Коллаборации ATLAS и CMS в недавней серии публикаций отчитались о поиске тяжелых частиц-резонансов. Несмотря на то что никаких громких открытий они не принесли, отдельные наблюдения всё же вызвали заметный интерес. Так, обе группы сообщают об избытке событий с инвариантной массой около 2 ТэВ — правда, в двух разных каналах поиска.
Коллаборация ATLAS в ходе поиска тяжелых резонансов с массой от 1 до 3,5 ТэВ, распадающихся на пару бозонов (то есть на WW-, WZ- или ZZ-пары), обнаружила аномально большое число событий с инвариантной массой около 2 ТэВ (рис. 1). Поиск выполнялся следующим образом. Вначале отбирались все события с двумя широкими адронными струями и с инвариантной массой двух струй больше 1 ТэВ. Такие события — а их набралось больше миллиона — являются индикаторами какого-то жесткого процесса, который произошел при столкновении протонов. Однако в подавляющем большинстве случаев это было обычное рассеяние двух кварков или глюонов друг на друге. Чтобы отсеять этот фон и оставить только события с рождением и распадом двух бозонов, применялась методика идентификации внутренней структуры струй, которая позволяет неплохо различать разные варианты их происхождения.
После такого отбора осталось всего несколько сотен событий для WW-, WZ- и ZZ-поисков. Практически во всей области инвариантных масс эти события хорошо согласовывались с ожиданиями Стандартной модели. Однако на самом пороге чувствительности, при 2 ТэВ, там, где для варианта WZ- ожидалось около двух событий, их обнаружилось целых восемь. Локальная статистическая значимость этого отклонения составила 3,4σ, а глобальная — та, которая учитывает эффект заглядывания во все углы, — 2,5σ. Аналогичные отклонения с чуть меньшей статистической значимостью наблюдались и для WW- и ZZ-поисков. Впрочем, надо уточнить, что эти три типа поисков были скоррелированы друг с другом, поэтому их не следует считать тремя независимыми подтверждениями одной аномалии.
Авторы работы выполнили многочисленные проверки методики отбора и анализа данных на возможные артефакты. Нигде больше аномалий они не видят; отклонение наблюдается именно при двухбозонном варианте возникновения струй.
Второе сообщение, на этот раз — от коллаборации CMS, еще даже не оформлено в виде полновесной статьи, а появилось только в форме краткого научного сообщения. В нем рассказывается о поиске резонансов, но совсем в другом канале распада: на W- и хиггсовский бозон. W-бозон детектировался по лептонному распаду (электрон или мюон и нейтрино), а хиггсовский бозон — по своему основному распаду на b-кварки.
На рис. 2 видно, что в районе 1,8 ТэВ наблюдается всплеск. Здесь зарегистрированы три события, хотя по предсказаниям Стандартной модели маловероятно было бы даже одно. Самое странное, что этот всплеск наблюдается только в электронном, но не в мюонном канале распада. При низких инвариантных массах в электронном канале тоже имеется нестыковка с предсказаниями, но, правда, в другую сторону. Статистическая значимость отклонения мала, около 2σ; само по себе это вообще ни о чем существенном не говорит, но вкупе с данными ATLAS вызывает определенное любопытство.
Рис. 2. Распределение событий по инвариантной массе WH-пары в области выше 750 ГэВ для мюонного (слева) и электронного (справа) варианта распада W-бозона. Точки — данные, цветные области — фон Стандартной модели. Изображение из публикации CMS Collaboration, 2015. Search for massive WH resonances decaying to ℓνbb̅ final state in the boosted regime at √s = 8 TeV
К сожалению, есть моменты, которые сбивают ажиотаж и тут. Во-первых, коллаборация CMS недавно выпустила другую статью, в которой тоже анализируется поиск резонансов в WH-канале, но только с адронным распадом W-бозона. Там никаких существенных отклонений не видно. Во-вторых, комбинация свойств, обнаруженных ATLAS и CMS, слишком странная, чтобы легко вписаться в какую-то естественную теоретическую модель. Тем не менее это еще одно подозрительное отклонение, за которым надо будет внимательно следить во время второго сеанса работы коллайдера.
Рис. 1. Результаты поиска коллаборацией ATLAS тяжелых резонансов с массой от 1 до 3,5 ТэВ, распадающихся на пару бозонов W и Z. Точки — экспериментальные данные, сине-зеленая гистограмма — ожидания Стандартной модели. Нижний график — расхождение между данными и Стандартной моделью, измеренное в стандартных отклонениях. Цветные гистограммы — примеры резонансов, которые могли бы появляться в разных моделях Новой физики. Изображение из статьи ATLAS Collaboration, 2015. Search for high-mass diboson resonances with boson-tagged jets in proton-proton collisions at √s = 8 TeV with the ATLAS detector