Новости науки > Психология

Эффективен ли окситоцин как лекарство от ксенофобии?

Марш против негативного отношения к беженцам в Брюсселе

Рис. 1. Усилившийся приток беженцев в европейские страны породил новую волну общественного и научного интереса к проблеме ксенофобии. На фото: марш против негативного отношения к беженцам в Брюсселе. Фото с сайта deredactie.be

Эксперименты, проведенные германскими психологами, показали, что перназальное введение окситоцина усиливает склонность жертвовать деньги на помощь иностранным беженцам, но не у всех, а только у людей, изначально не склонных к ксенофобии. Испытуемые, у которых предварительное анкетирование показало высокий уровень ксенофобии, не склонны к такой благотворительности ни до, ни после введения окситоцина. Однако окситоцин все-таки повысил объем пожертвований, совершаемых ксенофобами, после того как им сообщили, сколько денег пожертвовали на беженцев другие испытуемые. Результаты согласуются с идеей о том, что окситоцин не улучшает отношение к чужакам, но усиливает склонность к соблюдению социальных норм.

Ксенофобия имеет глубокие эволюционные корни. Люди исключительно легко приучаются делить окружающих на своих и чужих и относиться к своим по-доброму, а к чужим — безразлично или враждебно. Предрасположенность к ксенофобии, по-видимому, развилась как адаптация для выживания маленьких, тесно сплоченных групп гоминид в условиях жестокой конкуренции с другими такими же группами (подробнее см. в новостях: Межгрупповые войны — причина альтруизма?, «Элементы», 05.06.2009; Межгрупповая конкуренция способствует внутригрупповой кооперации, «Элементы», 28.05.2007; Альтруизм у детей связан со стремлением к равенству, «Элементы», 04.09.2008).

Однако мир неуклонно становится все более взаимосвязанным, а население большинства регионов — все более смешанным. Жители крупных городов не только живут в стрессирующих условиях аномальной скученности: они ежедневно встречаются с множеством незнакомых людей, слышат иностранную речь, сталкиваются с чуждыми традициями и манерами поведения. В таких условиях наши «природные склонности», пришедшие к нам из каменного века, начинают порождать серьезные социальные проблемы.

Усилившийся в последнее время приток азиатских и африканских беженцев в богатые европейские страны стимулировал новую вспышку общественного и научного интереса к проблеме ксенофобии (рис. 1). Этой проблеме посвящена статья немецких психологов и нейробиологов, опубликованная недавно в журнале PNAS.

Авторы провели три эксперимента, чтобы изучить влияние нейропептида окситоцина на готовность людей совершать альтруистические поступки по отношению к чужакам. Альтруизм оценивался по величине добровольных денежных пожертвований. Выбор окситоцина связан с тем, что этот нейропептид и его гомологи играют важную роль в регуляции социального и полового поведения у многих животных — от человека до круглых червей включительно (см.: Половое поведение и обучение у C. elegans регулируется пептидом, похожим на окситоцин, «Элементы», 31.10.2012). При этом во многих (хотя и не во всех) ситуациях повышение уровня окситоцина в мозге (у людей этого можно добиться путем простого перназального введения — закапывания окситоцина в нос) способствует более внимательному, доброжелательному и заботливому отношению к ближним. «Элементы» неоднократно рассказывали об этих исследованиях (см. подборку ссылок в конце новости Межгрупповые конфликты у шимпанзе связаны с повышенным уровнем окситоцина, «Элементы», 04.01.2017).

Первый эксперимент был поставлен, чтобы определить «точку отсчета» — базовый уровень альтруизма по отношению к своим и чужим, отражающий существующие в обществе социальные нормы. В эксперименте приняли участие 76 добровольцев — немецких студентов обоего пола.

Всех участников предварительно протестировали на отношение к беженцам. Для этого они должны были оценить высказывания типа «из-за беженцев выросло налоговое бремя» или «из-за беженцев немцы лишаются работы» по десятибалльной шкале (от 1 — «совершенно не согласен» до 10 — «полностью согласен»). По результатам тестирования был вычислен «индекс ксенофобии» для каждого участника.

Затем всех испытуемых собрали в одной аудитории, где и проводился эксперимент. Таким образом, участник принимал свои решения в присутствии других людей. Это, по идее, должно было усилить альтруистические побуждения (см.: В присутствии нарисованных глаз люди ведут себя лучше, «Элементы», 11.03.2011), что и подтвердилось: в эксперименте 1 люди пожертвовали больше денег, чем в экспериментах 2 и 3, где каждый испытуемый находился в отдельной комнате.

Сам эксперимент состоял в следующем. Испытуемый получал от экспериментаторов 50 евро. Затем ему последовательно показывали на экране краткую информацию о 50 нуждающихся людях. Информация была примерно такая: «Гансу 25 лет, он родился в Мюнстере (Германия) и живет в Германии. Ганс беден и не может купить в магазине свежее мясо и рыбу. Поможете ли вы Гансу?» или «Сафие 30 лет, она родилась в Алеппо (Сирия) и бежала в Германию. Сафие бедна и не может купить билет в театр. Поможете ли вы Сафие?». Из 50 претендентов на пожертвование 25 были немцами, 25 — иностранными беженцами. Две группы были выровнены по полу, возрасту и тому, в чем человек нуждается (еда, жилье или удовлетворение культурных потребностей). Каждому из 50 нуждающихся испытуемый мог пожертвовать любую сумму в диапазоне от 0 до 1 евро. Все деньги, оставшиеся после этого от исходных 50 евро, испытуемый забирал себе, если вытягивал счастливый лотерейный билет (вероятность выигрыша 10%).

В среднем испытуемые потратили на пожертвования более 30% полученных денег. При этом беженцам они пожертвовали на 19% больше, чем соотечественникам. Авторы интерпретируют это как признак существования соответствующей социальной нормы. Иными словами, похоже на то, что в популяции, представленной этой выборкой добровольцев, принято (считается правильным) проявлять больше альтруизма по отношению к беженцам, чем к соотечественникам (вероятно, потому что беженцы в целом сильнее нуждаются в поддержке).

Авторы не сообщают, кто жертвовал более щедро — люди с высоким или низким индексом ксенофобии. Но они отмечают, что с ростом этого индекса уменьшается тенденция жертвовать «чужим» больше, чем «своим» (рис. 2).

Рис. 2. Результаты первого эксперимента

Рис. 2. Результаты первого эксперимента: склонность активнее помогать беженцам, чем соотечественникам, снижается по мере роста ксенофобии. Каждая точка соответствует одному испытуемому (n = 76). По вертикальной оси — разность между суммой, пожертвованной в пользу беженцев, и суммой, пожертвованной в пользу соотечественников. По горизонтальной оси — индекс ксенофобии. Рисунок из обсуждаемой статьи в PNAS

Эксперимент не выявил различий в поведении мужчин и женщин, поэтому в последующих экспериментах участвовали только добровольцы мужского пола.

Целью второго эксперимента была оценка влияния окситоцина на склонность помогать своим и чужим у людей, различающихся по индексу ксенофобии. Для эксперимента набрали новую группу из 107 добровольцев. Их тоже протестировали на ксенофобию, а затем каждый испытуемый под руководством инструктора закапал себе в нос либо окситоцин, либо плацебо. При этом использовался двойной слепой метод: ни доброволец, ни инструктор не знали, что находится во флакончике — плацебо или окситоцин.

Через 45 минут после этой процедуры испытуемый проходил точно такое же тестирование, как и в первом эксперименте. Результаты показаны на рис. 3. Как и в первом эксперименте, испытуемые в среднем пожертвовали больше денег беженцам, чем соотечественникам. Однако если рассмотреть по отдельности испытуемых с низким (ниже медианного) и высоким индексом ксенофобии, то становится ясно, что «предпочтение чужаков» характерно только для первой группы и полностью отсутствует во второй. Более того, вторая группа вообще проявила меньше щедрости, чем первая (ксенофобы оказались более прижимистыми, чем толерантные граждане).

Рис. 3. Результаты второго эксперимента

Рис. 3. Результаты второго эксперимента. B — общие результаты. Высота столбиков отражает средний размер пожертвований в пользу соотечественников (Natives) и беженцев (Refugees). Синие столбики отражают щедрость испытуемых, которым закапали в нос плацебо, оранжевые — окситоцин. C — те же результаты по отдельности для испытуемых с низким (слева, Low Xi-index) и высоким (справа, High Xi-index) уровнем ксенофобии. Рисунок из обсуждаемой статьи в PNAS

Окситоцин существенно повысил щедрость у испытуемых с низким индексом ксенофобии. Щедрость повысилась в отношении как своих, так и чужих. Что касается ксенофобов, то они не стали от окситоцина ни на йоту щедрее — даже по отношению к соотечественникам, не говоря уж «понаехавших».

Этот результат согласуется с результатами других исследований, показавших, что окситоцин не является безусловным стимулятором доброты. Нередко он усиливает уже имеющиеся добрые побуждения, но он не может ни превратить ненависть в любовь, ни заставить вас относиться к врагу как к другу (см.: Окситоцин усиливает любовь к «своим», но не улучшает отношения к чужакам, «Элементы», 17.06.2010).

Значит ли это, что окситоцин полностью бессилен против ксенофобии? По-видимому, нет, и третий эксперимент, проведенный авторами, это подтверждает. Исследователи исходили из того факта, что окситоцин, активируя нейронные сети, так или иначе связанные с кооперацией и иными позитивными внутригрупповыми взаимодействиями, в том числе стимулирует и соблюдение принятых в социуме норм поведения. Что будет, если параллельно с введением окситоцина напомнить испытуемым о том, что помощь нуждающимся беженцам вообще-то является социальной нормой? Не проймет ли это даже прижимистых ксенофобов?

В третьем эксперименте участвовали те же испытуемые, что и во втором. Дизайн третьего эксперимента отличался от предыдущего только тем, что к информации о нуждающихся людях была добавлена средняя сумма, которую пожертвовали этому человеку участники эксперимента 1. Тем самым экспериментаторы ненавязчиво доносили до сведения испытуемых «социальную норму», предписывающую помогать нуждающимся беженцам. Ведь мы помним, что участники эксперимента 1 были довольно-таки щедры по отношению к беженцам.

Результаты третьего эксперимента показаны на рис. 4. Эксперимент подтвердил ожидания исследователей. Напоминание о «социальной норме» заметно повысило щедрость испытуемых-ксенофобов по отношению к беженцам, но только в том случае, если в нос испытуемому был закапан окситоцин, а не плацебо (два правых столбика на рис. 4). Это двойное воздействие (окситоцин плюс напоминание о норме) повысило также щедрость ксенофобов по отношению к «своим», но в меньшей степени, чем к «чужим» (не показано на рисунке). По отдельности же ни окситоцин, ни напоминание о норме не повлияли на поведение ксенофобов в эксперименте.

Рис. 4. Результаты третьего эксперимента, в котором испытуемым напомнили о «социальной норме»

Рис. 4. Результаты третьего эксперимента, в котором испытуемым напомнили о «социальной норме» (светло-синие и светло-оранжевые столбики) в сравнении с результатами второго эксперимента, где о норме не напоминали (темно-синие и темно-оранжевые столбики; они такие же, как на рис. 3). Показаны данные только по величине пожертвований в пользу беженцев. Остальные обозначения как на рис. 3. Видно, что напоминание о норме почти вдвое повысило щедрость по отношению к беженцам у испытуемых-ксенофобов (High Xi-index), которым закапали в нос окситоцин (правая пара столбиков). Рисунок из обсуждаемой статьи в PNAS

Таким образом, окситоцин все-таки может служить «лекарством от ксенофобии», но только в сочетании с положительным примером других людей или с напоминаниями о том, что «у нас принято относиться к чужакам по-доброму». Очевидно, эффект окситоцина в данном случае объясняется не тем, что он делает ксенофобов более толерантными (по-видимому, не делает), а тем, что он склоняет их внимательнее относиться к тому, как ведут себя окружающие («члены группы»), и стараться следовать принятым нормам.

Ну а в обществе, где ксенофобы составляют большинство, а нетерпимость к чужакам считается «нормой», никакой окситоцин, надо полагать, никому не поможет.

Источник: Nina Marsh, Dirk Scheele, Justin S. Feinstein, Holger Gerhardt, Sabrina Strang, Wolfgang Maier, and René Hurlemann. Oxytocin-enforced norm compliance reduces xenophobic outgroup rejection // PNAS. 2017. V. 114. P. 9314–9319. DOI: 10.1073/pnas.1705853114.

См. также о роли окситоцина в регуляции проявлений парохиального альтруизма:
1) Межгрупповые конфликты у шимпанзе связаны с повышенным уровнем окситоцина, «Элементы», 04.01.2017.
2) Окситоцин усиливает любовь к «своим», но не улучшает отношения к чужакам, «Элементы», 17.06.2010.

Александр Марков


88
Показать комментарии (88)
Свернуть комментарии (88)

  • pontiyleontiy  | 11.09.2017 | 12:19 Ответить
    Ксенофобы, нетерпимость, "норма", "никому не поможет"... Что за белиберда.
    Это научный портал или где? Зачем публиковать статьи, где через слово используются негативные клише из СМИ?
    Уже доказано, что нормой является терпимость к чужакам, а не наоборот? Что помогать надо ксенофобам, а не наоборот?
    Ответить
  • PavelS  | 11.09.2017 | 12:35 Ответить
    Жду когда будет проведено исследование, не отсеиваются ли отбором гены альтруизма. Эти гены полезны в маленьких сплоченных коллективах, в современном же обществе - не факт. Как известно, гены склонности к образованию явно отсеиваются. Не будет ли ценой прогресса, социальной стабильности и толерантности "оскотинивание" человечества? Т.е. если некоторые субкультуры ведут себя по-скотски, но мы к этому остаёмся толерантны.
    Ответить
  • erwins  | 11.09.2017 | 13:53 Ответить
    Известно, что высокий пиковый уровень тестостерона совместно с окситоцином свойственен педофилам.

    Короче сделаем ксенофобов педофилами!
    Ответить
    • Stels_Rus > erwins | 11.09.2017 | 14:53 Ответить
      Все педофилы были людьми. Вы человек, следовательно, педофил.
      Ответить
    • Rattus > erwins | 13.09.2017 | 06:35 Ответить
      Кому известно?
      Откуда известно?
      Каков коэффициент корреляции и прочие статистические параметры?
      Ответить
  • Андрей Быстрицкий  | 11.09.2017 | 14:54 Ответить
    Во всей работе аккуратно "замылена" тема сохранения собственной (собственной группы, разумеется) идентичности. Без которой разговоры о ксенофобии и альтруизме - по крайней мере, в подаваемом контексте - лишены смысла, потому что сравнивают тёплое с мягким. Хотя, судя по третьему эксперименту, такая подмена (понятий ли, терминов ли - поди разберись) совершена сознательно
    Зато отлично видно, как насаждаются непопулярные модели поведения. И как они "подтверждаются" научно. Это хорошо.
    Ответить
  • Nycticorax  | 11.09.2017 | 16:21 Ответить
    >>Во всей работе аккуратно "замылена" тема сохранения собственной (собственной группы, разумеется) идентичности.

    А тут всё просто. Группа не заинтересована в наличии внутри себя подгрупп с собственной идентичностью.
    Соответственно наличие внутри общества групп с собственной яркой выраженной идентичностью - не в интересах общества, ибо порождает внутри него межгрупповые конфликты.
    Следовательно общество пытается подавить либо ограничить таковую идентичность (или хотя бы агрессивность с нею связанную) для всех входящих в него групп. Как большинства, так и меньшинства.
    Меньшинство ассимилируется, у большинства подавляется ксенофобия в отношении меньшинства. Всё предельно просто и логично.
    Ответить
    • Андрей Быстрицкий > Nycticorax | 11.09.2017 | 17:17 Ответить
      Так я под "группой" и подразумевал то, что Вы называете "обществом". И Вы описали почти ровно то, что я имел в виду.
      И именно это в описываемой работе замылено.
      Кроме того, что, если меньшиство ассимилируется, то исчезает предмет ксенофобии, и подавлять нечего. А вот если ксенофобию подавить до ассимиляции - то и ассимилироваться потребности нет -зачем, "нас и тут неплохо кормят".
      Ответить
      • Nycticorax > Андрей Быстрицкий | 11.09.2017 | 17:29 Ответить
        >>Так я под "группой" и подразумевал то, что Вы называете "обществом".

        Ну в таком случае беженцы с момента натурализации становятся частью этого общества/группы и вопрос ксенофобии становится внутригрупповым.

        >>Кроме того, что, если меньшиство ассимилируется, то исчезает предмет ксенофобии, и подавлять нечего. А вот если ксенофобию подавить до ассимиляции - то и ассимилироваться потребности нет -зачем, "нас и тут неплохо кормят".

        Дело в том, что ассимилироваться в агрессивно-ксенофобскую среду крайне сложно. Столкнувшись с ней меньшинство скорее "окуклится" в чётко оформленную минигруппу, активно стремящуюся сохранить собственную идентичность.
        Так что в данном случае процесс всё ж таки должен носить встречный характер.
        Ответить
        • Андрей Быстрицкий > Nycticorax | 11.09.2017 | 18:09 Ответить
          Что в данном случае подразумевается под "натурализацией"?
          Ответить
          • Nycticorax > Андрей Быстрицкий | 12.09.2017 | 11:58 Ответить
            Получение законных прав на постоянное проживание в стране. Как в форме гражданства, так и иных.
            Ответить
            • Андрей Быстрицкий > Nycticorax | 12.09.2017 | 20:30 Ответить
              Тогда мы говорим о разных вещах. Права - это только юридическая пыль. Интеграции же при этом обычно не происходит. А группе/популяции вовсе не нужны внутренние напряжения. Так что ксенофобия как раз работает положительно - или ассимилируешься, или на все четыре стороны.
              Ответить
              • Nycticorax > Андрей Быстрицкий | 13.09.2017 | 11:43 Ответить
                Во-первых ассимиляция это процесс в котором участвуют обе стороны. Невозможно просто захотеть и стать немцем. Нужно чтобы сами немцы это признали.

                Во-вторых, как правило, альтернативой ассимиляции становятся не "четыре стороны", а "чайнатаун". Ксенофобия местных представляется прибывшим меньшим злом, нежели возвращение. Так что в итоге сосуществовать с ними популяции всё равно приходится.

                В-третьих, основным институтом, формирующим и структурирующим общество в современных условиях, является именно государство. Которое на этой самой "юридической пыли" стоит и ею держится.
                Ответить
                • Андрей Быстрицкий > Nycticorax | 13.09.2017 | 12:13 Ответить
                  С "во-первых" спорить было бы странно. С "в-третьих" поспорить как раз можно, но явно не то место.
                  "Во-вторых" же - следствие особенностей конкретных стран, которым примирение с чайнатаунами кажется меньшим злом, чем усилия (в том числе моральные) по выдворению. Причины и оценки обсуждать можно долго, но при желании задача "на все четыре стороны" решается элементарно.
                  Ответить
                  • Nycticorax > Андрей Быстрицкий | 13.09.2017 | 14:24 Ответить
                    >> "Во-вторых" же - следствие особенностей конкретных стран, которым примирение с чайнатаунами кажется меньшим злом, чем усилия (в том числе моральные) по выдворению.

                    И это тоже, причём плотно совмещаемое с третьим пунктом, по которому много можно говорить, но действительно явно не то место.

                    Ну и не совсем определённых стран - "рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше" поэтому процессы экономической миграции были везде и всегда. Современная ситуация отлична только возросшими дистанциями - теперь в мегаполисы едут жители не соседних деревень, а соседних стран и континентов.
                    По сути же процесс не сильно отличен от описанного классиками литературного реализма в середине XIX века.

                    Так что "нет ничего нового под Солнцем, чего бы не было уже в веках, бывших прежде нас".
                    Ответить
                    • Андрей Быстрицкий > Nycticorax | 13.09.2017 | 17:56 Ответить
                      Конечно, миграции были всегда, но редко они столь массово сопровождались столкновениями столь разных моделей поведения и отношения "понаехавших" к "местным". Диамат во всей красе :)

                      Хорошо, по-моему, мы вполне поняли друг друга :).
                      Ответить
    • PavelS > Nycticorax | 11.09.2017 | 20:02 Ответить
      Перестаньте рассуждать в терминах интересов "общества". Общество не одухотворено. Даже 2 человека не факт что могут в интересах себя двоих выбрать стратегию наибольшего выигрыша, см. "дилемму заключенного" (загугли эти слова). А когда людей больше - тут каждый рвёт свой интерес, и также каждый от этого страдает, но подобное скотство воспринимается как должность, например, как пробки на дорогах. Тут уместна модель "пастухи и пастбище" в условиях перевыпаса скота. Снижение конфликтов в точке "здесь и сейчас" - это тоже эгоистичный посыл, который в долгосрочной перспективе не факт что полезен общему выигрышу. Возможно обществу будет хорошо создать условия вынуждающие беженцев вернуться и навести порядок там, у себя в стране. Но вместо этого проповедуется совсем другое поведение.
      Ответить
      • Teodor77 > PavelS | 12.09.2017 | 08:55 Ответить
        Дилемма заключенного - выдуманная психологическая проблема. Она носит локальный национальный характер. То есть является не психологической, а культурной. Это американский тип поведения. В криминальном обществе нашей страны поведение другое. Впрочем, как и Ваши измышления на тему эгоизма - коллективизма. Насаждаемый в России индивидуализм также имеет политическую подоплеку. И совершенно очевидно, откуда дует ветер.

        Этот вопрос очень важен. Это не из разряда про профуканные полимеры. Наши ученые ассимилируются в западное общество и становятся потерянными для страны в отличие от китайских и японских, например. А это путь к научному коллапсу страны.
        Ответить
        • PavelS > Teodor77 | 12.09.2017 | 16:49 Ответить
          Дилемма заключенного - это разумеется прежде всего мат.модель. И как всякая модель - да, надумана, т.к. задача любой модели - до предела упростить многообразие явлений, чтобы сделать задачу решаемой математически. Со своей задачей "дилемма" справляется - показывает, что общество из N рациональных субъектов не всегда эволюционирует в сторону наибольшего блага, если каждый элемент общества стремится к личным достижениям здесь и сейчас.
          Мне гораздо интересней задача с автомобильными пробками. Т.к. в ней в пределе будет бесконечное количество игроков с равными интересами - ехать быстро. А получается нет, едут медленно.

          Читай тут:
          http://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/431989/Avtomobilnye_probki_kogda_ratsionalnost_vedet_k_kollapsu
          Ответить
      • Nycticorax > PavelS | 12.09.2017 | 12:01 Ответить
        >> Возможно обществу будет хорошо создать условия вынуждающие беженцев вернуться и навести порядок там

        А возможно и нет. Мы не знаем.
        У нас нет какой-либо единой и однозначно признаваемой модели оценки правильности или неправильности того или иного поведения. А в условиях отсутствия единственно верного учения, которое всесильно, потому что оно верно - каждый имеет абсолютно полное право считать правильным что-то своё.
        И спор о том, чья правильность правильнее - абсолютно бесполезен ибо, как я уже сказал, нет критерия оценки. А спор о вкусах и личных предпочтениях бесконечен и беспощаден в своей бессмысленности.
        Ответить
        • PavelS > Nycticorax | 12.09.2017 | 16:38 Ответить
          Ну если в заголовке статьи речь о том чтобы кого-то лечить - то вроде единственно верный стиль жизни в статье обозначен...
          Ответить
          • Nycticorax > PavelS | 13.09.2017 | 11:50 Ответить
            Вопрос, поставленный в заголовке, в ходе самой статьи получает отрицательный ответ.
            Суть исследования в том, что окситоцин задействован в системе социальной коапдатации членов сообщества. И служит для усиления стремления индивида "поступать как все". И только.
            Косвенно - что вопросы ксенофобии не так однозначны, как казалось, и необходимо разделять собственно ксенофобию как таковую и стремление к соблюдению общепринятой нормы в её отношении.

            Всё остальное - спор о политических и социологических вкусах.
            Ответить
            • Андрей Быстрицкий > Nycticorax | 13.09.2017 | 17:59 Ответить
              >> Суть исследования в том, что окситоцин задействован в системе социальной коапдатации членов сообщества. И служит для усиления стремления индивида "поступать как все". И только.

              Кстати, да, нет ещё важного эксперимента - как третий, но с разными озвученными суммами :)
              Ответить
            • Андрей Быстрицкий > Nycticorax | 13.09.2017 | 18:00 Ответить
              >> Суть исследования в том, что окситоцин задействован в системе социальной коапдатации членов сообщества. И служит для усиления стремления индивида "поступать как все". И только.

              Кстати, да, нет ещё важного эксперимента - как третий, но с разными озвученными суммами :)
              Ответить
    • Teodor77 > Nycticorax | 12.09.2017 | 08:58 Ответить
      В том и проблема, что мультикультурализм предполагал, что беженцы ассимилируется. И как бы мультикультурализм будет по сути "старой доброй" культурной европейской оккупацией. Но действительность показала, что выходцы с Востока сохраняют свою идентичность и образуют свои резко обособленные группы, проживая внутри Европы.
      Ответить
      • Nycticorax > Teodor77 | 12.09.2017 | 11:55 Ответить
        Как раз таки нет. Ассимиляция это ассимиляция. Мультикультурализм это реакция на её невозможность - так и быть пусть они останутся группой с собственной идентичностью, но при этом примут правила игры общие для всех.
        Это попытка, сохранив за иноэтничными меньшинствами их самосознание, включить их в систему гражданского общества.
        Ответить
        • OSAO > Nycticorax | 13.09.2017 | 15:43 Ответить
          Вы с Теодором правы оба. Как бы. Гражданское общество создается преобладающим в стране самосознанием и поддерживается выработанными на его основе законами. Европейское общество, закоснев в своем благополучии, выработало утопию мультикультурализма. В противовес нехорошей ассимиляции: он к нам приехал, такой несчастный, а мы его раз - и лишили идентичности. А вот пусть-ка он, сохранив своё групповое самосознание, вольется в наше гражданское общество и примет на себя его ценности. Увы...
          Шахский Иран хоть утопи в окситоцине, народный исламский взрыв был неизбежен. По-моему, как-то даже грешно искать химические лекарства от культурных "заболеваний".
          Ответить
        • Teodor77 > Nycticorax | 14.09.2017 | 09:24 Ответить
          Соблюдать правила общие для всех (написанные коренными народами) - это и есть ассимиляция и отказ от своих правил, которые и составляют социальную культуру. В этом лицемерие и причина фиаско мультикультурализма.
          Ответить
          • Nycticorax > Teodor77 | 14.09.2017 | 11:03 Ответить
            Суть мультикультурализма - отделить национальную культуру и самосознание от государственно устанавливаемых норм.
            По существу это отделение нации от государства.

            Собственно, как мне кажется, концепция национального государства родилась на фоне Французской революции, когда потребовался новый критерий определения принадлежности к стране. Раньше вполне хватало подданства определённому королю. Условно гасконца и лотарингца объединяло не национальное самосознание - оно у них было разным. А то, что оба были подданными французского короля.
            Устранение монархии потребовало нового критерия - и им стал национальный. Франция из владений французского короля стала государством французов.

            Сейчас в Европе ситуация меняется - критерием становится не национальность, а гражданство. В новом понимании Франция это не государство французов, а государство французских граждан безотносительно их национальности.
            Соответственно происходит отделение национального самосознания от гражданства. В этом нет ничего нового - многонациональных государств, построенных по отличным от национального принципам, в истории была масса.

            Но конкретно наше общество сейчас находится как раз таки в положении "французской революции" - критерии "самодержавие, православие, народность" как и "пролетарское братство" исчезли, полноценное гражданское общество пока не случилось, и мы вполне ожидаемо хватаемся за национальную модель как самую близкую и очевидную.
            Вплоть до того, что переживаем за засилье мигрантов в Европе чуть ли не больше, чем сами европейцы.

            Нам бессмысленно обсуждать мультикультурализм в Европе. Нас он не касается. У нас другая актуальная повестка.
            Ответить
            • Teodor77 > Nycticorax | 15.09.2017 | 13:18 Ответить
              Да нет уж! Есть тренд на православие, но мусульмане не пустят. Самодержавие при выборах, чтобы понравится Западу? Народность? В каком месте? Только для совместимости со старым лозунгом. Не так уж мы далеки от Европы. Собственно мы частично Европа.

              У нас активнейше насаждаются "европейские ценности". По схеме пустите "Дуньку в Европу". Главный критерий при законогенерации не какие-то разумные резоны, а "штоп как в европах". Окситоксином лечить россиян от общинного сознания.
              И мультикультурализм - это попытка вывернуть вековые национальные традиции в глобалистские стерилизованные формальные правила. Ювенальная юстиция, когда детей отнимают от влияния родителей, удаление воспитательной роли школы, насаждение английского языка, замена социальной морали на формальное прозападное судопроизводство и т.п культурный антигосударственный терроризм. Гражданство как критерий? То есть штамп на бумажке? Национальность определяется продолжительным и существенным взаимодействием. А штамп - шлепком по бумаге. Гражданство как принак для единства -это ложное утверждение. Мультикультурализм это попытка манипулирования сознанием, искусственный социальный инжиниринг. Пока неудачная, пока очень кривая, а поэтому неудачная.

              Heart over mind, yes I’m
              My father's son
              I live my life, just like
              My father's done
              If he'd told me, one day
              That somebody'd have my heart in chains
              Would I believe it, no way
              Made up my mind I’d never fall that way
              Ответить
              • VladNSK > Teodor77 | 17.09.2017 | 17:41 Ответить
                Поддерживаю!
                Ответить
              • Nycticorax > Teodor77 | 19.09.2017 | 15:01 Ответить
                >> Гражданство как критерий? То есть штамп на бумажке? Национальность определяется продолжительным и существенным взаимодействием.

                Это этничность определяется продолжительным и существенным взаимодействием. Причём внятного определения таковой, которое может быть употреблено в практическом применении, пока никто не придумал.
                Лучшее, что приходит лично мне в голову - "набор общих привычек".

                А вот национальность... Национальность это пакет политических прав и не более того. Юридический статус, определённый неким документом, и определяющий конкретный набор полагающихся привилегий и налагаемых обязанностей.
                Ответить
            • OSAO > Nycticorax | 17.09.2017 | 18:41 Ответить
              ""Суть мультикультурализма - отделить национальную культуру и самосознание от государственно устанавливаемых норм"".
              Кто эти люди, стремящиеся "отделить" и зачем им это нужно? Ваши построения по своему логичны, но похожи на описание неких волн на поверхности истории. Сначала "вполне хватало", сейчас "ситуация меняется" - похоже на работу фатума какого-то.
              Непросто объяснить, почему в России гос.социализм сменился гос.феодализмом, а система все равно однопартийная...
              Нацию невозможно отделить от нац.государства потому, что последнее суть проекция первой на окружающий хронотоп. Нац.государство - это форма существования нации, которая первична.
              Нация тоже не с неба упала, её создала культура. Но и данный вид/тип культуры так же не был явлен из ниоткуда. Ментальность - вот исходный национальный геном, дающий старт нац.культуре, и т.д.
              Утопичность европейского мультикультурализма проистекает от неучета ментальности, евроинтеграторы и слова-то такого не хотят знать. Для них это какая-то древняя история.
              Зато сегодня они хотят получить некие химические "умилители", расслабляющие социальные узлы и напряжения...
              Ответить
              • Nycticorax > OSAO | 17.09.2017 | 22:36 Ответить
                >> Ментальность - вот исходный национальный геном, дающий старт нац.культуре, и т.д.

                К сожалению, я человек безнадёжно испорченный техническим образованием.
                И оно мне говорит, что любой фактор, прежде чем быть учтён, должен быть установлен и измерен.
                Следовательно вопрос - какими инструментами может быть установлена ментальность и в каких единицах её можно измерить?
                Ответить
                • OSAO > Nycticorax | 18.09.2017 | 09:08 Ответить
                  ""какими инструментами может быть установлена ментальность и в каких единицах её можно измерить?""
                  Ну, в каких единицах инструмент изготовлен, в тех и измерять...)))
                  Никто не знает, что такое разум, Кант что-то говорил про апперцепцию, но без бога не смог обойтись, однако наличие сознания - факт. Хотя и не измеримый.
                  Вот и ментальность - она просто есть. А если её нет, как у европейских мультикультуралистов, то они получают проблемы. Не измеряемые, поскольку нет инструментов, и неизмеримые по числу. И никакие окситоцины им не помогут.
                  Ответить
                  • Nycticorax > OSAO | 18.09.2017 | 14:07 Ответить
                    >>Вот и ментальность - она просто есть.

                    Ну и хорошо, что она есть. Но её невозможно учитывать в практическом применении, поскольку мы не можем её оценить и измерить.
                    Вот конкретная проблема - принять закон о миграции, учитывающий ментальность. Но для этого мы должны как-то определить эту ментальность, юридически её квалифицировать, и надзирая над соблюдением этого закона как-то измерять.
                    А мы всего этого не можем, ибо "никто не знает, что такое разум".

                    В итоге мы можем принять только дышло, поворот которого будет определяться тем, как конкретный поворачивающий эту самую ментальность лично для себя понимает.

                    PS
                    О разуме. В этом случае у нас таки есть вполне конкретный юридический инструментарий - называется "правовая дееспособность" и "вменяемость". И мы можем таковые установить, определить и приложить к правоприменению.
                    Можно дать аналогичное определение ментальности?
                    Ответить
                    • OSAO > Nycticorax | 18.09.2017 | 15:14 Ответить
                      Рубикон переходится по мосту признания факта ментальности: на том берегу есть жизнь. Она мне пока неведома, но я туда пойду и буду постепенно осматриваться. Вот путь. Но - это тема для другой статьи.
                      Либо нет никакой реки, а есть безбрежный океан социума. На северном полюсе куда ни посмотри, везде юг. Так и с вершины власти - куда ни взгляни, всюду политика, т.е."дышло", которое нужно поворачивать. Здесь другой путь - к окситоцину и прочим химическим примочкам для волдырей культуры...
                      Ответить
                      • Nycticorax > OSAO | 18.09.2017 | 15:50 Ответить
                        Признание факта возможно в случае наличия этого факта.
                        Наличие факта должно устанавливаться путём опыта и испытания, а не уверования.

                        В Вашем же изложении ментальность пока выглядит сугубо религиозной категорией, в которую предлагается именно уверовать (в Вашей терминологии "признать её существование", что есть акт веры, ибо объективных оснований для признания этого существования Вы не предлагаете). А дальше - уже на основании этой веры в её существование куда-то идти и что-то делать.
                        Ответить
                        • OSAO > Nycticorax | 18.09.2017 | 16:08 Ответить
                          Ну, нет так нет... Сдаюсь для ясности...
                          Ответить
                        • Teodor77 > Nycticorax | 19.09.2017 | 08:46 Ответить
                          Вы пытаетесь доказать отсутствие факта существования человеческого сознания на том основании, что нет чёткой количественной его характеристики?
                          Ответить
                          • Nycticorax > Teodor77 | 19.09.2017 | 14:57 Ответить
                            Нет, я пытаюсь получить хотя бы минимально строгое определение того, что такое есть эта самая ментальность, не учтённая авторами исследования.
                            Ответить
                  • Михаил 33 > OSAO | 19.09.2017 | 02:03 Ответить
                    На Ваши вопросы о разуме есть ответы:
                    Мозг — не приёмник и хранитель информации из внешней среды. Это открытая самоорганизующаяся система, позволяющая фиксировать модели взаимодействия организма с миром. Мозг — это результат длительного эволюционного процесса, который сделал организм более приспособленным для жизни в окружающей среде. Наш мир, с одной стороны, очень регулярен, а поэтому предсказуем, и нервная система позволяет организму использовать эту предсказуемость и регулярность мира для адаптации к его условиям. С другой стороны, этот мир непредсказуемо динамичен, среда постоянно изменяется, и не все изменения среды можно заранее учесть. И в этом случае высокоразвитая нервная система позволяет организовывать действия таким образом, чтобы они были адекватны текущему положению дел. Так механизмы функционирования мозга человека, используют единую цель – совместное средство - способность понимания и осмысления, как система; которая в эволюции просматривается как путь от адаптивных соотношений формируемых систем со средой, посредством функциональных систем животных, (поэтому животных характеризует протосознание) и до способности понимания и осмысления, как система, при формировании информационной системы распределенных сетей нейронов (РСН) мозга, реализации генетических основ разума и функций субъективного мира человека (СМЧ).
                    При этом человек:

                    - реализует фактор понимания - процесс уяснения происходящего с возможностью передачи мысли и использования внешней полезной информации (РАЗУМ) (подробнее);
                    - проявляет фактор смысла и значения будущего результата, возможности обсуждения результата на основе приобретенных знаний человечества, а также опасности, связанные с его реализацией (УМ) (подробнее).
                    При этом, осуществляется целенаправленная работа мозга по созданию или запуску нейронных моделей после восприятия: проводя поэтапные элементы моделирования и выявляя результат во внутреннем плане, находится оптимальное решение (для предсказательной ответной реакции) или последовательность его достижения.
                    Подробнее смотрим
                    www.academia.edu/27052453/Сознание._Мир_и_разум._Самоорганизация_Процесс_самоорганизации
                    Ответить
              • Михаил 33 > OSAO | 17.09.2017 | 23:56 Ответить
                Наконец - то. Как любой социальный феномен, ментальности исторически изменчивы, но изменения в них происходят очень медленно. Но, если рассмотреть процесс формирования ментальности, с позиций субъективного мира человека (СМЧ), как ячейки общества, то станет понятным, что этот процесс можно значительно ускорить.
                Ответить
  • NikeByNike  | 11.09.2017 | 16:40 Ответить
    Чудный новый мир
    Ответить
  • Teodor77  | 12.09.2017 | 08:48 Ответить
    Исследование показало, что толерантные - это просто люди, поддающиеся влиянию. В данном случае биохимическому (что унизительно по сути к сапиенс составляющей в определении человека). Толпа, не имеющяя своего мнения. Забавно, что даже дистилированная вода повышает их толерантность. Хотя, это, скорее, характеризует точность эксперимента.
    Ксенофобы же оказались людьми с убеждениями. И, как в бородатом анекдоте, и после второго стакана продолжают свою работу.
    Ответить
    • Председатель совета дружины > Teodor77 | 16.09.2017 | 05:24 Ответить
      А ксенофобы стало быть не просто люди? Биохимическому влиянию не поддаются (странно почему тогда к амфетаминам не равнодушны)? Наверное это новая порода сверхчеловеков.
      Ответить
      • Teodor77 > Председатель совета дружины | 19.09.2017 | 08:44 Ответить
        Люди не клоны. У них реакция разная. А данное исследование, в числе прочего, ясно показало, что у сторонников ксенофобии убеждения отчетливо слабее поддаются внешнему влиянию. Так яснее мысль?
        А для сверхчеловеков эта статистика слабовата. Не надо передергивать. Не к месту.
        Ответить
  • dmiceman  | 12.09.2017 | 09:16 Ответить
    Миранда!
    Ответить
  • Андрей Быстрицкий  | 12.09.2017 | 10:24 Ответить
    История повторяется. Сто лет назад обосновывали ущербность "семитов" (а теперь увольняют Уотсона), теперь обосновывают ущербность "ксенофобов".
    Ответить
    • Председатель совета дружины > Андрей Быстрицкий | 16.09.2017 | 05:29 Ответить
      Интересный у вас вывод сложился после прочтения этой статьи.
      Ответить
  • Чудесенка  | 13.09.2017 | 13:03 Ответить
    Самым интересным показалось начало эксперимента, когда выяснилось, что произвольная выборка нескольких десятков молодых особей к "своим" относится как к чужакам, а к "чужакам" - как к своим. Такая популяция эволюционно обречена.
    Хотя учитывая, что эксперимент явно политизирован, та выборка, возможно, не была такой уж произвольной.
    Опасно, когда политика вмешивается в науку. Обычно это плохо заканчивается для науки.
    Ответить
    • Председатель совета дружины > Чудесенка | 16.09.2017 | 05:37 Ответить
      С чего вы взяли что эксперимент "явно политизирован"?
      Я лично этого не заметил. Политизированы здешние комментаторы, которые прочитав об эксперементе, сразу задумались о своём, наболевшем. К слову, я с Вами согласен, что у такой популяции перспективы довольно туманные. Но этот вопрос уже выходит за рамки данного исследования.
      Ответить
      • Чудесенка > Председатель совета дружины | 16.09.2017 | 12:17 Ответить
        А Вы прочтите оригинал статьи по ссылке.
        Во-первых, всё исследование базируется на сугубо политическом термине "refugee" и ни разу не расшифровываются его физико-химико-биологическо -органолептические свойства. :)
        Во-вторых, авторы и сами не скрывают, что исследование выполняет некий политический заказ: по тексту статьи ссылок на отчеты Еврокомиссии и догмы ООН куда больше, чем на научную литературу. В abstract даже ссылка на откровения от Луки есть. :)))
        Докатились...
        Ответить
        • Председатель совета дружины > Чудесенка | 17.09.2017 | 05:12 Ответить
          А вы хотите чтобы испытуемым и читателям научно-популярных журналов, из которых не все знают, чем органика отличается от неорганики, вместо привычного слова, которым в Европе называют понаехавших, называли их органолептические свойства? :)
          А вот ссылки на догмы Еврокомиссии и ООН это конечно неприятно :(
          Но если само исследование проводилось точно и не предвзято, то оно всё равно имеет научную ценность, да и просто очень интересно.
          Нацисты в 1930-х годах тоже оплачивали экспедиции учёных в Тибет с политической целью: найти родину арийцев. Учёные сделали огромное количество научных открытий по антропологии, культуре, зоологии и ботанике Тибета; правда следов арийской прародины там не нашли.
          Ответить
          • Чудесенка > Председатель совета дружины | 17.09.2017 | 11:36 Ответить
            При чем тут научно-популярные журналы? По заявлению самого PNAS (где опубликован оригинал статьи), он "strives to publish only the highest quality scientific research".
            Вы хоть саму статью-то прочли, или Вам лишь бы поспорить о чем-нибудь с кем-нибудь?
            Ответить
            • Председатель совета дружины > Чудесенка | 19.09.2017 | 05:08 Ответить
              Оригинал статьи просто просмотрел. А то, что этот журнал не популярный, а чисто научный, этого я не знал, каюсь.
              Вовсе не для того чтобы спорить (хотя поболтать на интересные темы мне всегда в кайф).
              Ответить
        • Nycticorax > Чудесенка | 17.09.2017 | 15:21 Ответить
          >> по тексту статьи ссылок на отчеты Еврокомиссии и догмы ООН куда больше, чем на научную литературу. В abstract даже ссылка на откровения от Луки есть. :)))

          Сходил. Не увидел.
          Из 59 источников, на которые даны ссылки в статье, - отсылок на UNHCR аж целых две штуки. Которые касаются количества беженцев, указанного во введении, и описания особенностей политики интеграции этих беженцев в выводах.
          Ссылок на реферируемые журналы и монографии - 46.

          Луки не нашёл, потому не скажу.
          Ответить
          • Чудесенка > Nycticorax | 17.09.2017 | 17:14 Ответить
            Сходите еще раз, если для Вас это важно.
            И не нужно обманывать. Из 59 источников: 7 - на ООН и прочие бюрократические лавочки, еще c десяток - на научно сомнительные или пропагандистские источники (BBC News, NY times, какие-то мелкие политические издания). Какой должен быть процент политических хотелок в списке литературы, чтобы наука стала считаться "лысенковщиной"? Material and Methods исследования почти целиком построены на такой "фактологии".
            В discussion ближе к концу есть замечательная фраза, снимающая оставшиеся сомнения в политизированности эксперимента: "UNESCO has emphasized the importance of developing neurobiologically informed strategies for reducing xenophobic, hostile, and discriminatory attitudes".
            Что есть прямое заявление о политическом заказе.
            Ответить
            • Nycticorax > Чудесенка | 17.09.2017 | 21:02 Ответить
              >>. Из 59 источников: 7 - на ООН и прочие бюрократические лавочки, еще c десяток - на научно сомнительные или пропагандистские источники (BBC News, NY times, какие-то мелкие политические издания).

              Я уже выше посчитал - 46 ссылок на научные источники, остальные - на общеинформационные и политические.

              >>Какой должен быть процент политических хотелок в списке литературы, чтобы наука стала считаться "лысенковщиной"?

              Зависит от того, что именно за ссылки. Если Вы можете сослаться на то, сколько в Европе беженцев, не обращаясь к статистике занимающихся этим вопросов комиссий ООН - честь Вам и хвала.
              Ответить
              • Чудесенка > Nycticorax | 18.09.2017 | 12:44 Ответить
                "Зависит от того, что именно за ссылки."

                Ну, наконец-то! Свет в конце туннеля. Если бы Вы удосужились ознакомиться со всей статьей, а не только со списком литературы, то поняли бы, что подсчетом беженцев авторы не ограничились (кстати, зачем их вообще считать в исследовании по нейробиологии?), и весь дизайн исследования построен на бюрократических хотелках.
                Ответить
                • Nycticorax > Чудесенка | 18.09.2017 | 14:25 Ответить
                  Дизайн исследования это хорошо. Политическая ориентация и хотелки авторов - тоже.
                  Но объективная критика любого исследования всё же должна опираться на существо такового. В данном случае на проведение экспериментов, и полученные результаты.
                  Остальное - мысли авторов как эти результаты применить, их ритуальную политическую фразеологию, реверансы в адрес тех или иных общественных организаций и прочее, вообще смело можно отбросить как несущественное.

                  Так что я лично возражал исключительно на построение критики по принципу "авторы и сами не скрывают, что исследование выполняет некий политический заказ: по тексту статьи ссылок на отчеты Еврокомиссии и догмы ООН куда больше, чем на научную литературу".
                  Важно не чей заказ они выполняли, а насколько качественно с научной точки зрения это исследование было выполнено.
                  Так вот - среди более полусотни критических постов подобных практически нет. Критикуют что угодно, только не суть исследования.
                  Так что возвращаясь к лысенковщине. Пока таковой намного больше в комментах, суть которых прекрасно сводится к концепции "кибернетики - продажной девки империализма".
                  А именно к критике политической позиции авторов и поставленных ими вопросов и только.
                  Ответить
                  • Председатель совета дружины > Nycticorax | 19.09.2017 | 05:25 Ответить
                    //мысли авторов как эти результаты применить, их ритуальную политическую фразеологию, реверансы в адрес тех или иных общественных организаций и прочее, вообще смело можно отбросить как несущественное.
                    Важно не чей заказ они выполняли, а насколько качественно с научной точки зрения это исследование было выполнено.//

                    Вот спасибо! Думал так же, а сказать так красиво не мог.
                    Ответить
                  • Чудесенка > Nycticorax | 19.09.2017 | 19:04 Ответить
                    Как это, не важно "чей заказ они выполняли"?!
                    Цель науки - поиск истины. Когда выполняешь чей-то заказ, то цель - понравиться заказчику, чтобы он вернулся. И истина при этом - второстепенна.

                    Понятна Ваша идея разобрать всё по полочкам. Только Вы сами, кажется, больше пытаетесь разобрать по полочкам комментарии комментаторов, а не само исследование. У Вас то есть что сказать по нему? И не забудьте объяснить мне чем отличаются refugees от non-refugees по внешеним признакам и реакции на них психических систем организма.
                    Ответить
                    • Nycticorax > Чудесенка | 19.09.2017 | 19:56 Ответить
                      >>Как это, не важно "чей заказ они выполняли"?!

                      Элементарно - сущность научного исследования не меняется от того, какие именно мотивы подвигли исследователя его сделать - любопытство, желание отработать зарплату, стремление понравится любимой девушке или нелюбимому начальнику.

                      >>Цель науки - поиск истины. Когда выполняешь чей-то заказ, то цель - понравиться заказчику, чтобы он вернулся. И истина при этом - второстепенна.

                      Так и разбирать надо то, насколько исследование близко к истине, а не что именно двигало исследователями.
                      Вся советская наука была построена в первую очередь на том, чтобы подтвердить марксистско-ленинское учение и понравится партии и правительству, которые не то гранты давали, а вообще кормили, поили и одевали. И что? Мы должны все эти исследования теперь выкинуть, ибо их авторы недостаточно независимо искали истину?

                      >>Только Вы сами, кажется, больше пытаетесь разобрать по полочкам комментарии комментаторов, а не само исследование.

                      Естественно, ибо я надеялся увидеть в комментариях что-то по существу исследуемой темы (в которой я не сильно большой специалист) а вижу пока исключительно шоу политических симпатий и метафизических концепций...

                      >> У Вас то есть что сказать по нему?

                      Если бы было - я бы по нему и говорил. Но с удовольствием послушаю, если кто-нибудь наконец что-нибудь про него здесь скажет.

                      >>И не забудьте объяснить мне чем отличаются refugees от non-refugees по внешеним признакам и реакции на них психических систем организма

                      Справедливости ради следует отметить, что в начале исследования они были расшифрованы как ingroup и outgroup.
                      И дано пояснение как именно происходил отбор стран проживания по принадлежности к этим категориям:

                      >The selection of home countries for the outgroup frame was based on reports published in 2015 by the European Commission, documenting conflicts, persecution, and poverty in the Middle East and Eastern Europe as the major drivers of forced migration to the European Union

                      Поскольку сами refugees не были объектом исследования, а таковым было отношение к ним испытуемых, то ключевым органолептическим признаком трактовалась страна проживания в зависимости от которой фиксировалось поведение испытуемого. В соответствии с чем предлагаемые в сценарии лица были разделены на "своих" - то есть немцев и "чужих" - то есть уроженцев стран Ближнего Востока и Восточной Европы являющихся основными источниками миграции в Германию.
                      Я ответил на Ваш вопрос?
                      Ответить
                    • Nycticorax > Чудесенка | 19.09.2017 | 20:32 Ответить
                      >>Цель науки - поиск истины.

                      Да. Совсем забыл...
                      Archeology is the search for facts, not truth. If it's truth you're looking for, Dr. Tyree's philosophy class is right down the hall.
                      ;)
                      Ответить
  • OSAO  | 13.09.2017 | 13:04 Ответить
    Имхо, если бы исследователи дали испытуемым по бокалу шампанского, то результаты были бы те же. Но окситоцин звучит "научнее"...В итоге получилась наукообразная безделушка.
    Команда взялась за "перназальное" изучение ментальности и обществоведения. Глупо капать что-то в нос и смотреть, как это отзовется на "норме". Чтобы пытаться влиять на "норму", нужно представлять, как и "чем" вообще рождаются "нормы". Но об этом "психологи" - ни гу-гу.
    Ответить
    • Михаил 33 > OSAO | 13.09.2017 | 15:47 Ответить
      Согласен.
      ГЕРМАНСКИМИ ПСИХОЛОГАМИ УПУЩЕНО ГЛАВНОЕ - СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕГО РЕШЕНИЕ = БУДУЩЕЕ.
      И соответственно - наиболее общее понятие, используемое при построении теории сознания - структура субъективного мира человека и животных.

      Субъективный мир человека (СМЧ) – структура, представленная накопленными в эволюции и в процессе общественного и индивидуального опыта человека семью подмножеством систем, в которых представлены и обособлены категории субъективной оценки индивидом среды и собственного поведения.
      Психотехнологи и политтехнологи обычно указывают на:
      «Перескакивание через уровни восприятия» приводит к психологической защите – индивид понимает, что собеседник явно ставит целью своего общения раскрыть содержание его субъективного мира и закрывается.
      Если коммуникатор начинает разговор от уровня окружения (как коммуникаторы говорят «от печки») и последовательно выше по уровням восприятия то собеседник воспринимает такую беседу как возможность просто поговорить о жизни, т. е. без цели вскрыть его субъективный мир и не опасается подвоха.
      Верхние уровни общения выстраивают все нижние уровни.
      Шестой уровень восприятия - Самопредставление (кто я?). Человек - «ультрасоциальное» существо; люди способны формировать принципиально разные по своей структуре коллективы (членом которых они являются), различающиеся своими традициями, нормами поведения, способами добычи пропитания, системой внутригрупповых отношений, устройством семьи и т. д.
      Седьмой уровень восприятия - Миссия (зачем я?). Цель жизни, представление об устройстве мира и своем месте в нем, участие в общественной жизни.
      Верхние уровни общения выстраивают все нижние уровни, так доверие на уровне
      - Миссия (зачем я?) автоматически обеспечивает ваше взаимодействие на всех нижних уровнях. Теперь понятно - ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ установки задают внутригрупповые отношения, принятие решений, соответственно ксенофобию.
      Подробнее - https://www.academia.edu/27052479/Основные_концепции_сознания._Психофизиология
      Ответить
  • Kostja  | 14.09.2017 | 11:42 Ответить
    Можно с вертолета распылять как в "Футурологическом конгрессе" умилители, чтобы сделать обычную промывку мозгов немцам более эффективной :)

    В первом опыте смутило что какой-то местный дефективный у которого еда не достаточно илитная противопоставлен молодой женщине и небось симпатичной убежавшей от злобных бабахов. Надо примерно одинаковых персонажей использовать.
    Ответить
    • Михаил 33 > Kostja | 14.09.2017 | 16:52 Ответить
      А, широкий спектр клиентов для промывки мозгов, что-то значит? :)
      Ответить
      • Михаил 33 > Михаил 33 | 15.09.2017 | 15:16 Ответить
        Наука интересна, когда существуют множество подходов, при этом наука должна строить свои теории и модели и заниматься верификацией моделей.
        Пока есть повод для дискуссий, практика, как мерило оценки теорий, движется вперед.

        Реализация представлений, связанных с субъективным миром человека (СМЧ) - наиболее общим понятием, используемом при построении теории сознания, закроет, неожиданно для многих, основные текущие проблемы.
        А, это проявления измененного сознания - наркомания, алкоголизм и т. п., что сейчас связывают с "психологической зависимостью".
        = Господствующая сейчас ПАРАДИГМА НЕ ПОЗВОЛЯЕТ НАРКОМАНАМ, АЛКОГОЛИКАМ и людям принимающим окситоцин ОСОЗНАВАТЬ ПОЛНОТУ ВСЕЙ РЕАЛЬНОЙ ПСЕВДОКОМФОРТНОСТИ, СВОЕЙ УЩЕРБНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ
        окружающей жизни, закамуфлированной химическими средствами. =

        Так как верхние уровни восприятия СМЧ выстраивают все нижние
        уровни, то с учетом этого КОРРЕКЦИЯ "ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ", наконец, может осуществляться как психологами, так и самим пациентом, ОСОЗНАННО И ЭФФЕКТИВНО.
        Ответить
        • Михаил 33 > Михаил 33 | 18.10.2017 | 14:10 Ответить
          Ранняя парадигма не отрицается - она фактически достраивается.
          Так отдельные старые представления, основанные на
          формировании рефлексов, функциональных систем,
          структурируются и приобретают новое качество - взаимосвязь системы.
          Ответить
  • vaalsh  | 17.09.2017 | 11:15 Ответить
    Необходимо немедленно начать распыление окситоцина в воздухе, пока не начался апок.. ;-)

    Ксенофобы со временем подтянуться, под влиянием стайного инстинкта.
    Ответить
    • Михаил 33 > vaalsh | 17.09.2017 | 16:36 Ответить
      К гормону привязанностей наверняка проявят интерес собаки, кошки - млекопитающие отстаивающие свои территории. Но, возможно, все достанется воронам! :)

      Человек отличается от животных - психотехнологи и политтехнологи явно ставят целью своего общения раскрыть содержание субъективного мира собеседника. Они давно, не афишируя, исследуют субъективный мир человека (СМЧ) (см. по разным поисковикам). А, ГЕРМАНСКИЕ ПСИХОЛОГИ, в соответствии с парадигмой,
      УПУСКАЮТ ГЛАВНОЕ - СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕГО РЕШЕНИЕ = БУДУЩЕЕ.
      Ответить
      • vaalsh > Михаил 33 | 18.09.2017 | 08:07 Ответить
        <>

        Если бы так..
        Большинство решений человека, не связанных непосредственно с рассудочной деятельностью (научными исследованиями, например), диктуются желаниями всплывающими из древнего, ящерного подсознания, в котором сосредоточен целый набор инстинктов. В обсуждаемом случае, это инстинкты защиты территории или группы.
        Можно еще вспомнить спортивных или религиозных фанатов всех мастей..
        Ответить
        • Михаил 33 > vaalsh | 18.09.2017 | 11:58 Ответить
          В соответствии с господствующей сейчас ПАРАДИГМОЙ не исследуется
          эволюция человеческого разума. Например, МНОГИМ И СЕЙЧАС НЕИЗВЕСТНА ДАТА И ПРОЦЕССЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕЧИ.
          Однако, имхо, мультидисциплинарный системный подход, позволяет не только исследовать современные проблемы, но и как бы заглянуть в
          прошедшее, а также предвидеть последовательность зарождения этапов
          будущего для человечества. Подробнее
          http://www.zooton.net/ind1204.html

          Поэтому сейчас всплывает :)
          >> Большинство решений человека, не связанных непосредственно с рассудочной деятельностью (научными исследованиями, например),
          диктуются желаниями всплывающими из древнего, ящерного подсознания...
          Ответить
          • vaalsh > Михаил 33 | 18.09.2017 | 12:42 Ответить
            Вы пишите:

            Подход позволяет, поэтому сейчас всплывает?

            Вы не могли бы высказать свою мысль яснее?
            Ответить
            • Михаил 33 > vaalsh | 18.09.2017 | 13:00 Ответить
              Парадигма не позволяет использовать мультидисциплинарный системный подход, поэтому ИССЛЕДОВАНИЯ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА МАЛО ИЗВЕСТНЫ И СКРЫВАЮТСЯ.

              И сейчас всплывает :)
              >> Большинство решений человека, не связанных непосредственно с рассудочной деятельностью (научными исследованиями, например),
              диктуются желаниями всплывающими из древнего, ящерного подсознания...
              Ответить
              • vaalsh > Михаил 33 | 18.09.2017 | 15:04 Ответить
                Как же этот ваш "мультидисциплинарный системный подход - исследования эволюции человеческого разума", объясняет поведение футбольных фанатов, например, которые готовы порвать болельщика другой команды только за то, что он оказался на их трибуне? Может быть, при помощи этого подхода, вы можете объяснить поведение подростков, готовых драться с другими подростками только из за того что те оказались на территории их двора?
                Ответить
                • Михаил 33 > vaalsh | 18.09.2017 | 17:41 Ответить
                  Я не хочу перебирать то, что "сейчас всплывает". :)

                  Правильным был бы вопрос: "Что сделать, чтобы решить НАШУ проблему?"
                  Окситоцин, как средство, проблему ксенофобии не решает.
                  Правильная постановка задачи определяет успех ее решения:
                  Как любой социальный феномен, ментальности исторически изменчивы, но изменения в них происходят очень медленно. Но, если рассмотреть процесс формирования ментальности, с позиций субъективного мира человека (СМЧ), как ячейки общества, то станет понятным, что этот процесс можно значительно ускорить.
                  Ответить
                  • Teodor77 > Михаил 33 | 19.09.2017 | 09:09 Ответить
                    Это какую НАШУ проблему? Создать армию послушных и производительных биороботов для корпораций? А стоит ли решать такую проблему?
                    Человек он двойственен - он хома и сапиенс. Корпорации педалируют животную (а значит существенную и глубинную, в этом их сермяга) основу человека. А социально ориентированное общество хочет развивать более эфемерный разум и радужно-единорожие эмоции.
                    Ответить
                    • Nycticorax > Teodor77 | 19.09.2017 | 15:13 Ответить
                      >>А социально ориентированное общество хочет развивать более эфемерный разум и радужно-единорожие эмоции.

                      В том-то и великая сермяжная печаль, что все радужно-единорожие эмоции оказываются прямым продуктом той самой животной составляющей.
                      Сапиентность у человека напрямую следует из хомности.

                      Ну или нужно вводить некую отдельную не животную сущность, ака "бессмертная душа". Но тогда мы плавно перемещаемся в смежную с наукой область человеческой интеллектуальной деятельности - теологию. Где с разделением животного и эфемерного всё обстоит просто таки отлично.
                      Ответить
                      • vaalsh > Nycticorax | 20.09.2017 | 11:35 Ответить
                        Это все около-философское баловство.
                        Вопрос прост:
                        если необходимо химически кастрировать злостных педофилов, то почему нельзя применить тот же метод к злостным ксенофобам?
                        Ответить
                        • Nycticorax > vaalsh | 20.09.2017 | 12:29 Ответить
                          Вы хотите украсить этот торт комментариев ещё и вишенкой обсуждения пенитенциарных практик?
                          Ответить
                        • Михаил 33 > vaalsh | 20.09.2017 | 13:15 Ответить
                          vaalsh, может Вы тоже специалист по исследованию систем?
                          Ответить
                      • Михаил 33 > Nycticorax | 20.09.2017 | 13:11 Ответить
                        Вы оба затронули свои модели адаптации к окружающему миру. Причем, вначале Вы остановились на шестом уровне восприятия СМЧ и перешли на высший уровень 7, когда рассмотрели теологию. Если бы вы оба принадлежали одной религиозной конфессии, то доверие между вами было бы обеспечено на всех ниже лежащих уровнях восприятия СМЧ.

                        А если нет или атеист? Вы бы стали присматриваться к содержанию ниже лежащих уровней - тому, что конкретно разделяет или сближает вас,
                        причем верхние уровни общения выстраивают все нижние уровни.

                        Почти как у Анохина К.В., только у него абстрактно представлено - ПОКА ТОЛЬКО 3 УРОВНЯ (Когнитом - гиперсетевая структура мозга).
                        Когнитом имеет многослойную структуру. Константин Владимирович пока указывал на 3 слоя.
                        У человека когнитом имеет 7 слоев или 7 уровней. У животных
                        когнитом представлен в основном двумя слоями или двумя уровнями,
                        однако у некоторых шимпанзе и бонобо он может достигать 3 слоев
                        или 3 уровней восприятия.
                        Подробнее - https://www.academia.edu/27052479/Основные_концепции_сознания._Психофизиология
                        Ответить
                        • Михаил 33 > Михаил 33 | 15.10.2017 | 15:36 Ответить
                          "Древние инстинкты" не всплывают, а просто мы опускаемся на два нижних уровня восприятия субъективного мира человека - окружение и поведение (по Анохину К. В., вероятно, это будут два нижних слоя когнитома), при
                          чем верхние уровни еще недостаточно развиты.
                          И, в соответствии с этими уровнями восприятия, начинаем крушить все враждебное - чужое, что вызывает ксенофобию - элементарно ЧТОБЫ ВЫЖИТЬ, как у животных. Конкретно - порвать фанатов другой команды или подростков соседнего двора, чтобы утвердить свое лидерство и так лихо выжить. А опустится, соответственно с адреналином, на эти два нижних уровня нам помогает древнейшая практика выживания - агрессия и т. д... При этом "выживании" человека останавливает УМ - оценка последствий камня или гиперзвуковой ракеты с термоядерной боеголовкой.
                          Вывод
                          Без создания, развития и общественной оценки ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ РАЗУМА мы обречены.
                          Самим бы выжить ..., поэтому естественно смешно, когда некоторые сейчас ищут сигналы от внеземного разума. :)
                          Ответить
  • HolodGLD  | 02.11.2017 | 09:49 Ответить
    Я худею Дорогая Редакция...
    И ведь выделяет же кто-то средства на подобные "исследования"...

    Представил себе картину:
    2056 год. По подозрению в гомофобии, полицией задержан гражданин А и судом присяжных приговорён к принудительному медикаментозному лечению.
    "В нашем полку прибыло!" - заявил на эту новость местный лидер ЛГБТ-сообщества гражданин В.
    Ответить
  • 410iya  | 28.12.2019 | 09:03 Ответить
    Т.о., можно предположить, что "ксенофобы" имеют отличный от толерантных тип хим. реакций/меньше рецепторов/путей передачи сигнала/меньший уровень окситоцина. Интересно, есть ли исследования на эту тему. И давность гражданства, национальность, политические взгляды, образованность, город/деревня, мат. положение...
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»