Борис Штерн
«Троицкий вариант» №2(396), 30 января 2024 года
Оригинал статьи на сайте «Троицкого варианта»

Неделю назад выложили нашу дискуссию с Владимиром Сурдиным и Алексеем Семихатовым про возможность/невозможность/смысл межзвездного перелета, имевшую место в рамках их передачи «Вселенная плюс». Надо сказать, во время дискуссии у каждого была своя роль: Владимир изображал технологического оптимиста, я рубил правду-матку, а Алексей выступал модератором. В результате я получил большое удовольствие, собеседники, по-моему, тоже.
О чем собственно речь. Во-первых, о суровых ограничениях, налагаемых природой на передвижение макроскопических изделий человеческих рук с большими скоростями. Это отнюдь не скорость света. Учитывая всякие неприятные реалии, сбивающие высокий полет фантазии, ограничение снижается до считанных процентов скорости света. Таким образом, сроки достижения ближайших звезд растягиваются до сотен лет, а не самых ближайших — до тысяч.
То есть человек, родившийся на Земле, никогда не ступит на поверхность планеты у другой звезды. Стоит ли тогда вообще рассуждать о межзвездный перелетах? Это зависит от ответа на такой хороший вопрос, как место жизни и разума во Вселенной. Кстати, существует прекрасная книжка Иосифа Самуиловича Шкловского с названием именно из этих ключевых слов: «Вселенная, жизнь, разум», — очень рекомендую. В целом Шкловский смотрел на перспективу найти братьев по разуму довольно скептически.
Со времени написания той книги утекло много воды. С одной стороны, появились оптимистические данные об обилии планетных систем. В Галактике по меньшей мере миллиард землеподобных планет в «зоне жизни» у звезд класса Солнца. Они не найдены напрямую, поскольку против них работает эффект наблюдательной селекции, но такая оценка надежно следует из экстраполяции доступных данных. С другой стороны, существует сильное подозрение, что жизнь, особенно в ее развитом виде, — очень редкий феномен. Так считают многие биологи, занимающиеся вопросами происхождения жизни и эволюции. Эту точку зрения разделяют Евгений Кунин, Михаил Никитин, Александр Марков, Армен Мулкиджанян, интервью с которыми на эту тему публиковались в «Троицком варианте». У них много сильных аргументов, которые мы не будем здесь обсуждать1.
Если это так, то живая Земля — редкий феномен среди огромного множества потенциально плодородных, но безжизненных планет. И тогда у затеи межзвездного перелета появляется смысл, даже не просто смысл, а «великая цель» — распространить земную жизнь на пустынную Галактику. Конечно, сначала нужно удостовериться, что последняя действительно пустынна, поскольку сильное подозрение не является неоспоримым свидетельством. Но так или иначе эта самая великая цель — отличный стимул для развития целого букета наук и технологий — от проблематики происхождения жизни (это сейчас финансируется очень скудно2) до физики ядерных реакторов в нетривиальном режиме работы.
Такова исходная точка многих моих популярных лекций, включая мою позицию в вышеупомянутой дискуссии. Но сейчас речь не о ней самой, а о реакции на нее — в комментариях под видео и в соцсетях. Оставим в стороне комплименты, гораздо интересней критика. Поначалу я ожидал упреков в чрезмерном оптимизме — двигатели, работающие тысячи лет, искусственный интеллект, разворачивающий сложнейшую цепь действий без участия человека, и так далее. Была и такая критика, но до обидного мало — тут есть, что обсуждать. Куда больше мне «прилетело» с противоположной стороны. Вот претензии:
Начнем с первого тезиса. Дело в том, что современная физика еще в прошлом веке отлично изучила все масштабы, доступные человеку. У нас в распоряжении есть законы классической и квантовой механики, электромагнитные взаимодействия, существующие материалы с надеждой сделать их чуть получше и ядерная физика (где замешаны три вида взаимодействий). Гравитация для нас — внешняя сила, которой мы не можем управлять. Физика, которая есть у нас в распоряжении, — далеко не вся физика. Есть масса других сущностей, которые мы видим, но ухватить для своей пользы, в том числе для транспортных нужд, не можем. И в этой физике видны зияющие дыры (например, квантовая гравитация, природа темной материи, энергия вакуума), но заполнение этих дыр не даст ничего для нужд транспорта — это те эмпиреи, где у нас нет никаких рычагов и ручек, чтобы чем-то там оперировать.
Кстати, как насчет всяких «нуль-пространств» и дополнительных измерений? Вот куда бы прорваться! Вполне возможно, существуют «большие» дополнительные измерения, но, если бы туда можно было бы прорваться, это бы распрекрасно почувствовали в физике частиц с помощью всяческих прецизионных измерений. В частности, подобным анализом занимался Валерий Рубаков. Такая возможность могла бы приводить к исчезновению частиц при взаимодействиях, например при аннигиляции е+е- пары в ничто. Подобного в физике частиц не найдено, а про макроскопические объекты и говорить не приходится.
Итак, современная физика развита слишком хорошо, чтобы можно было мечтать о каких-то незамеченных лазейках для новых способов перемещения и принципиально новых источников энергии — всё тщательно обследовано, обшарено и обнюхано. И никаких кротовых нор в пределах досягаемости не видать.
Когда я об этом рассказываю, многие люди обижаются, некоторые настолько, что готовы разорвать меня в клочья. Это портит их картину мира, раскрашенную научной фантастикой прошлого века. Извиняюсь, но истина существует, и для пользы дела лучше ее знать и придерживаться в дерзновенных мечтах. Да, Природа выставила для нас, сделанных из субтильной плоти, уйму непреодолимых барьеров. Однако стою на том, что и внутри этих барьеров человек теоретически способен на всякие достойные дела, включая достижение и колонизацию других планетных систем. Природные ограничения и гигантские межзвездные расстояния — это драма, но кто нам обещал шоу с попкорном?
Пару слов о «безудержном прогрессе» на примере транспорта, который я привел в диспуте. Авиация как транспорт возникла в начале ХХ века. Всего через 30 лет самолет АНТ-25 с экипажем из трех человек совершил перелет из СССР в США через Северный полюс3. Размах крыльев у АНТ-25 примерно как у Boeing 737 — 34 метра. Серийный «Боинг», который летит в несколько раз быстрее и несет в полсотни раз больше людей, появился всего лишь через 30 лет после АНТ-25. С тех пор прошло еще 60 лет — как от начала авиации до серийного Boeing 737. И что? Самолеты стали потише, несколько экономичней и легче в управлении (правда, стремление к автоматизации обернулась двумя катастрофами Boeing 737 MAX) — вот, собственно, и всё. Кстати, сверхзвуковая авиация появилась в то же время, более 60 лет назад. И что? Вместо безудержного прогресса сняли сливки в пространстве возможностей, отпущенных нам Природой, и уперлись. Есть области, где не уперлись, где впереди новый рост. Но в отношении земного транспорта основные сливки уже сняты. Однако, что касается передвижения в космосе: еще остается ядерная энергия. Там барьер лежит при скоростях во много десятков или сотен километров в секунду, если говорить о Солнечной системе, и в тысячах километров в секунду, если говорить о межзвездных перелетах. Мало, но в целом реально и вполне достаточно, чтобы провернуть эпическое мероприятие по экспансии жизни, если человеческий род окажется достойным этого эпоса.

Развитие авиации: а. 1910 (Блерио III); б. 1936 (АНТ 25); в. 1966 (Боинг 737–100); г. 2017 (Боинг 737 MAX). Обратите внимание, что промежутки времени между первым и третьим и между третьим и четвертым снимками близки по продолжительности.
Насчет гуманоидного шовинизма. Я не знаю, что такое сознание и разум, не знаю, возможен ли искусственный интеллект, обладающий этим свойством. Совсем не знаю ничего про возможность и конфигурацию жизни на чипах, но испытываю к этому большой скепсис. А по поводу искусственной модификации человека испытываю скорее ужас, чем скепсис4. Точно могу сказать лишь одно: упование на модификацию разумной жизни, которая решит насущные проблемы, эквивалентна отказу от действия в расчете на чудо. Прилетит вдруг волшебник, а пока расслабимся... То есть разговоры о преодолении межзвездных расстояний новыми искусственными формами жизни я считаю пустыми разговорами и решительно отказываюсь в них участвовать и отвечать на соответствующие комментарии. Это просто неинтересно, просто speculations, или по-русски — словеса.

Закон Мура (Moor’s law) до 2020 года по разным параметрам вычислительных систем
Кстати, и на пути к искусственному интеллекту, скорее всего, есть барьеры. Много шума было по поводу технологической сингулярности. Существует так называемый закон Мура: экспоненциальный рост вычислительных мощностей со временем. До двухтысячного года он выглядел прекрасно по всем показателям. А потом загнулся по всем показателям, кроме параллельного наращивания числа процессоров и транзисторов. Вообще говоря, технологическая сингулярность — это результат дерзновенной экстраполяции по ограниченному отрезку кривой. Однако в отношении искусственного интеллекта основные события еще впереди. Здесь я скорее оптимист и полагаю, что с такими делами, как строительство и развертывание запланированного производства без участия человека ИИ справится. Это может привести к новой революции в рутинной деятельности на Земле (с непонятными социальными последствиями), и это же может сделать вполне реалистичной колонизацию далекой планетной системы через посылку ограниченной массы, прилетевшей за пару тысяч лет через дюжину парсеков.
Почему я пропагандирую эту задачу неопределенного будущего с тысячелетним горизонтом планирования? Потому что уже в настоящем это очень интересная, важная и полезная задача:
Последнее замечание. Прогресс XXI века заложен людьми ХХ века — сейчас он развивается по инерции. Не наступит ли за этим прогрессом деградация? Угроза деградации естественного интеллекта порой кажется куда серьезней, чем страхи по поводу чрезмерного развития искусственного. Именно поэтому для естественного интеллекта нужны мощные и понятные долгоиграющие задачи.
1 См. статьи «Вероятность зарождения жизни» и «Происхождение жизни. Следующие миллиарды лет.
2 См. интервью Бориса Штерна с Александром Марковым «Происхождение жизни: неферментативная репликация».
3 См. Борис Штерн. Тур по Волге с лекциями и просто так 2023, 8:57. YouTube канал Бориса Штерна.
4 См. Борис Штерн. Тур по Волге с лекциями и просто так 2023, 7:20. YouTube канал Бориса Штерна.
Малограмотным быдлом управлять намного проще, чем ...Конечно, проще, но "малограмотное быдло" не умеет в высокие технологии и импортозамещение и у "гениальных стратегов" начинаются серьезные проблемы когда они идут не в ногу с "сияющими демократиями".
Во-первых, в человеческом мозге порядка 90 миллиардов нейронов. И все их нужно "прочитать" одномоментно. Как? Как подвести измерительный "щуп" к каждому? Как снять, как сохранить в одну долю секунды весь этот объём измерений? Во-вторых, сознание человека, вообще, весьма вероятно, невозможно прочитать в виде какого-то статического слепка, это что-то подвижное, динамично меняющееся. Если строить такую динамичную модель - объём информации, по-видимому, увеличивается на порядки. Ей богу, проще прямо сейчас начать строить звездолёт)Если вас погрузить в кому, то ничего "меняющегося" у вас в голове не будет, метаболизм конечно будет идти, но мыслительной активсности никакой. В этот момент можно сделать слепок вашего мозга с помощью томографии высокого разрешения (на порядки более высокого чем сейчас). Не вижу принципиальных трудностей на этому пути.
Будет ли достаточно только визуализации сети связей нейронов? Действительно ли в состоянии комы мозг совершенно неподвижен? Вот небольшая заметка о регистрации какой-то активности в коматозном мозгеНужно проводить эксперименты на более простых мозгах, но "какая-то" активность не означает наличие сознания и мыслей в голове, может быть это "тактовый генератор" работает. Кома должна быть медикаментозная, которая позволяет из нее выйти назад в нормальное состояние, без потери памяти.
Будет ли достаточно только визуализации сети связей нейронов?Разумеется не будет, ибо то, что называется "веса" нейронов в нейросети, в реальном мозге кодируется, в частности, плотностью МОЛЕКУЛ белков-рецепторов на синаптических мембранах. Причём не только пост- - даже в 20-летней давности учебнике по фармакологии для 4 курса мединститута в сноске для интересующихся написано, что рецепторы к нейромедиатору есть и на пресинаптической мембране, что обеспечивает дополнительные контуры обратной связи в пределах ОДНОГО синапса.
Синапсов в большом мозге же, напомню, в среднем в три порядка больше, чем нейронов.Вы прям капитан очевидность, не пробовали внимательнее читать мои комментарии?
Пока вы можете запустить питон и смоделировать мозг мухи на домашнем компьютере - https://neurokernel.github.io/
Чей коннектом был недавно расшифрован (состоит из 3016 нейронов и 548 000 синапсов)
Вы прям капитан очевидностьПрактика показывает, что многие вещи, кажущиеся "очевидными" и "банальными" вовсе не являются таковыми для очень многих: https://www.youtube.com/watch?v=TQwaNAflu8o
не пробовали внимательнее читать мои комментарии?А Вы? У ВАс написано про коннектом мухи, у меня - про синапсы мозга человека и их информационную ёмкость. То, что порядки величин совпадают - хорошо. Пусть это и давно известно многим интересующимся.
даже в 20-летней давности учебнике по фармакологии для 4 курса мединститута в сноске для интересующихся написано, что рецепторы к нейромедиатору есть и на пресинаптической мембране, что обеспечивает дополнительные контуры обратной связи в пределах ОДНОГО синапса.Все это видно в микроскоп и томография БУДУЩЕГО это все увидит
по поводу искусственной модификации человека испытываю скорее ужас, чем скепсис.И зря. Только это могло бы позволить кратно поднять верхний предел продолжительности активной жизни и дать возможность погружаться в длительный гипобиоз. Хотя модификация для этого скорее всего нужна будет действительно довольно глубокая.
Точно могу сказать лишь одно: упование на модификацию разумной жизни, которая решит насущные проблемы, эквивалентна отказу от действия в расчете на чудо.В данном случае дело не в простом уповании, а в оценке довольно конкретных пределов, которые мы можем извлечь из данных, представляемых нам физиологической наукой и другими представителями теплокровных.
полагаю, что с такими делами, как строительство и развертывание запланированного производства без участия человека ИИ справится. Это может привести к новой революции в рутинной деятельности на Земле (с непонятными социальными последствиями), и это же может сделать вполне реалистичной колонизацию далекой планетной системы через посылку ограниченной массы, прилетевшей за пару тысяч лет через дюжину парсеков.А тут возникает ещё ряд вопросов. Сложная автоматика для таких задач должна быть не только достаточно интеллектуальной, но и одновременно - настолько надёжной, чтобы прослужить без обслуживания в течение тысяч(!) лет перелёта и развёртывания на месте назначения, притом в условиях повышеного радиационного фона межзвёздной среды и самых разнообразных иных плохопредсказуемых природных вызовов.
Каковы цели и задачи подобной экспедиции? Программа минимумВ целом такие же как выращивание детей для дальнейшей самостоятельной жизни.
программа максимум?При оптимистическом сценарии не исключена ещё и отправка научных данных колонистами об экзопланете в сторону своей исторической родины. Правда один цикл расселения к пригодным экзопланетам, если оно возможно технически, будет занимать тысячи или десятки тысяч лет...
планеты с существенно бОльшей массой - и, соответственно, бОльшей гравитациейИз первого второе следует сильно не прямо пропорционально. Сила тяжести (ускорение свободного падения) будет определяться не только массой, но и расстоянием до её центра: так, даже в облаках газовых гигантов сила тяжести - всего в пределах 1-2 земной.
люди земного типаНемодифицированные - никуда не долетят живыми. Про это уже писал выше.
если планета целиком может находиться в состоянии "приливного захвата" то и жидкости внутри человека - тем более не свободны в своих движениях.Это вещи, не сопоставимые по масштабу! Приливное действие Луны и Солнца на Землю приблизительно одинаковое. Астронавты на Луне страдали от каких-то приливов крови к голове?
на каком расстоянии (в световых годах) вы надеетесь найти подходящую планетуНе более 30-60.
по вашему мнению, продлится полёт (в земных годах меряя)?Не более 3-6 тысяч.
Штерн как-то озвучивал длительность перелёта в тысячу лет до ближайшего кандидата - вы согласны?Это даже довольно оптимистично. Хорошо если это окажется возможным.
о потенциальной цели полёта мы можем достоверно получить с поверхности Земли/из ближнего космоса? сейчас и в обозримом будущем:массу, парамеры орбиты, радиус, температура, альбедо. Из колебаний альбедо можно установить факт наличия океанов и скорость вращения.
Это в идеале.Вы не ответили про Венеру.
Вы не ответили про Венеру.А что про Венеру? Зная только температурный режим подобных планет, разумеется ни о какой жизнепригодности там не может идти речи.
мы можем, никуда не летая, дать конкретный ответ на вопрос: годится планета для колонизации или нет?Мы можем отсеять однозначно непригодные и ранжировать по благоприятности оставшиеся. И вряд ли последних будет больше чем пальцев на руках или даже на одной руке. Да и сама Земля вряд ли наберёт свободных ресурсов на сильно большее количество звездолётов. Но если коэффициент успешного расселения с одной обжитой планеты будет в среднем даже около 1,5, то все пригодные и достижимые планеты в галактике могут быть заселены так всего за считанные миллионы лет.
Мы можем отсеять однозначно непригодныеКаким образом? Абсолютное большинство известных нонче экзопланет "открыты" при помощи анализа косвенных данных: мы практически никогда не видим саму планету. И даже когда мы "видим" планету в виде пригоршни пикселей - речь идёт обо всяких "супер" Юпитерах, Нептунах, пусть даже Землях - для колонизации они заведомо непригодны. Планеты земного типа мы даже если и "увидим" - то даже не в виде Pale Blue Dot, а в виде нескольких пикселей, и ничего толком о ней сказать не сможем - ну какие там "сияния"...
Не более 3-6 тысяч.Какого рода корабль вы считаете возможным отправить с таким сроком прибытия? Автоматический зонд [в эту категорию попадают и все вариации консервированных бактерий/людей] или нечто типа "корабля поколений"?
Нечто типа sleeper ship c экипажем в прерывистом гипобиозе - как у И.Ефремова ещё было в его сказках.Сказками сыт не будешь - я даже не говорю об осуществимости подобного "sleep sheep". Для поддержания такого состояния экипажа [и его питания, гипобиоз не есть "состояние поваренной соли, которая может миллиарды лет храниться"] - и для поддержания работоспособности корабля - потребуется полностью автоматическая система, работающая без обслуживания и ремонта (и безо всяких "подсказок" с Земли) на протяжении 3+ тысяч лет и даже более: завершение полёта не есть завершение экспедиции. Считаете возможным создать таковую? придётся доказать: сначала создать прототип на Земле или около и именно _доказать_ такую работоспособность. Речь ведь идёт об отправке живых людей и об огромных затратах - как финансов, так и ресурсов.
Для поддержания такого состояния экипажа [и его питания, гипобиоз не есть "состояние поваренной соли, которая может миллиарды лет храниться"] - и для поддержания работоспособности корабля - потребуется полностью автоматическая система, работающая без обслуживания и ремонта (и безо всяких "подсказок" с Земли) на протяжении 3+ тысяч лет и даже болееВо-первых такой системе не требуется быть особо сложнее существующего оборудования для палат интенсивной терапии, а во-вторых - не требуется быть и полностью автономной весь срок полёта. Если бы Вы не пропустили слово "ПРЕРЫВИСТОМ" в исходном сообщении, то стало бы понятно, что выводимые на время из гипобиоза члены экипажа - для профилактики оппортунистических инфекций и застойных явлений - как раз и могли бы вполне заниматься текущим обслуживанием оборудования СЖО.
завершение полёта не есть завершение экспедиции.По завершению полёта происходит высадка всего экипажа на цель в сравнительно краткий срок - даже если это будут многие месяцы - всё равно это не сопоставимо с продолжительностью самого полёта.
Считаете возможным создать таковую? придётся доказать: сначала создать прототип на Земле или около и именно _доказать_ такую работоспособность. Речь ведь идёт об отправке живых людей и об огромных затратах - как финансов, так и ресурсов.Считаю возможным исходя из знаний об уже существующих технологиях и организмах и их физических ограничениях. Дальше обозначенного же намерений углбляться в детали пока не имею, потому и с требованиями доказательств - обращайтесь к энтузиастам.
Какой, кстати, источник энергии будет обеспечивать питанием такую систему без подзарядки/замены 4+ тысячи лет?Той же природы, что и двигательную установку - ядерный.
Ещё между прочим - никакие механические, подверженные износу, системы столько лет не проживут, гироскопы, напримерКонечно, количество механически подвижных деталей в конструкции должно быть минимальным, а оставшиеся - достаточно большими, чтобы повысить надёжность.
вы же хотите поддерживать связь с кораблём?С пингом в годы и годы? Нет большого резона. Достаточно было бы, чтобы хотя бы по прибытии рапортовали.
не только работоспособность системы поддержки во время перелёта надо проверять - а и систем пробуждения, и высадки, и всяческого сопутствующего оборудования, которое вы хотите десантировать на планету, - бездействовавших на протяжении тысячелетий.Разумеется. Именно для этого и нужна возвращаемая тестовая экспедиция к краю Солнечной системы длительностью хотя бы в столетия.
А компьютеры/микроконтроллеры?Даже не говоря о специализированной радиационно-стойкой электронике, марсианский дрон-коптер Ingenuity многократно превысил расчётный срок своей эксплуатации в достаточно суровых условиях, хотя его электроника построена на серийных компонентах массового рынка. Так что надёжность электроники - это меньшее, что тут вызывает беспокойство.
Но даже если ничего в тестовом прототипе не сломается (а оно обязательно сломается, и придётся всё начинать сначала: проектирование/тестирование и проч.) - уже не будет ни тех технологий, ни тех материалов, ни того оборудования, которые использовались в эту "седую старину", ни людей, которые что-то помнят на эту тему: родилось 120 новых поколений...А ещё нужно написать какстрашножытьмывсеумрём, для завершения этой картины пессимистического взгляда на способность цивилизации сохранять свою техническую культуру. Нынешние археологи успешно воссоздают технологии изготовления артефактов древности, реконструировали антикитерский механизм и т.п.
Радиация и так понятна из параметров светила.это внешняя радиация понятна - не уверен, но - пусть; но - не все планеты созданы равными: что если ядро планеты не железно-никелевое с примесями радиоактивных элементов, а сильнорадиоактивное само по себе [возможно? отчего бы и нет]: мы, сидя на печке, это увидим?
если ядро планеты не железно-никелевое с примесями радиоактивных элементов, а сильнорадиоактивное само по себе [возможно? отчего бы и нетНе очень-то возможно: актиноиды выносятся в кору механизмами химической дифференциации, а для выделенного образования долгоиграющих нестабильных изотопов более лёгких элементов среди процессов звзёдного нуклеосинтеза варианты не очень-то находятся: элементный и изотопный состав галактики в целом уже довольно хорошо известен, а наличие какой-то настолько выраженной изотопной аномалии скорее всего "покорёжит" и другие параметры планетной системы настолько, что заведомо лишит её жизнепригодности и это будет хорошо заметно издалека.
корабль, способный не просто пролететь от Солнечной системы до Звезды А, а от звезды А пролететь по дальнейшему маршруту - к звёздам В, С, D и т.д.Это зачем такая фантастика? Цель - создать колонию в конкретной точке назначения. А уже там поселенцы сами при возможности начнут следующий этап расселения дальше, собрав новый ковчег.
Это зачем такая фантастика?Вы можете из пределов Солнечной Системы дать 100% гарантию того, что выбранная вами "конкретная точка назначения" пригодна для колонизации?
Вы можете из пределов Солнечной Системы дать 100% гарантию того, что выбранная вами "конкретная точка назначения" пригодна для колонизации100% гарантию даёт только Госстрах. Но ни один, например, реальный производитель любого вида транспорта не даёт 100% гарантии безопасности и безотказности своих изделий. Это почему-то не мешает автомобилям ездить, судам плавать, а самолётам - летать.
Это почему-то не мешает автомобилям ездитьЭто потому, что авто эти стОят копейки, да и жизни пассажиров - с точки зрения статистики - тоже. А корабль, который будут строить/тестировать тысячи лет, на который потратят "деньги, которые можно отдать врачам/пенсионерам" - права на ошибку не имеет. Вы либо должны гарантировать успех экспедиции к одной конкретной планете, либо иметь возможность продолжить поиск подходящей планеты сколь угодно долго.
на который потратят "деньги, которые можно отдать врачам/пенсионерам" - права на ошибку не имеет.Если бы этот посыл был руководством к действию, то и никакой пилотируемой космонавтики в прошлом веке не было бы.
Сейчас "более другие" временаВы на сейчас планируете строительство звездолёта?
Во-первых, всеобщий трындец настанет на нашей планете намного раньше: просто посмотрите вокруг.Лет десять к ряду пристально смотрю и особого трындеца не замечаю. Обеспеченность маловозобновимыми ресурсами - да, снижается. Но слухи о неизбежном конце света всё же полагаю несколько преувеличенными.
абсолютному большинству всё равно никакая эвакуация не светит, так что встанет вопрос: "почему мы должны тратить безумное количество последних ресурсов ради полусотни избранных при мизерных шансах на успех?"100% людей неизбежно умрут. Почему же они (даже хорошо зная о том) тратят немалое количество своих ресурсов на выращивание детей?
Лет десять к ряду пристально смотрю и особого трындеца не замечаю. Обеспеченность маловозобновимыми ресурсами - да, снижается. Но слухи о неизбежном конце света всё же полагаю несколько преувеличенными.Ну - детский сад... Даже если говорить о ресурсах: что такое 10 лет? да и не о ресурсах речь, а "людЯх", неспособных эти ресурсы поделить.
Вы на сейчас планируете строительство звездолёта?Как уже сказано выше - времени у нас в обрез, да и постройка его займёт тысячи лет, если вообще когда-то закончится.
По всему должно существовать несметное множество планет, породивших жизнь, разум...Должно, да не обязано. Эффект наблюдателя по целому ряду эволюционно-исторических событий от самого зарождения земной жизни, ведущих к появлению наблюдателя и для которых не показано параллельных конвергентных варинатов никто допрежь не отменил.
от последнего мы ждем экспансии, масштабных технологий вроде сферы Дайсона, но нет... А почему - нет?Потому что Космос (Природа) - это не бесплатный магазин бесконечных даров научно-технического прогресса вплоть до всемогущества. И берег их уже давно виден людям осведомлённым.
повторюсь - закон Мура не о них. А именно о всей совокупности, включая новые, которых мы пока даже испугаться еще не можем ввиду недостаточности данных для осмысленных суждений.Вы, конечно, вольны переписывать временную закономерность вместо его автора, который сам отчётливо заявил более 15 лет тому назад, что она прекратит своё действие в этом нашем десятилетии. Но более общепринятой для читателей она оттого не станет. Тем более что она не станет более понятной, если вы в неё включаете "то, сам не знаю что" - "ввиду отсутствия осмысленных данных..."
Борис Штерн