Детектор CMS зарегистрировал квантовые корреляции пи-мезонов

Рис. 1. Схема множественного рождения частиц в столкновении двух протонов высокой энергии. Если бы не было квантовых корреляций, частицы одного сорта (показаны красными стрелками) вылетали бы под произвольными, несвязанными друг с другом углами (верхний рисунок). Рис. И. Иванова
Рис. 1. Схема множественного рождения частиц в столкновении двух протонов высокой энергии. Если бы не было квантовых корреляций, частицы одного сорта (показаны красными стрелками) вылетали бы под произвольными, несвязанными друг с другом углами (верхний рисунок). На самом же деле благодаря бозе-эйнштейновским корреляциям частицы-бозоны одного сорта предпочитают вылетать в близких направлениях (нижний рисунок). Серыми стрелками показаны частицы всех остальных сортов. Сила корреляций на этих рисунках гипертрофирована для наглядности. (Рис. И. Иванова.)

Рождающиеся в высокоэнергетических столкновениях тождественные элементарные частицы помогают или мешают друг другу вылетать в одинаковых направлениях в зависимости от того, являются они бозонами или фермионами. Этот квантовый эффект в поведении пи-мезонов теперь измерен и на LHC.

На первых этапах работы Большого адронного коллайдера протонные столкновения происходят очень редко. Пока накопленная статистика слишком мала для детального изучения известных или открытия новых элементарных частиц, физики исследуют в основном общие характеристики многочастичного рождения в протон-протонном столкновении — сколько частиц рождается, как они распределены по быстроте, как они коррелируют друг с другом.

Один из пунктов в этом списке измерений — наблюдение бозе-эйнштейновских корреляций между пи-мезонами, вылетающими из места столкновения примерно в одинаковых направлениях. Как правило, в протон-протонном столкновении при высоких энергиях рождается несколько десятков адронов, которые разлетаются в разные стороны (в основном, это легчайшие адроны — положительные, отрицательные и нейтральные пи-мезоны). Их рождение происходит практически независимо друг от друга при адронизации сверхгорячего кварк-глюонного «пузырька», возникшего в месте столкновения протонов. В результате родившиеся частицы могут вылетать под самыми разными углами и с самыми разными импульсами.

Однако эта картина слегка изменится, если учесть тот факт, что пи-мезоны — бозоны. Это квантовое свойство означает, что пи-мезонам «нравится» быть ближе друг к другу. Благодаря этому свойству получается так, что два (или больше) пи-мезона одинакового заряда вылетают примерно в одинаковом направлении и с примерно одинаковыми импульсами чаще, чем при совершенно независимом их рождении (см. рис. 1). Подчеркнем, что этот эффект работает только для тождественных частиц; никакого усиления для пи-мезонов разных зарядов или для разных частиц одинакового заряда не наблюдается. Этот эффект — непосредственная проверка того факта, что пи-мезоны являются бозонами.

Кстати, лазеры тоже работают благодаря этому эффекту, правда многократно усиленному внутри резонатора. Фотоны — тоже бозоны, и если атом вещества «готов» испустить свой фотон, то он, скорее всего, это сделает в направлении, в котором уже и так летит много фотонов.

Описанный выше эффект был впервые зарегистрирован более 50 лет назад и с тех пор неоднократно проверялся на разных коллайдерах. Его регистрация на LHC тоже представляет интерес. Величина таких квантовых корреляций должна меняться с энергией столкновений и с количеством рожденных частиц, поэтому ее измерение будет полезно для уточнения теоретических моделей многочастичного рождения.

На днях в архиве электронных препринтов появилась статья коллаборации CMS, в которой сообщается о первом измерении этих корреляций на Большом адронном коллайдере. Статистика для этого анализа была набрана в декабре 2009 года — в анализе использовалось 270 тыс. событий при энергии 0,9 ТэВ и 13 тыс. событий при энергии 2,36 ТэВ, прошедших предварительный отбор.

Следует отметить, что, как и при всяком другом измерении в физике элементарных частиц, при анализе этих данных потребовалось проявлять осторожность. Любой инструмент, в том числе и детектор, вносит свои искажения и обладает своими погрешностями. Однако благодаря ранним сеансам работы физики всех коллабораций уже хорошо понимают инструментальные характеристики своих детекторов.

Кроме того, в данном измерении надо было четко отстраниться от двух физических эффектов, которые могли бы исказить правильную интерпретацию данных. Первый эффект — это электрическое отталкивание одноименных зарядов, которое испытывают два идентичных пи-мезона, вылетающих примерно в одинаковом направлении. Этот эффект приводит к кажущемуся размытию распределения по относительным импульсам, которое не связано с бозе-эйнштейновскими корреляциями. К счастью, этот эффект легко вычисляется, и его можно «вычесть» из данных.

Второй эффект касается вылета пи-мезонов с противоположными зарядами (этот процесс служит «эталоном» нескоррелированного рождения). Такие пары могут рождаться не только независимо, но и как результат распада какой-то другой частицы, например, ро-мезона. В этом случае пи-мезоны разного знака будут автоматически лететь близко друг к другу, хотя никакой бозе-эйнштейновской корреляции между ними нет. Однако такой механизм работает только в узком «окне» относительных импульсов между частицами, и поэтому для устранения этого нежелательного эффекта достаточно не включать в анализ «опасные» области импульсов.

Рис. 2. Усиление частоты вылета пар пи-мезонов по сравнению с нескоррелированным случаем в зависимости от величины Q, характеризующей относительный импульс пары. Рис. из обсуждаемой статьи коллаборации CMS
Рис. 2. Усиление частоты вылета пар пи-мезонов по сравнению с нескоррелированным случаем в зависимости от величины Q, характеризующей относительный импульс пары. Рис. из обсуждаемой статьи коллаборации CMS

После учета всех этих эффектов и погрешностей оказалось, что, когда относительный импульс пары пи-мезонов становится меньше 100 МэВ, частота вылета пи-мезонов одинакового заряда увеличивается примерно на 50-70% по сравнению с нескоррелированным вылетом (см. рис. 2). Параметры этого усиления были измерены для разных энергий и для разного числа рожденных частиц. Эти результаты (вкупе с будущими результатами при полной энергии 7 ТэВ) дадут теоретикам новую информацию о том, как протекает массовое рождения частиц в процессе адронизации при недоступных ранее энергиях.

Источники:
1) CMS Collaboration. Measurement of Bose-Einstein correlations with first CMS data // препринт arXiv:1005.3294 [hep-ex].
2) A. Gideon. Bose-Einstein and Fermi-Dirac Interferometry in Particle Physics // Rep. Prog. Phys. 66, 481 (2003) — обзорная статья по корреляции тождественных частиц в ускорительных экспериментах. Полный текст свободно доступен в архиве е-принтов.

Игорь Иванов


6
Показать комментарии (6)
Свернуть комментарии (6)

  • Korin Molchek  | 01.06.2010 | 16:18 Ответить
    Разве это новость? Больше к новостям LHC относится (другой раздел).
    Ответить
    • Korin Molchek > Korin Molchek | 01.06.2010 | 16:47 Ответить
      Заметил, что в новостях LHC" тоже есть, но на главной ссылки оттуда нету. Не очень удобно.
      Я так понял, что ничего сверхъестественного не обнаружено, а если бы и было, то это сочли бы скорее за ошибку.
      Потом, говорится о результатах измерений на определённых энергиях на LHC, а о том на каких энергия в других ускорителях такие эксперименты проводились (для сравнения) - ни слова, хотя именно на других ускорителя получены достоверные результаты.
      Может зря всё-таки в "Новости науки" запостили? Чего-то мне это покоя не даёт ))
      Ответить
      • PavelS > Korin Molchek | 02.06.2010 | 01:09 Ответить
        ??? Такая информация получена на каждом ускорителе, я так понимаю. БАК работает на рекордной энергии, и тут соответственно эта информация тоже получена впервые на соответвующей энергии. Это и есть "новость".
        Ответить
      • spark > Korin Molchek | 02.06.2010 | 02:37 Ответить
        Вы правы, ничего сверхъестественного не обнаружили, но наука и не состоит из одних сенсаций (более того, их процент исключительно мал). На самом деле, в эксприментальных науках цели часто достигаются не за один прыжок, а за несколько отдельных мелких шагов-достижений. Промежуточные результаты могут показаться слишком техническими, скучными, но на них строится понимание дальнейших экспериментальных результатов. Это и есть самая настоящая плоть экспериментальной физики, без которой невозможны и сенсации. Мне показалось полезным это подчеркнуть на подвернувшемся примере.
        Ответить
        • Valia_ > spark | 12.06.2010 | 21:35 Ответить
          Например, человек открыл новые знания. Эти новые знания находились в атомах тела человека и произошла их активизация для практического использования, или эти новые знания вновь появились в атомах тела, т.е. какие-то атомы изменили свои свойства и массу, или в теле появляются новые атомы с новыми знаниями свойствами массой?
          Например, человек избавился от застенчивости, при этом изменилось его взаимодействие с внешним Миром, изменилось восприятие, мышление, возможно, мышечная деятельность. При этом изменились свойства и масса атомов, находящихся в теле, или одни атомы разрушились, а созданы другие атомы с новыми свойствами и массой? Если созданы новые атомы с новыми свойствами и массой, то они в реальном времени созданы из тех же частичек энергии, из которых создана вся материя Вселенной?
          На БАКе из материи желают получить первозданную энергию, чтобы увидеть, из каких частичек состояла энергия до появления материи Вселенной?
          До появления материи была только энергия в однородном состоянии? Как энергия могла придумать язык кодирования информации ДНК, который расшифровали ученые и в настоящее время успешно раскрывают структуры системной информации биологических видов?
          Ответить
  • bopa  | 08.06.2010 | 15:39 Ответить
    в поддержку sparka
    Развитие науки, особенно экспериментальной, всегда носит экстраполяционный характер.
    Открытия происходят на уровне идей, которые затем обосновываются методическими экспериментами.
    От LHC с его измерительными комплексами, ждать открытий и не следует. Это установка для более детального и систематического изучения известного в фундаментальной физике и макетировании (опробовании) дальнейших методик измерений будущего. И точка.
    С уважением к читающим и изучающим.
    Успеха Вам в познании.
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»