Новости науки > Психология

Приемные родители лучше, чем детский дом

Американская рекламная картинка, пропагандирующая патронат (foster care). Фото с сайта www.co.kern.ca.us
Американская рекламная картинка, пропагандирующая патронат (foster care). Фото с сайта www.co.kern.ca.us

По приглашению румынского правительства американские ученые в течение четырех лет следили за развитием детей-сирот в детских домах Бухареста. Ученым предоставили уникальную возможность обеспечить полную случайность выбора детей для передачи на воспитание приемным родителям. Благодаря этому впервые удалось получить методологически корректные и статистически достоверные доказательства того, что дети, переданные на патронатное воспитание, опережают в умственном развитии своих сверстников, оставшихся в приютах.

Вероятно, многие читатели сочтут утверждение, представленное в заголовке, общеизвестным и не нуждающимся в доказательствах. Но не всё так просто. Действительно, в ряде исследований было показано, что в семьях приемных родителей дети развиваются лучше, чем в приютах. Это справедливо как для обычного усыновления (удочерения), так и для быстро развивающейся во многих странах системы foster care, которая понемногу начинает приживаться и в России под названием «патронат». «Патронатные» воспитатели юридически не становятся родителями ребенка и получают за его воспитание зарплату.

Однако все эти исследования остаются уязвимыми для критики, поскольку в них не была обеспечена случайность выбора детей, передаваемых на воспитание в семьи. Поэтому вполне можно было допустить, что наблюдаемая разница объясняется просто тем, что приемные родители выбирают себе детей «получше», а наибольшие шансы остаться в детдоме имеют дети, изначально отстающие в развитии.

Для граждан России преимущество воспитания в семье перед детдомовским кажется очевидным еще и потому, что мы привыкли с сомнением относиться к качеству работы госучреждений. Во многих других странах к этому относятся иначе. Например, в Румынии воспитание сирот в специализированных учреждениях, под контролем профессионалов, традиционно считалось если и не идеальным, то по крайней мере совершенно нормальным решением проблемы.

И всё же румынская общественность, очевидно, терзалась сомнениями по этому поводу, что и побудило правительство принять конкретные меры для прояснения спорного вопроса. Были приглашены специалисты из ведущих научных учреждений США, которые вместе с румынскими коллегами в течение нескольких лет следили за развитием 136 детей, оставшихся без родителей вскоре после рождения. Дети изначально воспитывались в шести детских домах Бухареста. Все отобранные для исследования дети не имели серьезных нарушений развития и наследственных заболеваний. Впрочем, они всё равно в среднем сильно уступали по умственному и физическому развитию контрольной выборке румынских детей, живущих со своими биологическими родителями.

К моменту начала исследования в Румынии не было государственной системы патроната, однако участники проекта сами собрали необходимые средства и нашли 56 супружеских пар или одиноких женщин, которые согласились за адекватное вознаграждение взять на воспитание одного или двух детей. Как и положено в таких случаях, все претенденты прошли специальный курс обучения у опытных румынских медиков и психологов.

Сирот разделили на две равные группы, одну из которых передали на воспитание приемным родителям, а другую оставили в приютах. Распределение детей по группам было совершенно случайным — именно в этом и заключалась главная «изюминка» исследования. Каждому ребенку был присвоен номер от 1 до 136, номера написали на бумажках и положили в шляпу, из которой потом эти бумажки вслепую доставали и раскладывали на две кучки: первую бумажку направо, вторую налево и т. д. Дети, чьи номера оказались в левой стопке, были переданы в семьи, «правые» остались в приютах. Возраст детей к моменту «рандомизации» составлял от 5 до 31 месяца.

Авторы посвятили чуть ли не половину своей статьи, опубликованной в последнем номере журнала Science, и дополнительных материалов к ней обсуждению этических вопросов. Имели ли они моральное право обречь 68 детей на прозябание в приюте, когда их можно было пристроить в семьи? Авторы приводят множество аргументов в пользу того, что их действия не шли вразрез с этическими нормами. Один из аргументов состоит в том, что на момент начала исследования строгие научные доказательства того, что патронат лучше приюта, фактически отсутствовали. Как только были получены первые предварительные результаты, показывающие, что в приемных семьях дети развиваются лучше, исследователи оповестили об этом общественность и румынское правительство. Результатом стало принятие государственной программы поддержки патроната в Румынии. Разумеется, ученые не препятствовали последующей передаче детей из «приютской» группы в семьи, в том числе и до окончания исследования, которое продолжалось более четырех лет (самым маленьким детям в момент начала исследования было 5 месяцев, а наблюдения велись до достижения всеми детьми 54-месячного возраста). В действительности только 20 из 68 детей «приютской» группы остались в приютах к моменту окончания исследования (тем не менее все 68 детей продолжали рассматриваться в рамках «приютской» группы, что лишь повысило достоверность полученных результатов). Кроме того, программа исследования была одобрена как румынским правительством, так и американскими научными учреждениями, принявшими участие в проекте.

Развитие детей оценивалось в возрасте 42 и 54 месяцев при помощи ряда комплексных тестов. Учитывалось не только психическое, но и физическое развитие (двигательные навыки). Полученные результаты однозначно свидетельствуют о том, что в семье дети развиваются гораздо лучше, чем в детском доме. Например, средний показатель IQ, при помощи которого оценивают умственное развитие, в возрасте 54 месяцев составил в «приютской» группе 73,3, а в «семейной» — 81,0 (для сравнения, в контрольной выборке бухарестских детей, живущих со своими биологическими родителями, средний IQ в том же возрасте был равен 109,3).

Зависимость коэффициента развития в 42-месячном возрасте (DQ, вертикальная ось) от возраста, в котором ребенок был передан на воспитание приемным родителям, в месяцах (горизонтальная ось). Рис. из дополнительных материалов к обсуждаемой статье в Science
Зависимость коэффициента развития в 42-месячном возрасте (DQ, вертикальная ось) от возраста, в котором ребенок был передан на воспитание приемным родителям, в месяцах (горизонтальная ось). Рис. из дополнительных материалов к обсуждаемой статье в Science

Авторы попытались выяснить, зависит ли успешность «патронатного» воспитания от таких факторов, как: 1) вес ребенка при рождении, 2) пол, 3) возраст, в котором ребенка передали в семью. Оказалось, что первые два фактора не оказывают значимого влияния на развитие ребенка, а третий имеет решающее значение. Так, в возрасте 42 месяцев средний показатель общего развития (developmental quotient, DQ) у детей, переданных в семьи в возрасте до 18 месяцев, был равен 94,4, в 18-24 месяца – 89,0, в 24-30 месяцев – 80,1, более 30 месяцев – 79,7. Таким образом, чем раньше был ребенок передан на воспитание приемным родителям, тем лучше он был развит к 42-месячному возрасту. Эти различия сохранились и в возрасте 54 месяцев. Ученые рассчитали, что каждый лишний месяц содержания в приюте снижает IQ ребенка в возрасте 54 месяцев в среднем на 0,59.

Таким образом, исследование показало, что для детей-сирот система патроната предпочтительнее, чем содержание в приюте, даже если речь идет о приютах вполне приличных и соответствующих мировому уровню, как в Бухаресте.

Источник: Charles A. Nelson et al. Cognitive Recovery in Socially Deprived Young Children: The Bucharest Early Intervention Project // Science. 2007. V. 318. P. 1937–1940.

См. также:
Биохимические основы любви закладываются в младенчестве, «Элементы», 02.12.2005.

Александр Марков


4
Показать комментарии (4)
Свернуть комментарии (4)

  • Лидия  | 28.12.2007 | 18:04 Ответить
    метод иследования такой выборки может показать абсолютно противоположный результат при другой выборке.
    и очень плохо что такие исследования публикуют в авторитетных журнала. а про биохимию любви даже смешно обсуждать поскольку такие открытия биохими можно наделать в любых эмоциях.
    Ответить
    • PavelS > Лидия | 04.01.2008 | 18:06 Ответить
      Выборка вроде как довольно большая. Тем не менее стоит оценить статистическую достоверность вывода.
      Ответить
  • OleLukoe  | 14.01.2008 | 15:13 Ответить
    Думаю, что совсем не впервые и, к тому же, условия эксперимента искусственные.

    Подобные исследования были проведены в Англии и Швеции, только там не выдавали детей в фостеровские семьи без разбора, а передав детей в семьи взяли анологичную им контрольную группу в учреждениях. Такие условия гораздо ближе к реальным.
    Тонкость в том, что обеспечив хотя бы минимальную возможность подборы пары ребенок-воспитатель можно достичь намного более лучших показателей в воспитании. Всё же, межличностные отношения для успеха воспитания значат очень много и если выдача производилась людям, которые уже были готовы взять кого дадут, позвольте усомниться в их оптимальной для воспитания ребенка мотивации.
    Ещё один момент - передавались в эти семьи дети маленькие, хотя и с задержками развития, но здоровые. Было бы разумно передать их не наемным воспитателям, а на усыновление или опеку.

    Алексей Рудов

    Руководитель Проекта "К новой семье"
    innewfamily.ru
    Ответить
    • PavelS > OleLukoe | 29.01.2008 | 10:44 Ответить
      Ваше сообщение не противоречит статье. Если при наличии выбора ребёнка эффективность обучения будет выше, то тогда результат статьи будет продемонстрирован ещё более зримо.
      Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»