Новости науки > Антропология

Рядом с древнейшей скульптурой найдены музыкальные инструменты

Флейта из пещеры Холе-Фельс, найденная неподалеку от древнейшей в мире статуэтки: a–e — следы обработки птичьей кости каменными орудиями. Фото из обсуждаемой статьи в Nature
Флейта из пещеры Холе-Фельс, найденная неподалеку от древнейшей в мире статуэтки: ae — следы обработки птичьей кости каменными орудиями. Фото из обсуждаемой статьи в Nature

В пещере Холе-Фельс (Hohle Fels, «Полые скалы») на юго-западе Германии найдены древнейшие музыкальные инструменты — флейты из птичьих костей и мамонтового бивня. Находки происходят из того же слоя, что и недавно обнаруженная женская статуэтка, ставшая древнейшим из известных произведений искусства. Открытие показало, что развитая музыкальная культура была присуща нашим предкам уже 35–40 тыс. лет назад, то есть сразу после того, как они пришли в населенную неандертальцами Западную Европу.

Германские археологи, недавно обнаружившие в пещере Холе-Фельс древнейшую в мире скульптуру, сообщили еще об одной сенсационной находке, сделанной ими в той же пещере и в том же самом слое, возраст которого составляет от 35–36 до 44 тыс. лет (наиболее вероятный возраст — около 40 тыс. лет).

Флейта, вырезанная из лучевой кости белоголового сипа, была найдена 17 сентября 2008 года. Белоголовый сип — крупная птица (размах крыльев 230–265 см), кости которой представляют собой идеальный материал для изготовления флейт. Длина сохранившейся части флейты — 21,8 см, диаметр — 8 мм. У флейты пять отверстий для пальцев и два глубоких V-образных выреза на том конце, в который дул музыкант. Противоположный конец инструмента (длиной в несколько сантиметров) не сохранился. Исследователи еще не успели изготовить слепок флейты, чтобы испытать ее музыкальные качества. Но они предполагают, по аналогии с более поздними палеолитическими флейтами, что из инструмента можно было извлечь не менее пяти нот.

В том же слое были найдены небольшие фрагменты двух других флейт, выточенных из мамонтового бивня. Над этими инструментами древним мастерам пришлось потрудиться побольше, чем над флейтой из полой птичьей кости. Сначала вырезалась заготовка, которая затем разделялась вдоль на две половинки. В каждой их половинок вытачивали желобок, а затем половинки каким-то образом склеивали.

Ранее в ориньякских отложениях юго-западной Германии уже было найдено несколько обломков флейт из птичьих костей и мамонтового бивня. В общей сложности, вместе с новыми находками, описаны фрагменты четырех «птичьих» и четырех «мамонтовых» флейт. Ценность новых находок прежде всего в том, что они имеют более точную стратиграфическую привязку: о них можно с уверенностью сказать, что они были изготовлены в самом начале ориньякской эпохи, то есть вскоре после появления в Европе людей современного типа (подробнее о датировке находок из Холе-Фельс см. в заметке В Германии найдена самая древняя в мире скульптура, «Элементы», 15.05.2009).

Стратиграфическое положение флейт в палеолитических отложениях пещеры Холе-Фельс (фрагменты трех флейт показаны желтыми, зелеными и оранжевыми звездочками). Красными звездочками отмечено положение фрагментов холе-фельсской Венеры. Все флейты происходят из слоя Vb — самого нижнего слоя эпохи Ориньяк. Черными точками обозначены места, где были взяты пробы для радиоуглеродного анализа. Цифры, расположенные рядом с точками, показывают условный («некалиброванный») радиоуглеродный возраст; реальный («калиброванный») возраст примерно на 4000 лет больше. Рис. из обсуждаемой статьи в Nature
Стратиграфическое положение флейт в палеолитических отложениях пещеры Холе-Фельс (фрагменты трех флейт показаны желтыми, зелеными и оранжевыми звездочками). Красными звездочками отмечено положение фрагментов холе-фельсской Венеры. Все флейты происходят из слоя Vb — самого нижнего слоя эпохи Ориньяк. Черными точками обозначены места, где были взяты пробы для радиоуглеродного анализа. Цифры, расположенные рядом с точками, показывают условный («некалиброванный») радиоуглеродный возраст; реальный («калиброванный») возраст примерно на 4000 лет больше. Рис. из обсуждаемой статьи в Nature

Кроме того, находки показали, что уже в самом начале верхнего палеолита игра на музыкальных инструментах была обычной, широко распространенной практикой у наших предков. Возможно, музыка способствовала сплочению коллективов кроманьонцев и в какой-то мере помогала их быстрой экспансии и вытеснению коренного европейского населения — неандертальцев. По мнению авторов, неандертальцы отличались большим «культурным консерватизмом» и «демографической разобщенностью».

Ранее в Словении была найдена медвежья кость с дырочками, которая была интерпретирована как неандертальская флейта, но многие эксперты считают эту интерпретацию сомнительной. Все бесспорные палеолитические флейты, найденные за пределами юго-западной Германии, моложе 30 тыс. лет.

Флейта из Холе-Фельс найдена всего в 70 см от древнейшей женской статуэтки, и авторы не исключают, что эти предметы были каким-то образом связаны друг с другом.

P.S. Недавно появилось первое археологическое подтверждение гипотезы о том, что между сапиенсами и неандертальцами были прямые столкновения. В пещере Ле-Руа (Les Rois) на юго-западе Франции среди множества типичных кроманьонских (ориньякских) артефактов найдена нижняя челюсть неандертальского ребенка с царапинами от каменных орудий. Вероятно, сапиенсы просто-напросто съели юного неандертальца, используя каменные инструменты для соскребания мяса с костей. Впрочем, возможны и другие интерпретации (см.: F. V. Ramirez Rozzi et al. Cutmarked human remains bearing Neandertal features and modern human remains associated with the Aurignacian at Les Rois, PDF, 1,27 Мб // Journal of Anthropological Sciences. 2009. V. 87. Р. 153–185).

Источник: Nicholas J. Conard, Maria Malina, Susanne C. Münzel. New flutes document the earliest musical tradition in southwestern Germany // Nature. Advance online publication 24 June 2009.

См. также:
В Германии найдена самая древняя в мире скульптура, «Элементы», 15.05.2009.

Александр Марков


22
Показать комментарии (22)
Свернуть комментарии (22)

  • feb7  | 29.06.2009 | 14:12 Ответить
    Очень интересное сообщение! После прочтения Вашей статьи, Александр, хочу акцентировать два момента.
    1. В отличие от найденной рядом венеры, по всей видимости, ни у кого не возникло сомнений, что это музыкальный инструмент. Если утилитарное назначение венеры можно трактовать как угодно, то флейта есть флейта! Их этого следует один интересный вывод. Видимо, желание усладить свой слух музыкой появляется одновременно с разумом. А посему, в пресловутый тест Тьюринга следует включить требование насвистеть или напеть мелодию, исполненную, например, на виолончели))))).
    2. В предыдущей статье про венеру говорилось, что у нее не хватает какого-то фрагмента. Этот фрагмент так и не был найден?
    Ответить
  • TOT  | 29.06.2009 | 14:46 Ответить
    Я рад, что кто то прокомментировал эту новость. Сам как то первым не решался. Очень воодушевляющая находка, хотя затрудняюсь точно описать чем собственно она производит такое впечатление. Смешиваются вместе много смутных ощущений, как будто нашел давно забытую вещь из детства. Хотя по поводу не вызывающих сомнений её утилитарного назначения я бы не согласился. Вы уж меня простите я не ученный, а мистик. Могу сказать что некоторые инструменты, которые впоследствии были определенны как примитивные музыкальные образцы, не всегда являлись таковыми. Они изначально предназначались для других целей, хотя со временем на их основе и возникали полноценные исключительно музыкальные инструменты. Что касается данных образцов, то я ничего не могу ни опровергнуть ни доказать, в первую очередь для себя.
    Ответить
  • Kostja  | 29.06.2009 | 15:15 Ответить
    Ага, интересная новость!
    Из мамонтовых бивней дудочки устроены сложно - выточены половинки, потом склеены.
    Ответить
  • Y.P.  | 29.06.2009 | 16:13 Ответить
    Для того, чтобы было понятно (окончательно понятно), действительно ли это музыкальный инструмент, т.е. действительно ли у людей аж 40 тыщь лет назад было искусство (а это, между прочим, насколько я помню, примерно тот же срок, что и у предположительного возникновения т.наз. "протоязыка"), нужно всего навсего попробовать в эту дудочку подудеть. Я вообще не понимаю: нашли эту штуку в сентябре, а "слепок" до сих пор не сделали. А чё делали-то?

    Хотя то, что это - не "шумелка" какая-нибудь, и даже не "свистулька", понятно уже из самого устройства: наличие (как минимум, а возможно их было и больше) пяти отверстий говорит о том, что (опять же, как минимум) ШЕСТЬ тонов разной высоты из неё извлекали. А это ОЧЕНЬ МНОГО! Ровно такое количество тонов в детской песенке "Жили у бабуси два весёлых гуся".

    А всего-то и вопрос в том, складываются ли доступные для извлечения из неё звуки в нечто вроде "прото-лада".

    Короче (эх, блин!) дунуть бы в неё хоть один разок... Это была бы "пища".
    Ответить
  • feb7  | 30.06.2009 | 03:15 Ответить
    2 ТОТ. Я не профессиональный археолог, и не музыкант, поэтому однозначно доказать, что перед нами флейта - конечно, не могу. Зато могу сказать однозначно - это НЕ охотничий манок. Все манки которые я видел, содержали хорошо если один регистр, а то и вообще обходились без этого. Может, и существуют какие-то экзотические манки, на дичь, которая в наших широтах не водится....но чего не видел - о том говорить не "уполномочен"))).

    Я полагаю, что играли на этой флейте точно так же, как на русской свирели, держа ее вертикально, и вдувая воздух в верхний конец в виде вилки. Я сомневаюсь, что флейта была оборудована пищиком, хотя в детстве мы делали пищики из молодых стручков душистой акации. В этом случае пищик мог вставляться в то самое верхнее отверстие - форма его как раз подходит! Правда, повторяю, это только мое предположение.

    Зато форма регистров просто потрясает....с какой любовью выполнена эта вешь...под пальцы сделаны выемки, чтобы услаждать не только слух, но и осязание...особенно, если учесть, что эта штука сделана 35 тыс. лет назад...
    Ответить
    • Y.P. > feb7 | 30.06.2009 | 14:57 Ответить
      Она обязательно была оборудована каким-нибудь "пищиком", как Вы это называете; т.е. каким-то "мундштуком" как "источителем" первоначальных частот колебаний: иначе не получится "играть", и "регистры", как Вы это называете, окажутся бесполезными дырками (нечего будет "повышать" или "понижать", т.е. произвольно изменять частоту колебаний).

      Но это не моё Вам "типа возражение". Это - неуклюжая попытка комплимента Вам, как "естественнику" (насколько я помню), по поводу Ваших двух комментариев - про "тест Тьюринга" и "...с какой любовью..."

      З.Ы. Извините, что навязался - видимо, выпил лишнего. Отвечать не нужно.
      Ответить
      • feb7 > Y.P. | 30.06.2009 | 22:31 Ответить
        Да отвечу уж, мне не трудно. Дело в том, что видов флейт довольно много. Но самое главное отличие во флейтах - способ получения звука.

        В свистковых флейтах звук появляется в специальном устройстве, свистке или пищике. Насчет терминологии музыкальных инструментов не силен - можете смело поправлять, буду благодарен. Пищик содержит язычок,который колеблется под действием струи воздуха.

        В бессвистковых флейтах звук получается путем завихрения воздуха в некой полости. Все мы в детстве свистели в ключ или в автоматную гильзу - я полагаю, вы меня уже поняли. К этим флейтам относится русская свирель(тоже содержащая регистры!), свирель Пана (многотрубная конструкция, состоящая из параллельных трубок разной длины) и поперечная флейта, в которую играл герой Филатова в фильме "Забытая мелодия для флейты"

        К чему это я? К тому, что мы не знаем, какой была флейта, найденная в пещере. Она равным образом может быть и той и той. Хотя странная форма верхнего конца позволяет сделать осторожнейшее предположение, что пищик (или свисток) все-таки был.
        Ответить
        • Y.P. > feb7 | 01.07.2009 | 12:04 Ответить
          Эх, а я тоже отвечу.

          Видов флейт, действительно, много. Но, как Вы правильно заметили, "отличие во флейтах - способ получения звука". Вот этот самый "способ" и предполагает (всяко-разно) наличие какого-то "устройства-способа", который должен был втыкаться в "вилку" данной конструкции (Вы тут очень проницательны).

          Я Вам назову самый "безсвистковый" мундштук духового инструмента - мундштук трубы (или корнета, или тубы, или волторны и т.д. - они идентичны в принципе). В него можно тупо дуть сколько угодно - ноль эффекта, но он предназначен для того, чтобы в него дули особым образом - используя губы музыканта в качестве "первичного резонатора"...

          Короче, если вернуться к обсуждаемому предмету, то данная (найденная) флейта представляет собой АБАЛДЕННО сложное устройство. Её сделал АБАЛДЕННО умный человек, который, к тому же, был "абалденным эстетом".

          Это говрю я, человек, закончивший когда-то муз.школу и пол-муз.училища по классу скрипки, служивший в армии в должности военного дирижёра (понятное дело - духового оркестра) и сочинивший когда-то диссер по поводу как раз "форм музыки". (Диссер был, впрочем, философско-антропологический; так что последнее замечание прошу не брать во внимание.)

          А уникалькальная находка таит в себе "суперважный" смысл: что сделало человека - "человеком"???...
          Ответить
          • feb7 > Y.P. | 02.07.2009 | 00:08 Ответить
            Абсолютно полагаюсь на Ваше музыкальное образование. Что касается мундштука фагота, или фанфары, или пионэрского горна, то флейта, изображенная на фото, имеет другую форму. Следовательно, остается два варианта: либо на ней играли "как есть", то есть используя верхнюю вилку в качестве завихрителя потока, либо к ней должна прилагаться еще одна деталь - либо пищик, либо мундштук.

            Что касается Вашего вопроса, по поводу того, что сделало человека Человеком, отвечу кратко - я не знаю. Но скажу по секрету, я в последнее время начал подозревать, что некоторые гуманоиды в нашем городе только похожи на людей.Они обычно кучкуются возле подьездов, сидят на корточках, грызут семечки. Некоторые из них даже могут говорить. Но глаза у них совершенно оловянные, без проблеска мыслей и эмоций. Я думаю, эти индивиды Человеком уже не станут никогда. Куда там флейту сделать - они даже не могут название улицы прочитать.
            Ответить
            • Y.P. > feb7 | 04.07.2009 | 12:39 Ответить
              Э-э-э... Не стоит так по этому поводу переживать. Как говорится, "плетью обуха не перешибёшь".

              Остаётся надеяться, что история человечества на истории путинской россии не заканчивается.

              И есть ещё один момент. Всякая "история культуры" (эпизодическая) всегда заканчивалась сначала - "массовой культурой" (как это нынче принято называть, и что мы имеем "в натуре"), а потом - "культурной революцией" (по типу "революции Декарта - Да-Винчи - Галилея", или революции "Ницше - Эйнштейна - Бергсона -Де-Бюсси").

              Так что, всё идёт нормально. А "остекленело-глазые" товарищи... ну что ж... тут проблема только в том, чтобы их стало "не видно" (а сами по себе - они никуда не исчезгнут и никогда никуда не девались).
              (См. об этом кн. 5 сочинения "Человеческое, слишком человеческое" Ф.Ницше)

              Ах да! мой вопрос не был "вопросом", я не испрашивал ответа. Это была "грамматическая форма".

              (Великий Ницше говорил - "Грамматика - народная метафизика. Народ говорит: "Молния сверкает", но сверкание - это и есть молния...")
              Ответить
    • xronik > feb7 | 30.06.2009 | 15:03 Ответить
      >под пальцы сделаны выемки, чтобы услаждать не только слух, но и осязание...

      возможно дыры сделаны не сверлением, но протиранием
      Ответить
      • feb7 > xronik | 30.06.2009 | 22:36 Ответить
        Ну уж нет. Посмотрите внимательно - на регистрах выемки сделаны ножом. Там даже следы обработки сохранились. Если бы выемки протерлись от пальцев, они были бы полукруглыми. А там сформированы углубления с плоским дном.
        Ответить
  • xronik  | 30.06.2009 | 13:43 Ответить
    на этой флейте древние жрецы воспевали культ плодородия...

    :-)
    Ответить
    • feb7 > xronik | 30.06.2009 | 22:40 Ответить
      Эта флейта сделана, чтобы жене профессора антропологии было легче заставлять плясать мужа под свою дудку := ))))))))
      Ответить
  • TOT  | 01.07.2009 | 14:34 Ответить
    Я конечно во всем с Вами согласен, что касается устройства флейты. Так же не вызывает сомнения то что это достаточно сложный инструмент, а большинство известных мне магических инструментов с точки зрения музыкальных возможностей достаточно просты. По сути их предназначением являлось создавать весьма определенную и точно настроенную вибрацию, связанную с тем или иным видом осознания который намеревался быть привлечённым при помощи этого инструмента. Даже ударные инструменты использовались в весьма узком диапазоне их возможностей. Так что Ваш аргумент показался мне убедительным сначала пока я не вспомнил о подобного рода флейтах использовавшихся всё таки не в чисто эстетических музыкальных целях в Китае, однако моё знание в этой области совершенно недостаточно я почти ничего о них не знаю.
    Мне кажется интересной в одна запись сделанная фондом Юнеско в 1971г. Она не имеет прямого отношения к этой теме, просто привожу её как красивый музыкальный пример наших, как выясняется непосредственных предков. Юнеско записала в поле (в данном случае в лесах) Центральной Африки музыкальную традицию одной из групп пигмеев Акка. Музыка Акка в основном вокальная, полифоническая. Альбом открывает композиция Mongombi. Это композиция которая самими Ака не определяется как музыка и исполняется исключительно мужчинами во время некой игры с сетями в лесу несёт несколько функций. Во первых помогает сохранить связь между охотниками рассеянными на достаточно большом расстоянии во вторых двигать игру в сторону сетей и еще одно что мне кажется было там заложено, но я не нашел в аннотации это посредством полифонических звуков создавать некую магическую сеть предшествующую физической. Далее написано что мы тут имеем некую оригинальную и архаичную форму перехода между тем что мы называем "музыкой" и модуляциями криков.
    Ответить
    • Y.P. > TOT | 01.07.2009 | 14:55 Ответить
      Извините, но Вас совершенно невозможно читать. Сделайте с этим что-нибудь...

      Продравшись сквозь Ваш "текст", я всё же очень заинтересовался. Если Вам не трудно, то пришлите мне эту самую "музыку Акка" - yp2010@ya.ru

      Заранее спасибо....
      Ответить
      • TOT > Y.P. | 01.07.2009 | 18:26 Ответить
        О конечно насчет текста Вы правы, но от человека большую часть времени посвятившего поиску внутреннего безмолвия ожидать большего не приходится. Хотя я стараюсь но пока безрезультатно. Поэтому не буду Вас утомлять своими размышлениями о природе звука, так как его видели шаманы древности, возможно и той эпохи к которой принадлежат данные инструменты. И теми технологиями которыми они пользовались для создания своих инструментов. Кстати насчет склеивания двух частей бивня мамонта, в одной из программ на National Geographic недавно показали фильм о неандертальцах живших в одной из пещер Германии. Там был обнаружен кусочек клея из если не ошибаюсь берёзовой коры, который они получали очень сложным способом и который еще сохранился у кажется аборигенов Австралии. Именно благодаря им учёным удалось восстановить технологию неандертальцев. По их заверениям клей был достаточно прочный и кусок полученной смолы можно было использовать многократно при предварительном подогревании. Что касается записи то с удовольствием её сейчас Вам вышлю.
        Ответить
        • TOT > TOT | 01.07.2009 | 18:30 Ответить
          Кстати я допустил ошибку Ака видимо пишется с одним К.
          Ответить
        • feb7 > TOT | 02.07.2009 | 00:18 Ответить
          Я музыкой Ака тоже заинтересовался. Для Вас не составит труда поместить ссылку, где можно скачать? Мне кажется, желающих, кроме меня, будет достаточно. Заранее спасибо!
          Ответить
          • TOT > feb7 | 02.07.2009 | 12:34 Ответить
            http://narod.ru/disk/10512438000/Aka.rar.html
            Диск выложил.Буклет на Английском присутствует. Интересно мнение.
            Ответить
            • feb7 > TOT | 02.07.2009 | 21:11 Ответить
              Прослушал. Общее впечатление - ВАУ!!!!!

              Теперь кокретно по композициям:
              Mongomby: Вы сказали, что этот вокализ раздается во время работы с сетями? Потрясающе! Абсолютно как же обьясняются наш сисадмин с бухгалтерией.
              Anduva: Не что иное, как шаманский танец сисадмина над рухнувшей сетью у бухов.
              Dikoboda Sombe: Бухгалтерия после фитиля от сисадмина.
              Bosobe: Это уже бухгалтерия проставляется сисадмину, за то, что быстро все сделал, и не заложил начальству.
              Bobangi: Вторая часть застолья, когда на грудь уже принято и охота спеть.
              Kokoyandongo: Третья часть застолья, когда все пускаются в пляс.
              Nzenzenze: Пляска выплескивается в офис и уже пляшут все, кто еще стоит на ногах.
              Baibo Sasasa: Растогавшийся садмин открывает бухам аську и скайп. Те наверстывают.
              Mbola: Сидадмин и бухи идут домой после вечеринки.
              Nzombi: Та самая флейта, которую мы здесь обсуждаем.
              Epanda: Видимо, бухи и сисадмин зарулили на дискотеку.
              Mombinbi : Дальше сами выдумывайте.

              В общем, очень свежо и оригинально. Особенно после бесконечной попсы, которая несется из любого динамика. Спасибо!
              Ответить
            • Y.P. > TOT | 04.07.2009 | 09:36 Ответить
              Спасибо ещё раз. Я "вслушался" в то, что Вы мне прислали.

              К сожалению, предложенное здесь по ссылке я видел, но не могу скачать - из-за (относительно) большого объёма: издержки "провинциального интернета". Я даже, представьте, чтобы увидеть изображение данной флейты, специально делал "открыть рисунок" (и то - после воодушевляющих эпитетов feb-а типа "с какой любовью" и т.д.), а в обычном режиме у меня - "не показывать изображения". Но присланные Вами фрагменты я благополучно скачал и прослушал.

              Результат оказался ожидаемым, я доволен. В очередной раз увидел (вернее, услышал), что музыка - во все, как говорится, времена и у всех народов - в самом общем смысле, "одна и та же".

              Объяснение последнего, впрочем, представляется довольно сложным делом; это - из области "безмолвия" (в смысле, дискурсивно излагается с некоторыми затруднениями).
              Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»