Может ли звук передаваться через вакуум?

Рис. 1. Туннелирование фононов через вакуумный зазор. Набегающая слева звуковая волна создает на поверхности переменные электрические поля, которые порождают синхронные колебания атомов во втором теле, справа. Изображение из обсуждаемой статьи Phys.Rev.Lett.105, 125501
Рис. 1. Туннелирование фононов через вакуумный зазор. Набегающая слева звуковая волна создает на поверхности переменные электрические поля, которые порождают синхронные колебания атомов во втором теле, справа. Изображение из обсуждаемой статьи Phys.Rev.Lett.105, 125501

Описано новое явление в конденсированных средах — «перепрыгивание» фононов из одного твердого тела в другое через пустоту. За счет него звуковая волна может преодолевать тонкие вакуумные зазоры, а тепло может передаваться через вакуум в миллиарды раз эффективнее, чем при обычном тепловом излучении.

Звуковая волна — это синхронное колебание атомов вещества относительно положения равновесия. Для распространения звука, очевидно, нужна материальная среда, поддерживающая эти колебания. В вакууме звук распространяться не может просто потому, что ее там нет. Однако, как выяснилось совсем недавно, звуковые колебания могут перескакивать из одного тела в другое через вакуумный зазор субмикронной толщины. Этот эффект, получивший название «вакуумное туннелирование фононов», был описан сразу в двух статьях, опубликованных в последних выпусках журнала Physical Review Letters. Сразу отметим, что, поскольку колебания кристаллической решетки переносят не только звук, но и тепло, новый эффект приводит также к аномально сильной теплопередаче через вакуум.

Новый эффект работает за счет взаимодействия между звуковыми волнами в кристалле и электрическим полем. Колебания кристаллической решетки, добегая до торца одного кристалла, создают вблизи его поверхности переменные электрические поля. Эти поля «чувствуются» на другом краю вакуумного зазора и раскачивают колебания решетки во втором кристалле (см. рис. 1). В целом это выглядит так, словно отдельный фонон — «квант» колебания кристаллической решетки — перескакивает из одного кристалла в другой и распространяется в нём дальше, хотя в пространстве между кристаллами никакого фонона, конечно, нет.

Авторы открытия использовали для описания эффекта слово «туннелирование», поскольку он очень похож на туннелирование квантовых частиц, когда они перескакивают через энергетически запрещенные области. Однако стоит подчеркнуть, что новое явление вполне описывается на языке классической физики и вовсе не требует привлечения квантовой механики. Оно в чём-то родственно явлению электромагнитной индукции, которое вовсю используется в трансформаторах, индукционных электроплитках и устройствах бесконтактной зарядки гаджетов. И там и тут некоторый процесс в одном теле порождает электромагнитные поля, которые безызлучательно (то есть без потери мощности на излучение) передаются через зазор во второе тело и вызывают в нём отклик. Разница лишь в том, что при обычной индуктивности «работает» электрический ток (то есть движение электронов), тогда как при вакуумном туннелировании фононов движутся сами атомы.

Конкретный механизм, приводящей к столь эффективной связи между колебанием кристалла и электрическими полями, может быть разный. В теоретической статье финских исследователей предлагается для этой цели использовать пьезоэлектрики — вещества, которые электризуются при деформации и деформируются в электрическом поле. Самого по себе этого еще недостаточно: для эффективного перескока фононов через вакуумный зазор необходимо организовать резонанс между «набегающими» фононами, переменными электрическими полями и «убегающими» фононами в другом кристалле. Вычисления показывают, что при реалистичных параметрах веществ такой резонанс действительно существует, так что при определенных углах падения фононы могут туннелировать с вероятностью вплоть до 100%.

Рис. 2. Аномально сильный теплообмен между самым последним атомом на острие иглы сканирующего туннельного микроскопа и подложкой. Атом наводит на подложке заряд, который отслеживает тепловое дрожание атома и порождает фононы на подложке, отбирая при этом энергию у атома. Изображение из обсуждаемой статьи Phys.Rev.Lett.105, 166101
Рис. 2. Аномально сильный теплообмен между самым последним атомом на острие иглы сканирующего туннельного микроскопа и подложкой. Атом наводит на подложке заряд, который отслеживает тепловое дрожание атома и порождает фононы на подложке, отбирая при этом энергию у атома. Изображение из обсуждаемой статьи Phys.Rev.Lett.105, 166101

В другой работе физики наткнулись на обсуждаемый эффект, изучая, казалось бы, совершенно технический вопрос: какой температурой обладает самый кончик теплой иглы сканирующего туннельного микроскопа, если ее поднести (без касания) к холодной подложке (см. рис. 2)? С помощью тонких экспериментальных методов они смогли измерить температуру буквально самого последнего атома на острие иглы и обнаружили поразительный факт: этот атом находится при температуре подложки, а не иглы! Это означает, что бесконтактный теплообмен самого последнего атома острия с подложкой шел (через вакуум!) намного сильнее, чем с остальной частью острия.

Обычного теплового излучения, мысль о котором первым делом приходит в голову в таких ситуациях, оказалось совершенно недостаточно. По оценкам исследователей, теплопередача от иглы к подложке была в миллиарды (!) раз более эффективной, чем то, что смогло бы дать тепловое излучение. Этот факт, вкупе с результатами детальных измерений, свидетельствует о том, что и тут имеет место туннелирование фононов через вакуум.

Авторы статьи объясняют динамику этого эффекта так. Любой заряд, поднесенный к металлической поверхности, наводит на ней заряд (в задачах по электростатике его часто моделируют фиктивным зарядом-изображением). Если исходный заряд дрожит, например, за счет тепловых колебаний, то и наведенный заряд тоже будет дрожать примерно с той же частотой и амплитудой (из-за того что электроны намного легче атомов, они успевают «подстроиться» под каждое движение атома). В результате получается, что прямо на поверхности подложки возникает некий электронный сгусток, который дрожит, словно «горячий» атом. Этот сгусток раскачивает колебания атомов на подложке, на них тратится энергия, она отбирается у электронного сгустка, а значит, и у исходно горячего атома — ведь он «жестко» связан со сгустком электрическими силами! Именно за счет этого механизма самый последний атом на острие умудряется сильно остыть, даже если остальная часть иглы теплая.

По-видимому, для прикладных задач новый эффект будет интересен именно с точки зрения теплопередачи, которая в определенных ситуациях может идти намного эффективнее, чем считалось ранее. Это наблюдение будет очень важным при проектировании микромеханических устройств и при изучении теплопроводности поликристаллических образцов пьезоэлектриков. Кроме того, в микроустройствах, совмещающих пьезоэлектрические и металлические компоненты, в игру могут включиться и электроны. Все открывающиеся при этом перспективы для быстрой передачи энергии между электронами и фононами из одного вещества в другое через вакуум еще только предстоит изучить.

Источники:
1) Mika Prunnila, Johanna Meltaus. Acoustic Phonon Tunneling and Heat Transport due to Evanescent Electric Fields // Phys. Rev. Lett. 105, 125501 (14 September 2010); текст статьи находится в свободном доступе в архиве е-принтов под номером arXiv:1003.1408.
2) Igor Altfeder, Andrey A. Voevodin, Ajit K. Roy. Vacuum Phonon Tunneling // Phys. Rev. Lett. 105, 166101 (11 October 2010).

См. также:
Структура электромагнитных полей в веществе оказалась сложнее, чем считалось ранее // «Элементы», 29.11.2005.

Игорь Иванов


24
Показать комментарии (24)
Свернуть комментарии (24)

  • MayDay  | 27.10.2010 | 19:52 Ответить
    Странное ощущение от статьи ...
    Температура одного атома - это что-то особенное.
    Субмикронный - это какой? Расстояние между атомами в твердом теле тоже "ничем не заполнено", но передача звука никого не смущает и не представляет предмета рассмотрения. Или как в том анекдоте на экзамене. - Ну атомы. - А что между ними? - Воздух.
    Ответить
    • Vortex > MayDay | 27.10.2010 | 20:03 Ответить
      Дело в том, что фононы - это квазичастицы, т.е. существуют внутри кристаллической решётки вещества. А тут, насколько я понял, как бы наблюдается их "жизнь" за пределами вещества.
      Ответить
    • spark > MayDay | 27.10.2010 | 20:21 Ответить
      Этот атом тут не сам по себе, а погружен в термостат (нетривиальность эффекта — в какой именно термостат). Вот цитата из второй статьи:

      Although temperature ... can be traditionally defined only
      for macroscopic systems, the advances of nanoscale
      instrumentation ... have enabled
      the extension of this term down to atomic scale, and
      the actual experimental ability to define or measure the
      temperature at the level of individual atoms.

      Субмикронный: в первой статье это десятки-сотни нанометров, главно, чтоб второй кристалл находился в ближней зоне переменного поля, а во второй статье — это несколько ангстрем.

      Расстояние между атомами в теле как раз-таки заполнено перекрывающимися электронными оболочками. Но уже при зазоре в несколько ангстремов электронные оболочки четко разделены, так что можно говорить, что между ними пустота.
      Ответить
      • MayDay > spark | 28.10.2010 | 10:53 Ответить
        Народ в плену терминов. "Решетка", "квазичастица", "оболочка". Еще вспомнить шарики с крючочками Демокрита. Сравнивать надо длину волны звуковых колебаний и зазор.
        Электронные оболочки не имеют четкой границы и продолжаются за пределы кристалла, особенно в случае локальной поляризации. Не даром упоминают пьезоэлектрики с электрополями за пределами кристалла на макроуровне.

        А по поводу нетрадиционной ориентации на температуру одиночного атома - может корректней говорить об энергии колебаний?

        Или в популяризации науки все средства (и средства желтой прессы) хороши? Передача звука через вакуум, нетрадиционная температура одного атома. Тогда вообще какой смысл во всем этом? Встанем в одну шеренгу с астрологами, батюшками и экстрасенсами. А точнее, в одну очередь - к кормушке.
        Ответить
        • gas > MayDay | 28.10.2010 | 12:09 Ответить
          Вы, возможно первый человек, кто обвиняет Игоря Иванова в пополяризации науки, срадствами жёлтой прессы :D.
          Ответить
          • MayDay > gas | 28.10.2010 | 12:51 Ответить
            Эта требовательность от большой любви.
            Помните, "лишь в этот миг я осознал - насколько нас осталось мало"?
            Ответить
            • spark > MayDay | 28.10.2010 | 14:26 Ответить
              Я думаю, что это не от большой требовательности, а от желания все сложные эффекты свести к чему-то локализованному и осязаемому. Увы, многие явления, которые протекают в конденсированных средах, к этому не сводятся, тут уж ничего не поделать — мир сложнее, чем нам хочется представлять на основе житейской интуиции. Когда я пишу новости, я подбираю такие слова, которые у читателя вызывают нужные мне образы, пусть даже на первый взгляд непривычные.
              Ответить
              • MayDay > spark | 01.11.2010 | 08:23 Ответить
                Вы поворачиваете вопрос несколько в другую сторону. То, что природа сложна это очевидно. Хотя бы потому, что сложность - субъективна. Любое явление при тщательном рассмотрении окажется сложным. И я против упрощенчества сверх меры.

                Я сделал замечание о том, что в погоне за эффектом запускаются контрнаучные мысли или "мемы", как сейчас принято говорить. Звук передается через вакуум, через пустоту. Ваши представления о звуке ошибочны. В науке все совершенно относительно. (Другое дело библия - там уж как сказано, так уж на века.)

                А суть в том, что так как фононы хорошо "замешаны" с электронами, то на субмикронных расстояниях звук может передаваться с помощью локального электрического поля, создаваемого звуком.
                Во втором случае, случае туннельного микроскопа, все еще проще, так как там присутствует поляризация - приложена разность потенциалов. И естественно, что такое "сильное" взаимодействие как электрическое, приводит к контролю за атомом на острие со стороны подложки. Что опять таки естественно, так как составляет принцип действия устройства.

                Я понимаю, что наука вынужденно ушла далеко в применении заумного математического аппарата, специализированных (тарабарских) терминов, (что замечательно продемонстрировал ekherit) и т.п. Но непростая задача популяризации, на мой скромный взгляд, в просвещении, в формировании целостного мировоззрения, а не в тезисе "трепещите, на колени зулусы!"
                Ответить
                • taras > MayDay | 30.05.2017 | 07:35 Ответить
                  Наоборот. Именно при тщательном рассмотрении любое явление и окажется простым. А при поверхностном знакомстве покажется сложным. Не важно сколько разнообразных эффектов участвуют в явлении, каждый из них прост в отдельности. Каждый шаг любого сколь угодно длинного пути короткий и вполне по силам идущему, но тот, кто лишь мельком глянул на карту, ужаснётся общей его длине.
                  Ответить
        • taras > MayDay | 30.05.2017 | 07:24 Ответить
          "А по поводу нетрадиционной ориентации на температуру одиночного атома - может корректней говорить об энергии колебаний?"Мерой энергии беспорядочных колебаний как раз и является температура. Вот они и толкуют о температуре, чтоб сразу же обозначить, о какой части энергии атома речь. У него ведь может быть и энергия вполне направленного движения, и даже энергия периодического колебания на определённой частоте. К температуре ни то, ни другое не относится.
          Ответить
        • taras > MayDay | 30.05.2017 | 07:31 Ответить
          В плену терминов как раз ты. Не путай электронную орбиталь, на которой находится сам электрон, с полем этого электрона. Орбиталь имеет границу и на расстоянии всего в несколько ангстрем её уже нет. В кристалле колеблющийся атом взаимодействует только с соседними, а здесь фонон передаётся в другой кристалл на расстояние, во много раз большее периода решётки. Внутри кристалла поля как бы тоже простираются аж на весь кристалл, но ни звук, ни тепло на такое расстояние непосредственно не передаются. Так что успокойся, ни кто не посягает на твою кормушку.
          Ответить
  • lesnik  | 28.10.2010 | 13:08 Ответить
    В общем, тот же радиационный теплоперенос, но на малых расстояниях помимо электромагнитной волны есть ближнее поле (энергия которого с расстоянием спадает быстрее, чем для поля электормагнитной волны).

    А вот использование понятия туннелирования в данном случае - провокация. Если уж и рассматривать аналогию с туннелированием электрона, то зависимость вероятности "туннелирования" от ширины барьера будет наверное иной (для электрона - экспоненциальная, а здесь, скорее всего, - степенная, хотя конечно и это можно было бы преподнести как сюрприз). Не говоря о том, что фонона в вакууме нет. Хотя можно было бы, наверное, говорить о туннелировании чего-то вроде фононного поляритона - смешанного состояния фонона и фотона (особенно в пьезоэлектрике).
    Ответить
    • spark > lesnik | 28.10.2010 | 14:21 Ответить
      Радиционный теплоперенос в ближней зоне действительно усиливается: см. самую последнюю ссылку в конце заметке, в рубрике «см. также». В принципе, экспериментам во второй статье можно дать и такое объяснение (хотя, конечно, удивительно, что передача идет в миллиарды раз эффективнее, чем через обычный радиационный теплоперенос).

      В первой статье авторы подчеркивают, что новый эффект всё же отличается от теплопереноса в ближней зоне из-за резонансов фонон—ЭМ волна—фонон. Без них, наверно, был бы ближнезонный радиационный перенос, причем намного слабее.

      Про то, что термин «туннелирование» тут не самый удачный, я согласен. Насчет степенной зависимости — совсем не факт. В первой статье используются эванесцентные моды ЭМ поля, а они экспоненциально затухают при удалении от поверхности.
      Ответить
      • ekherit > spark | 28.10.2010 | 16:20 Ответить
        Не согласен с тем, что туннелирование - не совсем удачный термин. Почему-то атомы кристалла считаются более "реальными", чем квазичастица, хотя последние возникают всего-лишь при диагонализации гамильтониана кристаллической решетки, то есть при повороте базиса гильбертова пространства. Точно также, я бы не стал как-то уменьшать права K^0,\bar K^0-мезонов в сравнении с K_s,K_l мезонами. Уверен при аккуратной (с учётом факторизации на два объекта, а не полностью) диагонализации гамильтониана двух кристаллов, разделённых пустотой, появятся фононы и потенциальный барьер, сквозь который фононы будут благополучно туннелировать. При этом оба описания с точки зрения квантовой механики будут абсолютно эквивалентны.
        Ответить
      • lesnik > spark | 29.10.2010 | 10:46 Ответить
        Глянул мельком статьи. Что-то в последней экспериментальной работе нет утверждений о насыщении теплопередачи при очень коротких расстояниях (связанных якобы с электромагнитными пузырями или флуктуациями в твёрдом теле, как вы писали в ранешней заметке).

        По поводу теоретичекой работы. Не совсем понял, что за резонансы возникают. Что-то говорится про множественное отражение, которое как известно должно приводить к стоячей волне. Если учитывать, что рассматривается диэлектрик, то возможно длина этой стоячей волны ине обязана совпадать с расстоянием между телами. Но опять же почему элетромагнитное поле на этой волне связано со всеми фононами, а не только с определёнными. Правда, я в формулах не разбирался.

        В любом случае надо отметить, что приведённый вами эксперимент относится к металлу, а теория - к диэлектрикам. Правда, экспериментаторы и свою теорию предлагают.
        Ответить
  • onnn  | 02.11.2010 | 02:32 Ответить
    Возможно ли данный вакуумный зазор заполнить, чем либо, и повторить эксперимент ?
    Ответить
    • pta.sistem > onnn | 07.11.2010 | 15:14 Ответить
      Вообще-то, в Природе вакуум касается только мозгов. И такой - реальный вакуум, можно заполнить только мозгами. Что и делал, в принципе, Демокрит с его "крючечками".Волна - не "субстанция".Она - свойство. Которое - да! - обязано принадлежать какой-то субстанции. Которая и "перепрыгивает" через зазор в "дискретном" представлении авторов об аналоговом - в Реальности - процессе. Как, в принципе, передается любое природное вохдействие при взаимодействии - в аналоговом режиме. Поэтому авторам эксперимента недостает первичной, можно сказать - философской, направленности на реалистичное Понимание процесса, согласованное с Природой. А не с обыденной практикой - теперь уже именно самой физики. Которая давно уже переняла приоритет у обыденной практики обывательской. Хотя и представляется чем-то научным. А на деле - в точности как древняя плоская Земля - одни "фононы" и проч.
      Мир прост - для себя. А сложен - только для Интеллекта. Это его родовая Печать. Но хоть это Физика может уяснить?
      Ответить
  • Abpbr  | 10.11.2010 | 10:49 Ответить
    Ну, то, что звук распространяется везде, и в вакууме и без оного это ещё Джордж Лукас в "Звёздных войнах" демонстрировал, воспроизводя взрывы кораблей (так что и приоритет открытия за ним), жаль не русские снимали с дружным "ура" в космосе.
    При этом могу ответственно заметить, в вакууме скорость звука, как правило имеет скорость света. Например можно повибрировать магнитом и понаблюдать (притом не на микрорастояниях) возмущения тела-приёмника. Передачу звуковых колебаний можно осуществить отражая свет, посредством всех известных полей и без них (опыты Косарева) и не только. Чего я бы не стал делать так это зарплату платить этим экспериментаторам.
    Ответить
  • Vuus  | 11.11.2010 | 19:29 Ответить
    А про эфир все забыли или делают вид что его не существует.
    Предлагаю вспомнить. Иначе получается заумное теоретизирование оторванное от реальности. По принципу чем чуднее тем правильнее. В этой связи заголовок статьи очень показателен "Может ли звук передаваться через вакуум?"

    Популярно эфир описан еще Д.Менделеевым, в работе "Попытка химического понимания мирового эфира", а в последние годы Ацюковским В.А. http://www.atsuk.dart.ru/offline/general_ether_dynamics.shtml
    и
    http://www.atsuk.dart.ru/books_online/06popular/index.shtml
    Ответить
    • taras > Vuus | 30.05.2017 | 07:10 Ответить
      Это ты делаешь вид, что он существует.
      Ответить
  • podolsk  | 20.08.2014 | 09:17 Ответить
    В "школьной" картинке фонона, как шариков соединенных пружинками, такое явление действительно вызывает удивление: пружинки нет, а энергия передаётся?! На самом деле никаких же пружинок нет! Фонон - это плазменные колебания заряженных ионов, которые экранируются элекронами (Бом-Ставер). То что плазменные колебания в одном куске вызывают плазменные колебания в другом совсем не кажется удивительным.

    Другой вопрос,часто затрагиваемый в коментариях о тепле и температуре. Но фононы - это не обязательно тепло. Например, когерентные фононы.
    Ответить
  • taras  | 30.05.2017 | 07:10 Ответить
    Туннелирование квазичастицы через зазор, в котором нет частиц, её составляющих? Очень интересно. И ещё интересней, что это туннелирование ещё и полуклассическое.
    Ответить
  • evgeniy yakubovski  | 12.08.2018 | 17:02 Ответить
    Я всегда говорил, что вакуум это разреженный газ с плотностью d=10^(-29)г/см^3 и с мнимой кинематической вязкостью ih/(2m) где h это постоянная Планка, а m масса электрона. Это следует из связи уравнения Шредингера и Навье-Стокса, определяемой формулой V_l=-ih/m\frac{\partial ln\psi}{\partial x_l}, где V_l скорость в уравнении Навье-Стокса, а \psi волновая функция уравнения Шредингера. Откуда следует, что в вакууме могут распространяться звуковые волны, но с малой скоростью. Так как перепад давления в звуковой волне пропорционален плотности, он ничтожен, но скорость распространения мала, но конечна. Так что эффект нагрева иглы, и переход фононов между близко расположенными плоскостями обусловлен не якобы возникающими электромагнитными волнами, а конечной скоростью звука в вакууме.
    Вообще я могу сказать, что заряд звуковых волн гораздо больше заряда электромагнитных волн, и в ядре атома создает ядерные силы. Он описывается изотопическим спином и вне ядра почти не распространяется, из-за малой скорости звука в вакууме. Желающие более подробно ознакомиться со свойствами звуковых волн см. http://russika.ru/userfiles/390_1534082880.pdf
    Ответить
  • salosinevgeniy  | 16.09.2024 | 00:17 Ответить
    Я постоянно уточняю свои идеи, вот и теперь я определил скорость звука как малую и мнимую. Это следует из отрицательной потенциальной энергии частиц вакуума с_s^2=∂U/∂m=∂p/∂ρ U=-(m^2c^2 √137)/m_Pl <0, где величина m это масса элементарной частицы и используется масса Планка. Причем фаза электромагнитной волны определяется по формуле φ=ω(t-r/ic). Физический смысл мнимой части комплексного числа, амплитуда, равная мнимой части, умноженной на синус с фазой, зависящей от времени Ф=ω(t-r sin⁡(ωt)/c). Среднее по времени при использовании экспоненты от фазы конечное. Если усреднять фазу от этой величина, то получим результат Ф=ωt, т.е. ее измерить сложно, но она преодолевает интервал с конечной зависимостью от радиуса.
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»