется, что если рисунок получится не слишком мелким, не слишком разнообразным, все кругом догадаются, что это искусственный камень.
    Вот я и думал: раз так пестры камни - это искусственный мрамор. Значит и рассматривать его нет особого смысла - окаменелости там быть не может, а случайные разводы и пятна интересны куда меньше)
    Уверен ли автор статьи, что речь о натуральных мраморах? Может быть, стоит провести краткий доказательный анализ? Чем мазнуть в неброском месте стену метро, чтоб по образующейся/необразующейся пене (или изменению цвета) определить, камень это, или хитрая смальта?
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»