Институт систематики и экологии животных СО РАН и
Новосибирский государственный университет
630091 Новосибирск, ул. Фрунзе, 11
e-mail: zhanna@reznikova.net
Поступила в редакцию 27.10.2014 г.
Проявлению и становлению поведенческих традиций у разных видов животных посвящено огромное количество работ, но до сих пор остается неясным, какие факторы способствуют, а какие препятствуют распространению новых для популяции форм поведения. В статье представлен аналитический обзор исследований на эту тему, рассмотрены результаты исследований "культуры" у животных и проанализированы противоречия, возникающие при попытках выяснения этоло-гических механизмов культурной преемственности. Сформулирована гипотеза "распределенного социального обучения'':, для распространения в популяции сложных поведенческих стереотипов достаточно присутствия в ней немногочисленных носителей целостных стереотипов, если остальные животные являются носителями неполных генетических программ, запускающих эти стереотипы. Наличие "спящих" фрагментов программ создает у их носителей врожденную предрасположенность к совершению определенной последовательности действий. Для достройки целостного стереотипа достаточно самых простых форм социального обучения ("социальное облегчение"). Гипотеза рассмотрена на поведенческом уровне и подкреплена экспериментальными данными, полученными при исследовании сценариев развития охотничьего поведения у муравьев Myrmica rubra L. Она позволяет объяснить распространение поведенческих моделей в сообществах животных более простым путем, чем с помощью культурной преемственности.
Полный текст статьи доступен на сайте Elibrary.ru (необходимо зарегистрироваться).