Новости науки > Психология

Кровавые компьютерные игры развивают жестокость

То ли жестокие игры портят характер, то ли жестоким от природы людям такие игры доставляют больше удовольствия, но факт остается фактом: у тех, кто много играет в кровавые компьютерные «стрелялки», реакция мозга на жестокость понижена (фото с сайта doomworld.com)
То ли жестокие игры портят характер, то ли жестоким от природы людям такие игры доставляют больше удовольствия, но факт остается фактом: у тех, кто много играет в кровавые компьютерные «стрелялки», реакция мозга на жестокость понижена (фото с сайта doomworld.com)

Человеческий мозг реагирует на сцены жестокости и насилия быстрым всплеском электрической активности, что хорошо видно на электроэнцефалограмме. У людей, много и часто играющих в кровавые компьютерные игры-«стрелялки», реакция мозга на жестокость оказалась резко пониженной.

Психологи давно подметили, что заядлые игроки во всевозможные «стрелялки» и «мочиловки» — компьютерные игры, требующие от игрока агрессивного и жестокого поведения в виртуальном мире, — обычно и в жизни более жестоки. Они чаще совершают преступления и менее склонны помогать ближним или проявлять сострадание. Правда, остается невыясненным вопрос о том, где тут причина, а где следствие. Может быть, жестокие игры действительно портят характер, но возможно и другое объяснение, состоящее в том, что людям, жестоким от природы, такие игры просто доставляют больше удовольствия, потому-то они в них и играют.

Очень сложно поставить эксперимент, который бы однозначно подтвердил или опроверг гипотезу о влиянии агрессивных игр на характер. Не удалось пока это сделать и Брюсу Бартолоу (Bruce Bartholow) и его коллегам из Университета Миссури в Колумбии (США). Однако факты, полученные учеными, по их мнению, являются весомым свидетельством в пользу данной гипотезы.

Психологи исследовали 39 игроков в «стрелялки». Перед началом эксперимента испытуемые заполнили анкеты, в которых указали, как часто они играют в кровавые видеоигры. Затем испытуемым показывали картинки с изображением различных жестоких и неприятных сцен, одновременно снимая электроэнцефалограмму (ЭЭГ).

Когда человек видит или слышит что-то необычное, страшное или волнующее — одним словом, что-то, привлекающее повышенное внимание, — на ЭЭГ возникает характерный всплеск (резкий подъем и спад электрического потенциала), получивший условное название «реакция P300». Это происходит через 250-500 миллисекунд после демонстрации возбудителя, причем по времени «задержки», а также по амплитуде колебания можно судить о том, насколько сильно нас взволновало увиденное. На этом эффекте основаны некоторые методы криминалистики. Например, если мозг подозреваемого в убийстве выдаст реакцию P300 при виде орудия преступления, это с большой вероятностью говорит о том, что орудие ему знакомо. Правда, было показано, что после специальной тренировки можно научиться легко обманывать подобные детекторы.

Так выглядит на ЭЭГ «реакция P300». Внизу: несколько ЭЭГ одного и того же человека (показана первая секунда после демонстрации «возбудителя»). Слева — контроль, справа — усиление реакции под действием кофеина. В среднем ряду: диаграммы скорости изменения потенциала на разных участках головы (вид сверху) через 340, 360 и 380 мс после стимула. Вверху: усредненные графики (изображение из статьи Deslandes et al., 2004. Effects of caffeine on visual evoked potential (P300) and neuromotor performance)

Так выглядит на ЭЭГ «реакция P300». Внизу: несколько ЭЭГ одного и того же человека (показана первая секунда после демонстрации «возбудителя»). Слева — контроль, справа — усиление реакции под действием кофеина. В среднем ряду: диаграммы скорости изменения потенциала на разных участках головы (вид сверху) через 340, 360 и 380 мс после стимула. Вверху: усредненные графики (изображение из статьи Deslandes et al., 2004. Effects of caffeine on visual evoked potential (P300) and neuromotor performance)

Бартолоу и его коллеги обнаружили, что у самых заядлых игроков в кровавые игры реакция P300, возникающая в ответ на демонстрацию картинок со сценами насилия и жестокости, значительно меньше по амплитуде и наступает с большой задержкой по сравнению с теми, кто играет в подобные игры редко или вовсе не играет. При этом реакция на другие картинки с неприятным содержанием (больные дети, мертвые животные) осталась в пределах нормы.

Этого можно было ожидать. Агрессивные видеоигры и раньше использовались для психологической подготовки солдат к боевым действиям: было известно, что они снижают чувствительность к жестоким сценам. Но в ходе исследования вскрылись новые пугающие закономерности. Так, испытуемым предлагалось в ходе компьютерной игры выбрать наказание для поверженного противника. Лица с ослабленной реакцией P300 обычно выбирали наиболее жестокое.

Исследователи применили стандартные тесты для определения уровня врожденной агрессивности и показали, что даже с поправкой на природные свойства личности эффект долгого опыта жестоких компьютерных игр весьма значителен. Этот ключевой момент в исследовании, к сожалению, пока невозможно внятно прокомментировать (например, не совсем ясно, каким образом тесты могут провести грань между врожденной и приобретенной жестокостью), поскольку научная статья с подробным изложением полученных результатов будет опубликована в Journal of Experimental Social Psychology лишь в начале 2006 года, а пока можно ориентироваться только на сообщения новостных агентств. Что ж, в этом главная слабость жанра «научных новостей»: к тому моменту, когда все вопросы снимаются, новость уже давно перестает быть новостью.

Но имеющейся информации, по-видимому, уже достаточно, чтобы при виде ребенка, увлеченно «мочащего» виртуальных врагов, у родителей возникала реакция P300. Сильная и быстрая. Если, конечно, они хотят воспитать своих детей не только хорошими солдатами.

См. также:
Violent video games alter brain's response to violence — NewScientist, 12.12.2005
Выявление мыслепреступлений — Компьютерра Online, 12.10.2001.

Александр Марков


2
Показать комментарии (2)
Свернуть комментарии (2)

  • spark  | 13.12.2005 | 19:31 Ответить
    Статья-то сама уже опубликована онлайн. Я закачал статью на вебфайл, свободно доступна в течение недели, адрес http://webfile.ru/688391
    PDF, 280 kb.
    Ответить
    • Марков Александр > spark | 13.12.2005 | 20:21 Ответить
      Вот так, а я ее не нашел.
      Спасибо!
      Ну, как я и предполагал, нельзя отличить врожденную агрессивность от приобретенной при помощи тестов. Но авторы показали, что зависимость силы реакции P300 на жестокие сцены от опыта кровавых игр не может быть объяснена только индивидуальными различиями в агрессивности (выявленными при помощи тестов). Хотя эти различия тоже влияют на силу P300. То есть, грубо говоря, можно по тестам быть и не очень агрессивным, но если много играл в стрелялки - не будешь реагировать на жестокость.
      Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»