Монография эволюционного психолога Паскаля Буайе, опубликованная издательством Йельского университета, представляет собой яркий пример поп-научного крестового похода когнитивистики на территорию социологии — с целью создать «настоящую науку об обществе» и показать, как наше мышление, биологическое в своей основе, предопределяет общественную жизнь. Убедительность аргументации (в целом довольно аккуратной) может вызвать вопросы, но издание представляет безусловный интерес как смотр последних достижений в своей области и потому актуально для тех, кто планирует ввязываться в дискуссии о том, можно ли объяснить социальные факты посредством биологии (и что вообще значит что-либо «объяснить»).
«Почему идеология сущностных естественных различий так широко распространена и так убедительна? Возможно, дело в том, что наш разум по какой-то причине ошибочно принимает группы людей за разные биологические виды. В самом деле, по отношению к миру природы эссенциалистские интуиции выглядят очень здравыми и понятными. Человеческий разум интуитивно понимает каждый вид животных как видоспецифичную „каузальную сущность“ (species-specific causal essenses). Иначе говоря, типичный облик и поведение понимаются как следствие обладания неопределенным, но каузально важным качеством, особенным для каждого вида. К примеру, нечто особое для жирафа состоит в том, что они рождаются с некой „жирафистостью“, которая и делает их такими, какие они есть. Это убеждение возникает у детей в раннем возрасте и лежит в основе наших имплицитных знаний о природе. <...> Биологический эссенциализм глубоко укоренен в нас и, безусловно, играет адаптивную роль.
Возможно, социальные категории могут восприниматься как квазиестественные, поскольку наши познавательные способности заранее склонны к подобным выводам».