Григорий Идельсон
«Квантик»№12, 2023

В 1990 году английские генетики описали разветвлённую семью К., у многих членов которой был странный генетический дефект. Несмотря на нормальный интеллект и нормальный слух, они испытывали трудности в каких-то тонких вещах, связанных с обучением и воспроизведением речи. В школе они обычно отставали, и их записывали в аутисты. Прошло много лет, пока поняли, что их дефект к аутизму отношения не имеет. Генетики смогли исследовать три поколения и убедиться, что дефект, судя по всему, связан с одним определённым геном.

В 2001 году этот ген идентифицировали. Им оказался ген фактора транскрипции под названием FoxP2. Название это мало о чём говорит. Факторы транскрипции — это белки, которые садятся на определённый участок ДНК и управляют работой генов. Вскоре выяснилось, что FoxP2 не связан с аутизмом и что из 270 детей с дефектами развития речи из других семей ни у кого не было мутации в этом гене. Семейство К. оказалось уникальным.

Но их дефект действительно связан с обучением речи и способностью её воспроизвести.

Когда у человека работает тот или иной участок мозга, этот участок нуждается в большом количестве кислорода и туда приливает больше крови. Белок, который переносит кислород, — гемоглобин. Он находится в красных кровяных клетках — эритроцитах. Когда гемоглобин нагружен кислородом, у него есть некоторые магнитные свойства, как и у самого кислорода.

Поэтому, если есть возможность рассмотреть магнитные свойства разных участков мозга с помощью метода функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), можно увидеть участки, к которым в данный момент приливает больше крови. Можно задать человеку задачу и посмотреть, как изменилась эта картинка при решении задачи. Те участки, куда при решении задачи стало поступать больше крови, и есть участки мозга, занятые решением задачи.

Способность грамматически понимать речь связана у здоровых людей с областью в коре головного мозга под названием область Брока́. А у членов семейства К., у которых был дефект, были задействованы многие другие участки мозга, но не область Брока.

Отделы мозга, работающие при решении языковых задач у человека без дефекта FoxP2 и у членов семейства К.

Отделы мозга, работающие при решении языковых задач у человека без дефекта FoxP2 (слева) и у членов семейства К. (справа). Показаны правое и левое полушария мозга. Иллюстрация из статьи Liegeois F., Baldeweg T. et al. (2003)

Белок FoxP2 очень консервативен: его последовательность из 715 аминокислот почти одинакова у разных животных. Она полностью совпадает у макаки, гориллы и шимпанзе. Белок мыши отличается от белка шимпанзе только на одну аминокислоту. Но у человека, гены которого совпадают с генами шимпанзе на 98,8%, белок FoxP2 отличается от белка шимпанзе на целых две аминокислоты. Причём обе замены приходятся на аминокислоты, которые одинаковы у всех животных.

Итак, ген FoxP2:
1) как-то связан со способностью обучаться речи;
2) отличается у человека и шимпанзе.

В начале 2000-х годов учёные предполагали, что именно способность к развитой речи помогла современным людям вытеснить неандертальцев, хотя размер мозга у неандертальцев был немного больше. Но когда научились выделять ДНК из неандертальских костей, учёных постигло разочарование: белок FoxP2 устроен у неандертальцев в точности так же, как у современных людей. Сейчас принято считать, что неандертальцы могли говорить не хуже современных людей.

А что делает FoxP2 у животных?

Есть такие популярные домашние певчие птички — зебровые амадины. Они замечательны вот чем: в период полового созревания их самцы начинают учиться петь. Как правило, у каждой птицы своя уникальная мелодия, которой она обучается от отца, с небольшими вариациями. Есть короткий период, в течение которого они способны к обучению. Затем песня фиксируется, и взрослый самец уже больше не способен к обучению и перемене песни. Так вот, FoxP2 появляется у амадин в отделе мозга, отвечающем за обучение, только на период созревания, когда они легко обучаются. A когда обучаемость пропадает — снижается и количество FoxP2. Если избирательно выключить появление FoxP2, птички будут неполно или неточно воспроизводить мелодию.

Зебровая амадина

Зебровая амадина

Летучая мышь гималайский листонос

Летучая мышь гималайский листонос, на ней изучалась роль FoxP2

Другая группа животных, которой важно обучаться какой-то обработке звуковой информации, — летучие мыши. Оказывается, что FoxP2, очень консервативный у всех остальных, у летучих мышей очень разнообразен, причём именно в том участке белка, где находятся две замены у человека.

Многие летучие мыши ориентируются при помощи эхолокации. Они издают очень высокий ультразвук, не слышный или почти не слышный нам, и слышат его отражение от окружающих предметов. Благодаря этому они могут летать в темноте, ни на что не натыкаясь.

У некоторых летучих мышей во внутреннем ухе есть специальная акустическая ямка, обеспечивающая высокую чувствительность к ультразвуку определённой частоты.

Но при таком способе ориентации есть одна проблема.

Частота звука меняется в зависимости от того, насколько быстро движется источник этого звука. Если мы стоим около железной дороги и мимо проходит и гудит локомотив, то, пока он к нам приближается, мы слышим высокий звук, а когда удаляется — низкий. Это так называемый эффект Доплера.

Эффект Доплера

Эффект Доплера: частота и длина волны звука зависит от скорости источника

Он касается не только звука, но и света, хотя и совсем при других скоростях. Астрономы видят его, наблюдая движение дальних галактик. Но в случае звука этот эффект касается реальных скоростей, доступных для летучих мышей.

Чтобы ориентироваться при движении, нужно вводить специальную поправку на эффект Доплера (чтобы возвращающийся звук при эхолокации был той частоты, к которой мышь особо чувствительна). Летучие мыши умеют это делать. Чем быстрее они движутся, тем ниже звук, который они издают — так, чтобы возвращающийся звук был одинаковым.

Рисунок из статьи Schnitzler H.-U., Denzinger A. (2011)

Рисунок из статьи Schnitzler H.-U., Denzinger A. (2011)

Это умение не врождённое, летучие мыши ему учатся, когда учатся летать. Так вот, и здесь оказывается необходим FoxP2. Если избирательно выключить появление FoxP2, летучая мышь теряет способность подстраивать частоту ультразвука.

Исследование FoxP2 ещё далеко не закончено, но, судя по всему, у многих млекопитающих и птиц FoxP2 имеет отношение к обучению обработке сложной звуковой информации, а у людей — к обучению речи.

Художник Алексей Вайнер


1
Показать комментарии (1)
Свернуть комментарии (1)

  • Akito  | 26.08.2024 | 23:55 Ответить
    Интересно, а шимпанзе с FoxP2 как у человека сможет научиться речи или нет?
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»