Эксперимент DAMA по-прежнему «видит» частицы темной материи

Схематический вид в разрезе детектора DAMA/LIBRA с его многослойной экранировкой (изображение из обсуждаемой статьи The DAMA/LIBRA apparatus)
Схематический вид в разрезе детектора DAMA/LIBRA с его многослойной экранировкой (изображение из обсуждаемой статьи The DAMA/LIBRA apparatus)

Итальянский эксперимент DAMA/LIBRA объявил о детектировании частиц темной материи. В непосредственных экспериментальных данных специалисты не сомневаются, но с их интерпретацией согласны далеко не все.

Предыстория

Астрофизические данные показывают, что подавляющая часть вещества во Вселенной существует в виде темной материи. «Темной» она называется потому, что ее «не видно» ни в радиоволнах, ни в тепловом излучении, ни в оптическом, ультрафиолетовом, или рентгеновском диапазонах. Ее наличие заметно только через гравитационное воздействие на видимую материю — межзвездный газ, звезды, галактики.

Из чего именно состоит темная материя — пока не известно, но астрофизики склоняются к мысли, что главный ее компонент — это некие тяжелые частицы, очень слабо взаимодействующие с обычным веществом, — вимпы (от англ. WIMP — weakly interacting massive particles). Они образуют огромное облако вокруг каждой галактики, в том числе и вокруг нашего Млечного Пути. Солнечная система, двигаясь по своей галактической орбите сквозь газ вимпов, должна чувствовать встречный «вимповый ветер», а поскольку Земля вдобавок к этому еще движется вокруг Солнца, то мы, находясь на Земле, будем чувствовать то более сильный, то более слабый встречный поток вимпов, с периодом один год.

Вимпы должны очень слабо взаимодействовать с обычным веществом, поэтому большинство из них свободно проходят Землю насквозь. Однако изредка вимпы всё же сталкиваются с атомными ядрами глубоко в толще вещества, передают им часть своего импульса и иногда при этом выбивают электроны и вызывают вспышки света. Частота таких столкновений зависит от количества пролетающих сквозь Землю вимпов, поэтому при движении Земли сквозь галактическое гало она будет то увеличиваться, то уменьшаться.

Движение Солнца относительно галактического гало и движение Земли относительно Солнца приводят к тому, что 2 июня скорость движения Земли сквозь гало максимальна, а 2 декабря — минимальна (изображение из доклада авторов работы на конференции NO-VE 16 апреля 2008 года)
Движение Солнца относительно галактического гало и движение Земли относительно Солнца приводят к тому, что 2 июня скорость движения Земли сквозь гало максимальна, а 2 декабря — минимальна (изображение из доклада авторов работы на конференции NO-VE 16 апреля 2008 года)

Именно за такими годичными колебаниями частоты вспышек в полностью заэкранированном детекторе глубоко под землей вот уже более 10 лет охотятся участники проекта DAMA. Проект состоит из нескольких параллельно идущих экспериментов, и в одном из них, DAMA/NaI, такие колебания действительно были обнаружены. Однако сообщение участников эксперимента о прямом детектировании вимпов, сделанное ими в 2000 году, научное сообщество приняло с большим скептицизмом — погрешности данных были большие, да и интерпретация многим казалась поспешной.

Эксперимент DAMA/NaI был модернизирован и запущен в 2003 году под новым именем DAMA/LIBRA. И вот на днях первые результаты этого эксперимента были обнародованы на конференции Neutrino Oscillations in Venice, а также появились в архиве электронных препринтов: First results from DAMA/LIBRA and the combined results with DAMA/NaI (сами результаты), The DAMA/LIBRA apparatus (описание детектора). Новые данные полностью подтверждают более ранние результаты, но скептицизма критиков они не убавили.

Эксперимент и его результаты

В 100 км от Рима глубоко в толще горы Гран-Сассо (Gran Sasso) расположена одноименная подземная лаборатория, принадлежащая итальянскому Национальному институту ядерной физики (INFN). Благодаря природной экранировке (от поверхности ее отделяют полтора километра горных пород!), поток космических лучей в ней в миллион раз меньше, чем на поверхности Земли. Именно поэтому она идеально подходит для проведения сверхчистых экспериментов в физике элементарных частиц и ядерной физике. DAMA/LIBRA — один из полутора десятков одновременно идущих в ней экспериментов.

В эксперименте DAMA/LIBRA в качестве рабочего вещества выбраны сцинтилляторы NaI(Tl), состоящие из йодида натрия (NaI) с добавлением таллия (Tl) в качестве активатора. Каждый сцинтиллятор — это кристаллический стержень массой около 10 кг, в котором вимп при столкновении с ядром вещества должен порождать вспышку света. Этот свет улавливают фотоумножители, установленные на торцах сцинтиллятора, и передают сигнал компьютеру.

«Ложные» срабатывания могут быть вызваны не только космическими лучами, но и радиоактивными изотопами, встречающимися в природе. Для максимальной изоляции детектора каждый сцинтилляционный кристалл упакован в медный кирпич, а блок с этими кирпичами опечатан многослойной изоляцией из радиочистых материалов. Внутренности этого ящика продувались радиочистым азотом, а фоновая концентрация наиболее трудноуловимых изотопов (например, инертного газа радона) постоянно контролировалась рядом с установкой. Наконец, температура установки была постоянной с точностью до тысячных долей градуса, а чувствительность детекторов регулярно контролировалась с помощью облучения известными радиоизотопами.

Эксперимент DAMA/LIBRA на протяжении уже четырех с лишним лет измеряет, по сути, только количество и энергию сцинтилляционных вспышек внутри детектора. В среднем происходит 1–2 вспышки в день на килограмм веса сцинтилляторов и на килоэлектронвольт энергии. Это значение остается постоянным во времени — за исключением области малых энергий, 2–6 кэВ, где как раз и наблюдаются слабые (буквально пара процентов) годичные колебания. Если из всех данных вычесть постоянный сигнал и оставить только переменную компоненту, то получится такой график.

Частота срабатывания детекторов с ходом времени в области энергий 2–6 кэВ. Показана только переменная часть сигнала, оставшаяся после вычета постоянного фона. По горизонтальной оси отмечен день с момента начала эксперимента DAMA/NaI; первая половина графика содержит результаты DAMA/NaI, а после перерыва показаны данные DAMA/LIBRA. Сплошной линией показана синусоидальная функция с периодом ровно 1 год и максимумами, приходящимися на 2 июня (изображение из обсуждаемой статьи First results from DAMA/LIBRA and the combined results with DAMA/NaI)
Частота срабатывания детекторов с ходом времени в области энергий 2–6 кэВ. Показана только переменная часть сигнала, оставшаяся после вычета постоянного фона. По горизонтальной оси отмечен день с момента начала эксперимента DAMA/NaI; первая половина графика содержит результаты DAMA/NaI, а после перерыва показаны данные DAMA/LIBRA. Сплошной линией показана синусоидальная функция с периодом ровно 1 год и максимумами, приходящимися на 2 июня (изображение из обсуждаемой статьи First results from DAMA/LIBRA and the combined results with DAMA/NaI)

Хорошо заметно, насколько возросла точность данных после модернизации. Если после первого года-двух эксперимента DAMA/NaI еще оставались сомнения, не является ли этот сигнал случайным отклонением, то после 10 годичных циклов стало ясно, что переменная часть сигнала с высокой точностью следует синусоидальному закону с периодом ровно 1 год и максимумами, приходящимися на 2 июня. На сухом языке статистики значимость сигнала превышает 8 стандартных отклонений, то есть вероятность, что эти данные — лишь игра случая, ничтожно мала.

Итак, эксперимент видит четкую годичную модуляцию частоты срабатываний детектора, и с этим уже не спорят даже скептики. Но остается главный вопрос: какова причина этой модуляции?

Интерпретация результатов

Может показаться, что есть целое множество естественных причин для небольших сезонных колебаний какой угодно величины. Однако благодаря многоуровневой изоляции и постоянному контролю остаточной радиоактивности, авторы считают, что никакими «земными» процессами наблюдавшиеся в эксперименте колебания не объяснить. Именно отсюда следует их вывод — эти колебания есть результат сезонного ослабления и усиления «вимпового ветра».

Может ли какой-то неучтенный до сих пор источник привести к подобному сигналу? Авторы говорят, что такой источник им неизвестен — по крайней мере, за всё это время никто так и не предложил какой-то иной физический механизм, удовлетворяющий всем трем критериям отбора:

  • сигнал должен меняться строго по синусоидальному закону с периодом ровно 1 год и с максимумами в районе 2 июня;
  • сигнал должен наблюдаться только при низких энергиях;
  • сигнал должен присутствовать только в однодетекторных событиях (то есть не должно быть событий, в которых одновременно срабатывают два или более кристаллов).

Все другие известные источники нарушили бы какие-то из этих условий. Скажем, даже если бы в лабораторию прорывался поток космических лучей, вызывающих срабатывание детекторов, то он порождал бы заметные изменения как при низких, так и при высоких энергиях.

Что же тогда не нравится скептикам? Дело в том, что подобные эксперименты ставились и в других лабораториях мира, но ни в одном из них годичных колебаний не зафиксировано. Правда, одни эксперименты основывались на иных методиках детектирования, в других использовался не йодид натрия, а иное чувствительное вещество, а третьи просто не дотягивали пока по своей чувствительности до DAMA/LIBRA. Тем не менее специалисты склоняются к мысли, что если бы вимповый ветер был таким сильным, как это следует из данных DAMA, то какой-нибудь из других экспериментов — например, очень чувствительный эксперимент CDMS, заявивший недавно об отрицательном результате, — тоже заметил бы частицы темной материи.

Что можно сделать в такой ситуации? Прежде всего, надо попытаться провести независимый эксперимент в другой лаборатории, но с тем же самым сцинтиллятором и в таких же условиях. Во-вторых, было бы очень полезно не только регистрировать сам факт столкновения вимпа с ядром, но и узнать направление, с которого прилетел вимп (см., например, недавние результаты японского детектора NEWAGE). Если окажется, что предпочтительное направление прилета частиц совпадает с направлением движения Солнца сквозь галактическое гало, это станет важным аргументом в пользу вимповой интерпретации сигнала — ведь никакие земные явления «не чувствуют» этого направления! В-третьих, если многократно улучшить чувствительность детекторов, то можно будет уже отлавливать и суточные колебания частоты вспышек (ведь Земля еще и вращается вокруг своей оси). Если и они будут происходить с нужной амплитудой и фазой, то это тоже может стать ключевым аргументом в пользу обнаружения вимпов.

Источники:
1) R. Bernabei et al. First results from DAMA/LIBRA and the combined results with DAMA/NaI // препринт arXiv:0804.2741 (17 April 2008).
2) R. Bernabei et al. The DAMA/LIBRA apparatus // препринт arXiv:0804.2738 (17 April 2008).
3) R. Bernabei. First results from DAMA/LIBRA (PowerPoint file, 13 Mb) — доклад на конференции «Neutrino Oscillations in Venice».

См. также:
1) Wimping out в блоге Cocktail party physics.
2) About the DAMA-LIBRA result в блоге A Quantum Diaries Survivor.

Игорь Иванов


42
Показать комментарии (42)
Свернуть комментарии (42)

  • anri  | 21.04.2008 | 12:33 Ответить
    А может быть, другая ориентация стержней к направлению "ветра" в других установках и даёт отсутствие эффекта?
    Ответить
    • feb7 > anri | 21.04.2008 | 19:25 Ответить
      Учитывая суточное вращение Земли, вряд ли "ориентация стержней" существенно влияет на накапливаемую статистику.
      Ответить
    • spark > anri | 21.04.2008 | 20:37 Ответить
      Вимповый ветер чувствуется не поверхностью, а объёмом. Поэтому совершенно не важно, как именно ориентирован кристалл относительно потока вимпов.
      Ответить
      • anri > spark | 21.04.2008 | 23:19 Ответить
        "Размер имеет значение" - размер детектора в направлении потока, если поперечные размеры детектора меньше.
        Ответить
    • Пащенко эколог > anri | 23.04.2008 | 11:48 Ответить
      Тут и ниже писал о необходимости анализа радоновой составляющей более аккуратно
      http://zahav.elementy.ru/blogs/users/vlad/24875/
      // Геология и геофизика, 2006, т.47, N2, c. 201- 215.
      http://www.sibran.ru/psb/show_text.phtml?rus+5751+9
      ЕСЛИ БЫ БЫЛИ БАЗА ДАННЫХ ПО РЕАЛЬНОМУ СЧЕТУ, можно было бы вспомнить старика Миликена (лучи вдоль и по эфирному ветру в его зеркальной стране).
      В данном случае вдоль и по - это применить вращение земли, мат статистику бегущего среднего, 365 оборотов и погрешность, возможно, станет сравнима с годовым ходом авторов, хотя линейные скорости вращение Италии и меньше орбитальной Земли.
      Кто готов достать ПЕРВИЧНЫЕ дат файлы - я готов мат -поусредняться, как и в суточных годовых ходах радона и его ДПР в городе Новосибирске.
      эколог Пащенко
      Ответить
  • SergeyGubanov  | 21.04.2008 | 15:37 Ответить
    Я комментарий там написал:
    http://elementy.ru/blogs/users/sergeygubanov/25052/
    Ответить
    • spark > SergeyGubanov | 21.04.2008 | 20:39 Ответить
      Вы там не учли сразу несколько вещей; см. мой ответ.
      Ответить
  • PavelS  | 21.04.2008 | 20:39 Ответить
    Очень напоминает нейтринные детекторы. Влияние нейтрино точно можно отбросить? Или ещё какую-то фигню, которая зависит от высоты Солнца над горизонтом.

    Вообще, любопытно было бы видеть график зависимости частоты срабатывания от звёздного времени: есть ли направление, когда вимпы в максимуме? Может, это и не вимпы вовсе, а что-то ещё, что может экранироваться Землёй.
    Ответить
    • spark > PavelS | 21.04.2008 | 20:42 Ответить
      Аналогия с нейтринами есть, но только поверхностная. Масса нейтрино очень мала, поэтому оно при столкновении с ядрами почти не передаст им никакую отдачу. А вот масса вимпов ожидается в области нескольких десятков или сотен ГэВ, а это по порядку величины сравнимо с массами ядер.

      Насчет зависимости от высоты Солнца. Группа искала и модуляции потока день/ночь, но ничего статистически значимого не нашла.
      Ответить
      • PavelS > spark | 21.04.2008 | 20:51 Ответить
        А в этой работе импульсы вообще учитываются? Разве можно понять какой механизм вызывает вспышки? Может, нейтрино приводит к ядерной реакции, а может, вимп стукает чисто механически.
        Ответить
        • spark > PavelS | 21.04.2008 | 21:05 Ответить
          Понимаете, нейтрины -- они вполне понятные частицы, и заранее известно, что произойдет, если нейтринный поток такой-то энергии облучит такое-то вещество. Спектр наблюдаемого сигнала совсем не похож на спектр нейтринных сигналов, я уж не говорю, о том, что поток нейтрино на порядки меньше, чем нужно было бы для того, чтоб выдавать такую частоту событий в таком небольшом объеме (вспомните огромные размеры Супер-Камиоканде).

          Я еще раз подчеркиваю утверждение авторов статьи -- за ве это время никем не было выдвинуто ни одного объяснения, удовлетворяющего всем критериям поиска в этом эксперименте.
          Ответить
          • PavelS > spark | 21.04.2008 | 21:23 Ответить
            Да, я заметил что тут килограммы кристаллов а не тонны раствора. Это меня на самом деле удивило - видимо, важную роль играет материал детектора.
            Ответить
            • VEN > PavelS | 22.04.2008 | 23:29 Ответить
              Похоже, что материал детектора действительно важен. :-)

              Хотя, для очередной выдумки теоретиков - т.н. "вимпов", по идее без разницы с каким ядром взаимодействовать: с Na, I, Tl или каким-либо другим...

              Проверить, впрочем, нетрудно. Стоит заменить в этом же детекторе NaI(Tl) на какой-либо другой хим.состав, и все станет ясно. :-)

              А в общем-то новость интересная. Поскольку - экспериментальная.
              А ее теор. интерпретация, к сожалению, в очередной раз близка к бредовой... :-((
              Ответить
              • PavelS > VEN | 23.04.2008 | 01:01 Ответить
                Нетрудно??? !!! Насколько я понимаю, это сравнимо с "сделать новый детектор" и повторить всё заново. Ведь во-первых, проблема получения ядерно-чистых веществ, во-вторых, собрать не загрязняя. По сути, если решены обе проблемы, то тогда имеем необходимость снова ждать пару лет, чтобы набрать статистику...
                Ответить
                • VEN > PavelS | 23.04.2008 | 12:00 Ответить
                  Все верно, эксперимент очень продолжителен по времени. :-)
                  Нетрудно, имеется ввиду видоизменение уже действующего эксперимента.

                  К примеру, я бы заменил в детекторе Na на Li (или K). Если позволяет место (и финансы), то собрал бы рядом с действующим детектором новый - одна половина которого содержала бы литий, вторая - калий.
                  Скорее всего, в доп. детекторе изменится энергетический диапазон 2-6 кэВ, скорее всего сдвинется для лития в меньшую сторону, для калия - в бОльшую.
                  Если это действительно будет так, то детекторы (и прежний и новый) показывают новые (необычные) свойства обычного нейтрино. И дальше стоит "копать" уже в этом направлении, оставив "вимпы" их изобретателям... :-)

                  http://www.goldentime.ru/Cremo_images/i_mendeleev_2003.jpg
                  Ответить
          • VEN > spark | 22.04.2008 | 23:45 Ответить
            > Понимаете, нейтрины -- они вполне понятные частицы, и заранее известно, что произойдет, если нейтринный поток такой-то энергии облучит такое-то вещество. Спектр наблюдаемого сигнала совсем не похож на спектр нейтринных сигналов, я уж не говорю, о том, что поток нейтрино на порядки меньше, чем нужно было бы для того, чтоб выдавать такую частоту событий в таком небольшом объеме (вспомните огромные размеры Супер-Камиоканде).

            Видимо, о нейтрино не все еще известно... :-)

            PS: Придумывать новые частицы (с необходимыми теоретикам свойствами) много проще, чем мучиться с результатами новых экспериментов в рамках уже известных (реальных) частиц. ;-)
            Ответить
  • spark  | 21.04.2008 | 23:44 Ответить
    Вот еще один очень подробный и интересный разбор этого эксперимента:

    http://cosmicvariance.com/2008/04/21/guest-post-juan-collar-on-dark-matter-detection
    Ответить
  • kbob  | 23.04.2008 | 14:21 Ответить
    Вот тут фотография установки
    http://physicsworld.com/cws/article/news/33870
    Из статьи
    http://arxiv.org/pdf/0804.2741v1
    Вот и обяснение!
    Finally, possible side reactions have also been carefully searched for. The only process which has been found as an hypothetical possibility is the muon flux modulation reported by the MACRO experiment. In fact, MACRO has observed that the muon flux shows a nearly sinusoidal time behaviour with one year period and maximum in the summer with amplitude of 2 %; this muon flux modulation is correlated with the temperature of the Earth's atmosphere.
    Ответить
    • VEN > kbob | 23.04.2008 | 19:45 Ответить
      Стало быть - мюонное нейтрино всему виной... :-)
      Ответить
    • spark > kbob | 23.04.2008 | 21:28 Ответить
      Вы не дочитали до конца тот абзац. Авторы делают оценку и показывают в конце, что вариации мюонного потока смогли бы дать сигнал на несколько порядков меньше, чем обнаруженный.

      Я еще раз повторяю -- авторы утверждают, что за все это время никто не смог найти "земного" объяснения наблюдаемым вариациям.
      Ответить
      • kbob > spark | 24.04.2008 | 05:44 Ответить
        Я прочитал, причем даже между строк! Вариации Мюонного потока зависят от температуры атмосферы (которая видимо связана с плотность атмосферы и с ее "оптической" толщиной). Температура атмосферы тоже меняется с периодом 1 год! Так что вариации потока вимпов могут быть связаны и с тем что они тоже по разному поглощаются атмосферой зимой и летом, а не с тем что они как-то коллективно движутся относительно центра галактики.
        Ответить
        • astro > kbob | 24.04.2008 | 11:44 Ответить
          Кстати, максимум приходится на 2 июня - неплохо совпадает с годовым пиком солнечной радиации в северном полушарии.
          Ответить
          • VEN > astro | 24.04.2008 | 21:13 Ответить
            Вот-вот...
            Все совпадает. Посему мюонный поток скорее всего и есть причина колебаний, отмеченных в данном эксперименте.
            Считается, что мюон не может пройти сквозь скалу толщиной в 1,5км, посему остается - только порожденное им при распаде мюонное нейтрино.

            А вот то, что событий слишком много для предположения о нейтрино (как отмечают авторы и Игорь Иванов), говорит о феноменально интенсивном поглощении мюонного нейтрино материалом детектора - сцинтиллятором NaI(Tl) или окружающей его медью. Чего прежде однозначно не наблюдалось.

            Так это и надо изучать, а не "притягивать за уши" очень интересные результаты эксперимента к надуманным "вимпам"... :-)
            Ответить
            • astro > VEN | 24.04.2008 | 23:40 Ответить
              Значит, при учете погрешности измерений, может оказатся что максимум вовсе не 2-го июня, а 22-го? На графике видны большие сдвиги в обе стороны. А кто нибудь проверял насчет корреляции с данными о солнечной активности? Если разброс данных окажется каким либо образом связанным с солнечной активностью, значит они вовсе не исключили "земные" факторы.
              Ответить
              • VEN > astro | 25.04.2008 | 20:45 Ответить
                > А кто нибудь проверял насчет корреляции с данными о солнечной активности? Если разброс данных окажется каким либо образом связанным с солнечной активностью, значит они вовсе не исключили "земные" факторы.

                Судя по тексту - не проверяли.
                Ищут ведь "вимпы"... :-))
                Ответить
          • kbob > astro | 25.04.2008 | 06:17 Ответить
            Нужно провести эксперимент в Южном полушарии!
            Ответить
            • VEN > kbob | 25.04.2008 | 21:03 Ответить
              Хорошая идея... :-)
              Тока гору там надо похожую подыскать, "продырявить" ее, создать в ней лабораторию и сопутствующий ей городок на поверхности.
              В общем - недешево получится, и не быстро...

              Есть более рациональное предложение - поверить данный детектор (вместе со всеми его оболочками защиты) искуственным потоком нейтрино. На предмет аномально большого поглощения нейтрино материалом детектора (или его оболочек защиты).
              Проверка будет похожа на классический эксперимент по открытию мюонного нейтрино: http://nobelprize.org/nobel_prizes/physics/laureates/1988/illpres/hunt.html
              Отличие только в детекторах.
              Ответить
            • astro > kbob | 26.04.2008 | 13:30 Ответить
              Согласен, эксперимент надо обязательно повторить в другом месте и другой командой, как бы дорого это не стоило. Слишком важны последствия для физики и для понимания бытия в целом. Я внимательно прочитал презентацию "доклад на конференции 'Neutrino Oscillations in Venice'"
              (http://neutrino.pd.infn.it/NO-VE2008/Talks/Bernabei.ppt) и должен признаться, похоже они действительно обнаружили необъяснимую модуляцию энергии сцинтилляций периодом в один год. Правда, там нет ни одного графика в абсолютных величинах, все графики взвешенные, что не дает возможности строит гипотез о возможной причине самых сцинтилляций - они заведомо считают, что исключили все знакомые источники. Мне жутко не хочется, чтобы все это оказалось правдой. Подумайте только, они на самом деле утверждают, что обнаружили привилегированную систему координат, находящуюся в абсолютном покое (эти вимпы, хотя и обладают массой, неизвестно почему, не крутятся вокруг центра галактики, поэтому решили, что солнце движется по отношению к ним со скоростью 230км/с). Земля вместе с солнцем медленно двигаясь в этой среде, должна постоянно увлекать за собой эти частицы, тем самым замедляя свое движение и наращивая свою массу. Можно утверждать, что 85% массы земли и солнца приходится на это облако из 'вимпов', которое сопровождает любое массивное тело. Зная плотность распределения 'вимпов' в пространстве, можно рассчитать через какое время земля упадет на солнце вследствие замедления ее скорости и наращивания ее массы.. Тот факт, что 'вимпы' не взаимодействуют с веществом, никак не мешает им скапливаться вокруг центра массы любого массивного объекта, образуя некий газ, чья совокупная масса намного превосходит массу самого объекта. Или, быть может, эти вимпы гвоздиками прибиты к абсолютному пространству, им вовсе запрещено двигаться и скопляться в центры масс небесных тел. Но тогда они просто не смогут делать то, для чего их придумали - для объяснения особенностей движения космических объектов.
              Вот почему, надо очень серьезно отнестись к результатам эксперимента и попробовать найти его косвенные подтверждения или отрицания.
              Ответить
              • PavelS > astro | 28.04.2008 | 18:03 Ответить
                Судя по всему, вы тут излагаете несколько непризнанную теорию. Суть теории скрытой массы, ради которой вимпы были придуманы, заключена в том, что вимпы не локализованы в пределах звёзд, планет и прочих объектов, а облако вимпов образует обширное галактическое гало, гало достаточно однородно.
                Ответить
                • astro > PavelS | 28.04.2008 | 20:39 Ответить
                  Вы меня затрудняете. Где мне ответить? Здесь или ниже, где Вы задаете мой же вопрос? Ладно, здесь я отвечу конкретно и ниже отвечу не повторяясь. Действительно астрофизические наблюдения указывают на то, что вимпы никак не скапливаются в малые объемы типа Солнца, нежели Земли. Я просто спросил - почему?
                  А теперь конкретно. За миллиард лет эти пару вспышек в сутки на килограмм вещества превратятся в 10 в девятой степени килограмм(полагая что масса вимпа равна массе протона). Они-то точно будут захвачены Землей и останутся в ее гравитационном поле.Этого очень мало для какого либо изменения ее орбиты. К счастью, Земля не упадет на Солнце.
                  Ответить
                  • PavelS > astro | 29.04.2008 | 01:12 Ответить
                    Более того, "точно будут захвачены" - не верно, возможно, вимп теряет лишь часть скорости. Но даже 10% скорости, т.е. 1% энергии, будет достаточно, чтобы убежать от Земли. Судя по всему, вимпы никак не накапливаются внутри обычных тел. Насчет нейтронных звёзд и прочей экзотики судить не берусь.

                    Но должен быть ещё 1 эффект: вимпы в окрестности звёзд будут совершать гравитационный манёвр, и часть вимпов будет выбрасываться из Галактики. Эффект, полагаю, не слишком сильный, т.к. сечение рассеяния не очень велико по сравнению с масштабами Галактики - но всё равно много больше, чем значимость эффекта прямых столкновений. Может, по этому эффекту как-то можно было бы что-то тоже найти... (посчитал - ничего найти нельзя. Сила давления на Солнце - сотни Ньютон). Но для массивных звёзд возможно что это и более значимо.
                    Ответить
  • vira  | 24.04.2008 | 14:13 Ответить
    А если все-таки предположить невозможное, например, что гравитационное поле распространяется мгновенно. Соответственно этому и будет наблюдаться дисбаланс между видимой и "невидимой" материей.
    Ответить
  • Alex  | 25.04.2008 | 11:24 Ответить
    Единственный способ доказать не солнечную природу эффекта - построить такую же установку в южном полушарии. Есть ли подобные планы?
    Ответить
  • Alex  | 26.04.2008 | 22:11 Ответить
    Интересно, а как регистрируются события в течение суток? Приводился ли авторами график в шкале 0-24 часа? Не окажется ли, что вспышки регистрируются только в дневное время. Тогда в южном полушарии и строить ничего не надо. Просто внимательно посмотреть на данные с другой стороны. И потроить интенсивность вспышек при разных углах возвышения Солнца.
    Ответить
    • VEN > Alex | 26.04.2008 | 23:39 Ответить
      Интересная мысль...
      Ведь каждая точка на графике в статье имеет не только дату, но и точное время. В "сырых" данных эта инф. наверняка присутствует.
      Стоит заново их обработать, и получится новый, всам деле ОЧЕНЬ интересный график... И практически - бесплатно!!!

      Молодец, Alex. :-)
      Ответить
    • spark > Alex | 27.04.2008 | 01:54 Ответить
      Я уже выше отвечал -- группа искала и модуляции потока день/ночь, но ничего статистически значимого не нашла.
      Ответить
      • VEN > spark | 29.04.2008 | 12:23 Ответить
        > Я уже выше отвечал -- группа искала и модуляции потока день/ночь, но ничего статистически значимого не нашла.

        Вообще-то, интересна модуляция не ВСЕГО потока инф., а только тех его точек, которые образуют периодические кривые, показанные на графиках.

        Было бы интересно посмотреть на какие часы по местному времени они приходятся, и в какой последовательности.
        Быть может именно эти точки (т.е. без точек фона и др.) попадают в дневное время, или имеют какую-нибудь закономерность. Например, от месяца к месяцу или ото дня ко дню...

        Есть ли такая инф. в Инете?
        Ответить
  • PavelS  | 28.04.2008 | 18:08 Ответить
    Тут задумался вот о чем... Почему вимпы образуют гало галактик? Какая такая сила заставила их обращаться вокруг ядра галактики, но причем вращаясь совершенно не так, как врашаются звезды: Солнце летит относительно ближайших звезд со скоростью порядка 15км/с, а относительно вимпов - 230км/c. В смысле, взаимодействие с чем таким крутым так скучковало вимпы вокруг ядра галактики, но совершенно не закрутило их облако? Вопрос актуален, т.к. для интерпретации эксперимента важна модель вимпового ветра, а для этого надо понять, откуда этот ветер взялся.
    Ответить
    • astro > PavelS | 28.04.2008 | 22:29 Ответить
      Я стал медленно переходить в другой лагерь. Мне понравилось число 15км/с. Плюс - минус 30 км/с от 15 км/с создает гораздо больший эффект, чем от 230 км/с. Может на самом деле облако вимпов движется вокруг центра галактики со скоростью 220 км/с, а солнечная система немного запаздывает или опережает течения. Странно, однако, что вектор движения Солнца относительно вимпов совпадает с направлением его движения вокруг центра галактики.
      На счет странного поведения вимпов (почему они не скапливаются в малые объемы и соответственно не ведут себя как материальные точки в масштабах галактики) - мы не знаем ответов на следующие вопросы:
      - взаимодействуют ли они друг с другом
      - если да - как они расщепляются по отношению своих взаимодействий.
      - если они расщепляются - сколько разных типов вимпов на самом деле существует
      - если существуют разные типы вимпов - каковы пространственно-временные характеристики их взаимодействия
      Простая гипотеза, объясняющая почему вимпы не скапливаются в малые объемы - потому что они взаимодействуют друг с другом - т.е. отталкиваются с силой большей силы гравитационного притяжения. Таким образом они расширяют пространство, завлекая за собой и обычную материю.
      Ответить
      • PavelS > astro | 29.04.2008 | 01:05 Ответить
        Нет, если бы вимпы отталкивались бы друг от друга, то тогда они скорее всего не образовывали бы гало галактик, а просто разлетелись бы (не считая необходимости изобретать новые силы). Если бы они вообще сколь-либо значимо взаимодействовали бы 1 с другим - были бы вимповые звёзды и вимповые планеты и типа того.

        Меня же интересует, как произошел захват вимпов галактиками. При формировании звёзд и галактик потенциальная энергия излучается в виде тепла. Как было с вимпами - мне не ясно.

        Про скорость, с которой Солнце летит относительно вимпов - тут большой простор для домыслов. Облако вимпов может быть хоть в среднем и вращается, но может случиться что вращается немного или много медленнее чем галактические звёзды. Так что от 15 до 220км/с можно выбрать любое число на свой вкус, подобрав соответствующую модель вимпового гало. Нижняя граница определяется только 3-ей космической скоростью. Более того, при желании можно предположить что вимпы вообще летят в противонаправлении со звёздами - будет 440км/c.
        Ответить
      • VEN > astro | 29.04.2008 | 12:31 Ответить
        > На счет странного поведения вимпов (почему они не скапливаются в малые объемы и соответственно не ведут себя как материальные точки в масштабах галактики) ...

        Как говорится: "Трудно поймать черную кошку в темной комнате, ..."
        ;-))
        Ответить
        • AGP > VEN | 30.09.2009 | 11:20 Ответить
          Вышеизложенные мысли имеют правильное направление. Но уже давно проблема движения темной материи детально исследована http://www.chronos.msu.ru/RREPORTS/parkhomov_raspredelenie.pdf (Пархомов А.Г. Распределение и движение скрытой материи). В этом исследовании рассчитаны угловые распределения и спектры скоростей темной материи, а также неслабые эффекты гравитационной фокусировки потоков темной материи звездами и планетами.

          Отмечу, что годичный ритм, идентичный обнаруженному итальянцами в их архисложном эксперименте, обнаружен при многолетних непрерывных измерениях радиоактивности Со-60 и Sr-Y-90 ( Пархомов А.Г., Макляев Е.Ф. Исследование ритмов и флуктуаций при длительных измерениях радиоактивности, частоты кварцевых резонаторов, шума полупроводников, температуры и атмосферного давления // Физическая мысль России, ?1, 2004. http://www.chronos.msu.ru/RREPORTS/parkhomov_ritmy/parkhomov_ritmy.htm .
          Наличие годичной ритмики в бета радиоактивности подтверждено американскими и германскими исследователями Jere H. Jenkins, Ephraim Fischbach, John B. Buncher et al. Evidence for Correlations Between Nuclear Decay Rates and Earth-Sun Distance // arXiv:0808.3283v1 [astro-ph]. 25 Aug 2008. http://arxiv.org/abs/0808.3283
          Похоже, все эти результаты - одного поля ягоды. Об этом - в недавно вышедшей книге
          Пархомов А.Г. Космос. Земля. Человек. Новые грани науки. М.: Наука, 2009, 272 с.
          Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»