Сравнительный анализ различных форм социального обучения у животных

Ж. И. Резникова

Институт систематики и экологии животных СО РАН
Новосибирский гос. университет
630091 Новосибирск, Фрунзе, 11
e-mail: rezzhan@fen.nsu.ru

Поступила в редакцию 26.05.2003 г.

Социальное обучение, как одно из ключевых понятий когнитивной этологии, включает разные формы поведения, от сравнительно простых, таких, как "социальное облегчение", до столь сложных, как "инструктирование" и формирование "культурных традиций" в группировках животных. Накопление новых экспериментальных данных привело к появлению методологических и терминологических противоречий. В обзоре проанализированы формы и уровни сложности социального обучения у животных, выделены экологические и когнитивные аспекты этих форм поведения, соотнесены англоязычные и русскоязычные термины. Выделены универсальные экспериментальные методы ("искусственный фрукт" и "два способа - один результат"), дающие возможность сравнительного подхода к имитационному обучению у разных видов. Впервые рассмотрена роль активного инструктирования в совершенствовании видовых стереотипов поведения и распространении инноваций в группировках животных.

Полный текст статьи


Элементы

© 2005–2025 «Элементы»