Самозарядная электроника становится реальностью

Рис. 1. Прямой пьезоэлектрический эффект. Слева — механическое напряжение отсутствует, электрический заряд на поверхностях не возникает. В центре — растяжение кристалла, возникает заряд. Справа — сжатие кристалла, изменяется полярность заряда. Рис. с сайта www.bostonpiezooptics.com
Рис. 1. Прямой пьезоэлектрический эффект. Слева — механическое напряжение отсутствует, электрический заряд на поверхностях не возникает. В центре — растяжение кристалла, возникает заряд. Справа — сжатие кристалла, изменяется полярность заряда. Рис. с сайта www.bostonpiezooptics.com

Американские ученые показали возможность использования наноразмерных пьезоэлектриков для сбора энергии колебаний разной природы (звуковые волны, вибрации при движении) и последующего преобразования ее в электрическую, причем эффективность преобразования возрастает в 2-3 раза. Это открытие позволит производить самозарядные мобильные устройства, работающие на «зеленом» электричестве.

Представьте себе мобильный телефон, не требующий подзарядки. Такое чудо техники будет работать от энергии звуковых волн, собираемых пьезоэлектрическими кристаллами в тысячу раз меньше толщины человеческого волоса. Разработка подобных устройств стала реальностью благодаря теоретической работе ученых из Хьюстонского и Техасского университетов, опубликованной в престижном журнале Physical Review B. Оказывается, на наноуровне свойства пьезоэлектриков могут значительно изменяться, обретая новые интересные особенности. В частности, в условиях наномира существенно возрастает эффективность выработки электрического тока некоторыми типами пьезоэлектриков: при определенных нанометровых толщинах пьезоэлектрические материалы дают прирост электропроизводительности в 2–3 раза по сравнению с макро- и микроскопическими пьезогенераторами.

Авторы статьи полагают, что их открытие найдет применение в низкоэнергопотребляемых мобильных устройствах (сотовых телефонах, карманных компьютерах, ноутбуках) и в целом ряде других устройств — не только гражданского, но и военного назначения. В частности, подобной технологией заинтересовалось американское оборонное агентство DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency). На основе таких пьезоэлектрических устройств оно планирует создать самозарядные детекторы взрывчатки, работающие на энергии, извлеченной из вибраций при движении солдата. Для этого достаточно встроить пьезоэлектрическое устройство в каблук ботинка, и можно забыть о недолговечных батареях питания.

Итак, ключевым элементом новой технологии являются пьезоэлектрики — вещества, способные генерировать электричество под действием механического напряжения или деформации (прямой пьезоэлектрический эффект, рис. 1) и, наоборот, изменяющие свои физические размеры (расширяющиеся или сжимающиеся) при пропускании сквозь них электрического тока (обратный эффект). Чаще всего это кристаллы кварца либо керамика.

Пьезоэлектрики были открыты еще во второй половине XIX века, но нашли свое применение только в годы Первой мировой войны, когда на их основе были разработаны сонары (от англ. so[und] na[vigation] and r[anging] — звуковая навигация и определение дальности) для обнаружения подводных лодок. Успешная реализация этого проекта привела к новым применениям пьезоэлектриков. Так были созданы головки для патефонов — первых звукопроигрывающих устройств, пьезоэлектрические зажигалки, кварцевые часы и микрофоны.

Существуют и не совсем обычные применения пьезоэлектриков. Например, в Европе есть несколько ночных клубов, в танцпол которых встроены пьезоэлектрические генераторы, преобразующие танцевальные вибрации в электричество, которого достаточно для питания осветительных ламп, так как каждый танцор генерирует 5–10 Ватт мощности (см. видеоролик Sustainable Dance Club). Подобная технология применяется и в одном из фитнес-залов Гонконга, где часто проходят тренировки по шейпингу, боксу и бодибилдингу. Уже создано несколько так называемых «эко-клубов», обеспечивающих себя электричеством на 60% за счет пьезоэлектриков, вмонтированных в пол и в барную стойку. Еще дальше пошли в Израиле. В январе 2009 года там стартует пробный стометровый участок дороги со встроенными под асфальт пьезокристаллами. Израильские инженеры из фирмы Innowattech планируют получить до 40 киловатт мощности при четырехполосном движении (см. видео).

Рис. 2. Кристаллическая решетка PZT: (1) до и (2) после установления полярности. Рис. с сайта www.physikinstrumente.com
Рис. 2. Кристаллическая решетка PZT: (1) до и (2) после установления полярности. Рис. с сайта www.physikinstrumente.com

Следует отметить, что пьезоэлектрический эффект, первоначально обнаруженный в природных материалах, таких как кварц, турмалин, Сегнетова соль и т. д., довольно слабый. По этой причине были синтезированы поликристаллические сегнетоэлектрические керамические материалы с улучшенными свойствами, такие как титанат бария BaTiO3 и цирконат-титанат свинца PZT (аббревиатура формулы Pb[ZrxTi1-x]O3 0 < x < 1), см. рис. 2.1.

В PZT-кристалле отрицательные и положительные электрические заряды разделены, но при этом они распределены в объеме кристалла симметрично, что делает его электрически нейтральным. Чтобы подобная керамика стала пьезоэлектриком, необходимо «отрегулировать» полярность зарядов в кристаллической решетке. Для этого сквозь нагреваемую керамику пропускают сильное электрическое поле (> 2000 В/мм), которое приводит к нарушению симметрии в кристалле (рис. 2.2).

В пьезокристаллах заряды разных знаков формируют электрический диполь. Несколько близлежащих диполей формируют так называемые домены Вейса (Weiss domains). До установления полярности домены ориентированы произвольным образом (рис. 3.1). Под действием электрического поля и высокой температуры кристалл расширяется в направлении поля и сжимается по перпендикулярной оси. Это приводит к выстраиванию диполей вдоль приложенного электрического поля (рис. 3.2).

После выключения поля и остывания пьезокерамика обладает остаточной поляризацией (рис. 3.3). Если к кристаллу с отрегулированной полярностью приложить электрическое поле, домены Вейса начинают выравниваться вдоль поля, причем степень выравнивания зависит от приложенного электрического напряжения. В результате возникает изменение размеров пьезоэлектрического материала.

При механическом давлении симметрия распределения зарядов нарушается, приводя к разности потенциалов на поверхностях кристалла. Например, кварц объемом 1 см3 при приложении силы 2 кН может произвести напряжение до 12500 В.

Рис. 3. Электрические диполи в доменах Вейса. (1) неполяризованная сегнетоэлектрическая керамика, (2) в процессе и (3) после установления полярности (пьезоэлектрическая керамика). Рис. с сайта www.physikinstrumente.com
Рис. 3. Электрические диполи в доменах Вейса. (1) неполяризованная сегнетоэлектрическая керамика, (2) в процессе и (3) после установления полярности (пьезоэлектрическая керамика). Рис. с сайта www.physikinstrumente.com

Теперь вернемся к работе американских ученых. Используя динамическую модель, исследователи показали, что в узком диапазоне геометрических размеров пьезоэлектрические наноструктуры могут преобразовывать энергию с очень большой эффективностью. При этом они учитывали не только пьезоэлектрический, но и флексоэлектрический эффект (появление электрического напряжения при сгибании и кручении пьезоэлектрика; о флексоэлектричестве см. здесь), который вносит дополнительный вклад в результирующую эффективность пьезоэлектрических устройств.

Рис. 4. Модель нанокантилевера, проявляющего флексоэлектрические свойства. Рис. из обсуждаемой статьи
Рис. 4. Модель нанокантилевера, проявляющего флексоэлектрические свойства. Рис. из обсуждаемой статьи

Наиболее сильно флексоэлектрический эффект проявляет себя на наноуровне: в этом случае он в три раза превышает по эффективности пьезоэлектрический эффект. Это относится прежде всего к PZT-материалам, выполненным в виде нанокантилеверов (балок нанометровых размеров с одной точкой опоры, рис. 4) толщиной в пределах 20–23 нм. При таких условиях нанокантилевер очень гибок и чувствителен к внешнему воздействию. Любое незначительное колебание воздуха либо вибрации, передающиеся через точку опоры, приводят кантилевер в движение, в результате чего в нём возникают как пьезо-, так и флексоэлектричество. Расчеты показали, что флексоэлектрический эффект в несколько раз увеличивает эффективность сбора энергии нанокантилевером. В результате эффективность преобразования энергии увеличивается на 100% по сравнению с обычной пьезокерамикой, а при определенных формах кантилеверов увеличение может даже достигать 200%.

Авторы подчеркивают также важность геометрических размеров промоделированных пьезоэлектрических устройств, так как материалы с толщиной в несколько раз ниже или выше 20-23 нм теряют способность к эффективной генерации энергии, полученной из внешней среды. При этом критическим параметром нанокантилевера является только его толщина. Длина и ширина подбираются исходя из свойств используемого пьезоэлектрического материала. Так что, отмечают авторы, экспериментаторам будет еще над чем поработать.

Для создания работающего устройства по сбору энергии достаточно в цепь с пьезоэлектрическим нанокантилевером поместить аккумуляторную батарею. И вот тогда множество таких сборщиков энергии можно будет вмонтировать в самозарядный сотовый телефон, который никогда не отключится!

Источник: M. S. Majdoub, P. Sharma, T. Çağin. Dramatic enhancement in energy harvesting for a narrow range of dimensions in piezoelectric nanostructures (PDF, 200 Кб) // Physical Review B, 78, 121407 (2008).

Более подробно о флексоэлектрическом эффекте в PZT-керамике можно прочитать здесь:
Wenhui Ma, L. Eric Cross. Flexoelectric effect in ceramic lead zirconate titanate // Appl. Phys. Lett. 86 072905 (2005).

Александр Самардак


17
Показать комментарии (17)
Свернуть комментарии (17)

  • seasea  | 22.12.2008 | 12:16 Ответить
    Что здесь нового? Пьезоэлемент зажигалки (за 15 руб) выдает те же 15 кВ, причем давить пальцем с силой 2кН не надо. Задача преобразования высокого напряжения в низкое, пригодное для аккумулятора, остается. Солдатский каблук - интересное решение, но не дешевле ли покрутить динамку, как фонарике-жучке?
    Ответить
    • VladimirB > seasea | 22.12.2008 | 19:51 Ответить
      seasea: "Задача преобразования высокого напряжения в низкое, пригодное для аккумулятора, остается."
      Преобразование не проблема, тем более при нынешнем развитии электроники. Проблемма в получаемой мошности. Чё то они везде в статье указывают напряжения, но нигде не говорят о мошности. Мне кажется, что тут вся проблема в получаемой мошности. Не думаю, что такие устройства (которые собирают энергию звуковых колебаний) могут быть эффективными. Уж очень маленькая мошность звуковых колебаний. На лаптоп уж точно не хватит, да и на телефон, я думаю, тоже не хватит. Максимум - электроный эквивалент наручных часов с автоподзаводом.
      Ответить
      • feb7 > VladimirB | 23.12.2008 | 18:12 Ответить
        верно, о мощности не говорится. но ничего не мешает параллельно подключить "лес" таких волосков, выращеных на одной подложке. сообщения о подобных структурах уже были.
        Ответить
        • VladimirB > feb7 | 23.12.2008 | 19:46 Ответить
          feb7: "... ничего не мешает параллельно подключить "лес" таких волосков, выращеных на одной подложке."
          Но всё равно больше мошности, чем несёт звуковая волна через этот "лес" получить не удасться. Большая плотность "волосков" будет эффективно поглощать звук, и каждому "волоску" достанется меньшая мошность. А звуковые волны от обычного шума в практически реализуемом объёме имеют в лучшем случае микроватты мошности, если не меньше.

          Правда, здесь появляется другой интересный аспект: при тех размерах, которые упоминаются в статье, похоже, уже должен проявлятся еффект броуновского движения! То есть в статье практически описывается вечный двигатель второго рода!
          Кто может что-то сказать по этому поводу?
          Ответить
          • feb7 > VladimirB | 24.12.2008 | 14:25 Ответить
            ну, современная электроника и потребляет микроватты.....что касается вечного двигателя, то все просто......волоски должны двигаться синфазно,чтобы их мощность сложилась. в случае броуновского движения заряды будут взаимно компенсироваться......мне казалось, Вы и сами догадаетесь.
            Ответить
            • VladimirB > feb7 | 25.12.2008 | 01:27 Ответить
              feb7: "ну, современная электроника и потребляет микроватты....." Смотря какая. Телефон должен излучать реальную мошность и радиоволнами, что бы башня уловила сигнал, и акустически, что бы человек его слышал. Компютер тоже требует энергию для быстродействия. Светящиеся экраны требуют энергию на подсветку и т.д. Микроватты никак не получатся. Только разве для часов.

              feb7: "что касается вечного двигателя, то все просто......волоски должны двигаться синфазно,чтобы их мощность сложилась. в случае броуновского движения заряды будут взаимно компенсироваться......"
              Так сигнал с каждого волоска ведь выпрямлять приходится. Иначе работать не будут. Ведь любое колебание пол периода плюс, а пол периода минус. А вырастить на подложке несколько десятков тысяч диодов не должно быть проблемой. Если не выпрямлять, то аакумулятор не зарядится. Он будет пол периода заряжаться, а пол периода разряжаться.
              А если выпрямлять, то волоски даже от броуновского движения не будут компенсировать друг друга.
              Ответить
              • geca > VladimirB | 25.12.2008 | 23:24 Ответить
                Насчёт возможности создания вечного двигателя второго рода. Я с вами согласен. Этот вопрос я задавал учительнице физики лет 25 назад. И предлагал модель именно пьезоэлектрик -диод. аргументированного ответа почему нельзя я не получил. На мой взгляд это укоренившееся заблуждение, которое не прилично обсуждать в научных кругах. Хотя никакого противоречия по моему мнению здесь нет, поскольку в микрообъёмах нет постоянного давления (температуры). В конце концов почему извлекать энергию из хаотического движения морских волн можно, а из хаотического движения молекул нельзя? Хотелось бы услышать аргументированное возражение.
                Ответить
                • VladimirB > geca | 26.12.2008 | 10:00 Ответить
                  geca: "... модель именно пьезоэлектрик -диод. аргументированного ответа почему нельзя я не получил."
                  Для обычного пьезоэлектрика там никалих непоняток, как будто, нет. От удара наночастицы на пьезоэлектрике не получишь достаточного напряжения, что бы перебросить заряд через потенциальный барьер диода. Здесь же авторы статьи утверждают, что рассчитывают получать энергию от пьезоэлектрика размером в нанометры - то есть они решили проблему выпрямления напряжения с наноразмерных пьезоэлектриков. Так что вопрос, по моемому, для даных пьезоэлектриков остаётся открытым.

                  geca: "На мой взгляд это укоренившееся заблуждение, которое не прилично обсуждать в научных кругах."
                  Я не считаю, что существуют вопросы, которые неприлично обсуждать...

                  geca: "В конце концов почему извлекать энергию из хаотического движения морских волн можно, а из хаотического движения молекул нельзя? Хотелось бы услышать аргументированное возражение."
                  Морские волны - это обычный тепловой двигатель, работающий на разности температур, возникающей в следствии нагрева Земли солнцем. Вечный двигатель второго рода по определению работает не из-за разности температур. В этом различие.
                  Ответить
              • feb7 > VladimirB | 28.12.2008 | 17:43 Ответить
                Я же просил меня не цитировать! Складывается впечатление, что у Вас нелады с физикой. Я не говорю о Втором принципе термодинамики, который пока никто не отменял.Неважно, какого размера диод - создавать напряжение, достаточное для преодоления барьера n-p перехода все равно придется. Я не хочу делать сейчас расчетов, подтверждающих мое убеждение, полагаю, Вы и сами сможете прикинуть температуру, при которой энергии броуновского движения будет хватать для раскачки "волосков". При этом не забудьте, что n-p переход обладает емкостью, то есть какую-то часть энергии придется потратить на перезарядку.

                Ну, и наконец, Вы забыли об импульсной технике, когда энергия, накапливаемая конденсатором длительное время, "выстреливается", развивая приличную мощность. Еще раз прошу меня не цитировать, а то складывается впечатление, что Вы закончили институт марксизма-ленинизма, где только этим и занимались))))))
                Ответить
                • VladimirB > feb7 | 28.12.2008 | 22:54 Ответить
                  feb7: "Я же просил меня не цитировать!"
                  Извините, но мне так удобнее связывать мои ответы с разными частями вашего поста.
                  feb7: "Неважно, какого размера диод - создавать напряжение, достаточное для преодоления барьера n-p перехода все равно придется." Согласен. Я это и писал в предыдущем посту. Вот мои слова: "От удара наночастицы на пьезоэлектрике не получишь достаточного напряжения, что бы перебросить заряд через потенциальный барьер диода". С чем Вы не согласны?
                  feb7: "Я не хочу делать сейчас расчетов, подтверждающих мое убеждение, полагаю, Вы и сами сможете прикинуть температуру, при которой энергии броуновского движения будет хватать для раскачки "волосков"."
                  Не знаю, как такое рассчитывается. Но повышение температуры не поможет преодолеть потенциальный барьер p-n перехода, потому что величина барьера p-n перехода тоже зависит от температуры.
                  feb7: "При этом не забудьте, что n-p переход обладает емкостью, то есть какую-то часть энергии придется потратить на перезарядку." В конденсаторе энергия не тратится.
                  feb7: "Ну, и наконец, Вы забыли об импульсной технике, когда энергия, накапливаемая конденсатором длительное время, "выстреливается", развивая приличную мощность."
                  Что бы накопить энергию на конденсаторе, напряжение с пьезоэлектрика надо сначала выпрямить.
                  Ответить
                  • feb7 > VladimirB | 29.12.2008 | 17:18 Ответить
                    повышение температуры увеличивает кинетическую энергию молекул, следовательно, импульс, передаваемый "волосинке", увеличивается.....Вы что в школу не ходили? это же курс физики за 5-й класс, кинетическая теория газов.....в свое время Парижская академя наук приняла волевое решение - НЕ рассматривать проекты вечных двигателей. Можете меня цитировать сколько хотите, отвечать я Вам больше не хочу, и не буду.
                    Ответить
                    • VladimirB > feb7 | 29.12.2008 | 23:59 Ответить
                      feb7: "...повышение температуры увеличивает кинетическую энергию молекул, следовательно, импульс, передаваемый "волосинке", увеличивается....."
                      Похоже, Вы меня не поняли. Импульс, конечно, увеличится, но как я писал в предыдущем посту, при повышении температуры увеличится так же и потенциальный барьер p-n перехода, и поэтому энергии всё равно не хватит на преодоление этого барьера.
                      Ответить
  • int  | 23.12.2008 | 20:07 Ответить
    Может от звука небольшая мощность, но наверно будет хорошая энергия от вибрации при ходьбе.
    Ответить
  • dyadkin  | 23.12.2008 | 22:03 Ответить
    Ферроэлектрический переводится на русский как сегнетоэлектрический.
    А флексоэффект впервые был открыт ленинградским учёным Бурсианом. Он опубликовал своё открытие в каком-то региональном вестнике, да так и не выхватил первенство. Всю жизнь потом сокрушался, пару лет назад умер.
    Ответить
    • editor > dyadkin | 23.12.2008 | 23:28 Ответить
      > Ферроэлектрический переводится на русский как сегнетоэлектрический

      Спасибо, исправили.
      Ответить
      • asamardak > editor | 27.12.2008 | 15:42 Ответить
        Ничего исправлять не нужно. Это два равноправных названия одного эффекта.
        Ответить
        • editor > asamardak | 27.12.2008 | 16:15 Ответить
          > Это два равноправных названия одного эффекта

          Да, это так. Но в русском языке все-таки принято употреблять слово "сегнетоэлектрический". Слово "ферроэлектрический", похоже, калька с английского. И поэтому, естественно, оно уже как-то вошло в русский язык (как и многие другие кальки). Но из этих двух слов мы все-таки выбираем уже давно устоявшееся в языке. Давайте в скобочках напишем "ферроэлектрический", ладно?

          Кстати, вот цитата из Большой советскрй энциклопедии: "Электрические свойства Сегнетоэлектриков во многом подобны магнитным свойствам ферромагнетиков (отсюда название ферроэлектрики, принятое в зарубежной литературе)"

          Интересно, а в английском слова "segnetoelectric" и "ferroelectric" -- полные синонимы или у них есть какая-то разница в значении или в употреблении? Или там употребляется только слово "ferroelectric"?
          Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»