В работе собраны различные данные о процессе развития поведения тигрят. Приведены схемы, где формирование тех или иных форм поведения рассмотрено последовательно – в рамках каждого типа поведения. Также приведена универсальная схема, иллюстрирующая системную взаимосвязь происходящих процессов, которые кажутся разноплановыми на первый взгляд. Полученная единая шкала дает целостное представление о развитии тигрят, и позволяет прогнозировать результат использования необходимых для каждого этапа их развития стимулов. В работе приведены результаты оригинальных наблюдений авторов за тигрятами в неволе.
Данные о развитии тигрят (Panthera tigris altaica) представлены в литературе главным образом сведениями об основных изменениях в их морфологии и физиологии (питание, смена зубов и т.п.). Вопросы становления и развития форм и структур поведения сложны, поскольку сам материал этих образований необыкновенно пластичен и непостоянен. В отличие от морфологических структур, конкретные поведенческие элементы исчезают во времени очень быстро, и это создает дополнительные трудности в описании как самого поведения, так и его онтогенеза. При формировании в онтогенезе особи сложных поведенческих комплексов важно не упускать из виду принципиальный факт этапности онтогенеза поведения. Создание интегрированной шкалы онтогенеза является в некотором роде универсальным ключом и позволяет оценить, насколько правильно идет процесс развития тигрят и формирование у них различных особенностей поведения, например, это актуально при подготовке животных к выпуску в природу. Предложенная в работе универсальная шкала онтогенеза тигрят – интегрированная система данных о развитии детенышей на основе организации и расположения их в хронологическом порядке и дополнения экспериментальным опытом, полученным в разных условиях и ситуациях. В качестве последних использованы оригинальные результаты наблюдений за развитием тигрят в неволе.
Цель данной работы – организовать разноплановые данные об онтогенезе тигрят в систему единой шкалы онтогенеза используя принцип сходства их расположения на временной оси. В виде такой шкалы могут быть организованы и данные из литературы и собственные наблюдения по разным категориям поведения (например, развитие пищевого и охотничьего поведения или социального поведения). Интеграция всех рассмотренных в статье шкал в одну позволяет увидеть развитие тигрят во всем его разнообразии и взаимозависимости происходящих событий (Рис. 1).
Один из рассмотренных примеров: анализ объединенной шкалы показывает, что на период r2, характеризующий изменения в отношении тигрят к человеку, приходятся периоды h4 и h5 в формировании охотничьего поведения и фаза II изменений в питании. Анализ объединенной информации позволяет предполагать, что изменения в характере питания, а именно прикормка на мясную пищу, влияют на реакции тигрят и поведение относительно конкурентов. Это согласуется с данными Я.К. Бадридзе (2016) об отличиях в реакциях неопытного в хищничестве зверя на потенциального конкурента. Такие знания важны и с практической точки зрения – они позволяют корректировать работу по подготовке тигрят к выпуску в дикую природу. В качестве примера можно привести работу Центра реабилитации амурских тигров. Тигрята-сироты попадают в Центр в возрасте 4–6 мес. В этот период, как показывают полученные нами данные, у них происходит обострение «неофобии». Проявления стресса у животных многократно усиливается не только в связи с тем, что тигрята потеряли мать, но и с особенностями их развития в этот период, когда они болезненно переживают изменения и нестабильность окружающих условий. На этом фоне даже самые незначительные заболевания могут быть фатальны: иммунитет может снижаться не только на фоне истощения или переохлаждения, но и на фоне стресса, связанного с нарушениями закономерностей развития. Таким образом, синтез приведенных данных и дальнейшие исследования на расширенной выборке позволят определить и описать условия норм развития и формирования поведения для тигрят, прогнозировать уровень их потребностей.
Такая шкала позволяет получить целостное представление о постнатальном онтогенезе тигрят, а также прогнозировать результат использования стимулов, которыми в критических ситуациях можно заменить отсутствующие, но необходимые для того или иного этапа их развития. В статье приведены к единой системе и проиллюстрированы поведенческие и физиологические периоды, принципиально важные для формирования тигрят. Соотнесение всех полученных шкал друг с другом позволяет уточнить и объяснить многие особенности поведения тигрят и его развития.