Рецензия на книгу:

История главного медицинского открытия ХХ века


Генриетта Лакс была чернокожей американкой, которая умерла от онкологической болезни в 1951 году. Перед смертью у нее взяли образцы раковых клеток — и это событие стало самой крупной удачей медицины ХХ века; они оказались уникальными — в том смысле что их можно было выращивать в искусственных условиях. Эти клетки — их назвали HeLa — стали незаменимым (и приносящим крупные доходы) инструментом для медицинских исследований. HeLa заражали вирусом СПИДа, использовали для борьбы с полиомиелитом, отправляли в космос, скрещивали с клетками животных и растений.

Штука в том, что на протяжении многих лет эти клетки были как бы анонимными — ни ученые не знали, кому именно они принадлежали, ни семья Генриетты Лакс не подозревала об экспериментах с родственной им материей. В какой-то момент, однако, журналисты раскопали сюжет о происхождении клеток HeLa, и дети Генриетты узнали, что тело их матери эксплуатируют все кому не лень; врачи превращали ее то в человека-мышь, то в человека-табак; газетчики пугали обывателей ходячими морковками, а сочинители палп-фикшна писали рассказы о желтой малярной краске из клеток HeLa, которая умела разговаривать. Моральные страдания детей Лакс — их мать заражали разными вирусами, и они воображали, как она страдает от симптомов всех этих заболеваний — усугублялись тем, что у всей этой ситуации была еще и расовая подоплека: «это была история о том, как белые продают черных, о «черных» культурах клеток, заражающих «белые» культуры одной-единственной клеткой».

Мертвым телом, утверждают скептики, хоть забор подпирай; на поверку, однако ж, композиции такого рода вызывают у публики немалый интерес. Журналистка Ребекка Склут занималась Генриеттой Лакс несколько лет — и когда все связанные с ней истории сложились в книгу, книга эта стала большим бестселлером, одним из главных нон-фикшнов 2010 года. Это отчасти журналистское расследование, отчасти биография, отчасти фантасмагория про сюрреалистические приключения клеток, отчасти история одной типичной семьи, ставшей несчастной очень экзотическим образом, отчасти эссе об этической допустимости чудовищных медицинских экспериментов, которые американские врачи проводили на неграх, заключенных, детях и пациентах в коматозном состоянии; отчасти научно-популярная книга об истории медицины ХХ века; отчасти — и даже, пожалуй, более всего — история Америки, увиденная в очень странном ракурсе.

Что ж, хорошо, что бестселлер: писатель, обнаруживший такой Клондайк, имеет право на самое щедрое вознаграждение.

Источник: «Афиша»

0
Написать комментарий

    Элементы

    © 2005–2025 «Элементы»