Пермский край
270 миллионов лет назад
Пермский период
В пермском периоде все материки собрались в один суперконтинент Пангея, что по-древнегречески означает «вся Земля».
В районе Урала пазл из континентов сложился не очень удачно. Две материковые плиты сильно столкнулись друг с другом. Горные породы стало выдавливать наружу, как зубную пасту из тюбика, — и в небо поднялись горы. Они росли тысячи лет и достигли высоты Гималаев.
Сегодня от древних гор почти ничего не осталось. Каждый день реки уносили с их склонов тонны камней и потихоньку «размазали» весь старый Урал по Русской равнине, как масло по хлебу.
Под нашими ногами лежат бывшие скалы — ровными, как листы бумаги, слоями глины и песка. Почти все эти слои — красного и кирпичного цвета. Их окрасило железо, которого было много в реках пермского периода. Вода в этих реках, наверное, имела кислый привкус.
Каждое лето, в сезон дождей, реки широко разливались по равнине. Потопы происходили ежегодно, как по расписанию. Их причиной были древние растения, чьи слабые корни плохо скрепляли почву и не сдерживали натиск воды. Поэтому реки были неглубокими и не имели четких берегов. В сезон дождей они мгновенно становились огромными, как море, а в засуху почти совсем исчезали.
В следующий сезон появлялись новые реки, причем совсем в других местах. Географическую карту Приуралья каждый год приходилось бы рисовать заново.
По берегам странных рек бродили странные животные. Они часто погибали во время наводнений. Течением их тела сносило в мелководные старицы и лужи, где они застревали на дне, постепенно покрываясь слоями песка, а их кости превращались в камень.
Одна «ловушка для костей» образовалась недалеко от современной Перми, рядом с городом Очёр. В нее попало целое стадо рогатых эстемменозухов и около десятка хищных биармозухов.
Захоронение ящеров возле Очёра несколько раз раскапывали бульдозером. Было снято столько песчаника и глин, что ими можно было заполнить 250 грузовых вагонов. Но выкопать все скелеты не удалось. В горных породах у Очёра их ещё множество.
Эстемменозухи напоминали бегемотов, только кожа у них была слизистой и влажной, как у жабы. У детенышей эстемменозухов черепа были гладкие, с возрастом на них появлялись бугры, рога и шишки, и к старости на голове возвышалась целая костяная корона. Рога, скорее всего, были покрыты тонкой кожицей, через которую выходили излишки железа и солей. Примерно так устроены и наши потовые железы. Только у эстемменозухов потели не подмышки, а рога.
У эстемменозухов было очень много зубов, около сотни. Почти все — маленькие и слабые. Значит, ящеры питались мягкой пищей, какими-то водорослями.
Биармозух и стадо эстемменозухов. Главным органом чувств у хищных звероящеров было зрение. У биармозухов в глазницах располагались особые склеротические кольца — тонкие костяные пластинки, работавшие как зум фотоаппарата. Кольца сжимались или раздвигались в зависимости от того, куда смотрел ящер — вдаль или рядом с собой. От этого менялась фокусировка. Возможно, такое строение глаз помогало биармозухам охотиться по ночам
На эстемменозухов охотились саблезубые биармозухи. У них на носу торчали усы, как у кошек, а сабельные клыки в течение жизни много раз сменялись.
Вместе с костями животных на дне застревали ветки растений. Они пропитывались солями хрома, и древесина превращалась в минерал волконскоит. Он встречается только на Урале. Из волконскоита делают отличную зеленую краску. В Средние века этой краской расписывали храмы и рисовали иконы. Зеленые кусты и одежды на многих фресках миллионы лет назад были деревьями, под которыми бродили уральские звероящеры.
Черепа ящеров с возрастом менялись. У биармозухов сильно увеличивались клыки, а глазницы оставались почти такими же, как и в детстве
Республика Марий Эл
265 миллионов лет назад
Пермский период
Широкое море отделяло древний Урал от южных окраин Пангеи. В середине пермского периода море начало высыхать и из воды поднялись острова. По ним в Приуралье с южных земель пришли причудливые звероящеры родом из Африки.
В числе мигрантов оказались огромные тапиноцефалы — величиной с быка. У них была очень странная голова. Кость на лбу и макушке достигала десяти сантиметров в толщину, а внутри находился крошечный мозг размером с черешню.
На макушке у тапиноцефалов был необычный орган — третий, пинеальный глаз. От него в черепе оставалась круглая дырочка. Третий глаз напоминал настоящий, но не имел зрачка. Сверху его прикрывала тонкая кожица. Такой глаз был почти у всех ящеров и амфибий пермского периода. По уровню освещенности он определял время суток: утром приказывал мозгу выбросить в кровь активные вещества, а вечером сокращал их дозировку. Глаз также оценивал температуру окружающей среды и помогал ящеру не перегреваться. Когда становилось слишком жарко, третий глаз посылал в мозг сигнал об опасности и заставлял ящера уползать в тень или погружаться в воду, чтобы охладиться.
Африканские мигранты, добравшиеся до Поволжья. Гигантские тапиноцефалы и детёныш хищного горгонопса. У этих звероящеров была примитивная терморегуляция. Их лбы были пронизаны множеством кровеносных сосудов. Кровь проходила здесь и остужалась. Схожую задачу выполняют огромные уши африканских слонов
В конце пермского периода третий глаз пропал с макушки всех звероящеров. Но не исчез бесследно, а погрузился в глубины мозга. Он сохранился даже у далеких потомков звероящеров — млекопитающих, в том числе у человека. Спрятанный под корой мозга и крышкой нашего черепа, пинеальный глаз до сих пор сохранил свою чувствительность к свету. Зачем — никто не знает...
Пищу тапиноцефалы подбирали снизу, голову поднимали с трудом. Они изобрели особый способ жевать растения — перетирали их толстыми передними зубами. Другие животные (и мы в том числе) используют для этого задние зубы.
На спине амфибии хрониозухии был панцирь из гибких пластинок. Они налегали друг на друга, как черепица. Брюхо покрывала твёрдая чешуя, и только бока оставались не защищенными
Кроме тапиноцефалов, из Африки пришли хищные горгонопсы. У них был необычный слух. Большая «барабанная перепонка» располагалась на нижней челюсти. Возможно, горгонопсы могли слушать только при открытой пасти, когда кости черепа входили в контакт со слуховой косточкой. Закрыв рот, горгонопсы становились глухими.
Мигранты с юга потеснили исконных уральских животных, оставив в распоряжении аборигенов только воду. Особенно много в озерах и реках было русских амфибий хрониозухий, похожих на крокодилов.
У хрониозухий были удивительные черепа, с огромными полостями-дырами. В полостях находились особые железы, с их помощью животное удаляло вредные химические вещества, которые глотало, плавая в железистых реках.
Во второй половине пермского периода великое переселение ящеров охватило всю Пангею, вызвав «эффект домино». Одни животные вытесняли других, те уходили в новые места и, в свою очередь, прогоняли третьих.
Звероящеры, амфибии, древние рептилии непрерывно переходили, переплывали и переползали всё в новые и новые регионы Пангеи. Миграция растянулась на сотни тысяч лет. Она то нарастала, то затихала, но не прекращалась ни на минуту.
Пермский период был эпохой тихоходов. Никто не умел бегать, ящеры даже ходили с трудом. Все были неуклюжи, их лапы торчали враскоряку. Сцены охоты ящеров, наверное, выглядели как замедленная съёмка.
Кировская область
263 миллиона лет назад
Пермский период
Большое болото располагалось на месте Вологодской и Кировской областей. В тине ползали раки, черви и прятались всевозможные личинки. Словно стены, стояли густые заросли хвощей.
По грязи бродили дельтавятии — ящеры величиной со свинью. Они жили небольшими стадами и изрядно наследили в окрестностях нынешней реки Сухоны. Здесь сохранилось гигантское поле с отпечатками их лап. Окаменевшие следы занимают территорию в два десятка гектаров: это примерно тридцать профессиональных футбольных полей.
Два звероящера перплексизавра и стадо дельтавятий. Дельтавятии относятся к особому классу животных. Это не рептилии и не амфибии, а парарептилии. Парарептилии испытали расцвет в пермском и триасовом периодах, а к эпохе динозавров вымерли. Есть мнение, что некоторые парарептилии всё же выжили, превратившись со временем в черепах
Дельтавятии питались водорослями, процеживая воду через зубы. Возможно, у них был горловой мешок, как у лягушек, и они умели квакать.
Черепа дельтавятий были украшены всевозможными наростами, шишками и шипами. У каждой особи шишки особенные, разных размеров и формы, по-разному расположенные. Нет даже двух одинаковых дельтавятий, каждая со своим собственным «лицом», как человек
Каждый год в засушливый сезон дельтавятии впадали в спячку. Закапывались во влажную глину и засыпали на несколько месяцев. Сейчас так делают некоторые амфибии и рыбы.
Во время спячки многие дельтавятии погибали. В земле скопились тысячи скелетов этих бедолаг. За миллионы лет их кости окаменели, составив одно из крупнейших на Земле захоронений вымерших животных. Оно выходит на поверхность на берегу реки Вятки возле города Котельнич. Половодье ежегодно вскрывает четыре-пять новых скелетов дельтавятий. Всего их захоронено здесь около десяти тысяч.
Гораздо реже встречаются остатки звероящеров. Хищные звероящеры вяткозухи имели прекрасное обоняние. Оно было главным органом их чувств. В пасти вяткозухов располагались особые полости, покрытые обонятельными тканями: это в разы усиливало восприятие запахов. Слух и зрение у них были похуже.
Звероящеры вяткозухи напоминали млекопитающих. У них была шерсть, тёплая кровь и влажная мочка носа, как у кошек и собак. Однако молоком в детстве они не питались. На костях вокруг их пасти заметны отпечатки сосудов и волос. Значит, кожа была тонкой и мягких губ не было
Среди вяткозухов встречались мутанты. Найден скелет, у которого нет кости, соединявшей череп с позвоночником. Шея и голова звероящера скреплялись так крепко, что животное с трудом поворачивало голову и наверняка страдало от мигрени. Остальные кости у скелета тоже необычные — не гладкие, а с пупырышками, словно огурец.
Другие звероящеры, суминии, питались корешками, выкапывая их длинными когтями. Корешки были облеплены твердым песком, поэтому зубы суминий стирались до самого основания и выпадали, а на их месте вырастали новые.
Суминия — звероящер размером с кота. Суминии питались твердой растительностью и жили стаями-колониями
Самыми странными обитателями болота были маленькие звероящеры перплексизавры. На верхней челюсти у них находилось множество ямочек, где располагались электросенсорные органы. Перплексизавры охотились в мутной воде на рачков и червей, выслеживая добычу при помощи электрических сигналов.
Такая же тактика — у современного австралийского утконоса. Под водой утконос закрывает глаза и вслепую охотится на рачков, которые своим движением создают небольшие электрические поля. Утконос улавливает эти сигналы и проглатывает рачков. Его электрические локаторы такие сильные, что чувствуют добычу размером с зернышко риса.
Владимирская область
252 миллиона лет назад
Пермский период
Много раз на Земле случались массовые вымирания. Самое крупное произошло в конце пермского периода. Оно растянулось на сотни тысяч лет и началось со смены магнитных полюсов: Северный полюс стал часто меняться положением с Южным.
В пермском периоде солнечная система проходила сквозь звёздный рукав лебедя, и в ночном небе над звероящерами горели миллионы созвездий. Вскоре после пермского вымирания солнце вышло в пустое космическое пространство. Звёзды на небе погасли. Казалось, на планету опустился занавес, обозначив антракт между эпохами звероящеров и динозавров
Какие-то серьезные изменения происходили внутри планеты. Поднялся на сотни метров суперконтинент Пангея, земная кора растрескалась. Океан провалился в глубокие впадины. Вода схлынула с окраин суперконтинента, и многочисленные мелкие моря высохли. Это подкосило богатую водную фауну. Рыбам, кораллам, моллюскам стало негде жить: там, где недавно расстилались солнечные мелководья, появились темные глубины.
Проснулись сотни вулканов. Почти все пространство за Уралом дымило и взрывалось. Изливали лаву подводные вулканы Чукотки и Якутии. Выбрасывали облака шлака вулканы Забайкалья, вдоль Охотского моря протянулась вулканическая дуга.
И вот наконец прозвучал финальный аккорд. В Западной Сибири из глубин планеты поднялся огромный пузырь магмы — плюм. Он расплавил земную кору, наружу выплеснулось чудовищное количество лавы.
Пойма реки во время великого вымирания. В воде замер двинозавр. Другого двинозавра поймала ядовитая мегавайтсия. Это последние животные пермского периода
Лава покрыла территорию размером с Западную Европу. В атмосферу попали гигантские объемы углекислого газа, серы, тяжелых металлов. В результате на планете начал меняться климат, а также состав воздуха и воды.
Во время этой катастрофы недалеко от Москвы, во Владимирской области, текла широкая река и жили самые последние из известных нам ящеров пермского периода. Почти все они были гигантами.
Звероящеры мегавайтсии — величиной с медведя. На верхней челюсти у них росло сразу шесть ядовитых клыков. Возможно, это были крупнейшие ядовитые животные за всю историю планеты. Яд им был нужен, чтобы парализовать добычу, иначе жертва могла убежать от неуклюжих великанов.
Ископаемые животные конца пермского периода, найденные во Владимирской области. Сверху — архозавр. Справа — двинозавр с наружными жабрами. Слева — уралерпетон с костяной полоской на спине
Более ловкими охотниками были архозавры. Они сделали ставку не на яд, а на скорость и первыми на планете научились бегать. Во Владимирской области жили самые древние архозавры. Возможно, именно от них произошли крокодилы, динозавры и птицы.
Тупилякозавр — одно из немногих животных, населявших планету сразу после пермского вымирания. Едва началось восстановление природы, они исчезли, уступив место другим амфибиям
В реке плавали огромные амфибии — уралерпетоны и двинозавры. Уралерпетоны — очень большие хрониозухии. Они достигали величины крупных крокодилов. Двинозавры были гигантскими головастиками. Это личинки, отказавшиеся от взрослой стадии развития. Сейчас такой жизненной стратегии придерживаются мексиканские аксолотли.
Все эти великаны исчезли в конце пермского периода. А река продолжала бежать от Урала к Европе. Наступил триасовый период.
В триасовых песках и глинах вместо костей гигантских амфибий и ящеров находят только крохотные позвонки амфибий тупилякозавров, размером с булавочное ушко. Тупилякозавры были очень неприхотливыми, питались чем попало, плавали в любых условиях. Во время кризисов выживают именно такие: чем проще животное, тем больше у него шансов остаться в живых и продолжить свой род.
Суперконтинент Пангея напоминал огромную букву «С». Северная часть Пангеи была тоньше, южная — толще. Будущая Россия находилась наверху Пангеи