Татьяна Корчемкина
«Квантик» №3, №4 2025

Художник Алексей Вайнер

Художник Алексей Вайнер

В велогонках (да и в других скоростных соревнованиях) часто возникают ситуации, когда несколько спортсменов финишируют почти одновременно, с разницей в сотые или даже тысячные доли секунды. Невооружённым глазом такую разницу не заметить, да и результат наблюдений невозможно будет доказать или оспорить в случае несогласий с принятым решением.

С появлением фототехники, казалось бы, проблема была решена — просто снимаем на камеру момент, когда гонщики пересекают финишную черту, и точный порядок зафиксирован! Но не тут-то было: если вы когда-нибудь пытались сфотографировать быстро движущиеся объекты, то могли заметить, что результат на фото получается размытым. Гонщики же движутся очень быстро — профессиональные спортсмены-велосипедисты могут поддерживать скорость свыше 40 км/ч — а это значит, что и заветную финишную черту они пересекают очень быстро. Например, если два велогонщика едут со скоростью 43,2 км/ч (то есть 12 м/с) и по расстоянию второй отстаёт от первого на 1 см, то отставание по времени — всего лишь 1/1200 секунды! То есть чтобы камера могла заснять в момент пересечения финишной черты отставание на 1 см, она должна снимать очень быстро.

В настоящее время есть камеры, которые могут сделать даже больше 10000 кадров в секунду. Однако определять точный порядок финиширующих спортсменов научились ещё в 1930-х годах, задолго до высокоскоростных камер (и сейчас часто используют этот же принцип). В чём же секрет?

Перед вами изображение, полученное системой фотофиниша на велогонке Tour de France 2024 (красные линии наложены поверх изображения, они отмечают положения крайних точек передних колёс велосипедов у трёх лидирующих спортсменов — именно по этим точкам определяется порядок финиша участников). Посмотрите на изображение и подумайте, как может быть устроена система фотофиниша.

Tissot, A.S.O.

Tissot, A.S.O.

Обратите внимание на такие вопросы:

1) Почему фон как будто состоит из тонких горизонтальных линий? И почему он такой светлый? В реальности окрестности финишной черты выглядят совсем иначе: дорога не такая светлая, вокруг толпы зрителей, на бортиках — рекламные баннеры...

2) Почему у одних велосипедов колёса идеально круглые, а у других как будто чуть-чуть растянутые?

3) Почему спицы колёс велосипедов на изображении не прямые, а изогнутые, причём каждая по-своему (особенно это заметно у первого и третьего лидирующих велосипедистов)?

Как работает фотофиниш

В предыдущем номере мы посмотрели на изображение фотофиниша с велогонки и задались вопросом, как оно получено и почему фон на нём состоит из тонких горизонтальных светлых линий, изображения разных велосипедистов чуть сжаты или растянуты, а спицы колёс образуют странные узоры.

Tissot, A.S.O.

Tissot, A.S.O.

Дело в том, что система фотофиниша не фотографирует ничего, кроме самой финишной черты! Зато делает это очень часто (раньше, когда одна камера не могла обеспечить нужную частоту кадров, финишную черту фотографировали несколько близко расположенных камер по очереди, через равные доли секунды). В наше время камера запечатлевает полоску шириной всего в один пиксель; из множества таких вертикальных кадров-полосок и склеивается итоговое изображение. То есть перед нами не одна доля секунды, а как бы распечатанный видеоряд, показывающий, как выглядела финишная черта в разные моменты времени.

Любой неподвижный объект при такой съёмке превратится в горизонтальные линии: в вертикальную полоску — кадр, который ловит камера, — будет всё время попадать одно и то же. Поэтому фон состоит из тонких горизонтальных линий, и поэтому он такой светлый: это цвет не дороги, а финишной черты, проведённой светлой краской.

Что же происходит с движущимися объектами? Всё зависит от того, что больше: скорость съёмки или скорость самого объекта. Иными словами, от того, сдвинется ли объект за время между соседними кадрами ровно на ширину полосы, попадающей в кадр, на большее или на меньшее расстояние. Если ровно на ширину полосы, то на изображении фотофиниша форма объекта останется неискажённой, как на обычной фотографии. Если на большее расстояние, то какие-то части объекта не попадут ни на один кадр, и его итоговое изображение будет у же. Если, наоборот, объект за время между кадрами проехал меньше ширины полосы, попадающей в поле зрения камеры, то начало следующего кадра будет повторять конец предыдущего, и итоговое изображение будет шире.

Рис. 1

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 2

Например, нарисуем велосипед на полосатом фоне (рис. 1) так, чтобы в кадр попадала ровно одна полоска, и будем двигать эту картинку мимо камеры с постоянной скоростью.

Если велосипед будет двигаться в два раза быстрее скорости съёмки, то его изображение станет в два раза короче: каждая вторая полоска просто ни разу не попадёт в кадр (рис. 2)! Если, наоборот, велосипед будет двигаться в два раза медленнее, чем снимает камера, то каждая полоска будет сфотографирована два или три раза и на изображении суммарно займёт ширину двух кадров (рис. 3).

Рис. 3

Рис. 3

В реальности в кадр попадает настолько узкое пространство, что неровность линий на итоговом изображении практически незаметна. Кроме того, скорость съёмки подбирают в соответствии со средней скоростью спортсменов — у бегунов и у велосипедистов камеры фотофиниша будут работать с разной частотой кадров. Тем не менее, у более быстрого велосипеда колёса, как и сам велосипед, будут казаться сжатыми (по горизонтали), а у более медленного — вытянутыми. Можно даже определить соотношение скоростей объектов, поделив отношение их длин в реальности на отношение их длин на изображении фотофиниша.

С колёсами всё чуть-чуть сложнее: они не только двигаются мимо камеры, но ещё и вращаются вокруг своей оси. Чтобы понять, что происходит с колесом, посмотрим на пример попроще. Разделим круг «спицами» на секторы (рис. 4, слева), и пусть это разноцветное колесо едет мимо камеры справа налево с такой скоростью, чтобы форма колеса на изображении фотофиниша (рис. 4, справа) оставалась прежней. Рисунок на колесе получился совершенно другой!

Рис. 4

Рис. 4

Каждая спица как граница между секторами оставит на изображении фотофиниша похожий изогнутый след.

На более быстром или более медленном колесе мы увидим тот же рисунок, только более сжатый или растянутый в соответствии со скоростью движения колеса мимо камеры (рис. 5).

Рис. 5

Рис. 5

На соревнованиях, впрочем, скорости спортсменов на финише различаются не сильно, поэтому и колёса велосипедов на изображении фотофиниша выглядят примерно одинаково.


 

0
Написать комментарий

    Элементы

    © 2005–2025 «Элементы»