Борис Штерн
«Троицкий вариант» №15(383)
Оригинал статьи на сайте «Троицкого варианта»
Попробуем завести новую рубрику: «Разбор полетов НФ». Что в научной фантастике соответствует науке, что нет, почему, и как оно на самом деле. Никому не придет в голову устраивать разбор, например, «Пикника на обочине». Что такое «комариная плешь» или «ведьмин студень»? Авторы не претендуют на наукообразное объяснение и избегают ответственности, приписывая эти штуки развитой внеземной цивилизации. Никому не придет в голову критиковать и Станислава Лема за «Солярис», где он описывает прекрасным научным языком совершенно вненаучные проявления Океана — «симметриады», «асимметриады» и прочее. Но если автор использует существующие научные понятия и строит на них сюжет, приходится «отвечать за базар». Для начала разбору полетов фантазии подлежит книга Лю Цысиня «Задача трех тел» (внимание: спойлеры).
Сразу надо оговориться, что научно-фантастическая книга — не научная монография, и автор имеет право на нереалистичные допущения. Ценность книги (или ее отсутствие) совсем в другом, и мы беремся за разбор не для того, чтобы «уесть» автора, а в просветительских целях. Поскольку книгу читали (или хотя бы слышали про нее) многие, то сформировалась хорошая подготовленная почва для темы: есть цепкий информационный повод, за что спасибо автору романа.
Фабула такова: в тройной звездной системе Альфа Центавра есть планета под названием Трисолярис, на которой существует цивилизация, которой всё время приходится бороться за жизнь: она то замерзает, то поджаривается, бывают стабильные периоды, которые сменяются хаосом и катаклизмами. Причина — хаотическая и непредсказуемая динамика трех тел (звезд), а непредсказуема она якобы потому, что задача трех тел не имеет аналитического решения. Над этим аналитическим решением трудится эксцентричный землянин, что составляет побочную сюжетную линию романа.
Ньютоновская динамика трех тел описывается очень простой системой трех обыкновенных дифференциальных уравнений:
\(d^2\boldsymbol{x}_1/dt^2=GM_2(\boldsymbol{x}_2-\boldsymbol{x}_1)/{R_{12}}^3+GM_3(\boldsymbol{x}_3-\boldsymbol{x}_1)/{R_{13}}^3\)
\(d^2\boldsymbol{x}_2/dt^2=GM_1(\boldsymbol{x}_1-\boldsymbol{x}_2)/{R_{12}}^3+GM_3(\boldsymbol{x}_3-\boldsymbol{x}_2)/{R_{23}}^3\)
\(d^2\boldsymbol{x}_3/dt^2=GM_1(\boldsymbol{x}_1-\boldsymbol{x}_3)/{R_{13}}^3+GM_2(\boldsymbol{x}_2-\boldsymbol{x}_3)/{R_{23}}^3\)
Где xi — координатный вектор i-го тела, Mi — массы тел, Rij — расстояния между ними, G — гравитационная постоянная. Как видите, всё очень просто: каждое из тел испытывает ускорение по действием тяготения двух других. Однако, несмотря на простоту, эта система уравнений в общем случае не имеет аналитического решения, выражаемого конечной формулой. Аналитическое решение существует, но в виде бесконечного медленно сходящегося ряда. Проще решать вышеприведенные уравнения численными методами «в лоб», чем суммировать этот ряд. Простые аналитические решения задачи трех тел тоже существуют, но только для определенных конфигураций, например если тела сидят в вершинах равностороннего треугольника. Сейчас известно более тысячи конфигураций, для которых существуют периодические аналитические решения. Таких решений бесконечно много, что доказал Пуанкаре, но они составляют меру ноль, и малейшее отклонение от точных начальных условий быстро выводит систему из аналитического поведения.
Есть ли практическая необходимость в аналитическом решении? В романе Лю Цысиня таковое представляется как способ едва ли не спасения трисолярианской цивилизации, дескать, это откроет им будущее, к которому можно будет приспособиться заранее. Проблема в том, что, существуй такое решение, оно было бы неустойчивым: динамика трех тел неустойчива по существу. Ничтожная ошибка в измерении начальных условий привела бы к непредсказуемым отклонениям в скором будущем — уже через несколько динамических времен. Динамическое время в данном случае — понятие растяжимое, можно определить его как средний период обращения тел вокруг барицентра — в таком определении появляется проблема, когда одно из тел отброшено далеко, но пожертвуем строгостью ради наглядности.
Вместе с тем эволюция системы трех тел прекрасно считается численно с любой заданной точностью, в том числе и с практически бесполезной, когда ошибку определяет неточность в знании начальных условий. Поэтому усилия героя романа по аналитическому решению задачи трех тел имели бы чисто академический, а не практический интерес.
Но есть и хорошая новость: таких неудобных звездных систем, как описано в романе, т. е. долгое время находящихся в состоянии динамического хаоса, не бывает.
Альфа Центавра, о которой идет речь в романе, — действительно тройная система, но совсем не такая «зловредная» — она иерархическая и стабильная. Иерархическая структура для тройной системы — это относительно тесная пара и третья звезда «на отшибе». В данном случае «на отшибе» Проксима Центавра, красный карлик — он удален на 0,2 светового года, период обращения — около 500 тыс. лет. Две другие звезды, A и B, — солнцеподобные, движутся по орбите с большой полуосью 23 астрономические единицы (расстояние больше, чем от Солнца до Урана, и меньше, чем до Нептуна) с периодом около 80 лет. У каждой звезды возможны планеты на стабильных орбитах. У Проксимы точно есть одна и, вероятно, еще две. У звезды A есть неподтвержденная планета-гигант (или субгигант типа Нептуна) на орбите, близкой к земной. Это еще один уровень иерархии — такая орбита стабильна. Если у той планеты есть крупный спутник — на нем возможна жизнь, поскольку орбита лежит в зоне обитаемости. Это будет уже четвертый уровень иерархии. Все уровни стабильны, важно, чтобы между ними была большая разница в масштабах — примерно на порядок.
Рис. 1. Система Альфа Центавра. На снимке слева яркая звезда — пара А и B. Проксима Центавра — красноватая точка в центре красного кружка (Skatebiker / «Википедия»). Сверху — снимок космического телескопа «Хаббл» пары A и B (ESA/NASA)
Подавляющее большинство звездных систем именно иерархические. Исключения есть, но это молодые системы с большими динамическими временами — они еще не релаксировали. Итак, среди кратных звезд не существует систем, долгое время находящихся в состоянии динамического хаоса, как это описано в «Задаче трех тел». Но если мы возьмем три тела с примерно одинаковыми массами на примерно одинаковых расстояниях друг от друга и запустим их в произвольных направлениях — так, чтобы они были гравитационно связаны, — то с большой вероятность получится именно система с хаотической динамикой. Звезды рождаются группами именно таким образом. Почему же мы не наблюдаем подобных систем?
Причина проста: в хаотической системе с наибольшей вероятностью одно из тел выкидывается из гравитационно связанной системы обычно за пару десятков динамических времен или даже раньше. Либо система небольшого числа тел становится иерархической сразу, либо она, пройдя через стадию хаоса, выкидывает все лишние тела, пока не станет устойчивой — либо двойной, либо иерархической. Это, так сказать, проза жизни: распад системы — самый распространенный финал.
С одной стороны, численное моделирование системы трех тел — довольно простая и весьма распространенная забава. Существуют простые общедоступные компьютерные программы: задаешь начальные условия системы и смотришь, как движутся частицы, что с ними происходит. Проблема в том, что начальные условия — точка в 18-мерном фазовом пространстве: ни визуализировать, ни разобраться — есть ли там какие-то закономерности в судьбе системы в зависимости от начальных условий. И это при фиксированном соотношении масс!
Поэтому, чтобы увидеть хоть какие-нибудь закономерности, надо брать какое-то двумерное подмножество начальных параметров — лишь так можно составить какое-то впечатление о характере задачи. Есть, например, «гомологическая карта» Агекяна — Аносовой: берем три неподвижных тела равной массы, помещаем одно тело в начало координат (0; 0), второе — в точку (1; 0), третье — в точку (x, y); отпускаем их и прослеживаем эволюцию системы на компьютере. В этой конкретной игре единица времени берется равной 1/2π от начального орбитального периода легкого пробного тела вокруг тела 1 на расстоянии 1. На рис. 2 показан результат моделирования из статьи [1].
Рис. 2. Гомологическая карта Агекяна — Аносовой (см. описание в тексте). По осям координаты третьего тела (первое — в точке (0; 0), второе — в точке (1; 0)). Цвет показывает, как скоро система трех тел распадается на пару + третье тело, улетающее на бесконечность. Красный — одно динамическое время; оранжевый — два; и т. п. Синий цвет — система живет дольше 13 динамических времен
Цвет показывает время до распада — когда одно из тел выходит на траекторию вылета из системы.
Цветовая шкала здесь расширена: темно-синий обозначает время жизни дольше 20 динамических времен.
С первого взгляда картинка выглядит красивой и упорядоченной — красные дуги (быстрый распад), дуги других цветов — более медленный распад. На увеличенном фрагменте карты картина представляется более сложной — есть области стабильного распада, но большая часть — пестрая: стоит немного сдвинуть начальные условия — и время жизни системы резко меняется. А на рис. 4 показан вообще «микроскопический» кусок карты, и по-прежнему картина пестрая. Такое поведение системы принято называть «фрактальным». Авторы статьи утверждают, что фрактальное поведение покрывает 71,4% площади карты, причем это настоящий фрактал с определенной фрактальной (хаусдорфовской) размерностью D = 1,5. Эта же карта исследована до гораздо больших времен в работе [2]. Там найдены точки, где система живет более тысячи динамических времен. Подобные точки близки к стабильным периодическим решениям меры ноль, но близкие долгоживущие решения имеют уже конечный фазовый объем в начальных условиях.
Рис. 3. Увеличенный фрагмент рис. 2. Цветовая шкала та же
При этом периодические решения бывают очень интересными, например осциллирующими, — они радикально меняют свое поведение, потом возвращаются к прежней картине и так до бесконечности. Видимо, что-то подобное имел в виду автор «Задачи трех тел», описывая мир, где периоды хаоса чередуются с периодами стабильности. У таких осциллирующих решений тоже мера ноль, но, может быть, есть системы очень близкие к ним? К сожалению, в реальной жизни есть еще внешние возмущения от пролетающих мимо звезд, которые разрушают конфигурации, близкие с стабильным периодическим решениям. К ничтожно малому стартовому объему добавляются «непредусмотренные» возмущения. Возможно, хаотическая система может держаться в своем хаосе сотни тысяч, может быть, даже миллион лет, но за сотни миллионов, требуемых для возникновения жизни, точно либо распадется до бинарной, либо превратится в иерархическую. Вот мы и не видим таких систем, за исключением молодых с большим динамическим временем.
Рис. 4. Маленький фрагмент рис. 3 — левый нижний угол 1/10 деления рис. 3
Кстати, авторы упомянутых статей обращают на фактическую необратимость динамики трех тел во времени. Отклонения траекторий при бесконечно малом отклонении начальных условий со временем нарастают экспоненциально. Формально каждое решение обратимо во времени, фактически же оно необратимо в присутствии сколь угодно малых возмущений. То есть уже на этом уровне возникает стрела времени.
Здесь применимо нечто вроде критерия Поппера. Попробуем сформулировать его так: «если фантастическое допущение автора может быть опровергнуто строго научными аргументами, то оно принадлежит к жанру научной фантастики». Причем чем больше усилий требуется, чтобы опровергнуть допущение, тем научней фантастика. «Ведьмин студень» Стругацких опровержению не подлежит, поскольку авторы и не пытались растолковать, что это такое в рамках науки. Поэтому «Пикник на обочине» не относится к строго научной фантастике, отчего он не становится хуже. А тут мы чисто научными аргументами опровергли концепцию Трисоляриса из «Задачи трех тел», при этом нам пришлось закапываться довольно глубоко и прибегать к просветительски значимому анализу. То есть эта часть романа по праву может быть названа научно-фантастической. Мы могли бы ограничиться тем, чтобы сказать: «Реальная Альфа Центавра — совсем другая система», — но это было бы неинтересно и не познавательно.
Касательно других фантастических допущений романа. Радиолокация Солнца и усиление радиосигнала его недрами. Здесь наиболее интересно утверждение о фазовом разделе внутри Солнца — резкая граница с падением энергии рентгеновских фотонов и, видимо, уровня ионизации, например железа (об этом автор не пишет, но я бы добавил именно эту деталь). Я даже сходу не могу ее опровергнуть. Скорее всего, ерунда, но это надо считать. Таким образом, данное допущение вполне в рамках научной фантастики. Тем более, что подобные фазовые границы встречаются в межзвездной среде — зоны НI и НII. А то, что радиоволны проникают до этой границы и усиливаются на ней, — ерунда очевидная, это всё еще научная фантастика, поскольку контраргумент — длина поглощения радиоволн в плазме. Правда, этот случай уже ближе к фэнтези или космоопере. А вот история про два «умных» протона, запущенных от Трисоляриса к Земле,— это чистые словеса, там не за что зацепиться. Нагромождение антуражных словес, которые можно было бы передать эквивалентной фразой: «Жители Трисоляриса заколдовали два протона и запустили их к Земле, чтобы те навели на земных ученых порчу». Это совершенно вне рамок научной фантастики.
Таким образом, роман «Задача трех тел» можно отнести к гибридным. Еще раз подчеркну, что это ничего не говорит о его качестве. А есть ли чисто научно-фантастические книги и фильмы? Да сколько угодно, хотя их доля среди того, что именуется научной фантастикой невелика. Из относительно недавнего — «Интерстеллар» (некоторые пассажи опровергаются легко, некоторые требуют усилий), «Марсианин» Энди Вейера, «Ложная слепота» Питера Уотса, книги Грега Игана (многие допущения вполне научны — не только фальсифицируемы, но и верифицируемы). Из тех книг, где фантастические допущения попросту правильны и годятся в качестве приложения к учебнику физики, можно привести «Экспедицию «Тяготение»» Хола Клемента. Конечно, этот анализ не претендует на полноту. Надеюсь, продолжение последует.
1. Lehto H. J., Kotiranta S., Valtonen M. J., Heinämäki P., Mikkola S., Chernin A. D. Mapping the three-body system — decay time and reversibility // Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, Volume 388, Issue 3, 11 August 2008, Pages 965–970.
2. Boekholt T. C. N., Portegies Zwart S. F., Valtonen M. Gargantuan chaotic gravitational three-body systems and their irreversibility to the Planck length // Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, Volume 493, Issue 3, April 2020, Pages 3932–3937.
Растительный мир погибает из-за некоего неубиваемого "патогена", "дышащего" азотом?Видимо тут "ученый изнасиловал киносценариста". В истории земли было Azolla event, когда плавучий папоротник Azolla начал усваивать азот из воздуха, а после смерти тонул на дно, надолго выводя углерод из биологического круговорота, за 0,8 миллиона лет концентрация углекислого газа в воздухе упала с 3500 до 650 ppm. К счастью Azolla не размножается в соленой воде открытых морей, а если бы.... то реально опустить уровень углекислого газа ниже 150 ppm.
Тут много чего можно нафантазировать. Предположить, например, что азотфиксирующие бактерии начали связывать азот в какой-то неудобоваримой для растений форме.Например в виде нитрида кремния, но для связывания всего атмосферного азота пришлось бы "перелопаться половину земной коры".
самый вопиющий киноляп (ИМХО) - это передача морзянкой(!!!)Ну, тут такое... Морзянка - глупо, конечно. Даже несжатые 8 бит двоичного кода были бы эффективнее в плане скорости передачи. Это, вероятно, реверанс в сторону массового зрителя, для которого передача сообщений азбукой Морзе более представима. Вистов "научности" фильму это не прибавляет, но и всерьёз придираться к этому, по-моему, не нужно.
надо было только формулы передать, описывающие это состояние.Из самого фильма это никак не следует. "Квантовые данные" само по себе тоже ахинея. Что именно под этим словосочетанием понималось, в фильме никак не поясняется. Морзянку отстукивал робот, он мог этим заниматься много дольше, чем провёл в "зашкафье" главный герой. Но объем информации, естественно, не обязан быть гигантским. Я уже говорил, что передачу необходимых сведений вполне можно допустить.
по сюжету фильма передача информации занимала времени не больше, чем у астронавта хватало кислорода
морзянка - это тот же двоичный код, только меньшей битности, причем переменной. по этой причине он даже эффективнее, чем 8-битный.Вы ошибаетесь. Код Морзе, в некотором смысле, троичный: точка, тире и паузы между точками/тире. А в силу переменной длины кода для каждой кодируемой буквы, есть специальные удлинённые паузы между буквами, и ещё более длинные - между словами (вместе - уже пять знаков, используемых в коде). Единичный такт - точка. Тире - 3 точки. Пауза между точками/тире - точка. Пауза между буквами в слове - 3 точки. Пауза между словами - 7 точек. Если принять такт азбуки Морзе за 1 бит, то в тексте буква "а" английского алфавита займёт 8 бит: точка, пауза, точка-точка-точка, пауза-пауза-пауза. С учётом трёхбитных пауз между буквами (а иначе буквы не отделить одна от другой), средняя битность 26 букв английского алфавита - 11,2. Да, в осмысленной речи чаще будут попадаться наиболее используемые "короткие" буквы ("е", например), да, можно сократить тире и длинные паузы до двух тактов (средняя битность алфавита в этом случае - 8,8), но ведь не литературное произведение транслируется в фильме из недр Гаргантюа! Транслируются некие "квантовые данные", с обилием цифр, вероятно. А с цифрами у Морзе очень плохо: 17 бит средняя длина для 3-точечных тире и пауз, 13,5 бит - для 2-точечных. Существует укороченная форма записи цифр, но она требует пометок, во избежание путаницы с буквами, и по битности, как минимум, не выигрывает у букв алфавита. А ведь есть ещё чудовищные по своей битности служебные символы, без которых, думается, не обойтись в записи мат.выражений: точка (15 или 14, для 2-точечных тире/пауз), запятая (20/16), скобка (25/17), косая черта (16/13). О какой "меньшей битности" вы говорите?
в цифровом сигнале байты или пакеты байтов тоже надо разделять "паузами"Нет. "Разделители" могут присутствовать физически - в зависимости от конструкции носителя и механики считывания/записи (скажем, на перфоленте рядом пробитые отверстия не становятся сплошной прорезью, потому что пробойник круглый, а лента должна сохранять целостность). Но сама структура кода этого не требует. У нас есть частота, с которой мы считываем очередной бит: отсчитали такт, считали сигнал, 0 или 1. А что было между тактами, между позициями считывающей головки совершенно не важно. Взгляните на QR-код - вы видите "паузы" между слипшимися квадратиками?
сдвиг на один бит и понеслась бессмыслица)Для этого есть метки начала и конца файла, считывания. Есть начало, а дальше знай отсчитывай восьмибитные слова. Кроме того, не такая уж проблема для восьмибитного кода перебрать 8 вариантов со сдвигом на 1 бит.
если считать, что у морзянки код троичный (три состояния одного бита; паузы не в счёт, потому что они стоят рядом), а не двоичный, то это ещё более эффективноХорошо, давайте считать тоичные биты. Итак, условно 0 - "•", 1 - "-", 2 - "_" (пауза между буквами). Точки и тире пауз не требуют, паузы между словами можно исключить, а вот отделять один закодированный символ от другого нужно. В таком случае английская "а" в тексте займёт 3 бита: "•-_". А средняя длина буквы в алфавите составит 4,6 бита. Но букв всего 26! И в троичной (не Морзе) записи их можно уместить всего в 3 бита, потому что 3^3=27 (двадцать седьмым можем ещё пробел записать, например). А ведь ещё цифры (если просто прибавить их к алфавиту, то в среднем потребуется уже 5 бит, а если брать одни цифры - 6. 6 бит "точка-тире-пропуск" только для цифр. Тогда как шесть бит двоичного кода это 64 возможных значения: буквы, цифры и 2 десятка других знаков!). А скобки и запятые - для формул?
передачу двоичного кода посредством стрелок часов вообще трудно себе представитьСекундная стрелка на 12 - "0", секундная стрелка на 1 -"1". И, скажем, 0.5 сек.удержание в каждой позиции. Вы это не можете себе представить?
Т.е. код Морзе в принципе по своей информационной ёмкости проигрывает обычному троичному, двоичному ли коду.зато по эффективности (сжатости и скорости передачи) может превзойти, например 64-битный.
Причина использования в фильме морзянки, повторюсь, только в том, что код Морзе, вероятно более понятен массовому зрителю.он понятен дочери Купера. а это главное! она должна была догадаться, что дергания стрелки часов несут информацию.
Секундная стрелка на 12 - "0", секундная стрелка на 1 -"1". И, скажем, 0.5 сек.удержание в каждой позиции. Вы это не можете себе представить?представить можно, но не для человека. я же понятно выразился:
либо как-то надо определять где пауза, а где нули, используя заголовки пакетов или ещё как-нибудь мудренно. ВОБЩЕМ, НЕ ДЛЯ ЧАСОВ И ИХ ВЛАДЕЛЬЦА ЭТО - двоичный код.)а еще, кодировать вы будете в голове? или выучили все символы ASCII в двоичном представлении?
передачу двоичного кода посредством стрелок часов вообще трудно себе представитьВ фильме показана частотная модуляция времени (показания часов в системе координат покоящегося наблюдателя).
червоточина в фильме выглядит как сфера относительно небольших размеровДопустим, "выглядит". А какую она при этом имеет "массу"? На этот счёт хотелось бы, конечно, узнать мнение специалиста, но у меня реалистичность такого близкого соседства без катастрофических последствий на протяжении полувека вызывает сомнения.
не герои, а колонизаторы повезли с собой пропитание, которое выращивали прямо на корабле-цилиндреВы ошибаетесь. Профессор Брэнд предложил два плана спасения человечества, "А" и "В". План "А" предполагал перемещение всего населения Земли в цилиндрических межзвёздных лоханях. План "В" предполагал, скажем так, создание нового человечества, на случай если "А" не удастся реализовать. Планы не связаны и не обеспечивают друг друга. Для реализации "А" требовалось завершение теории гравитации (или чего-то там), и, как позднее признался Брэнд дочери Купера, работа эта была неисполнимой. Т.е., план "В" изначально являлся единственным вариантом и должен сам себя обеспечивать пищей.
герои получали достаточно сложный сигнал - аудиовизуальные посланияЗапустите "аудиовизуальное послание" какого-нибудь блогера на YouTube. К вам это "послание" транслируется по сети в виде нулей-единиц или как-то "сложнее"?
вы накопали в "интерстелларе" столько "несуразностей", а главный так и не заметили. по сюжету фильма людям настоящего помогли их продвинутые потомки из далекого будущегоНесуразностей намного больше, чем здесь перечислено. Я, всё-таки, оставляю комментарий, а не самостоятельную статью пишу.
а воронка или цилиндрический тоннель - это утрированное её изображение в 4-мерном пространстве, где 3-мерное выглядит как плоскость.Верно. Но смысл этого "утрированного" изображения вы понимаете? Червоточина не просто дырка, в которую можно провалиться лишь непосредственно в неё сунувшись. Это искривлённое пространство и оно искривлено в обширной обрасти вокруг непосредственно "дыры". В некотором смысле, выход червоточины в "плоское" пространство подобен наличию в этом месте массивного тела. Вот я и спрашиваю: насколько массивного? Мне думается, крайне маловероятно, чтобы эта масса не превышала массу какого-нибудь из спутников Сатурна.
вы про аналоговое ТВ и радио слышали?) в космосе наверное не по проводам сигнал передают?А вы полагаете, космические аппараты с Землёй аналоговыми сигналами обмениваются?
хотя считается, что цифровой сигнал более помехоустойчивНе "считается". Так и есть. Смысл "помехоустойчивости" не в том, чтобы на уровне "тут слышу/вижу, а тут нет" убедиться, что "в принципе" сигнал есть и что-то мне там передают, пересыпанное эфирным треском и "солью с перцем". Смысл в том, чтобы каждый блок, каждую элементарную посылку отделить от шумов и уверенно принять.
пятым измерением называли канал, открытый потомками для передачи информации из будущего посредством гравитации или что-то вроде тогоВот именно потому, что это "что-то вроде того", я не вижу смысла это обсуждать. Это, в общем, почти бессодержательное нагромождение словес, которое можно интерпретировать (было бы желание) на любой лад.
физики так её и изображают, проткнув карандашом сложенный лист бумаги.Вы ошибаетесь. Так червоточину изображают популяризаторы науки, чтобы даже школьник мог уяснить основную идею.
чтобы пройти сквозь тоннель и воронку надо потратить время и преодолеть расстояние, а смысл червоточины в том, что ты перемещаешься из одних координат пространства вселенной в другие мгновенно, без затрат времениНет. Дырка в листе бумаги и воронка искривленного "плоского" пространства - две модели разной степени наглядности одного и того же астрофизического объекта. Ни о каком "мгновенном" перемещении речь не идёт.
воронка, о которой вы говорите, засасывает все, что находится рядом и выплевывает это с другой стороныЗемля "засасывает" на свою поверхность всё, что пролетает поблизости? Нет. Что-то оказывается достаточно близко, чтобы упасть. А что-то только меняет траекторию. Как Вояджеры, в своё время, совершили манёвр в гравитационном поле Юпитера.
да и сейчас не запрещено радиолюбителям связываться с космонавтами на коротких волнахА есть любители лошадей. Обучаются верховой езде, совершают верховые прогулки. Но по городу вы же не на пролётке перемещаетесь?
квадратики сыплющегося видеосигнала цифрового тв чем вам не помехи? лично мне они очень мешаютА рябь, полосы через весь экран - вам не мешали в аналоговую эпоху? Нет ничего идеального. Помехи никуда не делись и каким бы "помехоустойчивым" мы ни считали тот или иной способ кодирования, в определённой ситуации и он окажется бессилен.
хотя считается, что цифровой сигнал более помехоустойчивА теперь, прекрасно понимая, что никто и никогда не утверждал обратного, вы заявляете:
принципиально, цифровое тв подвержено помехам? да!И чего вы ждёте от меня в связи с этим "открытием"? Пересказа очередной научно-популярной или энциклопедической статьи, которую вы и сами могли бы прочесть? Тем более, что вы и пересказы-то, похоже, проматываете не читая, ибо не далее, как накануне я уже писал вам:
Нет ничего идеального. Помехи никуда не делись и каким бы "помехоустойчивым" мы ни считали тот или иной способ кодирования, в определённой ситуации и он окажется бессилен.Пора заканчивать эту беседу. Все вопросы, с которых она началась, мы, так или иначе, закрыли. По поводу колонистов и сельхозгрузов, вы ошибку свою, очевидно, поняли, но духу признаться не хватило. По червоточине, если и не согласились со мной, то во всяком случае не можете аргументированно возразить - как и с колонистами, просто сделали вид, что мы это не обсуждали. По поводу связи вы неохотно признали:
сейчас может быть вся связь с космическими аппаратами и цифроваяВаши же жалобы на некачественный тв-сигнал к обсуждаемому фильму отношения не имеют. Их надо решать с конторой, предоставляющей некачественные услуги. До свидания.
"червоточина пропускает только простейший сигнал"...я комментирую
Давно ли последовательность единиц и нулей стала сигналом "сложным"?
герои получали достаточно сложный сигнал - аудиовизуальные посланияочевидно подразумевая АНАЛОГОВЫЙ и В КОСМОСЕ, какой использовался, как минимум, на заре космонавтики.
А кормить всё это великолепие чем будут?можно было бы придумать и поувесистее, например:
Продукт китайского карго-культа по отношению европейской научно-фантастической литературе..Фантастическая литература сама по себе является разжижением мозга, но:
Лю Цысинь, обложка первого издания его романа и постер китайского телесериала на ту же тему 2023 года («Википедия»)