Музыка и речь передают эмоции одинаковыми способами

Карнатака - древняя музыкальная традиция южной Индии

Карнатака — древняя музыкальная традиция южной Индии, ее составляют раги — эмоционально окрашенные мелодии, подходящие к строго определенным событиям и месяцам года. Изображение с сайта www.shivkumar.org

Известно, что западная и восточная музыкальные традиции существенно различаются. Западная построена на гептатонике (Heptatonic scale) и делит звуковой ряд на 12 полутонов, а восточная — на пентатонике с двадцатью микротонами. Восприятие «чужой» музыки требует от слушателя известных усилий, потому кажется, что чужая музыка непонятна. Исследователи из США и Сингапура показали, что эмоциональный настрой восточной и западной музыки передается сходными приемами, например увеличенными или уменьшенными мелодическими интервалами. Теми же способами в речевой интонации выражаются радость и печаль. Зато характерное музыкальное звучание востока и запада связано с особенностями бытующего в культуре языка — тонового или нетонового.

Музыканты оперируют нотами, тонами и полутонами, которые физики легко переводят в частоты. Записанная в виде частот и периодов, музыка становится предметом формализованного анализа. А раз так, то можно изучить научным методом различные музыкальные явления. Музыка — это «душа нашей души», как писал Лорка, и вот, пожалуйста, превосходная возможность найти объективные аспекты музыкальной души. Естественно, музыковедческая литература колоссальна, существенно реже задаются вопросы о связи биологического, культурного и духовного в музыке. Специалисты из американского и сингапурского отделений Университета Дьюка в серии статей анализировали связь языка и музыки. В своих исследованиях они (видимо, неожиданно для самих себя) выявили биологическую и культурную составляющие музыки.

Они сделали акцент на различиях западной и восточной музыкальных традиций с одной стороны, и западных и восточных языков с другой. Дело в том, что помимо привычной нам диатоники (семиступенной интервальной системы, в которой октава разделена на 12 полутонов), существует некоторое количество других интервальных систем. Например, традиционная восточная музыка обычно использует пентатонику, в которой октава имеет 5 основных делений (то есть она использует только целые тона без полутонов) и 20 микроделений. Нетрудно понять, что из-за меньшего количества нот музыка, основанная на пентатонике, будет более склонна к большим интервалам, чем гептатоническая музыка.

Кроме того, разные языки используют разные фонетические системы. В привычных нам западных нетоновых языках высота и длина звука меняется на одном только слоге — ударном. Если ударение не смыслоразличительное (как, например, «замок»/«замок»), то слово с неправильным ударением будет на слух непривычно, но смысл его будет понятен. В тоновых языках всё значительно сложнее. Каждый слог произносится с особым тоном (например, в китайском 4 тона — высокий, восходящий, нисходяще-восходящий и нисходящий), в результате чего слово приобретает специфический тональный рисунок, «звуковой узор». И этот тональный рисунок вместе со звуковым составом определяет смысл слова. Так, в китайском языке «ma», произнесенное высоким тоном, означает «мама», восходящим тоном — «гашиш», нисходящим тоном — «мегера», а нисходяще-восходящим — «лошадь». Тоновые языки распространены в Юго-Восточной Азии, тропической Африке и др. Очевидно, что тоновый и нетоновый языки будут сильно отличаться по своему звуковому узору. Столь серьезные различия в мелодике тоновых и нетоновых языков могли играть определенную роль и в формировании музыкальных традиций. Но в то же время музыка есть музыка, она одинаково волнует людей любых культур. Очевидно, вопросы о музыке и языке не такие уж простые и очевидные. Посмотрим, как команда ученых-носителей юго-восточных и германских (американский английский) языков разобралась в этих вопросах.

Пример обработки музыки

Пример обработки музыки. Использовались музыкальные фразы из традиционных произведений, написанных до 1900 года — так минимизировалось взаимовлияние западной и восточной музыкальных культур. На нижнем графике светлые точки обозначают начало и конец нот, наложенных на временную шкалу. Буква i означает мелодический интервал. По оси ординат — частота в герцах. Важными характеристиками мелодии служит распределение интервалов и число минимумов и максимумов (то есть смена высоты звуковой линии). Изображение из дополнительных материалов к обсуждаемой статье Han et al. в PLoS ONE

Исследователи изучили, насколько сильно и часто меняется высота соседних тонов в трех западных (американском английском, французском и немецком) и трех восточных (китайском, тайском и вьетнамском) языках, а также в традиционной музыке соответствующих культур. Все измерения звучания речевых и музыкальных фраз проводились в частотах. Правда, для привычного к западной нотной грамоте читателя частоты переводились в ноты и полутона, также употреблялись и наименования интервалов — большая и малая секунды, терции, кварты, центы и т. д. Эти и другие параметры — распределение частот, длительностей, смена нисходящих и восходящих звуков, — все были тщательнейшим образом обсчитаны. Выше приведен пример формализации короткого отрывка из старой американской песенки.

Пример анализа речевой фразы

А это — пример анализа речевой фразы. Здесь также учитывается распределение мелодических интервалов, число минимумов и максимумов. Изображение из дополнительных материалов к обсуждаемой статье Han et al. в PLoS ONE

Имея таблицы с записями показателей тоновых и нетоновых фраз и соответствующих традиционных мелодий, уже можно легко их сравнивать, благо статистики подобралось достаточно. Оказалось, что в тоновых языках и в соответствующей традиционной музыке используется сравнительно много понижений и повышений тонов. Кроме того, и речь, и музыка используют мало коротких мелодических интервалов (частотный интервал между двуми соседними звуками, на графике обозначен i), меньших, чем большая секунда. Зато в западной музыке и языке ее слушателей преобладают короткие интервалы (один и два полутона, то есть те, что меньше или равны большой секунде). При этом звуковой узор фразы более ровный: понижений и повышений тона сравнительно меньше, чем в тоновых языках.

Усреднение показателей для речевых и музыкальных фраз в трех тоновых и трех нетоновых языках

Усреднение показателей для речевых и музыкальных фраз в трех тоновых и трех нетоновых языках. При этом речевые фразы наговаривались в равной мере и мужчинами и женщинами, и тех и других было достаточно для надежной статистики. Изображение из обсуждаемой статьи Han et al. в Plos One

Выходит, что характерный спектр мелодических интервалов и специфического тонального узора отражен равно и в музыке, и в речи. Остается только гадать, что в данном случае первично — речь или музыка? Лингвисты, вероятно, станут настаивать на том, что музыкальная традиция формируется на основе речевых особенностей. Адепты музыкального искусства могут утверждать и обратное — музыка порождает фонетические свойства языка. Что же, на этот вопрос можно будет ответить, взяв для исследования дополнительный массив данных по другим культурам.

В другой своей работе ученые исследовали связь между эмоциональной выразительностью речи и музыки, как восточной, так и западной (в данном случае оба языка были нетоновыми, а в основе музыки в обоих случаях лежала диатоническая система). Мажорное и минорное настроение — термины музыкальные, но вполне используются и в обыденной речи. Мажорное настроение — радостное, приподнятое, минорное — лирическое, печальное. В речи эмоциональный настрой передается интонационно, в музыке эту функцию берут на себя длительности и музыкальные интервалы. Уместно задать вопрос, насколько единообразно в речи передаются эмоции, имеется ли такое же единообразие в музыке разных культур? Ученые сравнивали индийскую музыку и тамильскую речь, с одной стороны, и западную музыку и английскую речь — с другой.

В центре данного исследования оказалась карнатака — традиционная музыка южной Индии. Музыку карнатака составляют раги, рага в переводе с санскрита означает «цвет, настроение». Рага — это характерный набор мелодических фраз, призванный передать те или иные эмоции. Раги исполняются в строго прописанных случаях, приурочены к определенным событиям, времени года или суток. Каноны раг оформлялись в глубоком прошлом, и их развитие было подчинено единственно эмоциональной выразительности. Не это ли требуется для изучения передачи эмоций музыкальными средствами? Думаю, среди исследователей были истинные знатоки и любители индийской музыки. Но и им пришлось отрешиться от сентиментального восприятия любимых мелодий и обратиться к частотам и длиннотам звукоряда.

Сравнение распределения музыкальных интервалов в западной и восточной музыке и речи

Вверху: распределение мелодических интервалов (соотношения между двумя соседними звуками) в западной и восточной музыке. Синие столбики — минорная (лирическая) музыка, красные — мажорная (приподнятая, радостная).

Внизу: распределение мелодических интервалов в английских и тамильских фразах. Синие столбики — грустные интонации, красные — веселые. М2 — обозначение большой секунды (200 центов), то есть на гистограммах показано распределение интервалов больше или меньше большой секунды. Изображение из обсуждаемой статьи Bowling et al. в PLoS ONE

Выяснилось, что и музыка и речь передают лирическое настроение короткими мелодическими интервалами, причем радостному настроению соответствует увеличение мелодических интервалов. Это справедливо и для восточного (тамильского) и для западного (английского) языка, и для восточной и для западной музыки.

Конечно, нашлись и различия. Минорная музыка карнатака включает больше малых секунд, а также в ней вовсю звучат тритоны, которые в западной культуре используются в основном для сигналов скорой помощи и считаются не слишком мелодичными. Но тем не менее сходство — вот что более важно. В действительности известны и другие характеристики, которые вне зависимости от устройства музыкального звукоряда определяют эмоциональный настрой мелодии. Это основной тон или базисная частота — она пониженная в мажорных произведениях и повышенная в минорных. Также сходным образом меняются в мажорных и минорных темах темп, интенсивность и тембр.

Эмоциональное настроение музыки, как выяснилось, передается теми же способами, что и в речи. Поэтому какими бы ни были привычные звуковые ряды, радостное или лирическое настроение будет понятно любому иноземцу, воспитанному в другой музыкальной традиции. Интонационные речевые приемы обусловлены физиологическими особенностями человеческого слуха. По всей видимости, на них же неосознанно ориентируются и музыканты.

Источники:
1) Shui' er Han, Janani Sundararajan, Daniel Liu Bowling, Jessica Lake, Dale Purves. Co-Variation of Tonality in the Music and Speech of Different Cultures // PLoS ONE. 2011. 6(5): e20160.
2) Daniel Liu Bowling, Janani Sundararajan, Shui'er Han, Dale Purves. Expression of Emotion in Eastern and Western Music Mirrors Vocalization // PLoS ONE. 2012. 7(3): e31942.

См. также:
Handbook of Music and Emotion: Theory, Research, Applications. Edited by Patrik Juslin and John A. Sloboda. Oxford: Oxford University Press, 2010 — очень полезная и полная книга по данной теме

Елена Наймарк


12
Показать комментарии (12)
Свернуть комментарии (12)

  • Angl  | 28.03.2012 | 11:28 Ответить
    Вот этот отрывок не очень понятен:

    >>Западная культура использует 12 делений звуковой шкалы, то есть >>знает 12 полутонов и 7 нот (гептатоника, или темперированная шкала). >>В восточной традиции принята шкала из 20 делений и 5 нот >>(пентатоника). В результате западный слушатель, натренированный >>различать 1/12 октавы, воспринимает разницу в 1/20 октавы с >>удивлением или раздражением, как фальшивую ноту. То же самое можно >>сказать и о восточном слушателе, ухо которого настроено на 1/20 >>октавы. У восточного любителя музыки самые большие проблемы >>возникают с западными терциями — 20 никак не кратно 3.

    Я не большой знаток теории музыки и особенно пентатоники, но мне всегда казалось, что там только 5 нот и никаких 20 "делений" нет. Где можно прочитать про 20 делений в 1/20 октавы? Или это какой-то современный темперированный вариант пентатоники? А "фальшивое" звучание некоторых интервалов пентатоники из-за того, что там ступени отличаются на чистые квинты 3:2=1.5 а в западной музыке они равномерно-темперированные - 2^(7/12)~1.498 (то есть можно сказать, что все интервалы западной музыки слегка фальшивые, просто мы к ним привыкли и нам кажутся фальшивыми чистые интервалы).
    Ответить
    • naimark > Angl | 28.03.2012 | 16:00 Ответить
      Про 20 делений восточной шкалы Вам нужно посмотреть в специализированной лиературе. Мне встретились и 20 и 22 деления, и названия микротоны тоже встретилось. Я совсем-совсем не знаю всей этой музыковедческой теории. Так что если найдете, где и что поправить, то смело поправляйте. Для меня, как для биолога, в этой статье было интересно сравнение восприятия музыки и речи, и утверждение единого механизма восприятия смысла звуковой информации: нейрологического и, видимо, биохимического. Отсюда можно перейти к рассуждениям о происхождении искусства как явления. Чрезвычайно заманчиво для ученого подобраться к столь высоким материям со своими научной методологией.
      Ответить
      • Angl > naimark | 28.03.2012 | 17:50 Ответить
        Поправить не могу, поскольку также не специалист. Про 22 деления тоже нашел кое-какую информацию, но судя по ней они а) не строго равномерно расположены в октаве и б) в их музыке нет интервалов в одно деление, деления используются для определения высоты пяти основных нот, интервалы между которыми составляют 3-4 деления (в то время как в западной музыке интервал в один полутон - малая секунда - иногда встречается).
        Но согласен, что к теме статьи это имеет косвенное отношение.

        А по теме тоже не все понял:
        1. В первой диаграмме большие усы погрешности, и если для речи более или менее понятно, что в тональных языках больше смен тонов с восходящего на нисходящий и наоборот (кто бы сомневался, в русском можно все предложение произнести строго нисходящим тоном), то с музыкой однозначного вывода сделать нельзя.
        2. Утверждение "в западной музыке и языке ее слушателей преобладают короткие интервалы (один и два полутона, то есть те, что меньше или равны большой секунде)" вызывает ОЧЕНЬ большое сомнение. Не знаю как в речи, а в музыке большая и малая секунда - диссонирующие и редко встречающиеся относительно остальных интервалов (главным образом квинта, большая и малая терции, септима, секста...) Мало того, на последнем графике первый столбец означает "менее большой секунды", а таких интервалов только два: малая секунда и прима (унисон). Не может быть в западной музыке около 30% малых секунд и унисонов! Ну может процентов 10 унисонов (подряд несколько одинаковых нот), а секунд больших и малых не более 5% вместе взятых, если они классику брали, то есть львиная доля столбца "менее M2" должна приходиться на унисоны.
        3. Непонятно, почему такие разительные отличия для мажора и минора в индийской музыке. В западной отличительные признаки мажора и минора - большие и малые терции, которые обе попадают в столбец "более M2", так что понятно, что соотношение для мажора и минора не сильно отличается. Что же такого в индийском миноре, что там аж 60% менее M2?? Сплошные диссонансы и биения? Или тренькают на одной ноте?
        Ответить
      • Aab > naimark | 31.03.2012 | 12:51 Ответить
        На Элементах был как-то музыкальный топик, году в 2009-ом. Там в комментах интересное упоминание о музыке пигмеев Ака. (Вот, нашёл в сети по рекомендациям одного из посетителей Сайта: http://intoclassics.net/news/2009-07-05-7134) Что, интересно, творится там?....
        Ответить
  • Вячеслав Рогожин  | 28.03.2012 | 11:54 Ответить
    Абсолютно справедливая статья. Самые хорошие (эмоционально воздействующие) музыкальные мелодии повторяют интонации человеческого общения (правда, не обязательно - разговора, здесь это просто выражено в наиболее яркой форме по понятным причинам). Начиная от Баха и заканчивая тяжелым роком. А уже эти интонации общения берут начало в природе человека, в интонациях общения его доразумных предков - и если бы мы произошли от гиппопотамов, музыка была бы иной.
    Ответить
  • mr.Midas  | 28.03.2012 | 12:35 Ответить
    >Исследователи из США и Сингапура обнаружили ... В своих исследованиях они (видимо, неожиданно для самих себя) выявили биологическую и культурную составляющие музыки.
    --------------------
    Честно говоря, смущает слово "исследователи". В заданном контексте точнее ситуацию отражало бы "студенты", потому что для умудренных исследователей странна постановка вопроса. А вот для студентов вполне нормально доказывать то, что очевидно (все же для них важнее научиться исследовать, а не принципиальная новизна темы).
    Только учащиеся могли не заметить фундаментальной связанности музыки и языка. В конце концов, если брать суть музыки - она повествовательная форма языка эмоций в рафинированном виде. И будучи предшественником языка смыслов, вербальных знаковых систем, не может не иметь с ним общих принципов трансляции эмоций.
    Ответить
  • Korin Molchek  | 28.03.2012 | 12:43 Ответить
    Ого! Интересная статья.
    Ответить
  • Paka Shume  | 28.03.2012 | 22:05 Ответить
    > Интонационные речевые приемы обусловлены физиологическими особенностями человеческого слуха. По всей видимости, на них же неосознанно ориентируются и музыканты.

    Зря вы так о нас, очень даже осознанно :-)
    Ответить
  • Владимир Афанасьев  | 29.03.2012 | 08:53 Ответить
    Очень интересно. Комментарий пи поводу "что первично, речь или музыка":

    Лингвисты, вероятно, НЕ станут настаивать на том, что музыкальная традиция в восточных тоновых языках сформировалась на основе речевых особенностей. Про смысловое различие слов с одной и той же гласной, но на разных тонах, в китайском языке - читал недавно (по моему, в лекции Зализняка), что это не исходная посылка языка, а результат вливания в язык инородных групп населения. Лингвисты считают, что исходно это были разные гласные, например, "а" и "э", но пришельцам было трудно передать точное звучание гласных, и они начали передавать это как то же самое "а", но разного тона. Так что если в китайском языке и есть заимствование "тоновости", то скорее из музыки в язык.

    Хочется еще сказать, что западные языки тоже тоновые, но не так сильно. Славянские языки, в частности, очень тоновые. В сербско-хорватском языке 4 типа ударений: короткое и длинное, восходящее и нисходящее. Хотя такого, чтоб из-за этого слова имели разный смысл, нет, но без этого произношение неправильное. В древнем русском было даже 6 типов ударения.

    Разница в интонации есть и между "западными" языками. Например, интонация вопросительного предложения между русским и английским разная, или интонация призыва, т.е. когда мы окликаем или зовем кого-нибудь, специалисты все это знают. Скорее всего, интонация в самом древнем языке несла больше смыслового значения, чем сейчас, потому что ее различать легче. Можно не разобрать слов в вопросительном предложении, но вы все равно поймете, что это вопрос.

    Самая древняа дудочка, найденная при раскопка, датируется типа 50 тыс. лет назад. Скорее всего, цепочка такая: древний тоновый язык создал и музыку и современные языки, но традиционная музыка языку "подсказывала".
    Ответить
    • mr.Midas > Владимир Афанасьев | 01.04.2012 | 13:23 Ответить
      >Хочется еще сказать, что западные языки тоже тоновые, но не так сильно.
      ---------------------------------
      Почти так же. Просто в индо-европейской семье сильно сгладилась тоновая акцентуация в словах, при переходах. Все же в иероглифических языках слоговая составляющая более четко разделена, что позволяет сохранять тоновую особенность произношения. Если в наших языках оставить только один слог, то гласный звук приобретет свое оригинальное тональное деление. Например тот же звук "А" имеет следующие тональные смыслы:
      - страх;
      - боль;
      - разочарование;
      и т.д.
      И так с каждым гласным звуком. Причем, если не ошибаюсь, тональное деление гласных звуков интернационально. Все же довербальная коммуникативная система более физиологична и поэтому почти идентична у разных этносов. В ней же берет свое начало и музыка.
      Ответить
      • Владимир Афанасьев > mr.Midas | 02.04.2012 | 06:07 Ответить
        Если такое соотношение "гласный-эмоция" есть (мне не попалось прочитать), то оно необязательно "довербально". Яык существует очеень давно. На момент разделения племен, потомки которых населяют Евразию и Америку,т.е. примерно 50 тыс лет назад, язык был хорошо развит с точки зрения артикуляции и имел сложную фонетику. Об этом говорит давно сложившаяся структура подбородка и всего звукопроизводящего аппарата. А в эволюции ничего не развивается "про запас". Значит, такое анатомическое устройство развивалось вместе с языком и его активным употреблением и несло большую выгоду человеческому племени. У тех людей, которые вышли из Африки, вполне могло быть закреплено какое-то значение за определенными звуками, но необязательно это физиологично.
        Ответить
        • mr.Midas > Владимир Афанасьев | 02.04.2012 | 17:11 Ответить
          >Если такое соотношение "гласный-эмоция" есть (мне не попалось прочитать), то оно необязательно "довербально".
          -----------------------------------
          Обязательно. Собственно так общаются все животные. Им же не чужда и музыка - как минимум певчие птицы ее используют так же как и мы. Наши дети с рождения так передают информацию родителям о своем состоянии (на этом принципе построены анализаторы детского плача и , кстати, переводчики с собачьего на человеческий тоже).

          >...в эволюции ничего не развивается "про запас"
          ----------------------------------
          Что бы что-то развить, надо его сначала получить. Как бы мы страстно не желали расширить возможности нашего языка, но пока не появится мутация дающая возможность к развитой артикуляции, согласных звуков нам не видать. Вот приматы до сих пор так и не освоили вербального общения, хотя интеллектуально и способны (осваивают и используют жестовые языки). Да и обратный, из фенотипа в генотип, перенос информации пока под запретом
          Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»