Это вторая книга профессора акустической инженерии в Университете Солфорда (Великобритания), переведенная на русский язык. Вышедшая в 2018 году «Книга звука: научная Одиссея в страну акустических чудес» не прошла незамеченной у любителей качественного научпопа. Но если в первой Кокс рассказывал о звуках окружающей среды и их влиянии на пространство и на наш мозг, то во второй он сконцентрировался на звуках человеческого голоса.
Автор выделяет и описывает три стадии «устной истории» человечества: доязыковой, языковой и этап, который был ознаменован появлением фонографа Эдисона, что позволило обращаться к миллионам людей одновременно. Теперь же человечество, по мнению Кокса, стоит на пороге четвертого этапа — общения с искусственным интеллектом, причем предпосылки к этому появились еще в прошлом веке. Одна из первых электронных систем распознавания речи под названием «Одри», созданная в 1952 году Дэйвисом в Лаборатории Белла в США, смогла распознать почти каждое слово при настройке на конкретного человека. Подобных любопытных фактов в книге немало.
Выстраивая изложение материала по хронологическому принципу, Кокс попытался не упустить ни одного важного открытия, эксперимента или исторического факта, связанного с человеческим голосом. Что известно об отличиях гортани шимпанзе от гортани человека? Какие сведения о протоязыке неандертальцев есть на сегодняшний день? Почему участие в хоре — это звуковой эквивалент применения крема против морщин?
Не обходит автор стороной и такой вечный вопрос философии и лингвистики, как соотношение мысли и языка:
«Есть только один голос, который с нами всю жизнь и который формирует нашу идентичность, но другие его услышать не могут. Это голос, с которым каждый из нас знаком лучше всего: он озвучивает внутреннюю речь. Внутренняя речь, однако, состоит не только из голоса. Поразмышляйте о нем и поиграйте с ним. Что он умеет? Если мысленно сформулировать вопрос, будет ли интонация в конце подниматься? Может быть, попросить этот голос произнести знаменитые первые фразы из „Звездного пути“: „Космос. Последний рубеж. Это путешествия звездолета „Энтерпрайз““. Замедлится ли ваша интонация, чтобы скопировать взвешенную манеру речи Уильяма Шетнера? Или, может быть, выбрать персонажа со специфическим произношением: ваш внутренний голос — хороший пародист?».