Весна в наших краях, кажется, по-настоящему наступила. Но ее поздний приход как-то не вяжется с глобальным потеплением. Может быть, оно выражается в том, что всё чаще случаются погодные катаклизмы и аномалии, а теплая осень уравновешивается морозами и холодной весной? Ученые-фенологи из Института глобального климата и экологии (ИГКЭ) Росгидромета РАН решили выяснить, что на самом деле происходит в Европейской части России, и проанализировали данные наблюдений за последние 30 лет.
Фенология — это древняя наука о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах. В отличие от метеорологов, фенологи не измеряют температуру и осадки, зато из года в год фиксируют, когда у растений набухают почки, появляются листья, цветы и плоды, звери пробуждаются от спячки, птицы начинают сезонные миграции, насекомые выходят из куколок и т. д.
Как рассказал нам ведущий научный сотрудник ИКГЭ Росгидромета РАН доктор биологических наук Александр Андреевич Минин, в целом в Европейской части России климат действительно потеплел. По большинству показателей вегетационный период растений (когда они растут и развиваются) удлинился: листопад наступает всё позже, а весна приходит чуть раньше. Раньше распускаются листья березы, зацветает черемуха и липа. Причем в северных областях Европейской части, в зоне тайги, эти отклонения чувствуются сильнее, и весна приходит в среднем на пять дней раньше, чем в прежние годы, а в средней полосе она наступает раньше в среднем на один день. На юге же европейской России, например под Тамбовом и Воронежем, весна, наоборот, иногда даже приходит чуть позже, чем ей положено. Что касается лета, то в последние 30 лет в Европейской части России оно стало несколько прохладнее.
А изменились ли сроки прилета птиц в Россию? Фенологи не заметили изменений во времени первого кукования российских кукушек за последние 30 лет. Но вопрос этот очень тонкий, так как перелетные птицы зависят от климата более сложным образом: им важно, появился ли корм, место для гнезд и т. д. Более полные данные по перелетным птицам собрали орнитологи.
Например, Юрий Галчёнков и другие орнитологи из Калужского отделения Союза охраны птиц России сравнили свои наблюдения 1989-98 гг. с данными конца XIX — начала XX века. Оказалось, что сейчас в среднем на три недели раньше прилетает в окрестности Калуги сизая чайка, примерно на две недели раньше — грач, жаворонок, скворец, чибис, стриж и серая цапля, на неделю — гуси, белая трясогузка, деревенская ласточка, соловей, а кукушка, серый журавль и зяблик — на четыре дня.
Больше всего сместились сроки прилета у ближних мигрантов, зимующих недалеко от родины, в пределах одного климатического пояса. Пришел теплый циклон, сошел снег — ближние мигранты тут как тут. Если вдруг опять похолодало — они могут на время отлететь обратно. К тому же, сегодня многие ближние мигранты неплохо приспособились к техногенной среде и переживают непогоду в теплых городах: одни кормятся на помойках; другие — на проталинах у теплотрасс. Птицам не страшен холод, если они сыты. А если зима мягкая, то некоторые перелетные виды и на зимовку в городах остаются.
А вот дальние мигранты, среди которых много насекомоядных птиц, например соловьи, пеночки-теньковки, белые трясогузки, деревенские ласточки, — зимуют в другом климатическом поясе. Начало их миграций, как считают ученые, в большей степени определяет внутреннее состояние самих птиц. И это связано, скорее, не с погодными условиями, а с изменением длины светового дня. А уж на это даже глобальное потепление повлиять не в силах! Поэтому средние даты прилета дальних мигрантов в район Калуги за 120 лет изменились всего на 2-7 дней, в том числе и у кукушки — на 4 дня. И, вероятно, частично это можно объяснить более тщательным наблюдением со стороны ученых. Пролетные пути и места зимовок птиц тоже меняются со временем. В общем, в миграции птиц загадок еще хватает.
Посмотреть карты появления в Европе перелетных птиц, а также сообщить о своих наблюдениях можно на сайте международного проекта «Весна идет!» (проект рассчитан в основном на детей).
Ольга Волошина, «Информнаука»