Борис Штерн
«Троицкий вариант» №15(383)

Оригинал статьи на сайте «Троицкого варианта»

Попробуем завести новую рубрику: «Разбор полетов НФ». Что в научной фантастике соответствует науке, что нет, почему, и как оно на самом деле. Никому не придет в голову устраивать разбор, например, «Пикника на обочине». Что такое «комариная плешь» или «ведьмин студень»? Авторы не претендуют на наукообразное объяснение и избегают ответственности, приписывая эти штуки развитой внеземной цивилизации. Никому не придет в голову критиковать и Станислава Лема за «Солярис», где он описывает прекрасным научным языком совершенно вненаучные проявления Океана — «симметриады», «асимметриады» и прочее. Но если автор использует существующие научные понятия и строит на них сюжет, приходится «отвечать за базар». Для начала разбору полетов фантазии подлежит книга Лю Цысиня «Задача трех тел» (внимание: спойлеры).

Сразу надо оговориться, что научно-фантастическая книга — не научная монография, и автор имеет право на нереалистичные допущения. Ценность книги (или ее отсутствие) совсем в другом, и мы беремся за разбор не для того, чтобы «уесть» автора, а в просветительских целях. Поскольку книгу читали (или хотя бы слышали про нее) многие, то сформировалась хорошая подготовленная почва для темы: есть цепкий информационный повод, за что спасибо автору романа.

Лю Цысинь, обложка первого издания его романа и постер китайского телесериала

Лю Цысинь, обложка первого издания его романа и постер китайского телесериала на ту же тему 2023 года («Википедия»)

Фабула такова: в тройной звездной системе Альфа Центавра есть планета под названием Трисолярис, на которой существует цивилизация, которой всё время приходится бороться за жизнь: она то замерзает, то поджаривается, бывают стабильные периоды, которые сменяются хаосом и катаклизмами. Причина — хаотическая и непредсказуемая динамика трех тел (звезд), а непредсказуема она якобы потому, что задача трех тел не имеет аналитического решения. Над этим аналитическим решением трудится эксцентричный землянин, что составляет побочную сюжетную линию романа.

Формулировка задачи

Ньютоновская динамика трех тел описывается очень простой системой трех обыкновенных дифференциальных уравнений:

\(d^2\boldsymbol{x}_1/dt^2=GM_2(\boldsymbol{x}_2-\boldsymbol{x}_1)/{R_{12}}^3+GM_3(\boldsymbol{x}_3-\boldsymbol{x}_1)/{R_{13}}^3\)

\(d^2\boldsymbol{x}_2/dt^2=GM_1(\boldsymbol{x}_1-\boldsymbol{x}_2)/{R_{12}}^3+GM_3(\boldsymbol{x}_3-\boldsymbol{x}_2)/{R_{23}}^3\)

\(d^2\boldsymbol{x}_3/dt^2=GM_1(\boldsymbol{x}_1-\boldsymbol{x}_3)/{R_{13}}^3+GM_2(\boldsymbol{x}_2-\boldsymbol{x}_3)/{R_{23}}^3\)

Где xi — координатный вектор i-го тела, Mi — массы тел, Rij — расстояния между ними, G — гравитационная постоянная. Как видите, всё очень просто: каждое из тел испытывает ускорение по действием тяготения двух других. Однако, несмотря на простоту, эта система уравнений в общем случае не имеет аналитического решения, выражаемого конечной формулой. Аналитическое решение существует, но в виде бесконечного медленно сходящегося ряда. Проще решать вышеприведенные уравнения численными методами «в лоб», чем суммировать этот ряд. Простые аналитические решения задачи трех тел тоже существуют, но только для определенных конфигураций, например если тела сидят в вершинах равностороннего треугольника. Сейчас известно более тысячи конфигураций, для которых существуют периодические аналитические решения. Таких решений бесконечно много, что доказал Пуанкаре, но они составляют меру ноль, и малейшее отклонение от точных начальных условий быстро выводит систему из аналитического поведения.

Есть ли практическая необходимость в аналитическом решении? В романе Лю Цысиня таковое представляется как способ едва ли не спасения трисолярианской цивилизации, дескать, это откроет им будущее, к которому можно будет приспособиться заранее. Проблема в том, что, существуй такое решение, оно было бы неустойчивым: динамика трех тел неустойчива по существу. Ничтожная ошибка в измерении начальных условий привела бы к непредсказуемым отклонениям в скором будущем — уже через несколько динамических времен. Динамическое время в данном случае — понятие растяжимое, можно определить его как средний период обращения тел вокруг барицентра — в таком определении появляется проблема, когда одно из тел отброшено далеко, но пожертвуем строгостью ради наглядности.

Вместе с тем эволюция системы трех тел прекрасно считается численно с любой заданной точностью, в том числе и с практически бесполезной, когда ошибку определяет неточность в знании начальных условий. Поэтому усилия героя романа по аналитическому решению задачи трех тел имели бы чисто академический, а не практический интерес.

Но есть и хорошая новость: таких неудобных звездных систем, как описано в романе, т. е. долгое время находящихся в состоянии динамического хаоса, не бывает.

Какие бывают кратные звездные системы

Альфа Центавра, о которой идет речь в романе, — действительно тройная система, но совсем не такая «зловредная» — она иерархическая и стабильная. Иерархическая структура для тройной системы — это относительно тесная пара и третья звезда «на отшибе». В данном случае «на отшибе» Проксима Центавра, красный карлик — он удален на 0,2 светового года, период обращения — около 500 тыс. лет. Две другие звезды, A и B, — солнцеподобные, движутся по орбите с большой полуосью 23 астрономические единицы (расстояние больше, чем от Солнца до Урана, и меньше, чем до Нептуна) с периодом около 80 лет. У каждой звезды возможны планеты на стабильных орбитах. У Проксимы точно есть одна и, вероятно, еще две. У звезды A есть неподтвержденная планета-гигант (или субгигант типа Нептуна) на орбите, близкой к земной. Это еще один уровень иерархии — такая орбита стабильна. Если у той планеты есть крупный спутник — на нем возможна жизнь, поскольку орбита лежит в зоне обитаемости. Это будет уже четвертый уровень иерархии. Все уровни стабильны, важно, чтобы между ними была большая разница в масштабах — примерно на порядок.

Рис. 1. Система Альфа Центавра

Рис. 1. Система Альфа Центавра. На снимке слева яркая звезда — пара А и B. Проксима Центавра — красноватая точка в центре красного кружка (Skatebiker / «Википедия»). Сверху — снимок космического телескопа «Хаббл» пары A и B (ESA/NASA)

Подавляющее большинство звездных систем именно иерархические. Исключения есть, но это молодые системы с большими динамическими временами — они еще не релаксировали. Итак, среди кратных звезд не существует систем, долгое время находящихся в состоянии динамического хаоса, как это описано в «Задаче трех тел». Но если мы возьмем три тела с примерно одинаковыми массами на примерно одинаковых расстояниях друг от друга и запустим их в произвольных направлениях — так, чтобы они были гравитационно связаны, — то с большой вероятность получится именно система с хаотической динамикой. Звезды рождаются группами именно таким образом. Почему же мы не наблюдаем подобных систем?

Игра «третий лишний»

Причина проста: в хаотической системе с наибольшей вероятностью одно из тел выкидывается из гравитационно связанной системы обычно за пару десятков динамических времен или даже раньше. Либо система небольшого числа тел становится иерархической сразу, либо она, пройдя через стадию хаоса, выкидывает все лишние тела, пока не станет устойчивой — либо двойной, либо иерархической. Это, так сказать, проза жизни: распад системы — самый распространенный финал.

С одной стороны, численное моделирование системы трех тел — довольно простая и весьма распространенная забава. Существуют простые общедоступные компьютерные программы: задаешь начальные условия системы и смотришь, как движутся частицы, что с ними происходит. Проблема в том, что начальные условия — точка в 18-мерном фазовом пространстве: ни визуализировать, ни разобраться — есть ли там какие-то закономерности в судьбе системы в зависимости от начальных условий. И это при фиксированном соотношении масс!

Поэтому, чтобы увидеть хоть какие-нибудь закономерности, надо брать какое-то двумерное подмножество начальных параметров — лишь так можно составить какое-то впечатление о характере задачи. Есть, например, «гомологическая карта» Агекяна — Аносовой: берем три неподвижных тела равной массы, помещаем одно тело в начало координат (0; 0), второе — в точку (1; 0), третье — в точку (xy); отпускаем их и прослеживаем эволюцию системы на компьютере. В этой конкретной игре единица времени берется равной 1/2π от начального орбитального периода легкого пробного тела вокруг тела 1 на расстоянии 1. На рис. 2 показан результат моделирования из статьи [1].

Рис.2. Гомологическая карта Агекяна — Аносовой

Рис. 2. Гомологическая карта Агекяна — Аносовой (см. описание в тексте). По осям координаты третьего тела (первое — в точке (0; 0), второе — в точке (1; 0)). Цвет показывает, как скоро система трех тел распадается на пару + третье тело, улетающее на бесконечность. Красный — одно динамическое время; оранжевый — два; и т. п. Синий цвет — система живет дольше 13 динамических времен

Цвет показывает время до распада — когда одно из тел выходит на траекторию вылета из системы.

Цветовая шкала здесь расширена: темно-синий обозначает время жизни дольше 20 динамических времен.

С первого взгляда картинка выглядит красивой и упорядоченной — красные дуги (быстрый распад), дуги других цветов — более медленный распад. На увеличенном фрагменте карты картина представляется более сложной — есть области стабильного распада, но большая часть — пестрая: стоит немного сдвинуть начальные условия — и время жизни системы резко меняется. А на рис. 4 показан вообще «микроскопический» кусок карты, и по-прежнему картина пестрая. Такое поведение системы принято называть «фрактальным». Авторы статьи утверждают, что фрактальное поведение покрывает 71,4% площади карты, причем это настоящий фрактал с определенной фрактальной (хаусдорфовской) размерностью D = 1,5. Эта же карта исследована до гораздо больших времен в работе [2]. Там найдены точки, где система живет более тысячи динамических времен. Подобные точки близки к стабильным периодическим решениям меры ноль, но близкие долгоживущие решения имеют уже конечный фазовый объем в начальных условиях.

Рис. 3. Увеличенный фрагмент рис. 2

Рис. 3. Увеличенный фрагмент рис. 2. Цветовая шкала та же

При этом периодические решения бывают очень интересными, например осциллирующими, — они радикально меняют свое поведение, потом возвращаются к прежней картине и так до бесконечности. Видимо, что-то подобное имел в виду автор «Задачи трех тел», описывая мир, где периоды хаоса чередуются с периодами стабильности. У таких осциллирующих решений тоже мера ноль, но, может быть, есть системы очень близкие к ним? К сожалению, в реальной жизни есть еще внешние возмущения от пролетающих мимо звезд, которые разрушают конфигурации, близкие с стабильным периодическим решениям. К ничтожно малому стартовому объему добавляются «непредусмотренные» возмущения. Возможно, хаотическая система может держаться в своем хаосе сотни тысяч, может быть, даже миллион лет, но за сотни миллионов, требуемых для возникновения жизни, точно либо распадется до бинарной, либо превратится в иерархическую. Вот мы и не видим таких систем, за исключением молодых с большим динамическим временем.

Рис. 4. Маленький фрагмент рис. 3

Рис. 4. Маленький фрагмент рис. 3 — левый нижний угол 1/10 деления рис. 3

Кстати, авторы упомянутых статей обращают на фактическую необратимость динамики трех тел во времени. Отклонения траекторий при бесконечно малом отклонении начальных условий со временем нарастают экспоненциально. Формально каждое решение обратимо во времени, фактически же оно необратимо в присутствии сколь угодно малых возмущений. То есть уже на этом уровне возникает стрела времени.

Что можно отнести к научной фантастике

Здесь применимо нечто вроде критерия Поппера. Попробуем сформулировать его так: «если фантастическое допущение автора может быть опровергнуто строго научными аргументами, то оно принадлежит к жанру научной фантастики». Причем чем больше усилий требуется, чтобы опровергнуть допущение, тем научней фантастика. «Ведьмин студень» Стругацких опровержению не подлежит, поскольку авторы и не пытались растолковать, что это такое в рамках науки. Поэтому «Пикник на обочине» не относится к строго научной фантастике, отчего он не становится хуже. А тут мы чисто научными аргументами опровергли концепцию Трисоляриса из «Задачи трех тел», при этом нам пришлось закапываться довольно глубоко и прибегать к просветительски значимому анализу. То есть эта часть романа по праву может быть названа научно-фантастической. Мы могли бы ограничиться тем, чтобы сказать: «Реальная Альфа Центавра — совсем другая система», — но это было бы неинтересно и не познавательно.

Касательно других фантастических допущений романа. Радиолокация Солнца и усиление радиосигнала его недрами. Здесь наиболее интересно утверждение о фазовом разделе внутри Солнца — резкая граница с падением энергии рентгеновских фотонов и, видимо, уровня ионизации, например железа (об этом автор не пишет, но я бы добавил именно эту деталь). Я даже сходу не могу ее опровергнуть. Скорее всего, ерунда, но это надо считать. Таким образом, данное допущение вполне в рамках научной фантастики. Тем более, что подобные фазовые границы встречаются в межзвездной среде — зоны НI и НII. А то, что радиоволны проникают до этой границы и усиливаются на ней, — ерунда очевидная, это всё еще научная фантастика, поскольку контраргумент — длина поглощения радиоволн в плазме. Правда, этот случай уже ближе к фэнтези или космоопере. А вот история про два «умных» протона, запущенных от Трисоляриса к Земле,— это чистые словеса, там не за что зацепиться. Нагромождение антуражных словес, которые можно было бы передать эквивалентной фразой: «Жители Трисоляриса заколдовали два протона и запустили их к Земле, чтобы те навели на земных ученых порчу». Это совершенно вне рамок научной фантастики.

Таким образом, роман «Задача трех тел» можно отнести к гибридным. Еще раз подчеркну, что это ничего не говорит о его качестве. А есть ли чисто научно-фантастические книги и фильмы? Да сколько угодно, хотя их доля среди того, что именуется научной фантастикой невелика. Из относительно недавнего — «Интерстеллар» (некоторые пассажи опровергаются легко, некоторые требуют усилий), «Марсианин» Энди Вейера, «Ложная слепота» Питера Уотса, книги Грега Игана (многие допущения вполне научны — не только фальсифицируемы, но и верифицируемы). Из тех книг, где фантастические допущения попросту правильны и годятся в качестве приложения к учебнику физики, можно привести «Экспедицию «Тяготение»» Хола Клемента. Конечно, этот анализ не претендует на полноту. Надеюсь, продолжение последует.


1. Lehto H. J., Kotiranta S., Valtonen M. J., Heinämäki P., Mikkola S., Chernin A. D. Mapping the three-body system — decay time and reversibility // Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, Volume 388, Issue 3, 11 August 2008, Pages 965–970.

2. Boekholt T. C. N., Portegies Zwart S. F., Valtonen M. Gargantuan chaotic gravitational three-body systems and their irreversibility to the Planck length // Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, Volume 493, Issue 3, April 2020, Pages 3932–3937.


38
Показать комментарии (38)
Свернуть комментарии (38)

  • kbob  | 14.09.2023 | 06:39 Ответить
    Есть еще один роман, где рассматривается задача 3-х тел. Хол Клемент: Огненный цикл. Правда там автор прямо говорит о нестабильности такой системы:
    https://libcat.ru/knigi/fantastika-i-fjentezi/262279-74-hol-klement-ognennyj-cikl.html#text

    Случилось одно из двух: либо сравнительно недавно Тиир был захвачен Альционом, либо гигантская звезда действительно сформировалась по соседству с этим карликом. Я лично склонен признать вторую гипотезу; мы находимся в недрах звездного скопления, где пространство, если можно так выразиться, насыщено газом и пылью. Более чем вероятно, что, если ранее Тиир не принадлежал к этому скоплению, его вторжение произвело достаточно возмущений и по соседству с ним началась конденсация.

    — Не спорю, эта гипотеза полностью совпадает с геологическими данными, но разве она не подтверждает мои предположения относительно способности абьерменцев приспосабливаться к новым условиям?

    — В каком-то смысле — да, но мне трудно представить себе органическую структуру, которая могла бы приспособиться к тому, что ожидает эту систему в ближайшем будущем. Повторяю, пространство здесь насыщено газом и пылью. Следовательно, это среда, в которой постоянно происходит трение. Именно поэтому возможно и другое предположение — что Тиир был захвачен Альционом. Из-за трения орбита Тиира непрерывно укорачивается. С каждым годом он все дольше задерживается в «горячей» зоне, и с каждым годом сокращается время его пребывания в отдалении от Альциона, то есть именно то время, когда может жить народ Дара. И если Альцион не вылетит из Плеяд, а этого, по-видимому, не случится, то через полмиллиона или через миллион лет красное солнце вместе с Абьерменом упадет на него.
    Ответить
  • pale  | 14.09.2023 | 09:20 Ответить
    "А есть ли чисто научно-фантастические книги и фильмы? Да сколько угодно... Из относительно недавнего — «Интерстеллар»..." - да ну? Если автор утверждает это на полном серьёзе, мне очень хотелось бы увидеть в его исполнении разбор этого фильма.
    Насколько я могу судить, из науки в "Интерстелларе" всего две вещи: а) черные дыры существуют, б) время и пространство в их окрестности причудливо искажаются. Ну, формально ещё можно записать червоточину - сия "зверушка" на теоретическом уровне учеными обсуждается. Но всё остальное?!
    Растительный мир погибает из-за некоего неубиваемого "патогена", "дышащего" азотом? Причём, поражает этот патоген, почему-то отдельные виды сельхозкультур, а не угнетает всю флору разом, а ещё из-за него скоро будет нечем дышать. Это что за набор слов вообще?
    Червоточина. На орбите Сатурна. Я достаточно далёк от этих материй, но искривление пространства, позволившее соединить Солнечную систему с отдалённым местом Вселенной, должно быть сравнимо с искривленем, создаваемым телом как минимум звёздной массы - это ведь не аккуратная дырочка от спицы в листе бумаги, а скорее, огромная сужающаяся воронка? Но если по соседству с Сатурном всплывет тело звёздной массы, в Солнечной системе все орбиты пойдут на перекосяк.
    Летят основывать колонию для спасения человечества. Прихватив с собой банки с зародышами для быстрого роста численности. Ага. А кормить всё это великолепие чем будут? Герои не везут с собой даже семенной кукурузы, не говоря уже о всех прочих (а их много разных должно быть) сельхозгрузах. Они голод намерены оставить на Земле как пустой холодильник?
    CASE и TARS. Чрезвычайно продвинутые роботы, которые даже шутить умеют. Для чего было засылать десяток смертников - с запасами пищи, воды и т.д. - если есть такие роботы? Они могли оценить планеты на предмет пригодности для жизни быстрее, эффективнее и даже не опускаясь на поверхность! А этот перл из уст бородатого "насовца" - "червоточина пропускает только простейший сигнал" и потому, де, НАСА ничего не ведают о судьбе засланных исследователей?! Давно ли последовательность единиц и нулей стала сигналом "сложным"? Это же лютейший бред!
    Ответить
    • kbob > pale | 14.09.2023 | 11:49 Ответить
      Растительный мир погибает из-за некоего неубиваемого "патогена", "дышащего" азотом?
      Видимо тут "ученый изнасиловал киносценариста". В истории земли было Azolla event, когда плавучий папоротник Azolla начал усваивать азот из воздуха, а после смерти тонул на дно, надолго выводя углерод из биологического круговорота, за 0,8 миллиона лет концентрация углекислого газа в воздухе упала с 3500 до 650 ppm. К счастью Azolla не размножается в соленой воде открытых морей, а если бы.... то реально опустить уровень углекислого газа ниже 150 ppm.
      Это наверняка погубит все растения. Сначала умрут все деревья. Неспособные размножаться при концентрациях ниже 150 ppm, они просто не оставят потомства. Затем низкий уровень СО2 вызовет ледниковый период, что станет причиной вымирания остальных видов.
      Ответить
      • pale > kbob | 14.09.2023 | 12:33 Ответить
        Тут много чего можно нафантазировать. Предположить, например, что азотфиксирующие бактерии начали связывать азот в какой-то неудобоваримой для растений форме. Но всё это так или иначе не работает. В том и другом случае, речь не о поражении "патогеном" конкретных видов растений, а об угнетении флоры вообще, ввиду вывода из оборота CO2 или азота. И в том и в другом случае это (в первом приближении) "лечится" производством углекислого газа или азотных удобрений.
        Ответить
        • kbob > pale | 15.09.2023 | 09:47 Ответить
          Тут много чего можно нафантазировать. Предположить, например, что азотфиксирующие бактерии начали связывать азот в какой-то неудобоваримой для растений форме.
          Например в виде нитрида кремния, но для связывания всего атмосферного азота пришлось бы "перелопаться половину земной коры".
          Приходится констатировать, что человечество за всю свою тысячелетнюю историю не смогло придумать ни одного правдоподобного сценария "конца света".
          Ответить
    • yurik > pale | 14.09.2023 | 22:37 Ответить
      Коль уж заговорили про "Интерстеллар", не могу не вставить свои 5 копеек ...
      - Оказаться на водной планете с орбитой вокруг черной дыры и не подумать о приливных волнах ...
      - Но самый вопиющий киноляп (ИМХО) - это передача морзянкой(!!!) - не представляю какого количества информации - о структуре пространственно-временного континуума внутри черной дыры. Когда я, будучи школьником, набирал на программируемом калькуляторе мнемонический код из напечатанного ... не помню, может "Юного Техника", чтобы запустить компьютерную игру, любая ошибка приводила к сбою. А тут часики двигаются ... Убило!
      Ответить
      • гравицап > yurik | 14.09.2023 | 23:55 Ответить
        а что делать, если под рукой только управляемая гравитация? ну, впрочем узоры на песке рисовать можно было бы. но где именно? и кому? вот рисует кто-то узоры на пшеничных полях - попробуй расшифруй, если получится) а если и "расшифруешь", то могут и за чудика принять и оформить в соответствующую палату ))
        а часы по сюжету фильма были единственным связующим звеном между отцом и дочерью. да и морзянку понять проще, чем какие-то узоры. и доказать разумность отправителя сообщения не составит труда.
        Ответить
      • pale > yurik | 15.09.2023 | 10:06 Ответить
        самый вопиющий киноляп (ИМХО) - это передача морзянкой(!!!)
        Ну, тут такое... Морзянка - глупо, конечно. Даже несжатые 8 бит двоичного кода были бы эффективнее в плане скорости передачи. Это, вероятно, реверанс в сторону массового зрителя, для которого передача сообщений азбукой Морзе более представима. Вистов "научности" фильму это не прибавляет, но и всерьёз придираться к этому, по-моему, не нужно.
        Что касается передачи достаточного объёма информации - это допущение, которое, в целом, можно принять. Морзянку отстукивает робот, не человек, приём сигнала тоже можно автоматизировать, чтобы исключить ошибки по невнимательности оператора. Объём данных нам не известен, скорость передачи и длительность передачи всего пакета можно оценить лишь очень приблизительно. Трудно утверждать категорически, что это невозможно.
        А часы, как верно отметил выше гравицап - то, что оказалось под рукой и почти буквально связывало отца и дочь. С художественной точки зрения оправданно и красиво.
        Ответить
        • yurik > pale | 15.09.2023 | 11:53 Ответить
          Согласен с вами - нет претензий к художественной части - все для масс, все для победы.
          Душевный режиссерский ход с часиками тоже канает - каждый додумывает в меру своих способностей как это можно осуществить вплоть до автоматизации процесса, fault tolerance, 2-phase-commit, etc
          Мой опус был по-поводу невозможности передавать большие обьемы информации по средствам азбуки Морзе. По крайней мере, за период человеческой жизни, как это представлено в фильме
          Ответить
          • pale > yurik | 16.09.2023 | 11:43 Ответить
            Ну, если представить, что передача одного знака занимает в среднем 5 секунд, за 10 лет непрерывной передачи наберётся более 1 миллиона знаков, или около 1Мб в двоичной форме (по хорошему, конечно, передача должна повториться хотя бы дважды, потому что принимающая сторона начало передачи пропустила). "Война и мир" в формате .epub с сайта Культура.РФ весит почти вдвое больше.
            Много это или мало? Зависит от самих данных: от их объёма (может, нужно всего несколько точных значений констант передать) и структуры (упорядочить, чтобы сократить транслируемый объём знаков). Вообще, конечно, канал очень узкий.
            Ответить
          • гравицап > yurik | 17.09.2023 | 03:34 Ответить
            зачем передавать данные о состоянии чёрной дыры? надо было только формулы передать, описывающие это состояние.
            по сюжету фильма передача информации занимала времени не больше, чем у астронавта хватало кислорода) его потом успешно выкинуло на орбиту сатурна, откуда его и забрали. но по времени на земле прошли годы, пока он был в чёрной дыре.
            единственный серьезный киноляп в интерстелларе - это то, что время в чёрной дыре и время, которое астронавт, будучи там, наблюдал на земле, текли одинаково.
            из-за разницы хода часов, он действительно не успел бы отправить достаточно много информации, пока его дочь не состарилась прямо на его глазах .
            Ответить
            • pale > гравицап | 17.09.2023 | 08:19 Ответить
              надо было только формулы передать, описывающие это состояние.
              по сюжету фильма передача информации занимала времени не больше, чем у астронавта хватало кислорода
              Из самого фильма это никак не следует. "Квантовые данные" само по себе тоже ахинея. Что именно под этим словосочетанием понималось, в фильме никак не поясняется. Морзянку отстукивал робот, он мог этим заниматься много дольше, чем провёл в "зашкафье" главный герой. Но объем информации, естественно, не обязан быть гигантским. Я уже говорил, что передачу необходимых сведений вполне можно допустить.
              Ответить
        • гравицап > pale | 16.09.2023 | 00:01 Ответить
          морзянка - это тот же двоичный код, только меньшей битности, причем переменной. по этой причине он даже эффективнее, чем 8-битный.
          Ответить
          • pale > гравицап | 16.09.2023 | 09:52 Ответить
            морзянка - это тот же двоичный код, только меньшей битности, причем переменной. по этой причине он даже эффективнее, чем 8-битный.
            Вы ошибаетесь. Код Морзе, в некотором смысле, троичный: точка, тире и паузы между точками/тире. А в силу переменной длины кода для каждой кодируемой буквы, есть специальные удлинённые паузы между буквами, и ещё более длинные - между словами (вместе - уже пять знаков, используемых в коде). Единичный такт - точка. Тире - 3 точки. Пауза между точками/тире - точка. Пауза между буквами в слове - 3 точки. Пауза между словами - 7 точек. Если принять такт азбуки Морзе за 1 бит, то в тексте буква "а" английского алфавита займёт 8 бит: точка, пауза, точка-точка-точка, пауза-пауза-пауза. С учётом трёхбитных пауз между буквами (а иначе буквы не отделить одна от другой), средняя битность 26 букв английского алфавита - 11,2. Да, в осмысленной речи чаще будут попадаться наиболее используемые "короткие" буквы ("е", например), да, можно сократить тире и длинные паузы до двух тактов (средняя битность алфавита в этом случае - 8,8), но ведь не литературное произведение транслируется в фильме из недр Гаргантюа! Транслируются некие "квантовые данные", с обилием цифр, вероятно. А с цифрами у Морзе очень плохо: 17 бит средняя длина для 3-точечных тире и пауз, 13,5 бит - для 2-точечных. Существует укороченная форма записи цифр, но она требует пометок, во избежание путаницы с буквами, и по битности, как минимум, не выигрывает у букв алфавита. А ведь есть ещё чудовищные по своей битности служебные символы, без которых, думается, не обойтись в записи мат.выражений: точка (15 или 14, для 2-точечных тире/пауз), запятая (20/16), скобка (25/17), косая черта (16/13). О какой "меньшей битности" вы говорите?
            Ответить
            • гравицап > pale | 17.09.2023 | 01:10 Ответить
              я не уверен, что в цифровом электрическом сигнале между единицами и нулями в байте нету пауз. те же CD-диски, как я понимаю, между физическими единицами и нулями имеют промежутки.

              в цифровом сигнале байты или пакеты байтов тоже надо разделять "паузами" и/или заголовками. иначе будет мешанина единиц и нулей в которой ничего не раберешь: сдвиг на один бит и понеслась бессмыслица)

              один символ морзянки - это от двух до максимум семи точек и тире. т.е. в среднем 4-5 бит. даже если считать, что у морзянки код троичный (три состояния одного бита; паузы не в счёт, потому что они стоят рядом), а не двоичный, то это ещё более эффективно. это может быть неэффективным, если только переводить морзянку в двоичный код и передавать, как единицы и нули. тогда цепочка растянется. а чем больше можно использовать состояний (промежуточных положений) стрелки часов, тем больше эффективность сигнала. аналоговый сигнал короче его цифрового аналога. даже десятиричная запись "255" короче, чем двоичная "11111111", hex код ещё короче - "FF". аналоговый вообще одним "битом" передаётся.
              если бы речь шла о неэффективности передачи информации посредством часов, то тут не может быть никаких возражений, инерция стрелок часов не позволит передавать на большой скорости никакой сигнал, даже двоичный код. но, что касается морзянки, как кода для передачи сигнала, то у неё перед двоичным кодом есть вышеназванные преимущества.
              передачу двоичного кода посредством стрелок часов вообще трудно себе представить. это либо разные уровни колебания стрелки, что превращает его в троичный (а при 8 стандартных битах это вовсе не эффективней морзянки), либо как-то надо определять где пауза, а где нули, используя заголовки пакетов или ещё как-нибудь мудренно. вобщем, не для часов и их владельца это - двоичный код.)
              Ответить
              • pale > гравицап | 17.09.2023 | 09:00 Ответить
                в цифровом сигнале байты или пакеты байтов тоже надо разделять "паузами"
                Нет. "Разделители" могут присутствовать физически - в зависимости от конструкции носителя и механики считывания/записи (скажем, на перфоленте рядом пробитые отверстия не становятся сплошной прорезью, потому что пробойник круглый, а лента должна сохранять целостность). Но сама структура кода этого не требует. У нас есть частота, с которой мы считываем очередной бит: отсчитали такт, считали сигнал, 0 или 1. А что было между тактами, между позициями считывающей головки совершенно не важно. Взгляните на QR-код - вы видите "паузы" между слипшимися квадратиками?
                сдвиг на один бит и понеслась бессмыслица)
                Для этого есть метки начала и конца файла, считывания. Есть начало, а дальше знай отсчитывай восьмибитные слова. Кроме того, не такая уж проблема для восьмибитного кода перебрать 8 вариантов со сдвигом на 1 бит.
                если считать, что у морзянки код троичный (три состояния одного бита; паузы не в счёт, потому что они стоят рядом), а не двоичный, то это ещё более эффективно
                Хорошо, давайте считать тоичные биты. Итак, условно 0 - "•", 1 - "-", 2 - "_" (пауза между буквами). Точки и тире пауз не требуют, паузы между словами можно исключить, а вот отделять один закодированный символ от другого нужно. В таком случае английская "а" в тексте займёт 3 бита: "•-_". А средняя длина буквы в алфавите составит 4,6 бита. Но букв всего 26! И в троичной (не Морзе) записи их можно уместить всего в 3 бита, потому что 3^3=27 (двадцать седьмым можем ещё пробел записать, например). А ведь ещё цифры (если просто прибавить их к алфавиту, то в среднем потребуется уже 5 бит, а если брать одни цифры - 6. 6 бит "точка-тире-пропуск" только для цифр. Тогда как шесть бит двоичного кода это 64 возможных значения: буквы, цифры и 2 десятка других знаков!). А скобки и запятые - для формул?
                Вы почему давеча назвали Морзе "двоичным кодом"? Потому что значащих знаков впрямь два. Пропуски нужны только чтобы не запутаться в кодах переменной длины. Т.е. код Морзе в принципе по своей информационной ёмкости проигрывает обычному троичному, двоичному ли коду. И раз уж есть возможность на циферблате обозначать 3 разных сигнала - можно и больше. Почему бы восьмеричный не использовать? Или даже упомянутый вами hex?
                Причина использования в фильме морзянки, повторюсь, только в том, что код Морзе, вероятно более понятен массовому зрителю.
                передачу двоичного кода посредством стрелок часов вообще трудно себе представить
                Секундная стрелка на 12 - "0", секундная стрелка на 1 -"1". И, скажем, 0.5 сек.удержание в каждой позиции. Вы это не можете себе представить?
                Ответить
                • гравицап > pale | 19.09.2023 | 14:11 Ответить
                  Т.е. код Морзе в принципе по своей информационной ёмкости проигрывает обычному троичному, двоичному ли коду.
                  зато по эффективности (сжатости и скорости передачи) может превзойти, например 64-битный.
                  Причина использования в фильме морзянки, повторюсь, только в том, что код Морзе, вероятно более понятен массовому зрителю.
                  он понятен дочери Купера. а это главное! она должна была догадаться, что дергания стрелки часов несут информацию.
                  думаю, что морзянка радистом распознается легко. в любом виде.
                  вряд ли бы она поняла двоичный код и тем более допустила мысль, что это её отец что-то там строчит машинными кодами, и это не наводки с высоковольтной линии электросети. )
                  Ответить
                • гравицап > pale | 19.09.2023 | 14:50 Ответить
                  Секундная стрелка на 12 - "0", секундная стрелка на 1 -"1". И, скажем, 0.5 сек.удержание в каждой позиции. Вы это не можете себе представить?
                  представить можно, но не для человека. я же понятно выразился:
                  либо как-то надо определять где пауза, а где нули, используя заголовки пакетов или ещё как-нибудь мудренно. ВОБЩЕМ, НЕ ДЛЯ ЧАСОВ И ИХ ВЛАДЕЛЬЦА ЭТО - двоичный код.)
                  а еще, кодировать вы будете в голове? или выучили все символы ASCII в двоичном представлении?
                  Ответить
              • kbob > гравицап | 17.09.2023 | 09:22 Ответить
                передачу двоичного кода посредством стрелок часов вообще трудно себе представить
                В фильме показана частотная модуляция времени (показания часов в системе координат покоящегося наблюдателя).
                Ответить
                • гравицап > kbob | 19.09.2023 | 14:58 Ответить
                  я имею ввиду таблицу ASCII в двоичном представлении, когда дергаешь стрелки вручную. мало найдется людей которые знают её всю хотя бы в символьном представлении )
                  вот вы, например, знаете какой код соответствует букве "А", а какой цифре "0"? а теперь переведите их в двоичный код, чтобы подергать стрелки часов и чтобы принимающий не сбился и не перепутал начало одной буквы и конец второй.)
                  я себе НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮ, как вы это реализуете.
                  хотелось бы увидеть воочию. )
                  а вот морзянку радист отстукает на чем угодно.)
                  Ответить
    • гравицап > pale | 14.09.2023 | 23:45 Ответить
      надеюсь, первые колонизаторы марса учтут все ваши и бесчисленное кол-во других возможных замечаний и продумают всё до мелочей и на все случаи жизни )
      Ответить
    • гравицап > pale | 15.09.2023 | 00:01 Ответить
      червоточина в фильме выглядит как сфера относительно небольших размеров, причем созданная людьми далёкого будущего.

      не герои, а колонизаторы повезли с собой пропитание, которое выращивали прямо на корабле-цилиндре, на внутренней поверхности которого засеянные поля и дома землян.

      герои получали достаточно сложный сигнал - аудиовизуальные послания.

      вы накопали в "интерстелларе" столько "несуразностей", а главный так и не заметили. по сюжету фильма людям настоящего помогли их продвинутые потомки из далекого будущего. а на кой, спрашивается, им это было надо, если сами они живы и здоровы и ничто им уже не угрожает? вот в чем главный и необъяснимый парадокс! )
      Ответить
      • pale > гравицап | 15.09.2023 | 09:11 Ответить
        червоточина в фильме выглядит как сфера относительно небольших размеров
        Допустим, "выглядит". А какую она при этом имеет "массу"? На этот счёт хотелось бы, конечно, узнать мнение специалиста, но у меня реалистичность такого близкого соседства без катастрофических последствий на протяжении полувека вызывает сомнения.
        не герои, а колонизаторы повезли с собой пропитание, которое выращивали прямо на корабле-цилиндре
        Вы ошибаетесь. Профессор Брэнд предложил два плана спасения человечества, "А" и "В". План "А" предполагал перемещение всего населения Земли в цилиндрических межзвёздных лоханях. План "В" предполагал, скажем так, создание нового человечества, на случай если "А" не удастся реализовать. Планы не связаны и не обеспечивают друг друга. Для реализации "А" требовалось завершение теории гравитации (или чего-то там), и, как позднее признался Брэнд дочери Купера, работа эта была неисполнимой. Т.е., план "В" изначально являлся единственным вариантом и должен сам себя обеспечивать пищей.
        И, кстати, откуда в лоханях посевы и деревья? Если "патоген" вездесущ и неистребим, и всё-всё, кроме кукурузы, давно извёл?
        герои получали достаточно сложный сигнал - аудиовизуальные послания
        Запустите "аудиовизуальное послание" какого-нибудь блогера на YouTube. К вам это "послание" транслируется по сети в виде нулей-единиц или как-то "сложнее"?
        вы накопали в "интерстелларе" столько "несуразностей", а главный так и не заметили. по сюжету фильма людям настоящего помогли их продвинутые потомки из далекого будущего
        Несуразностей намного больше, чем здесь перечислено. Я, всё-таки, оставляю комментарий, а не самостоятельную статью пишу.
        Что же касается "главного", по вашего мнению, ляпа, я вообще не вижу смысла обсуждать это. "Потомки из далёкого будущего"? А в другом месте Купер называет их "существами из пятого измерения". Мы этих "существ-потомков" не видим. Кто они? Были ли они? Понять решительно невозможно. Несвязные и голословные утверждения Купера пусть останутся на его совести.
        Впрочем, возможно, на этот - откровенно сказочный - момент мне всё же следовало обратить внимание, подвергая сомнению "чистую" научно-фантастичность фильма.
        Ответить
        • гравицап > pale | 15.09.2023 | 23:38 Ответить
          червоточина в виде 3D сферы удобна тем, что в нее можно входить с любой стороны и выходить с обратной стороны будешь соответственно тому, в каком направлении ты в неё входил.
          а воронка или цилиндрический тоннель - это утрированное её изображение в 4-мерном пространстве, где 3-мерное выглядит как плоскость.

          вы про аналоговое ТВ и радио слышали?) в космос наверное не по проводам сигнал передают? хотя даже проводное радио на кухне тоже не в виде единиц и нулей передается)

          хотя считается, что цифровой сигнал более помехоустойчив, но зато аналоговый пролезет везде. вот цифровая тв картинка при слабом сигнале сыплется на квадратики - ничего не разберешь, а аналоговая пусть шумит, но разобрать в принципе можно.

          робот транслировал дочери астронавта информацию, полученную от кого-то из "пятого измерения", а не гениальные расчеты её отца. а пятым измерением называли канал, открытый потомками для передачи информации из будущего посредством гравитации или что-то вроде того.
          Ответить
          • pale > гравицап | 16.09.2023 | 10:25 Ответить
            а воронка или цилиндрический тоннель - это утрированное её изображение в 4-мерном пространстве, где 3-мерное выглядит как плоскость.
            Верно. Но смысл этого "утрированного" изображения вы понимаете? Червоточина не просто дырка, в которую можно провалиться лишь непосредственно в неё сунувшись. Это искривлённое пространство и оно искривлено в обширной обрасти вокруг непосредственно "дыры". В некотором смысле, выход червоточины в "плоское" пространство подобен наличию в этом месте массивного тела. Вот я и спрашиваю: насколько массивного? Мне думается, крайне маловероятно, чтобы эта масса не превышала массу какого-нибудь из спутников Сатурна.
            вы про аналоговое ТВ и радио слышали?) в космосе наверное не по проводам сигнал передают?
            А вы полагаете, космические аппараты с Землёй аналоговыми сигналами обмениваются?
            ))
            хотя считается, что цифровой сигнал более помехоустойчив
            Не "считается". Так и есть. Смысл "помехоустойчивости" не в том, чтобы на уровне "тут слышу/вижу, а тут нет" убедиться, что "в принципе" сигнал есть и что-то мне там передают, пересыпанное эфирным треском и "солью с перцем". Смысл в том, чтобы каждый блок, каждую элементарную посылку отделить от шумов и уверенно принять.
            пятым измерением называли канал, открытый потомками для передачи информации из будущего посредством гравитации или что-то вроде того
            Вот именно потому, что это "что-то вроде того", я не вижу смысла это обсуждать. Это, в общем, почти бессодержательное нагромождение словес, которое можно интерпретировать (было бы желание) на любой лад.
            Ответить
            • гравицап > pale | 17.09.2023 | 00:40 Ответить
              червоточина именно дырка, а не длинный тоннель и тем более воронка. физики так её и изображают, проткнув карандашом сложенный лист бумаги.
              чтобы пройти сквозь тоннель и воронку надо потратить время и преодолеть расстояние, а смысл червоточины в том, что ты перемещаешься из одних координат пространства вселенной в другие мгновенно, без затрат времени.
              но лично у меня сама возможность червоточин любой природы вызывает обоснованные сомнения.
              но, если немного пофантазировать, то можно представить себе, что воронка, о которой вы говорите, засасывает все, что находится рядом и выплевывает это с другой стороны в другой точке вселенной. тогда мы должны бы наблюдать такие источники, выплевывающие из себя материю на огромной скорости. квазары с их джетами вроде бы подходят. но по идее они должны работать одновременно и в другом направлении, проглатывая огромное количество окружающей их материи. если квазары - это червоточины, то не завидую я тем, кто в них попадет) их он их выплюнет в другом конце вселенной уже в виде атомов и частиц.))

              сейчас может быть вся связь с космическими аппаратами и цифровая, но так было не всегда. да и сейчас не запрещено радиолюбителям связываться с космонавтами на коротких волнах.

              квадратики сыплющегося видеосигнала цифрового тв чем вам не помехи? лично мне они очень мешают)
              Ответить
              • pale > гравицап | 17.09.2023 | 09:54 Ответить
                физики так её и изображают, проткнув карандашом сложенный лист бумаги.
                Вы ошибаетесь. Так червоточину изображают популяризаторы науки, чтобы даже школьник мог уяснить основную идею.
                чтобы пройти сквозь тоннель и воронку надо потратить время и преодолеть расстояние, а смысл червоточины в том, что ты перемещаешься из одних координат пространства вселенной в другие мгновенно, без затрат времени
                Нет. Дырка в листе бумаги и воронка искривленного "плоского" пространства - две модели разной степени наглядности одного и того же астрофизического объекта. Ни о каком "мгновенном" перемещении речь не идёт.
                воронка, о которой вы говорите, засасывает все, что находится рядом и выплевывает это с другой стороны
                Земля "засасывает" на свою поверхность всё, что пролетает поблизости? Нет. Что-то оказывается достаточно близко, чтобы упасть. А что-то только меняет траекторию. Как Вояджеры, в своё время, совершили манёвр в гравитационном поле Юпитера.
                да и сейчас не запрещено радиолюбителям связываться с космонавтами на коротких волнах
                А есть любители лошадей. Обучаются верховой езде, совершают верховые прогулки. Но по городу вы же не на пролётке перемещаетесь?
                квадратики сыплющегося видеосигнала цифрового тв чем вам не помехи? лично мне они очень мешают
                А рябь, полосы через весь экран - вам не мешали в аналоговую эпоху? Нет ничего идеального. Помехи никуда не делись и каким бы "помехоустойчивым" мы ни считали тот или иной способ кодирования, в определённой ситуации и он окажется бессилен.
                Вы, по всей видимости, очень плохо представляете, о чём сейчас говорите. Что даёт "помехозащищённость"? Возможность при той же мощности передатчика принимать сигнал на большем расстоянии. Или для связи на прежнем расстоянии использовать передатчик менее мощный.
                Почему тв-картинка разваливается на квадраты. А вы знаете, что видеосигнал очень сильно сжат? До того, что если разделить видеопоток на число кадров и точек в каждом кадре, на одну точку придется меньше бита информации (хотя формально каждая точка представлена 24 битами - 3 канала по 8 бит в каждом). При таком сильном сжатии, естественно, потери одного бита достаточно, чтобы серьёзно исказить картинку. В силу применения межкадрового сжатия, изображение остаётся искаженным какое-то время - до поступления следующего ключевого кадра.
                Но тв-передачи - это развлечение. Вы поморщитесь, потеряв на секунду лицо телеведущего, но и только. Там, где точность передачи критична, используется сжатие без потерь (в отличие от тв), используются контрольные суммы и передача дублируется несколько раз.
                Ответить
                • гравицап > pale | 18.09.2023 | 09:47 Ответить
                  по городу чаще всего пешком) могу на велосипеде или самокате.
                  на танке или самолете точно не езжу) у всего свое предназначение.

                  принципиально, цифровое тв подвержено помехам? да! потому что я их наблюдаю. остальное - отговорки.

                  вы знаете почему меломаны предпочитают CD-дискам виниловые диски?)
                  у аналогового сигнала свои преимущества. конечно, к передаче символьной информации это отношения не имеет. тем не менее.

                  звук и изображение при связи с космонавтами вполне допустимо отправлять в аналоговом виде. это не так критично - видите те ли вы лицо и слышите голос с незначительными помехами или без, главное, чтобы связь была. качество и точность важнее для передачи научной информации: компьютерные данные, фото и т.п.

                  хорошо бы, если только на секунду) несколько каналов цифрового тв вообще не ловятся, при том же отдалении от телевышки. особенно при плохой погоде!
                  песок на картинке и фоновое шипение (которое можно было ослабить регулировкой ВЧ) бесили гораздо меньше, чем бульканье и сплошные тетрисы на экране)
                  то же и с мобильной связью. напрямую зависит от погоды - есть ли 4G или нету. вот вам наглядный пример "помехоустойчивости" цифрового сигнала))
                  Ответить
                  • pale > гравицап | 18.09.2023 | 21:35 Ответить
                    Ну вот и недобросовестная риторика в ход пошла.
                    Ваши слова несколько дней назад:
                    хотя считается, что цифровой сигнал более помехоустойчив
                    А теперь, прекрасно понимая, что никто и никогда не утверждал обратного, вы заявляете:
                    принципиально, цифровое тв подвержено помехам? да!
                    И чего вы ждёте от меня в связи с этим "открытием"? Пересказа очередной научно-популярной или энциклопедической статьи, которую вы и сами могли бы прочесть? Тем более, что вы и пересказы-то, похоже, проматываете не читая, ибо не далее, как накануне я уже писал вам:
                    Нет ничего идеального. Помехи никуда не делись и каким бы "помехоустойчивым" мы ни считали тот или иной способ кодирования, в определённой ситуации и он окажется бессилен.
                    Пора заканчивать эту беседу. Все вопросы, с которых она началась, мы, так или иначе, закрыли. По поводу колонистов и сельхозгрузов, вы ошибку свою, очевидно, поняли, но духу признаться не хватило. По червоточине, если и не согласились со мной, то во всяком случае не можете аргументированно возразить - как и с колонистами, просто сделали вид, что мы это не обсуждали. По поводу связи вы неохотно признали:
                    сейчас может быть вся связь с космическими аппаратами и цифровая
                    Ваши же жалобы на некачественный тв-сигнал к обсуждаемому фильму отношения не имеют. Их надо решать с конторой, предоставляющей некачественные услуги. До свидания.
                    Ответить
                    • гравицап > pale | 19.09.2023 | 11:32 Ответить
                      просьба, не переворачивайте мои слова на свой лад.

                      я просто сказал "хотя СЧИТАЕТСЯ, что цифровой сигнал более помехоустойчив".
                      вы же мне на это начали что-то там утверждать, как будто я не прав.
                      хотя я не утверждал ни прямого, ни обратного, а сказал, что "считается".
                      я же потом просто показал на примере, что он не всегда помехоустойчив.
                      и, что помехи цифрового тв сигнала убивают даже весь сигнал (либо сплошные нечитаемые квадраты, либо черный экран - сигнал есть, но не распознается декодером), тогда как в аналоговом остается полезная информация.
                      те же глушители сотовых сетей не аналоговый же сигнал глушат!
                      если сравнивать разные способы борьбы с помехами, то и для аналогового могу назвать вполне работоспособные.

                      вы пишете
                      "червоточина пропускает только простейший сигнал"...
                      Давно ли последовательность единиц и нулей стала сигналом "сложным"?
                      я комментирую
                      герои получали достаточно сложный сигнал - аудиовизуальные послания
                      очевидно подразумевая АНАЛОГОВЫЙ и В КОСМОСЕ, какой использовался, как минимум, на заре космонавтики.
                      а вы скорее всего догадываясь о чем я говорю, тем не менее приводите пример с роликами из Youtube.
                      причем здесь ролики в Youtube и интернет, который изначально был проводным и цифровым? или вы думаете, что я не знаю о существовании различных способов кодирования сигнала, как аналогового так и цифрового? если так, то вы глубоко заблуждаетесь.

                      я не признаю, а допускаю, что
                      "сейчас МОЖЕТ быть вся связь с космическими аппаратами и цифровая" но МОЖЕТ быть и не вся! потому что у аналоговой связи есть свои достоинства.

                      фильм я смотрел не вчера и некоторых подробностей не помню, поэтому не могу быть уверен, что ошибся. тогда мне нечего признавать. да и вы не можете знать всех подробностей. может быть на корабле были семена и человеческих зародышей не планировалось выращивать всех одновременно, а по мере разрастания инфраструктуры.
                      в-общем говоря, вы нашли самый сомнительный "киноляп" в сценарии:
                      А кормить всё это великолепие чем будут?
                      можно было бы придумать и поувесистее, например:
                      а кормить кто будет 5000 младенцев, нянчиться с ними, обучать?
                      а во что их оденут, обуют?
                      а где они будут жить? под открытым небом?
                      а кто им построит всю инфраструктуру?
                      и тд и тп.
                      Ответить
                • гравицап > pale | 19.09.2023 | 20:24 Ответить
                  те популяризаторы науки о которых я говорю - не физики? вы уверены в этом?

                  для вас "рядом" это недостаточно близко?
                  хотя речь была вообще о другом.
                  я фантазировал на тему вашей же "червоточины-воронки", о том, как она выплевывает с другой стороны и что это для гравитационной червоточины на основе черной дыры может быть похоже на джеты квазара. при чем здесь земля и гравитационный маневр вокруг юпитера?

                  вы хотя бы следите за мыслью собеседника.
                  Ответить
  • Parhaev  | 14.09.2023 | 11:11 Ответить
    Красивая задача на численные методы. Когда я был студентом то нас чморили матанализом, считая что надо бить нейросетевую интуицию мозга, воспитывая счетные способности и эмулироватьмашину Тьюринга на мозге, что, очевидно, не самое эффективное занятие и во многом глупое.
    Сейчас эту тему забросили и. наоборот, эмулируют нейросистемы на машинах тьюринга, обзывая это "искусственным интеллектом". Получается так же плохо ибо и то и другое есть извращение.
    А тут пример правильного использования вычислительным мощностей. Красиво и поучительно. респект.
    Ответить
  • yurik  | 14.09.2023 | 23:00 Ответить
    - «Задача трех тел» - с трудом прочел всю трилогию - показалась сильно надуманной. Я не против любых фантазий научно-фантастического плана (в том числе около-научных) - возможно где-то имеет место быть. Но коробит, когда знакомое - не реально: люди действуют надуманно, инопланетная логика агрессивно-наивна (по-детски), про протоны уже говорилось и т.д.
    Опять-таки, я не знаком с китайской (азиатской) ментальностью - может они так воспринимают мир?
    - «Ложная слепота» Питера Уотса - сильная вещь.
    Ответить
    • Artemo > yurik | 15.09.2023 | 09:54 Ответить
      Пространство откровения Рейнольдса - вещь, сходная с задачей трех тел, но лучше, имхо
      Ответить
    • Fulminator > yurik | 16.09.2023 | 22:54 Ответить
      Персонажи картонные. Мораль землян инопланетная, видимо, китайская. Один из главных героев убивает невинных людей ради всеобщего блага и ни намёка на муки совести или что-то подобное. Всё остальное столь же дико для людей, воспитанных на Достоевском и Толстом.

      Физика неправдоподобная. Мыслящие протоны вообще за гранью.

      Продукт китайского карго-культа по отношению европейской научно-фантастической литературе.
      Ответить
      • NikeByNike > Fulminator | 20.09.2023 | 21:39 Ответить
        Продукт китайского карго-культа по отношению европейской научно-фантастической литературе..
        Фантастическая литература сама по себе является разжижением мозга, но:
        - квантовые эффекты определяющие процесс мышления регулярно задвигаются разными людьми, которые не знают, что такое квантовые явления или мышление. Почему бы не развить эту идею до некоторого предела?
        - у того же Хайнлайна детей отправляли на убой, чтобы отобрать адекватных - тоже моральных ограничений не прослеживалось. Я уже мочу про разные геноцидальные нормы традиционные для европейской культуры.
        Ответить
  • гравицап  | 15.09.2023 | 00:58 Ответить
    судя по спойлерам), проблема в романе высосана из пальца. человечество обходилось тысячелетиями и большинство обходится и до сих пор без точного прогноза погоды, без галилеево-коперниковой, ньютоновской модели солнечной системы, без знания дат солнечных затмений и тд и тп.
    в любом изменении состояния системы есть тенденция: ближе к зиме погода холодает, к лету - теплеет. вот люди и готовят к зиме свои сани), а к лету - телегу. даже приметы изобрели). вероятность того, что что-то изменится вдруг и кардинально очень мала и тем более, чтобы это происходило очень часто.
    если же система из трех звезд в романе настолько нестабильна, что непредсказуема даже в краткосрочной перспективе, то надо искать универсальные решения вроде кондиционера "зима-лето"))
    Ответить
  • Fulminator  | 16.09.2023 | 23:16 Ответить
    Мне кажется, что уважаемый автор статьи путает фальсифицируемое и фальсифицированное. По Попперу научно фальсифицируемое, то есть проверяемое. А фальсифицированное - это просто ложное. К жанру научной фантастики следует отнести научно правдоподобное, то есть фальсифицируемое, но ещё не фальсифицированное. Нельзя, imho, строить научно-фантастическое повествование о нашем мире на физических положениях, ложность которых уже доказана. Это первое замечание.

    Замечание второе.
    Автор пишет "многие допущения вполне научны — не только фальсифицируемы, но и верифицируемы". С точки зрения Поппера такое словоупотребление ошибочно, так как предполагает фальсифицируемость верифицируемого. Однако, по Попперу верифицируемыми (имеющими эмпирические следствия) могут быть и ненаучные теории, например, астрология, психоанализ и марксизм.
    Научным по Попперу является только фальсифицируемое, ибо истинность верифицируемых, но неопровержимых теорий (теорий, способных интерпретировать любой результат наблюдения, как своё подтверждение) эмпирически установить невозможно.
    Ответить
Написать комментарий

Избранное






Элементы

© 2005–2025 «Элементы»