Политика составляет значимую часть человеческой жизни и воспринимается как некая особенность нашего вида, его отличительная способность. Биолог Франс де Валь (обычно его фамилию переводят как де Вааль) показал, что это не так. Политика старше человечества, она играет большую роль и у других приматов.
Де Валь на протяжении нескольких лет наблюдал за колонией шимпанзе, живших на острове в зоопарке голландского города Арнема, и кропотливо записывал, кто из них, с кем, когда и как общается. Из дневниковых записей выстроился удивительный сюжет о том, как шимпанзе образовывали союзы и коалиции, чтобы добиваться своих целей.
Де Валю повезло: его наблюдения пришлись на драматический период «дворцовых переворотов», когда один взрослый самец потерял влияние, на его место пришел другой, но и он был смещен коалицией первого с другим сильным самцом. Группа надолго стала нестабильной, в итоге все кончилось плохо и поучительно.
Перипетии, легшие в основу книги, по накалу страстей напоминают добротный сериал или напряженный шахматный турнир, а выводы, которые удалось сделать де Валю, представляются прозрачными и очевидными. У шимпанзе, как и у других приматов, социальная жизнь насыщенная и сложная. Каждый преследует свою выгоду и пытается повысить свой статус благодаря умелым интригам, махинациям и союзам. Их жизнь — своеобразное упрощение нашей, вот только политика является более понятной и заметной, она не украшена таким множеством ухищрений и недомолвок, как у людей.
«Политика у шимпанзе» удачно вскрыла природные, биологические корни нашей политики, и неудивительно, что книга выдержала 25 изданий и была переведена на множество языков.
«Эволюция интеллекта приматов началась из-за потребности перехитрить других, распознать тактики обмана, достигнуть взаимовыгодных компромиссов и создать социальные связи, способствующие карьере. И шимпанзе, очевидно, преуспели в этой области. Их технические навыки уступают нашим, но в отношении их социальных навыков я не был бы так уверен».