Я думаю, многим читателям, глядя на окружающее нас общество, трудно избавиться от ощущения, что когда-то в прошлом что-то пошло не так. Мир перестал быть прогрессивным, уютным и «ламповым», зато стал холодным, тревожным, несправедливым и консервативным. Трудно понять, является это объективным свойством нашего мира или же следствием нашего субъективного восприятия реальности. Группа голландских и американских исследователей попыталась разобраться в том, имел ли место этот слом в общественном устройстве или сознании, и если имел, то когда он произошел и почему. Они использовали базу данных Google Ngrams, в которой собрана информация о частоте использования различных слов и понятий в литературном языке за последние полтора столетия (исследование касалось в первую очередь английского и испанского). Ученых интересовали глобальные изменения в частоте использования слов, ассоциирующихся с рациональным или эмоциональным восприятием мира, а также с индивидуальным или коллективистским восприятием социума. Им удалось обнаружить, что на протяжении более чем ста лет с 1850 года (со времен расцвета Промышленной революции) эмоциональное и индивидуалистское начало в литературном языке постепенно вытеснялось рациональным и коллективистским. Однако примерно полвека назад произошел резкий разворот, и в современном языке субъективная оценка реальности снова начала преобладать, причем в последние полтора десятилетия процесс замещения рационального эмоциональным в языке резко ускорился. Авторы связывают такой переход от рационального к эмоциональному с наступлением на Земле эпохи постправды.
Известный русский писатель В. Г. Короленко, рассуждая о тяжелом для прогрессивной русской интеллигенции времени (конце 80-х годов XIX столетия), отмечал, что одной из характерных черт той эпохи явилось переключение интересов мыслящих людей с вопросов общественных на вопросы частные и личные. «Началось, — пишет он, — самоуглубление, самоусовершенствование (так и хочется добавить «саморазвитие» — М. Г.), решение вопросов изолированной личности, вне связи с общественными вопросами, до тех пор властно занимавшими умы и сердца». А еще одни замечательный автор, Глеб Успенский, остроумно называл подобное умонастроение: «Восемьдесят тысяч верст вокруг самого себя».
Много времени спустя в документальном фильме «Гипернормализация» британский журналист Адам Кёртис сходным образом опишет разочарование, постигшее в середине 1970-х американских левых интеллектуалов после того, как все их попытки организовать мирную революцию потерпели крах. Это «было возникновение нового мощного индивидуализма, который плохо сочетался с идеей коллективных политических действий», — отмечает он. Действительно, 60-е и 70-е кончались. На смену длинноволосым хипарям приходили ухоженные яппи, на смену наивным бунтарям — не менее наивные конформисты, на смену free love — корпоративная этика, на смену актам гражданского неповиновения, интернационализму, коммунизму, Марксу, Че Геваре и социальным утопиям шли глобализм, толерантность, принцесса Диана и грамотная маркетинговая политика. А там совсем невдалеке уже маячили и постправда, и кромешный кешбэк, и беспросветный tax return, и травоядный интернет, и ханжество, и личное пространство, и назойливая забота государства о нашей безопасности, от которой становилось всё тяжелей и тяжелей убежать.
Я не зря нанизывал тут длинные «бусы» слов и понятий, шедших на смену друг другу. Социальные изменения очень плохо поддаются строгому научному описанию. Едва ли у социологов существуют специфические маркеры индивидуализма и коллективизма, трезвой рациональности и эмоциональной субъективности людей, но вот язык зачастую выдает нас. Те понятия, которыми мы оперируем, те мысли, которые мы выражаем, те идеи, которые мы вычитываем из книг и газет, оформлены в слова, и по распространенности этих слов в разные эпохи можно хотя бы косвенно судить о том, какие вопросы занимали людей в то или иное время.
Группа исследователей из Нидерландов использовала базу данных Google Ngram Viewer, чтобы оценить, как менялась частота употребления слов за последние полтора с лишним столетия. В базе собраны слова и короткие словосочетания, использованные в книгах с 1850 года по наши дни, а также информация о том, как часто они употреблялись писателями. Основной упор авторы работы, опубликованной в журнале PNAS, сделали на английский и испанский языки, выборки для которых составляли по 5000 слов, но авторы проверили и то, сохраняются ли обнаруженные ими тренды в других больших языках, включая русский. Разумеется, авторы не стремились рассматривать каждое слово отдельно (хотя в качестве иллюстраций некоторые слова подходят хорошо). Фокусировка на отдельных словах чревата практикой «снятия сливок» (cherry picking) с больших и очень разнородных данных: имея в запасе большое число слов, авторы всегда смогут неслучайно выбрать из них сколько-то десятков или сотен, чтобы подтвердить самую завиральную теорию (например, что с течением времени частота употребления слов на букву «а» растет). Чтобы избежать подобного самообмана, авторы статьи решили вначале пойти по пути обработки больших данных.
Они взяли список из 5000 самых распространенных в английской и испанской литературе слов, после чего убрали из этого списка слово «война» (см. дополнительные материалы к обсуждаемой статье). Звучит в стиле старых добрых «шестидесятых» (или новых добрых 2020-х), но на деле авторов смущало то, как сильно колебалась частота использования этого слова в течение XX столетия, в котором оно было актуально, прямо скажем, всегда, но в некоторые периоды времени — особенно. Данные по остальным словам обрабатывались следующим образом. Вначале, чтобы компенсировать увеличение числа текстов в базе данных со временем (в конце XX века выпускалось больше книг, чем в середине XIX-го, а их качество база данных не учитывала), встречаемость каждого слова делили на встречаемость артикля «an» в английском языке и «la» — в испанском. Затем для каждого слова рассчитывали z-оценку (не ищите здесь никакого подтекста!). Другими словами, частоту его употребления центрировали, а потом делили на стандартное отклонение. Это только звучит страшно, а на деле эту математическую операцию может совершить любой школьник.
Центрировать — значит вычесть среднее значение. Скажем, если слово встречалось в 2000-м, 2001-м и 2002-м годах соответственно 5, 10, 15 раз, то результатом центрирования будут значения −5, 0, 5. В качестве бонуса мы получаем возможность судить о том, в какие годы интересующее нас слово встречалось чаще, чем в среднем за всё время, а в какие — реже. Деление на стандартное отклонение позволяет абстрагироваться от абсолютных различий во встречаемости слов и абсолютных значений их изменчивости. Для примера предположим, что мы представили некоторые данные в километрах и в сантиметрах. Абсолютные значения изменчивости будут больше во втором случае, но... ведь это одни и те же данные. Деление же на стандартное отклонение позволяет перейти к более похожим шкалам измерений.
Вы спросите, зачем это делать в случае со словами, ведь данные о частоте их встречаемости очень важны. Это несомненно так, но, во-первых, использование z-оценок позволяет получить куда более «причесанные» данные, которые легче сравнивать на глаз и представлять на графиках (рис. 2).
Рис. 2. Относительная частота употребления шести обычных английских слов с 1850 года по наши дни. Вверху — до стандартизации (получения z-оценки), внизу — после. Хорошо заметно, что после стандартизации данные оказывается легче сопоставить друг с другом, поскольку разница в абсолютных значениях колебаний частот нивелируется. При этом сама «форма» кривых остается неизменной. Подбирая слова для этой иллюстрации, я старался отчасти предвосхитить результаты, полученные авторами обсуждаемой статьи. Обратите внимание, какой любопытный пируэт сделала частота употребления слова «бог» (God) за последние полтора столетия. Вначале она заметно падала, а с конца 1970-х начала устойчиво расти. Слова «гороскоп» (horoscope) и «миленький» (pretty) вели себя сходным образом, а вот такие скучные и холодные понятия, как «лаборатория» (laboratory), «аксессуар» (accessory) и «коммунизм» (communism) — почти зеркально противоположным. Это, конечно, только отдельные слова, но картина получается любопытная. Графики построены в R с использованием пакетов ggplot2 и ngramr
Во-вторых, центрирование является обязательным, а деление на стандартное отклонение желательным элементом следующего этапа анализа данных — использования метода главных компонент (МГК, см., например, обсуждение здесь). О нем, пожалуй, я не буду рассказывать подробно, иначе моя статья стала бы бесконечной. Здесь же скажу только, что этот метод используется для работы с многомерными данными, где есть много переменных, некоторые из которых коррелируют друг с другом. Например, МГК часто используют экологи, изучающие влияние большого числа различных биотических и абиотических факторов на сообщество видов в какой-то экосистеме. В случае, который мы обсуждаем, переменных было 5 тысяч (по числу слов), а вообразить и обработать 5000-мерный график или 5000×(5000−1)/2 графиков обычный человеческий мозг не в состоянии. МГК позволяет, если повезет, перейти к куда меньшему числу измерений (собственно, главных компонент), потеряв при этом часть информации, но получив приемлемую для дальнейшего анализа картину.
Иногда для полученных компонент (то есть фактически осей нового графика) даже удается придумать разумные интерпретации. Пускай ни одну из них нельзя строго приравнять к конкретному фактору, но можно оценить, насколько сильно она коррелирует с каждым из них и насколько сильно она от него зависит. Иногда это бывает очень полезно в разведочном анализе данных. Именно для этого авторы статьи и использовали МГК, пытаясь в самом общем виде понять, как менялась частота использования слов с той или иной смысловой нагрузкой за последние полтора столетия. Затем они проверяли эти грубые прикидки, используя заранее определенные наборы слов и понятий (см. ниже).
Важно понимать, что МГК чувствителен к абсолютным значениям изменчивости в выборках, то есть данные в сантиметрах будут для него значить больше, чем те же данные в километрах. Частота употребления многих слов варьирует, скажем так, по внешним, имеющим очень слабое отношение к внутреннему миру людей причинам, а именно внутренний мир в каком-то смысле больше всего интересовал авторов статьи. Типичный пример таких причин — войны или экономические кризисы, приводящие к частому употреблению слова «война» или «кризис» в художественных и научных текстах. Получение z-оценок позволило несколько уменьшить вклад этой вызванной внешними причинами вариации в последующий анализ.
Прежде чем двинуться дальше, давайте обсудим, какие именно гипотезы проверяли авторы. Мы все знаем, что слова — это не просто слова. Они имеют некоторый смысл. И мы даже способны слова классифицировать. Так, некоторые из них обладают негативной окраской (например, «пытка» или «изнасилование»), другие позитивной (например, «оргазм» или «мерло»), третьи используются для описания чувств и эмоций («бог», «любовь», «вера», «вкуснятина»), четвертые имеют отношение к рациональному мышлению («наука», «технология», «определение»). Наконец, есть слова, которые прочно ассоциируются с коллективистским или индивидуалистским взглядом на мир («мы»/«я»). Понятно, что такое деление в достаточной степени условно, но трудно спорить с тем, что слова «вздернутый», «капризный» или «блондинка» гораздо чаще встречаются в текстах, перегруженных эмоциональным содержанием, чем слова «доказательство», «теорема» или «индустриализация».
Для английского языка существуют списки, в которых слова ранжированы по их эмоциональной привлекательности или яркости эмоциональной окраски (любопытный читатель может найти пример такого списка и узнать, как он составлялся, в статье M. M. Bradley, P. J. Lang, 1999. Affective Norms for English Words (ANEW): Instruction Manual and Affective Ratings). Понятно, что такие перечни создаются людьми и не являются абсолютным мерилом привлекательности того или иного понятия, но, учитывая, что список слов был составлен независимо от обсуждаемой нами работы, можно смириться с его использованием в социологическом исследовании. К тому же разумных альтернатив всё равно нет. Ну можно не изучать связь языка и социума, но разве кому-то от этого будет веселее?
Так или иначе, можно высказать предположение, что использование слов с более яркой эмоциональной окраской свидетельствует о менее рациональном и более чувственном восприятии мира автором того или иного текста. Исследователи также оценивали распространенность рациональных/эмоциональных понятий в текстовых документах, составив (до анализа данных) списки слов, имеющих отношение к интуитивному или научному подходу к познанию мира. Эти списки они дополнили с помощью ресурса relatedwords.org, где можно искать понятия, ассоциирующиеся с неким словом, но не синонимичные ему. Опять же, метод не лишен изъянов, но список слов, которые получили авторы, производит неплохое впечатление с точки зрения здравого смысла. Аналогично они поступали и с понятиями, имеющими отношение к общественному и индивидуалистическому взгляду на мир. Поскольку язык художественной литературы может отличаться от языка литературы нехудожественной (non-fiction), то авторы рассматривали эти категории как вместе, так и по отдельности. Кроме того, они анализировали газетные тексты, взяв New York Times за образец некнижного языка.
Авторы предполагали обнаружить долговременные и противоположные тренды в относительной частоте использования эмоциональных и рациональных слов и понятий. Кроме того, они предположили, что эти изменения будут похожи на изменения в распространенности индивидуалистских и коллективистских слов и понятий.
Мне кажется, что это не самое худшее название для раздела, где рассказывается о полученных авторами статьи результатах, поскольку результаты эти весьма симптоматичны.
Первые две главные компоненты, то есть оси, полученные с помощью метода МГК, объясняли примерно 3/4 от всей вариации в изменении частоты употребления слов со временем. Иначе говоря, эти две оси сохраняли существенную часть информации по сравнению с 5000-мерным графиком. Как я уже предупреждал, интерпретация этих новых осей — штука довольно хитрая, но авторы рассудили следующим образом: первая компонента, монотонно уменьшающаяся со временем, отражает общую тенденцию к «устареванию» слов. На одном конце этой оси оказались различные архаичные понятия, например, «карета», а на другом более новые, например, «кола». Вторая ось оказалась еще более любопытной. На одном ее конце (назовем его положительным, хотя в данном случае знак не несет смысловой нагрузки) расположились слова, имеющие отношение к субъективному, сугубо личностному восприятию реальности, а на противоположном — понятия, связанные с общественной жизнью. Кроме того, эта ось очень сильно коррелировала с яркостью эмоциональной окраски слов. Другими словами, на одном ее конце находились слова, вызывающие у людей более эмоциональную субъективную реакцию, а на другой — слова, ассоциирующиеся с более рациональным и сдержанным восприятием мира.
На протяжении всей второй половины XIX-го и большей части XX века доля рациональных понятий в книжном языке стабильно росла, в то время как частота эмоциональных оценок столь же стабильно падала. Перелом случился где-то на рубеже 1970–1980-х годов, когда тренд развернулся, причем довольно резко. Авторы не пишут об этом напрямую, но я рискну предположить, что перелом наметился еще раньше. Возможно, именно наметившийся еще в 1970-е годы кризис левых идей на Западе породил тот самый запрос на индивидуализм, о котором я упоминал во введении в статью. Все-таки в докомпьютерную эпоху издание книг занимало несравнимо больше времени, публика не так быстро меняла свои вкусы, а авторы — убеждения. Так или иначе, доля рациональных понятий в книжном языке стабильно, но относительно медленно падала почти три десятилетия, после чего, примерно в 2007 году, случился резкий обвал, и процесс замены медленных и рациональных суждений на эмоциональные и необдуманные (или быстрые, если угодно) резко ускорился.
Параллельно с ростом эмоциональности в языке шел и рост индивидуалистического мышления в ущерб коллективистскому. Так, по крайней мере, интерпретируют свои результаты авторы. Например, с 1980-х годов в текстах начала уменьшаться доля личных и притяжательных местоимений множественного числа и расти доля местоимений числа единственного: I, me, mine. Кажется, еще Джордж Харрисон писал об этом, наблюдая, как лидеры группы «Битлз» начинают тянуть одеяло на себя.
Рис. 3. Встречаемость слов с различным эмоциональным и социальным наполнением в английском и испанском языках за последние полтора столетия. Левый столбец: главная компонента 2. Хорошо видно, что слова, находившиеся на «положительном» полюсе этой компоненты (то есть слова, отражавшие более субъективное и эмоциональное восприятие мира), доминировали в середине XIX века и с конца XX, поэтому график имеет явную U-образную форму. Это еще заметнее на графиках в среднем столбце, где показана частота употребления слов, имеющих отношение к иррациональному, эмоциональному, религиозному и интуитивному восприятию мира (усреднено для нескольких десятков слов). Заметно, что употребление таких слов медленно уменьшалось на протяжении более, чем столетия, но примерно полвека назад наступил резкий перелом. Для слов, связанных с рассудочным восприятием реальности, картина зеркальна (правый столбец). Графики из обсуждаемой статьи в PNAS
О причинах языкового перелома, случившегося в 1980-е годы, можно долго дискутировать, и авторы признают, что вопрос этот сложный. Кризис левых идей — это моя теория, а сами авторы выражаются довольно расплывчато. Возможно, сказывается то, что обсуждение учеными сугубо политических вопросов в последнее время несколько табуировано (то ли дело в старые добрые времена!). Мне даже трудно перевести связно то, что написали авторы. Что-то вроде того, что причиной произошедших глобальных изменений в языке могут быть «противоречия, возникающие из-за противопоставления неолиберальной политики, которую ее адепты защищают с помощью рациональных аргументов, и реальности, в которой самые сочные плоды экономического роста пожинает относительно небольшая прослойка общества». Мне кажется, что сказать «кризис левых идей» — куда короче.
Объяснить резкое ускорение процесса иррационализации языка в конце 2000-х годов проще. Во-первых, немного изменилась сама методика сбора данных для базы ngrams. Давайте не будем много обсуждать эту гипотезу: она скучная. Кроме того, в старой ли базе, в новой ли, а резкое уменьшение роли «рациональных» понятий в книжных текстах заметно невооруженным взглядом. Вторая гипотеза — влияние финансового кризиса, случившего в 2008 году, и, по мнению некоторых экономистов, так и не завершившегося. Можно предположить, что ухудшение экономического благосостояния людей привело к попыткам уйти в мир эмоций и фантазий, противопоставив его суровой реальности, данной им в ощущениях. Смущает только то, что другие экономические кризисы (даже известная и чреватая недобрым будущим Великая депрессия 1929–1939 годов) не приводили к таким заметным изменениям в частотах использования слов с эмоциональной или рациональной окраской. Наконец, есть еще третье объяснение. Именно в конце 2000-х годов в нашу жизнь начало всё активнее входить такое явление, как социальные сети: место, наихудшее для обсуждения принципиальных вопросов, но в то же время как никогда часто используемое для этой цели.
Нет сомнений в том, что соцсети сыграли важную роль в информировании общества о многих социальных проблемах и несправедливостях, творящихся в мире, но ранее скрытых от глаз широкой публики. Однако проблема в том, что социальные сети нередко благоприятствуют легкому переходу от фактов к преувеличениям, а от преувеличений — к откровенной дезинформации. В результате мир в глазах пользователя соцсетей представляет собой череду проблем, кризисов и несчастий, вызывающих у индивида преувеличенно негативное отношение к миру, себе и общественной системе. Такое неприятие общественного устройства может вызвать резкие и эмоциональные отклики на положение дел в социуме, усиливающиеся тем, что «система», которой человек начинает себя противопоставлять, обычно пытается апеллировать к рациональной части человеческой природы. Я хочу подчеркнуть, что сейчас максимально объективно изложил мнение авторов, которое почти не совпадает с моей интерпретацией полученных исследователями результатов.
Лично я считаю (и думаю, что читатели, следящие за новостными сводками в последнее время, со мной согласятся), что недовольство сложившимися общественными системами вполне рационально, а сами системы уже давно используют обращение к самым темным сторонам человеческой иррациональности для управления массовым сознанием. Соцсети же оказались лишь удобным инструментом для того, чтобы перенаправлять вполне рациональное недовольство в эмоциональную плоскость. Именно соцсети если и не создали культуру быстрых и эмоциональных оценок, простых решений и возможности быстро провоцировать эти простые оценки и решения, то, безусловно, создали благодатную почву для ее формирования (S. Vosoughi et al., 2018. The spread of true and false news online). Именно в них во многом сформировалось то общество постправды, в котором нам приходится жить сейчас. Конечно, очень трудно проследить четкую связь между языком соцсетей и книжным языком, но нельзя не признать, что авторы книг обычно являются продуктами того общества, в котором они воспитывались и живут.
Рис. 4. Частота использования местоимений единственного числа по отношению к местоимениям числа множественного в английском и испанском языках. Видно, что относительная частота использования местоимений множественного числа стабильно падала с последней четверти XIX века до последней четверти XX века, однако потом тренд резко поменялся. Авторы статьи интерпретируют это как рост индивидуализма в ущерб коллективистскому мышлению. Рисунок из обсуждаемой статьи в PNAS
Несколько слов о таком понятии, как постправда, которое авторы исследования часто используют, но которое наверняка знакомо не всем читателям. Оно определено как условия, при которых апелляция к фактам имеет меньшее значение при формировании общественного мнения, чем обращение к личным убеждениям и эмоциям людей. Часто термин используется в контексте «эпоха постправды», под которой подразумевают последние два десятилетия, когда возможности манипулировать общественным сознанием за счет «фейковых новостей», полуправды и своевременных «вбросов» той или иной информации стали почти безграничными (J. Harsin, 2018. Post-Truth and Critical Communication Studies). Понятие «постправда» появилось в академической среде в начале 1990-х, но активно проникать в обыденную речь начало только в середине 2010-х. Типичным примером постправды может служить не подкрепленный фактами ажиотаж вокруг связей с террористами правительства Саддама Хуссейна и разработки Ираком оружия массового поражения, приведший к спецоперации американских войск в междуречье Тигра и Евфрата. За более свежими примерами постправды далеко ходить не нужно...
Не все исследователи любят термин «постправда». Многие справедливо считают, что такое явление, как манипуляции общественным сознанием, куда древнее, чем новомодное понятие, и широко обсуждалось уже в социологической литературе XIX–XX веков (J. Harsin, 2018. Post-Truth and Critical Communication Studies). В каком-то смысле обсуждаемое нами исследование подтверждает последнюю точку зрения. Действительно, процесс отхода от рационального восприятия мира, отраженный в книжном языке, начался задолго до эпохи массового доступа к интернету и появления соцсетей. С другой стороны, начавшись в 70-е годы прошлого века, он значительно ускорился в последние полтора десятилетия, что намекает на причастность к этому современных медийных технологий.
Авторы обсуждаемой статьи довольно пессимистичны в отношении обнаруженного ими тренда. Они сомневаются в том, что общество вновь сможет сделать ставку на рациональное мышление в ближайшее время, и предлагают искать новый баланс между двумя способами мышления, эмоциональным и рациональным, в явном виде признавая важность последнего, но в то же время стараясь максимально эффективно использовать первый для решения фундаментальных задач. Эта фраза была и остается для меня загадкой. Она настолько обтекаема, что под ней легко подписался бы и нечистоплотный политикан, и твердолобый мракобес, и мистик, уловляющий кошельки и души. Мне кажется, именно в атмосфере такого баланса, смещенного в сторону иррациональности, человечество существовало в самые мрачные исторические эпохи — эпохи религиозного и политического тоталитаризма. Мне хочется верить, что нам не придется искать новый баланс подобного рода, что вместо этого тренд развернется и человечество начнет решать стоящие перед ним задачи, используя рациональный подход, оставив иррациональное для тех сфер и мест, где они уместны: дружбы, любви, филармонии и футбольного стадиона, хотя и там иногда не вредно сохранять холодную голову. Впрочем, надеясь на человечество, я, кажется, поддаюсь эмоциям.
Рис. 5. Еще древние знали, что изменения, произошедшие в языке общения, способны повлиять на способность людей к коллективным действиям. Питер Брейгель Старший, «Вавилонская башня». Изображение с сайта commons.wikimedia.org
В целом исследование выполнено на хорошем профессиональном уровне. Данные, полученные для языка художественных книг, хорошо соответствуют данным, полученным для научно-популярной литературы, документальных книг, языка газет и отчасти коррелируют с поисковыми запросами в Google, что намекает на связь книжного языка с более общими интересами публики. Тенденции, обнаруженные для английского и испанского языка, сходны с тенденциями для других больших языков, включая русский. К исследованию может быть предъявлено достаточно много методологических претензий, но, по зрелому размышлению, я решил, что ни одна из них не является критической. Более того, в основном методические недочеты обусловлены сложностью поставленной задачи и естественными проблемами, возникающими при изучении языка и социума. Думаю, что методические проблемы, как и сложности с интерпретацией полученных авторами результатов, будет уместнее обсудить в комментариях. В целом, исследование хорошо соотносится со здравым смыслом и кажется мне необычайно нужным и своевременным. Кто знает, может быть такие масштабные исследования нашего языка — то есть, в конечном итоге, того, как мы мыслим, — приведут со временем к новому синтезу в общественных науках и переменам в нашем мировосприятии?
Источник: Marten Scheffer, Ingrid van de Leemput, Els Weinans, and Johan Bollen. The rise and fall of rationality in language // PNAS. 2021. DOI: 10.1073/pnas.2107848118.
См. также:
Поиграть с базой Google Ngram Viewer можно здесь.
Михаил Гопко
Делать по сотне тысяч мышлений выводы о десятке миллиардов мышлений - довольно смело.В чем-то вы правы. Но обычно каждая книга прочитывется тысячами людей, так или иначе формируя их сознание. И обратный эффект важен: часто мы берем книги, написанные на тему, которая нам интересна, а издатели стараются подстраиваться под наши вкусы. Предвижу много возражений. Мне тоже иногда очень трудно понять политику издательств. Иногда, кажется, что они не о выгоде думают, а о том, чтобы сделать читателей тупее и отвратить от чтения. Кроме того, за последние десятилетия интерес к чтению упал по всему миру. Это тоже надо принять в расчет. Возможно, именно самые "рациональные" читатели ушли, оставив мир литературы вотсторженным юношам и экзальтированным барышням (хотя, скорее, бабушкам!). Тут есть, о чем подумать. Отмечу только, что и для нехудожественной литературы - тренд тот же. А там и "коммунизм" и "секвенирование" вполне могут употребляться.
срачНу, вот почему если моя заметка, то сразу срач? И вообще, я предпочитаю выражение "плодотворная дискуссия". За него меня не били по губам в детском саду.
"Элементы" до сих пор оставались островом незыблемых естественных наук"Элементы" и раньше печатали статьи на гуманитарные темы. Очень хорошие, кстати. Ищите и обрящете... Вот вам пример:
Его гнал голод, и чтобы утолить его, он вынужденно шел сквозь зону смертиОхотились-занимались собиратеьством группами, в одиночку не ходили (либо ходили те, кто потомков не оставил).
Если он поверит, что предки пойдут вместе с ним, предупредят и защитят, то на душе у него станет легче?Нет)))
Даже простая медитация позволяет сбросить арт.давление на десятки очков.Дыхательные практики способны влиять на мозг, а он в свою очередь на все органы - за счет насыщения кислородом и тп. Это элементарная наблюдательность и данные физиологии....
Их как бы и нет, но стоит случиться крупному несчастью, как вчерашний завзятый атеист уже стоит в церкви.вот тут точно нет.
Широкие общественные процессы взаимоувязаны с техническим прогрессомНе спорю.
Великая Промышленная РеволюцияВ статье упомянута ВПР. Просто развивать эту тему в короткой заметке я счел перебором (см. ниже).
Возможно, это не единственная причина, но вы ее полностью игнорируете.Я не отрицаю и не игнорирую технический прогресс как фактор, влияющий на наш язык. Скажу больше - мне ваша идея вполне нравится. Просто мне кажется, что если вы правы и дело в научно-техническом прогрессе, то эта причина более глубинная, чем то, на что претендовали авторы работы (и я в своей заметке). Теми средствами, которыми мы располагаем, ее проверить трудно. Почему замедление технического прогресса сказалось именно в 1970-е? Почему не в 90-е или 40-е? Почему упадок рациональности ускорился во второй половине 2000-х? С точки зрения вашей теории это объяснить не так просто. Приходится вводить промежуточные (общественно-социальные) звенья. Именно на их выявление, как мне кажется, работа и направлена.
Западные левые не существуют для нас, наши левые - для них.По-моему, наши левые сейчас уже почти не существуют... Во всяком случае - в политическом поле. Запрос в обществе-то есть...
О том что существуют панки - идейные веганы и противники употребления любых наркотиков включая вино и сигареты - вот вы например знаете об этом?Знаю. Очень извиняюсь за них. В семье не без уродов:)
Панк предпринял беспрецедентные меры чтобы его нельзя было продать, и он держался вплоть до нулевых.Ну, у нас он держался примерно до 19 февраля 2008, а потом умер!
Эмм... Не понял причем тут наши два панка, и кто там уроды.Да. Это у меня посреди ночи зуд в области иронии просыпается. Просто хотел сказать, что я человек старой закалки и предпочитаю панков традиционной нарко/алкоформации.
Я как бы хотел подвести мысль как связан панк, девочка рыдающая в блоге, протесты и пост-правда, но видимо вам это не очень интересно.Да нет. Мне интересно. Просто читателей много, а автор один. К тому же обремененный работой.
Человечество на тот момент объяснило почти весь окружающий мир, всё что мы видим вокруг нас - кроме электроники и производных изобретений - было по большому счету изобретено тогда. Самолеты, поезда, химия, биология, в целом сами принципы научного познания - всё в это время.Биотехнологии дают нам много, чего. Инсулин, например. Генномодифицированные организмы очень важны.
сложны для восприятия неподготовленного человека, что ему проще удариться в эмоциюВы согласны с тем что соцсети способствовали вот этому тренду? (в статье к такому выводу пришли исследователи)
.."теория всего".. Теория очень простая и секретная. Ноу-хау, все делаИронию заценила
с другой стороны соцсети обезличивают людей, нивелируя их мнение наравне с другимиа как же ЛОМы? они ведь появляются.
Мое мнение ничем не важнее вашего, вне зависимости насколько мое мнение быть может полезно, правильно или оригинально.тут все равно будет зависеть от ваших личных качеств. Насколько ярко, доступно и ново, вы сможете сформулировать свою идею...
нейрон глобального суперискусственного интеллектавсе кто "без нейронов" идут в обратном направлении?)
Мирная жизнь во все времена была сытаяВрят ли. По крайней мере не у всех
Сегодня он пишет в соцсетях, он ЛОМ.А завтра он перестал писать в соцсетях - лень, заболел, уехал, надоело - и всё он уже никто в соцсети.Я немного о других продвижениях и ЛОМах говорила. Тех кто использует СС как инструмент для продвижения своих основных навыков (те же строители, врачи, учителя, психологи, ..."место для вашего варианата") конечно это не средний бизнес, но и люди пришли не за "эмоцией".
Мы все умненькие и все эмоциональные.я видимо более категорична в оценках(((
что рациональность это ноу-хау эволюции, буквально изобретение на кончике ножа, еще не укреплённое в нашем геномеДа. Я тоже думаю, что существенная часть наших интеллектуальных достижений - это преадаптация... Как раньше говорили. Сейчас выдумали новый термин, но я его все время забываю. Видимо, глупею. Поэтому общественные процессы так важны. Именно в них кроется ключ к раскрытию интеллектуального потенциала человечества.
В любом случае, исследования показывают, что гены имеющие корреляцию с хорошим образованием редеют в популяциях людей.А вы дайте ссылки. Я тоже, кажется, видел что-то похожее. Но со ссылками читателям "Элементов" будет еще интереснее!
Грубо говоря, из-за преобладания эмоциональной составляющей быть рациональным становится не модным и люди с потенциалом к рационализму запрыгивают в общее течение, что еще уменьшает рационализм в свою очередь.Мне тоже так кажется, но вдруг мы ошиблись и просто брюзжим. Было бы неплохо, а?
человечество готовится к возобновлению естественного отбораДумаю, он и не останавливался. Просто шел под влиянием немного других факторов, чем у макак и шакалов...
Мне тоже так кажется, но вдруг мы ошиблись и просто брюзжим. Было бы неплохо, а?Все может быть, я сделал свою оценку на основе фильмов и компьютерных игр, выпускаемых с 1995г по 2022г. Заметил ослабевание внутренней логики сеттингов, упрощение мотивации поступков персонажей. Интересное исследование с музыкой https://melodiver.livejournal.com/137447.html
Думаю, он и не останавливался. Просто шел под влиянием немного других факторов, чем у макак и шакалов...Совсем не останавливался, это понятно, кто-то имеет много детей, кто-то мало, кто-то умирает. Блага цивилизации, такие как образование, доступная еда, медицина, юриспруденция - полностью держатся на рациональности. С уходом рациональности уйдут и эти блага, повысится роль религии в обществе (эмоциональность для этого хорошая почва). Думаю, примерно это и произошло в Афганистане, только там были и другие причины утечки физической (в генах) рациональности из общества. Естественный отбор вернётся к среднему уровню, который был типичен для нашего вида на протяжении его существования.
https://elementy.ru/novosti_nauki/432918/Geny_spВо-во-во. Здесь я, кажется и читал! Кстати, фильм "Идиократия", на которую ссылается в своей статье Александр Марков, очень ничего. На твердую "четверочку". Когда-то он показался мне чересчур гротескным, но с того времени у меня на многое открылись глаза.osobstvuyushchie_polucheniyu_khoroshego_obrazovaniya_otseiva yutsya_otborom
Эволюция так быстро не работает.В определённых условиях эволюция может срабатывать молниеносно! Буквально несколько поколений - и признак готов! Всё зависит от давления отбора, а он может достигать величин, на грани физического выживания.
наша тема здесь - о коллективном уме, а не о индивидуальномя с вами во всем согласен, кроме одного - говорить о какой-то эволюции применительно к "коллективному" уму некорректно. а то, что человечество находится не в лучшей интеллектуальной форме - спорить не буду.
упадок научной фантастики (где чудес не бывает)Бывают, конечно. Те же Стругацкие отмечали, что им стало гораздо проще писать, когда они поняли, что придуманный ими мир нет необходимости полностью объяснять. То есть они допускали элемент сверхъестественного. Но вы правы. Это не то же самое, что драконы с полуобнаженными красотками на спинах (ладно, против красоток я ничего не имею, ибо феминист в душе). Конечно, "традиционная" фантастика строже, чем фэнтези.
Можно также указать на ренессанс религиозностиПричем религиозности именно иррациональной. Фактически "магической" религиозности, где никаких попыток рационально обосновать фундаментальные положения учения даже не предпринимается. Верую, ибо абсурдно. Попытки схоластов логически обосновать гипотезу "бога" были обречены на провал, но они хотя бы оставляли крошечный пятачок для интеллектуальной дискуссии. Современные же религии - это чистая магия. Это просто "Песнь льда и пламени". Только без фрикций. А значит еще скучнее.
Причем религиозности именно иррациональной. Фактически "магической" религиозности, где никаких попыток рационально обосновать фундаментальные положения учения даже не предпринимается. Верую, ибо абсурдно.Примерно это я и имел в виду, говоря про внутреннюю логику сеттингов. Фентези тоже разное есть: сложное и продуманное, а есть и "пу-пу, птыщ-птыщ". Собственно как и в научной фантастике. Продуманные фэнтези или научная фантастика, конечно, тоже появляются в наше время, но мы видим, что спрос на них понижается, и одновременно повышается на просто красивую бессмыслицу.
не стоит конвертировать потоки крови в потоки словНо уже если затронули - хотя бы имейте честность и смелость признать, что, точно так же, как ядерные технологии приводят к Хиросиме, социальные и информационные технологии через ту же самую постправду приводят к потокам крови.
Но уже если затронули - хотя бы имейте честность и смелость признать, что, точно так же, как ядерные технологии приводят к Хиросиме, социальные и информационные технологии через ту же самую постправду приводят к потокам крови.По-моему, об этом я и писал в завершающей части моей заметки. Ну, не о потоках крови, а о том, какую прекрасную возможность для манипуляций общественным сознаниям имеют теперь политики. Еще и сознанием, далеким от рациональности. Я даже напрямую упомянул кое-какие военные операции США. А дальше додумать несложно.
через ту же самую постправду приводят к потокам крови ...Ксенофобия / парохиальный альтруизм и их проговариваемое идеологичсекое обоснование несколько... мнэ... постарше постправды.
... какую прекрасную возможность для манипуляций общественным сознаниям имеют теперь политики. Еще и сознанием, далеким от рациональности
Ну и в качестве свеженького и неизбитого примера возможности для манипуляций - Геббельс.Ну, я и написал, что многие не любят термин "постправда", потому что это отчасти способ назвать новым словом старые явления. Но авторы статьи очень любят это слово, поэтому полностью исключить его из моей заметки было бы несколько самонадеянно. Кроме того, многим читателем было полезно узнать о том, что такое понятие существует.
рассчитывали z-оценку (не ищите здесь никакого подтекста!)думаете, в Еуропэйськой Дэржаве читают Элементы? вряд ли, но идея хорошая - написать на футболке use Z-score!
Красный МедведьНу, какой я "красный"? Это все было давно. Желто-серый... полуседой... И всезнающий, как змея:). Разве мама любила такого?
уж если вы снизошли до нас, читателейЯ всегда общаюсь с читателями очень активно и с удовольствием. Или вы знаете лично меня и мою снобскую манеру общаться? С читателями я совсем другой. Добрый, открытый, почти инклюзивный... Почти белый...
Отдельно делали МГК для художественной и нехудожественной литературы, или всё вместе запузырили?В дополнительных материалах (раздел 2) авторы пишут: "Explained variance for English, Spanish, English Fiction, and English excl Fiction resp. are 0.45, 0.44, 0.52, and 0.5 for PC1 and 0.30, 0.23, 0.16, and 0.24 for PC2."
что авторы брали в качестве векторов МГК? Каждый компонент вектора - нормированная частота слова в какой-то год?В допах (разделы 1 и 2) авторы пишут: "The resulting z-scores were used to perform all analyses...
Z подразумевает норимровку на среднее, зачем они вычитали его ещё раз?А у меня где-то написано, что они два раза вычитали среднее? Укажите место, пожалуйста, я исправлю. Или это где-то в оригинальной статье было? С другой стороны, ну, вычли они один раз среднее, а потом еще и центрировали, а потом еще раз и еще раз. Знаете, когда среднее - уже ноль, то центрировать можно сколько угодно раз. Может, они решили перестраховаться? Гуманитарии-с... Дикари-с...
и что нового дала 2я компонента, если частоты интуитивных и рациональных слов дают то же самое?Мне кажется, что они использовали эту компоненту в качестве дополнительной защиты от субъективности. Выбор слов, которые они считали рациональными и эмоциональными все равно субъективен. А тут они сделали PCA увидели, что эти слова на разных концах оси, посчитали корреляцию 2-й компоненты с оценкой эмоциональной окраски слов, взятой из независимого источника... Почувствовали запах грантовых денег (Все врал Веспасиан! Деньги пахнут!) и сели писать статью. Как-то так. Не так уж и глупо.
график с точками в координатах 1я-2я почему не показывают? там есть что-то особенное?А зачем это в данном случае? Ну, я понимаю - экологи. Посмотрели как 8 факторов окружающей среды влияют на видовое разнообразие. Нарисовали биплот, наложили на него изначальные факторы, чтобы видеть, каков вклад каждого из них в главную компоненту. Увидели, например, что 1 ГК хватает все абиотические факторы, а вторая все биотические. Обрадовались, получили надбавку за статью, купили иголку с ниткой и зашили дырку на штанах (сзади). А здесь какой смысл в биплоте? 5000 точек, на которые наложены 5000 исходных переменных в координатах ГК 1 и ГК 2. Ну, хорошо. Не 5000, а 100 самых важных. Не смотрится. И временные изменения на таком графике не покажешь.
Перелом тенденции в семидесятые связан с переходом от получения основной информации в текстовой форме к визуальной за счет развития телевидения, а затем интернета.Ну, интернет распространился в широких массах позже, конечно, но я понял вашу мысль. Возможно, вы правы, хотя до телевидения было радио, а доля времени проведенного средним гражданином за книгой в 70-е годы, мне кажется, еще не упала. Хотя это только догадка. Нет, я во многом с вами согласен. Просто для меня наиболее важным является не факт появления материальных технологий, как таковых, а факт именно технологий манипуляции массовым сознанием. Психологические приемчики, другими словами. Сам "телек" только дал такую возможность, но "соловьевы/киселевы" не появляются в нем путем самозарождения.
В семидесятые интенсивность потока информации достигла предела возможностей психики среднего человека.Мне трудно понять, какой можно провести эксперимент, чтобы измерить этот предел. А я все-таки этолог. Уверен, что хороший студент физфака получает гораздо больше информации, чем солдат, смотрящий пропагандистские ролики в интернете в компании политрука. А из книги вы почерпнете в единицу времени гораздо больше информации, чем из лекции. Я бы сказал, что если вы и правы, то современные технологии, скорее, уменьшают поток получаемой информации и заставляют мозг работать меньше. И от этого все беды!
На представленных графиках перелом в испаноговорящем социуме произошел позже, чем в англоговорящем, что может объясняться запаздыванием в доступе к технологиям в более бедном социуме.Вы - молодец! Я тоже заметил. В русском, кстати, тоже. В дополнительных материалах к статье посмотрите, если интересно. Просто можно придумать и другие объяснения. Например, доступ не к материальным технологиям, а опять же к технологиям промывания мозгов. Или большую скорость подготовки и публикации книг. Впрочем, ваше объяснение тоже хорошее.
Уверен, что хороший студент физфака получает гораздо больше информации, чем солдат, смотрящий пропагандистские ролики в интернете в компании политрука. А из книги вы почерпнете в единицу времени гораздо больше информации, чем из лекции. Я бы сказал, что если вы и правы, то современные технологии, скорее, уменьшают поток получаемой информации и заставляют мозг работать меньше. И от этого все беды!Думаю, что вы смешиваете количество и качество информации. Информация может быть количественно большой, но мусорной. Количество информации можно грубо оценить по размеру компьютерного файла с этой информацией. Размер файла видосика с няшным котиком легко может превышать размер файла с научной монографией. Сравните время чтения монографии со временем просмотра видосика. Вот и разница в интенсивности потока поступающей информации (в нулевом приближении).
Мне трудно понять, какой можно провести эксперимент, чтобы измерить этот предел.Я тоже не специалист. Это к психологам. Они это давно изучают. Читал, что впервые этот предел обнаружили и стали изучать во время Второй мировой войны, когда пилоты в ходе воздушного боя перестали успевать следить за всеми приборами.
Просто для меня наиболее важным является не факт появления материальных технологий, как таковых, а факт именно технологий манипуляции массовым сознанием.С научной точки зрения интересно выяснить истинную причину обнаруженного явления. Субъективные предпочтения этому только мешают. Да и не только с научной. Без выяснения истинной причины на это явление нельзя предсказуемо воздействовать в желательную сторону. Кстати о манипуляциях. Если одна из моих гипотез верна, то изменение формы или интенсивности поступающей информации само по себе является эффективной манипуляцией безотносительно к содержанию информации. Например, обрушиваем поток все равно какой информации и подавляем рациональное мышление.
сли одна из моих гипотез верна, то изменение формы или интенсивности поступающей информации само по себе является эффективной манипуляцией безотносительно к содержанию информации. Например, обрушиваем поток все равно какой информации и подавляем рациональное мышление.Да. Это интересно. То есть "киловьевых" и "соселевых" пора на свалку? "Котики" и "силикон" сделают за них всю работу и унаследуют эфир! Это не так глупо, как звучит.
знать правду о действиях и мотивах России...Вот он: чтобы продолжать есть наши деньги, они сейчас едят наше мясо. А нам говорят, что сами едят нас потому, что весь мир нас не любит. А кто говорит иначе - тому от 5 до 15 лет уголовки. Чтобы, значит, не постправдили.
...где тут конфликт между бедностью и богатством?
Пока на элементах была подчеркнутая ориентация на естественно-научные направления, это привлекало людей науки и хотя бы интересующихся наукойПочему вы считаете, что статья, которую мы обсуждаем, не научна. В ней есть все составляющие научного исследования. Разведочный анализ данных, сформулированные на его основе гипотезы, проверка этих гипотез, большая выборка, интересные результаты. Или интересные исследования бывают только у палеонтологов? Интересные, безопасные, не заставляющие высовываться и из башни из слоновой кости... Наука - это НЕ ТОЛЬКО естественные науки.
если они все и интересовались политикой и т.п. они обсуждали это на других площадкахТекущую политическую ситуацию здесь никто и не обсуждает. Посмотрите статью, почитайте комменты. А то, какие процессы происходят в человеческом обществе, - важная и интересная тема. Никакой настоящий ученый от нее не бегал. Ни Эйнштейн, ни Ландау...
Я что то плохо понимаю, может достойные научные новости перестали публиковать и ничего не нужно переводить? Кончились научные темы?Для того, чтобы называть новость или научную работу "недостойной" нужны хоть какие-то основания. Иначе это вкусовщина. А с научными работами сейчас и впрямь напряженка. Фундаментальная наука (я говорю о биологии) давно в кризисе. Кроме того, благодарите "ковидизацию" науки. Несколько лет нормального научного процесса полетело по плану из-за зацикленности на одной теме.
Фундаментальная наука (я говорю о биологии) давно в кризисеПишите про популярную пищевую технологию, кушать все любят всем интересно будет. Диссертаций даже в России пишется не мало. Биопревращения, бактерии, грибки, продукты превращений, технологии, поле работы безграничное. Например огромное число горе-самогонщиков в России распространяет чудовищные рецепты по производству отравы прикрываясь реальными научными исследования которые не понимают, т.е. безумное число пропагандирующих фриков. Элементы вроде портал образовательный и борющийся с фричеством? Вот непаханное поле для статей, это не просто пересказ западной публикации, это самостоятельная работа причем на благо общества.
И мне что этология, что социология - все едино!я же вижу что на элементах происходит, выходит интереснейшая статья по ботанике - 2-3 комментария, выходит статья об обществе типа этой сразу 100-200 комментариев. Вы верите что у нас тут на 1 ботаника 100 социологов? Или у нас 1 ботаник, 1 социолог и 99 философов которым лишь бы растечься мысью по древу, как считаете?
Вы верите что у нас тут на 1 ботаника 100 социологов? Или у нас 1 ботаник, 1 социолог и 99 философов которым лишь бы растечься мысью по древу, как считаете?Поболтать о житейском все горазды - и физик, и химик, и ботаник с зоологом, и токарь с хипстером. А вот разговоры на узкоспециальные естественнонаучные темы - удел специалистов и интересующихся. Это очевидно и естественно.
огромное число горе-самогонщиков в России распространяет чудовищные рецепты по производству отравыНепременно напишу следующую статью в духе - "мои друзья правильно гонят первач". Перепашу это поле вдоль и поперек...
не просто пересказ западной публикации, это самостоятельная работа причем на благо общества.То есть залезть в R, разобраться в новом пакете, сделать свой рисунок, иллюстрирующий идеи статьи, написать заметку со ссылками на разные работы и прочее - это просто пересказ "западной" статьи? Мне просто хочется разобраться с вашими критериями. Или вас просто раздражает, что статья не про квас?
Интересная база, со вчерашнего дня играюсьАга, замечательная игрушка!
на мой взгляд выше верно написали о преимущественном способе получения информации: печатный текст -> ТВ -> Интернет.Я ответил читателю под ником akrugly подробно. Посмотрите, пожалуйста, выше. Здесь кратко скажу. В целом, мне нравится эта идея, но телевизор и интернет - это только возможность манипулировать общественным сознанием, транслировать во Вселенную самые темные части своего существа и пр. За практическую реализацию этого отвечают иные, "нематериальные" технологии. Не телевизор, а то, что в нем. А вот за это уже ответсвенны общественные процессы.
С Интернетом проблема в том, что он является двусторонним инструментом с низким порогом вхождения, из него можно не только воспринимать информацию, но и самостоятельно в него же транслировать.Я процитирую часть своего ответа пользователю nameruna. Мне кажется, явление "демократизации, о котором я пишу, очень близко вашему "низкому порогу вхождения".
не стоит конвертировать потоки крови в потоки слов
Правда – это материальное - физическое и биологическое.Почти "реальность, данная нам в ощущениях"!
Так что т.н. «постправда», оруэлловское общество - предтеча гибели материального…Да, законы физики для всех похожи, а бог, черт и леший у каждого свои, поскольку являются просто плодом фантазии. Когда начинают говорить о духовности, боге, скрепах, отвлеченных и надуманных ценностях, вроде толерантности, магических свойств какой-нибудь раки или чьих-то чересчур уязвимых чувств, я предвижу гибель большого числа вполне метериальных вещей и существ. КВАЗИувлеченность духовным в ущерб положительным, материальным вещам - свойство "оруэлловского" общества.
Группа голландских и американских исследователейпровела филологический анализ 5000 слов в американской, испанской и русской литературе и публицистике за период с 1850 и по сей день.
На самом деле там только один американский исследователь - из Индианского университета, причем он последний в списке авторов.Ну и...? Да, только один. Я посмотрел аффилиации. Можно, наверное, исправить на "группа голландских исследователей во главе с американцем. Это точно важно?
трое из университета Wageningen, Нидерланды. Я не поленился и зашел на сайт этого университета, чтоб понять, как этот ВУЗ сам себя позиционирует. Оказалось, что весьма круто себя позиционирует: лучший ВУЗ во всем мире по ... лесоводству и сельскому хозяйству.А что в этом плохого? И сельское хозяйство и лесоводство - старые, уважаемые, требующие высоких технологий дисциплины. Университет Вагенингена (гусары, молчать!) очень приличный вуз. Там, например, раньше было очень сильное evo-eco направление. Он и в рейтингах неплохое место занимал раньше (последние годы не следил, а раньше даже отправлял туда заявки на работу). А главное - зачем судить по вузу? Сильная группа может быть, где угодно, а PNAS - хороший журнал.
Итого: филологами тут и не пахнет.Ну, филологический анализ может провести и не филолог.
как кардинально изменилось значение слов "голубой" и "трахнуть"Лихо вы пишете. Я весь горю... На самом деле, авторы обсуждают это, приводя тот же пример (gay), и справедливо, на мой взгляд, замечают, что на огромной выборке такие вещи теряются. Слова "любовь", "электрификация" и подавлющее большинство других не меняли свой смысл принципиально.
Я уже не говорю о той простой истине, что одно и то же слово в одной и той же книге может иметь весьма разные оттенки эмоциональности/рациональности в зависимости от контекста, и как говорится, ежу понятно, что Google NGRAMs об этом ничего не знает.Да. Но при огромной выборке такие тонкости плюс-минус компенсируют друг друга. Да, любовь бывает и к электрификации, но в основном к чему-то одушевленному. Редкими отклонениями можно пренебречь.
Поэтому, для меня всё это выглядит как какая-то фоменковщина.Я не специалист по "фоменковщине", но думаю, что обсуждаемое исследование несколько ценнее.
Как ни подстраивай МГК, все равно получится одна только "средняя температура по больнице".Мне кажется, что именно ее авторы и пытались измерить. Иногда это полезно. Например, средняя температура по больнице для людей и кошек будет отличаться, а это ценная информация!
Если в современном мире от обывателя требуется, по большому счёту, только "проголосовать сердцем", то вот и результат - упадок рационального мышления.Тонкое замечание.
Выходом может стать социальное устройство на основе коллективного интеллектаЯ не до конца понял вашу идею. но согласен, что с нынешней формой демократии (охлократии) надо что-то делать. Я бы сказал, что ее нужно каким-то образом специализировать. Демократия хорошо работает только тогда, когда голосующие а) независимы (в этом смысле запретить прсяжным совещаться - очень толковая идея) и б) осведомлены о вопросе, за который голосуют. Грубо говоря - решать "который час?" всеобщим голосованием -глупо, но вот объединенная коллегия часовщиком и астрономов могла бы высказаться по этому поводу довольно толково. Вопрос - как все это реализовать на практике?
появлением движения "нового атеизма", выходом на публику атеистов в США (что в былые годы не приветствовалось) 2. спорами об острых вопросах, таких как аборты, права гомосексуалистов итп.Вы знаете, я очень критично отношусь к современному состоянию атеистического движения. И мне не кажется. что в последние несколько десятилетий в том же США произошел какой-то положительный сдвиг в этом вопросе. Современный атеизм - настолько ни два ни полтора, что его и атеизмом-то не назовешь. Я помню присутствовал на одном семинаре на тему "Эволюция и концепция разумного замысла" в одном европейском университете. Там одни биологи чином не ниже магистра собрались и все, конечно, очень светские. Но вот слово "атеизм" там было почти табуировано. Вроде как наличие/отсутствие бога - не научный вопрос. Вроде как давайте покритикуем концепцию разумного замысла, но так, чтобы ни чьи чуства не оскорбить и дискомфорт никому не доставить. Вроде как им Поппер не велел. Я все это знаю. но все равно спросил: "Вас от этого не тошнит"? Не было мне ответа.
спорами об острых вопросах, таких как аборты, права гомосексуалистовМне кажется, основная проблема этих споров именно в том, что они ведутся с привлечением большого количества эмоций и почти без элементов разума. Вообще, на мой взгляд, зацикленность на том, кто с кем и как спит, один важных элементов современной политики постправды. В вопросе абортов в современном мире тоже наблюдается довольно серьезный откат в сторону консервативных и иирациональных взглядов. Нет ощущения, что при решении этого этического вопроса кто-то в наши дни всерьез пытается использовать разум.
Эмоции - продукт разума. Что такое «разум» – «проявление мозговой деятельности» - неизвестно. Серьезные успехи «когнитивной имитации» грубыми алгоритмами (по грубым моделям, например, нейронных сетей) искусственного интеллекта обеспечиваются, как обычно, вычислительной мощностью – т.е. успехами материаловедов.Главное, парадоксы НЕ-ДО-МЫШЛЕНИЯ = где программы и где железо и где системы? И где обыватели, которых по разному можно пасти и ... драться как антиподы.
давайте покритикуем концепцию разумного замысла, но так, чтобы ни чьи чувства не оскорбить и дискомфорт никому не доставить.ведет к не требующему рационального мышления и всем доступному - ОПИСАТЕЛЬНОМУ ПОДХОДУ. Отсюда сложные системные процессы - РАЗУМ, УМ, СОЗНАНИЕ удобно преподносятся как экзотические: диковинные — необыкновенные — особенные.... И теряются в безразмерной информационной бадье и коротких мемах.
Почему без создания, развития и общественной оценки ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ РАЗУМА мы обречены.ЛОГИЧНО
Не очень понятно, что тут может «казаться»: из графиков чётко видно, что в эпоху самого мрачного политического тоталитаризма — в 30-е и 40-е года ХХ века — наблюдался как раз минимум иррациональности.Ну, для меня самый страшный политический тоталитаризм - это абсолютная власть церкви, монархов и капитала. Эти времена на графике не отражены. Мы зациклились на Гитлере и Сталине, но бывали времена и хуже. Были даже подлей. Кроме того, я думаю, что годы мировой войны - плохой показатель. Это время, когда система была очень сильно выведена из равновесия. Дело не в том, что люди были в то время более рациональны, а в том, что книг тогда издавалось меньше, а содержание их (по крайней мере - по форме) было далеко от мира эмоций и чувств. Кроме того, тренд держался и какое-то время после 1930-40-х годов. Этим тоже нельзя пренебрегать. В комментариях очень много говорилось про кризис левых: светских и рациональных идей. Были и другие, подчас очень причудливые теории. Может быть, вы не согласитесь с ними, но вам не стоит жаловаться но то, что "академическая" публика смотрит узко.
Причём начался в том числе в русле левых идей — не хотите же вы сказать, что хиппи — это было движение материалистов и рационализаторов?Нет, не было. Но кто вам сказал, что это течение левое? Этак и Грету Тунберг можно в леваки записать, и феминисток, и черта лысого... Я сам вышел из хайрастых, но это не было политической позицией...
Если и дальше продолжать вешать ярлыки «мистика=плохо» на такие тонкие сферы, как эмоции, эстетика и субъективная воля, позиции «рационалистов» будут и дальше проигрыватьНикто не вешает ярлыки. Вам, наверное, кажется, что тут собрались убежденные противники культуры и искусства, хватающиеся, заслышав эти слова, за пистолет. Это не так. Дело в том, что, по моему мнению, качественное искусство и культура вполне рациональны, хотя зачастую касаются очень тонких материй (эмоций, чувств и пр.). Просто такое искусство не зациклено на этом, а служит, например, для иллюстрации и объяснения очень тонких общественных процессов. Если вы внимательно перечитаете Тургенева (казалось бы, у кого больше эмоций и переживаний!), то обнаружите, что любовные линии занимают в большинстве его романов очень ограниченное пространство, а а в основном там обсуждаются социальные вопросы на очень приличном уровне. О Герцене, Толстом, Бальзаке, Горьком, Г. Успенском, Щедрине, Чехове (особенно позднем) - и речи нет. Уверен, что и анализ, аналогичный проведенному в статье, это бы показал. Можете заняться. Сравните худлит 19-го века в худлитом 21-го. Уверен, что вас ждет много чудных открытий... и публикация в журнале с высоким импактом.
пишу рацио в кавычках, т.к. это имхо вообще неудачная и устаревшая категория для описываемой диалектикиПопробуйте придумать лучше! Кроме того, вопрос в том, что мы вкладываем в терминологию и насколько она удобна для дискутирующих. Мне кажется, обсуждение на этом форуме довольно плодотворно. Words are our servants, not our masters...
Возможно, именно наметившийся еще в 1970-е годы кризис левых идей на Западе породил тот самый запрос на индивидуализмТо есть подразумевается связь коллективизма с левыми идеями.
Самым последовательным защитником коллективизма является марксизм
Бенито Муссолини в статье «Доктрина фашизма» писал: «если XIX век был веком индивидуализма, то XX век будет веком коллективизма и, следовательно, государства»
Существует мнение, что коллективизм является общей чертой тоталитарных систем XX века, таких как коммунизм, национал-социализм и фашизмru.wikipedia.org/wiki/Фашизм
ОТо есть, получается, что коллективизм может быть характерен как для левых движений (марксизм), так и для правых (фашизм).сновные положения итальянского фашизма были сформулированы в эссе Доктрина фашизма авторства Муссолини: национализм, идеализм, религиозность, коллективизм, корпоративизм, этатизм, милитаризм, антисоциализм, антилиберализм, империализм
«противоречия, возникающие из-за противопоставления неолиберальной политики, которую ее адепты защищают с помощью рациональных аргументов, и реальности, в которой самые сочные плоды экономического роста пожинает относительно небольшая прослойка общества». Мне кажется, что сказать «кризис левых идей» — куда короче.Во-первых, разве это не проблема всех эпох, а не только 1980-ых? Разве социальное неравенство не было сильнее выражено в XIX веке?
Перефразируя классика, правда только одна, а термины вроде "альтернативная правда", "своя правда", "постправда" - просто синонимы лжи.Ну, как вы заметили, я и сам не горячий сторонник этого термина. Но авторы статьи широко им пользуются. Было бы глупо это игнорировать. На мой взгляд, есть одна тонкость, делающая введение понятия "постправда" отчасти оправданным. "Постправда" - это ложь, легитимизированная охлократическим большинством. Обычная ложь этого не требует.
И в то же время, жёсткий отпор может заставить тролля бояться вас, лишить его поддержки и сочувствия, а то и вовсе изгнать с сайта.Вы совершенно правы, если не считать того, что "есть только миг между прошлым и будущим. Именно он называется - жизнь". А миг по определению краток. Очень трудно на добровольных началах переспорить людей, которым однофамилец известного нобелевского лауреата, платит зарплату за троллинг. Я уж не говорю о том, что переспорить можно только человека добросовестного в своих заблуждениях, а если его цель - просто отнять у вас время? Тогда спор может продолжаться вечно.
Ещё мы боремся с противниками с помощью "отмены". Но "отмена" - это тоже игнорирование, а по сути противник остаётся безнаказанным.Я тоже противник культуры "отмены". Я бы даже не назвал ее культурой. Скорее, бескультурьем. Проблема в том что, возможно, культура "отмены" - это тоже этакая форма троллинга в мире постправды, призванная не столько укрепить какую-нибудь социальную концепцию, сколько поменять повестку на совершенно пустопорожнюю, а вдобавок показать, что человек абсолютно беззащитен перед репрессивной машиной этой пустопорожности.
Причём дискуссию надо доводить до полного разгрома противника, пусть все думают, что мы можем победить кого угодно, если захотим.Если уж на то пошло, то я считаю, что нужно сосредоточиться на, скажем так, позитивной деятельности: писать романы, научно-популярные книги, научные статьи, читать лекции. Споры и дискуссии для меня вторичны. В них слишком легко разменять миллион по рублю. Впрочем, универсального рецепта тут, видимо, нет. Вы можете спросить: "Зачем писать книги, если их никто не читает?". И возразить будет трудно. Проблема в том, что все эти культуры "отмены", оскорбления чувств и прочие жалобы на дискомфорт поддерживаются современными государственными и окологосударственными структурами по всему миру, а элементарное Просвещение - нет. Что с этим поделать без смены общественных формаций - не знаю.
На графике английского языка мы наблюдаем провалы, соответствующие по времени первой и второй мировым войнам, что согласуется с этими предположениями. На графике испанского языка соответствующих провалов не наблюдается, но известно, что в обеих мировых войнах испаноязычные страны предпочитали соблюдать нейтралитет, и, как правило, в боевых действиях не участвовали.Это тонкое замечание!
В XIX... авторы получали не очень много выгоды от публикаций... В XX веке наступила эпоха коммерциализации публикаций в результате появления новых типов СМИ, увеличения охвата аудитории, публикации стали потенциально прибыльным делом.Пушкин за счет литературы умудрялся поддерживать неплохой уровень жизни, несмотря на игроманию. Некрасов был олигархом. Чехова литература сделала вполне обеспеченным человеком. Журналы процветали, издатели обогащались. Звание сочинителя было столь почетным, что само по себе могло считаться капиталом. Бальзак женился на крупной польской магнатке, почти что повесившейся ему на шею (Венчался, правда, в Бердичеве, но это нюансы...). В СССР было принято несколько преуменьшать финансовое благосостояние прогрессивных писателей, тем самым приближая их к классу-гегемону, но, говоря объективно, литература в 19 веке была вполне прибыльным делом.
(Кстати, в XX веке сошла на нет традиция повествовать от первого лица).Мне кажется, что все с точностью до наоборот.
поэтому публикации опять стали коммерчески невыгоднымиРоманы и поэмы - да! Фейки на политические темы - нет. Фейки на биржевые темы - это просто золотое дно. Фейки на научные темы - прекрасный источник дохода. Возможно, вы еще помните про ковид? В общем, не могу полностью согласиться.
Бенито Муссолини в статье «Доктрина фашизма» писал: «если XIX век был веком индивидуализма, то XX век будет веком коллективизма и, следовательно, государства»Он же, кажется, где-то признавал, что фашизм - это пестрая мешанина из обрывков самых различных политических концепций. Короче, популизм в чистом виде (он, конечно, так не говорил). А популизм как раз и отличается тем, что совмещает несовместимое. Там могут свободно совмещаться власть народа с властью корпораций, коллективизм с индивидуализмом, дикий капитализм с социализмом, вставание с колен с позорными поражениями и пр. Для фашизма коллективизм лишь один из возможных громких лозунгов, с помощью которых можно еще немного задержаться у власти. Для левых концепций - коллективизм естественное следствие, попытка преодолеть вековое проклятие "трагедии общин". Попытки эти, впрочем, никогда не были абсолютно успешными.
Существует мнение, что коллективизм является общей чертой тоталитарных систем XX века, таких как коммунизм, национал-социализм и фашизмЯ вам не скажу за весь 20 век, но в 21-м тоталитаризм прекрасно сочетается с проповедью крайнего индивидуализма и капиталистических ценностей. Возьмите современные США, ЕС или Россию. Никогда зацикленность отдельных личностей на себе не была такой сильной, хотя, вообще, Homo эгоизмом не удивишь. Дошло до того, что обида на шутку, малейший дискомфорт или косой взгляд могут вызвать бурю негодования, а жалобы на прыщавость и метеоризм стали законным способом вызвать к себе сочувствие окружающих. Про индивидуализм в финансовых (=жлобство) вопросах я умолчу, чтобы не омрачить дневной свет. А тоталитаризм при этом цветет и пахнет...
Основные положения итальянского фашизма были сформулированы в эссе Доктрина фашизма авторства Муссолини: национализм, идеализм, религиозность, коллективизм...А Гитлер объявлял себя социалистом и поддерживал светское общество. Я же говорю: "Фашизм что дышло... У него нет четкой политической и экономической программы, кроме сиюминутной выгоды (к слову, по этому же принципу работает большинство современных правительств). У марксизма такая программа есть. Я не говорю о том, насколько она жизнеспособна. Но на уровне идеологии - есть".
Кризис левых идей был в США в 1950-е годы (эпоха маккартизма)Это был не кризис. Это был расцвет. Иначе зачем маккартизм?
«противоречия, возникающие из-за противопоставления неолиберальной политики... и реальности...». Мне кажется, что сказать «кризис левых идей» — куда короче.Может быть, и было, хотя в 21-м мы быстро возвращаемся к первобытному состоянию, но не было противоречия между декларируемой политикой и реальностью. Консерваторы были за привилегии богатых, "сицилисты" - за равенство. Все было ясно, а потому была надежда, особенно если учитывать, что популярность "левых" идей росла как на дрожжах.
Во-первых, разве это не проблема всех эпох, а не только 1980-ых? Разве социальное неравенство не было сильнее выражено в XIX веке?
Во-вторых, неясна логика "социальное неравенство ведёт к кризису левых идей".Я такого и не писал. Я писал, что кризис левых идей мог привести к паттернам, обнаруженным авторами обсуждаемой работы. А социальное неравенство - ведет (в конечном итоге) к росту популярности левых идей. К сожалению, часто этому предшествует рост популярности идей "правых". Это то, что мы видим сейчас по всему миру.
Может быть, к кризису левых идей привела их не очень высокая востребованность в то время?Отчасти - наверняка. Что имеем - не храним.
Проблема социального неравенства и социальной несправедливости стала более актуальной в XXI веке, и рост популярности левых идей в XXI веке выглядит закономерным.Аминь!
Думаю, противника надо не игнорировать, а вступать с ним в дискуссию, в которой надо одержать над ним победу. Думаю, сделать это вполне реально, и противостояние будет неравным, так как у вставшего на сторону правды всегда будет фундаментальное преимущество, и останется лишь реализовать это преимущество, а это уже дело техники.Гы-гы. ЛОЛ. Ви удивляете - думал, что такой наивняк вымер к концу нулевых. Или это новое поколение поциентов народилось?
Если же просто игнорировать противника, не заставляя его отвечать за свои словаИ чем же Вы, позвольте осведомиться, собираетесь заставить отвечать анонима, возможно пишущего с другого края планеты?
зачем придумывать новые слова для обозначения обыкновенной лжи, которая была всегда? Почему бы не называть вещи своими именами?А затем, что у придумщиков - постмодернистского левачья и не только (одиозный А.Г.Дугин - туда же) - у самих рыльце в пушку так, что пробы ставить негде.
Рис. 1. Как ни монументальны нагромождения слов в сравнении с крохотными человеческими жизнями, они тоже неизбежно меняются под влиянием всесильного времени. Рене Магритт, «Искусство общения» (1950). Изображение с сайта art.biblioclub.ru