Как сообщается в пресс-релизе ЦЕРНа, на днях, после целого года работ на всех восьми секторах Большого адронного коллайдера, была завершена установка новой системы, гарантирующей безопасную работу дипольных магнитов на высоком токе. Эта система, называемая Quench Protection System («защитная система на случай «срыва» сверхпроводимости»), включает свыше 6000 датчиков, расставленных вдоль ускорительного кольца LHC. Датчики непрерывно отслеживают перепады напряжения на всех без исключения узлах высокоточных электрических цепей поворотных и фокусирующих магнитов, включая соединения между магнитами. Их показания в режиме реального времени контролируются электроникой, установленной прямо в ускорительном туннеле.
Напомним, что год назад именно плохой электрический контакт между двумя магнитами привел к тому, что при испытаниях магнитов в месте контакта возник слишком большой перепад напряжения и, как следствие, стало выделяться тепло. Оно нагрело контакт, привело к «срыву» сверхпроводящего состояния магнита и спустя считанные секунды — к серьезной аварии. Физики извлекли из этого инцидента урок, и в течение следующего года параллельно с ремонтом магнитов разрабатывалась и внедрялась новая система контроля за напряжением. Сейчас эта система измеряет сопротивления всех узлов с точностью 1 нОм (для сравнения: сопротивление дефектного контакта, приведшего к аварии, составляло около 200 нОм). В маловероятном случае повторения подобной ситуации она сможет заблаговременно заметить опасность и вовремя дать сигнал на гашение тока. Некоторые подробности работы этой системы см. в заметке The LHC quench protection system.