Виктор Брылёв, Юрий Князев, Сергей Моников
«Природа» №10, 2019

Одна из крупнейших низменностей Земли — Прикаспийская — находится на юго-востоке Русской равнины. Это плоская равнина площадью около 200 тыс. км2, слабо изрезанная водотоками, с многочисленными западинами, лиманами и ложбинами, резко континентальным климатом и полупустынной растительностью на каштановых и бурых почвах. Более половины территории занято солонцами и солончаками [1]. Одним из самых интересных мест Прикаспия можно считать берега и окрестности соленых озер Эльтон и Баскунчак.
Эльтон — соленое самосадочное озеро на севере Прикаспийской низменности в Палласовском р-не Волгоградской обл. Это крупнейшее по площади минеральное озеро Европы. Его округлая бессточная котловина (в геологическом понимании — геокомпенсационная мульда) размером 18×14 км расположена между соляными куполами и имеет почти правильную, похожую на эллипс форму. Площадь озера меняется в зависимости от сезона, но в среднем составляет около 187 км2. Берега довольно пологие, где-то они плавно уходят в воду, а местами представлены обрывами высотой 3–5 м, сложенными песчано-глинистыми осадками. Однообразие берегов нарушается бесчисленным количеством овражков, вымоин и балок, открывающихся в озеро. Их максимальная глубина около 1,5–1,7 м (весной), минимальная — несколько сантиметров (в конце лета — начале осени). Озеро Эльтон находится на 16,9 м ниже уровня Мирового океана. Неподалеку возвышается соляной купол — гора Улаган (68 м). На западном берегу расположена небольшая солянокупольная возвышенность Пресный Лиман. В озеро впадает семь соленых речек, а на дне бьют минерализованные ключи.

Озеро Эльтон на снимке из космоса (Google Earth)
Озеро Эльтон насыщено рапой и сероводородной грязью, основу которой составляют галит (NaCl) и сильвин (KCl). Минерализация воды колеблется от 200 (весной) до 350 г/л (в конце лета — начале осени), что сопоставимо с соленостью Мертвого моря (300–350 г/л). Большинство водных организмов не могут существовать в таких условиях. Исключением стала лишь водоросль дуналиелла солоноводная (Dunaliella salina), которая в период размножения придает водоему кровавый оттенок.

Озеро Эльтон в период интенсивного размножения дуналиеллы солоноводной (Dunaliella salina). Фото В. Б. Буханцова
До конца XIX в. здесь добывали соль, а в начале ХХ в. на берегу открыли первый санаторий. В 2001 г. само озеро и окружающие его полупустынные ландшафты включены в природный парк «Эльтонский» [2].
В мае 2018 г. члены Волгоградского отделения Русского географического общества организовали экспедицию в Палласовский р-н для установления информационных табличек около уреза воды Эльтона — в самой низкой точке Волгоградской обл. (−16,9 м) и на горе Улаган — на максимальной высоте Волгоградского Заволжья. Оба знака нашли свое место: первый на искусственной косе, протягивающейся в озеро, второй — на смотровой площадке над озером на западном уступе горы.
Второе знаменитое озеро на севере Прикаспийской низменности — Баскунчак. Это соленый хлоридный галитовый бессточный водоем в Ахтубинском р-не Астраханской обл. Площадь озера в пределах коренных берегов около 96 км2, максимальная длина — 18 км, ширина — 9,5 км. Водоем служит областью местного стока, площадь его водосбора составляет около 450 км2. Так же как и Эльтон, Баскунчак представляет собой впадину между соляными куполами. Глубина озера не превышает 1,6 м (максимальна она обычно весной). С мая по октябрь здесь идет процесс так называемого эвапоритового накопления галита, обусловленный жарким полупустынным климатом. На озере находится крупное месторождение поваренной соли, ее добывают прямо с поверхности. Соляные запасы при этом постоянно восстанавливаются благодаря поступлению высокоминерализованных растворов с речным стоком и наличию ключей на дне озера. Высочайшая точка вблизи водоема — гора Большое Богдо (149,6 м) — представляет собой куэсту на вершине соляного купола [3]. В 1997 г. само озеро и окружающие его ландшафты включены в Богдинско-Баскунчакский природный заповедник.

Озеро Баскунчак на снимке из космоса (Google Earth)
На территории Русской равнины отсутствуют природные ландшафты, включенные в список всемирного наследия. В нем нет «русского леса», «русского чернозема» [4]. Нет и «всероссийской солонки» озер Эльтон и Баскунчак с окружающими ее полупустынными ландшафтами, не имеющими аналогов на территории Европы. В списке всемирного наследия числятся всего два объекта, связанные с соледобычей: это Королевские соляные шахты в Величке и Бохне (Польша, 1978, 2013) и Королевский соляной завод в Арк-э-Сенан (Франция, 1982) [5]. Оба иллюстрируют средневековые традиции соледобычи. Освоение же солей Баскунчака и Эльтона началось в XIII–XIV вв., еще во времена Золотой Орды, а промышленная добыча ведется с конца XIX в., поэтому Эльтонско-Баскунчакский ландшафт иллюстрирует историю соледобычи не только прошлого, но и нашего времени.
Стало традицией, что предприятия разных отраслей хозяйства, иллюстрирующие прорывные технологии, со временем включаются в список наследия. Таковы, например, «Горнопромышленный ландшафт Блэнавон» (Великобритания) или «Важнейшие горнодобывающие комплексы Валлонии» (Бельгия). Охраняются предприятия легкой («Фабрики в долине реки Дервент» в Великобритании) и тяжелой («Железоделательный завод в Фёльклингене» в Германии или «Индустриальная зона Рьюкан — Нутодден» в Норвегии) промышленности. В Италии и Австрии в реестр наследия внесены горные железные дороги (например, «Ретийская железная дорога в культурном ландшафте Альбулы и Бернины»), в Бельгии, Великобритании и Франции — судоходные каналы и судоподъемники [5, 6]. При этом пока ни одно из соледобывающих предприятий нашего времени в перечень наследия не входит.
С нашей точки зрения, Эльтонско-Баскунчакский ландшафт заслуживает включения в предварительный перечень всемирного наследия ЮНЕСКО от Российской Федерации по следующим критериям: II — уникальный объект архитектуры, монументального искусства, градостроительства, а также особо ценные участки культурного ландшафта; VII — наглядный пример отражения основных этапов истории Земли, включая следы древней жизни, серьезные геологические процессы, которые продолжают происходить в развитии форм земной поверхности, существенные геоморфологические особенности рельефа (критерий палеонтологической, геологической и геоморфологической ценности).
Уникальность региона с точки зрения геологии определяется наличием здесь мощного соляного комплекса пермско-триасового времени, а также активной соляной тектоникой. Она приводит к появлению положительных форм (куполов, соляных штоков) и сопряженных с ними отрицательных структур (межкупольных депрессий, компенсационных мульд). В осадочном чехле Прикаспийской низменности известно более 1 тыс. солянокупольных образований. Как уже говорилось, происхождение и развитие озер Эльтон и Баскунчак и прилегающих к ним водосборов обусловлено именно солянокупольными структурами. Например, Баскунчакская соляная структура включает в себя впадину озера и поднятие Большого Богдо.

Гора Большое Богдо. Здесь и далее фото С. Н. Моникова
Солянокупольные образования постоянно растут, но при этом и размываются грунтовыми водами. Как только вершина купола достигает их уровня, начинается борьба роста и размыва. Наибольшие скорости поднятия соляных куполов варьируют от 1 до 10 мм/год, при этом растворяющая способность грунтовых вод изменяется на протяжении года. Рост и размыв соляных куполов оказывает огромное влияние на все компоненты окружающей природной среды [3, 7].
Все соляные купола имеют похожее строение. Они представляют собой соляную толщу мощностью более 600 м, в кровле которой залегают гипсовые породы (мощность кровли — до 80 м). Каменная соль служит водоупором, по которому движутся подземные воды. Гипс же, в силу своей высокой пористости (в нем нередко образуются карстовые полости), обеспечивает транзит природных вод в озеро. Естественное соленакопление достигает 1,2–1,7 млн т/год, а добыча солей на месторождении — 1–1,5 млн т/год [3].

Озеро Баскунчак. Следы соледобычи XXI в. (панорама с горы Большое Богдо)
Гора Большое Богдо уже несколько столетий влечет к себе ученых, изучающих стратиграфию и палеонтологию триаса юга Европейской России. Ныне ее разрез относят к пяти региональным стратиграфическим горизонтам — вохминскому (бугринская свита), рыбинскому, слудкинскому и устьмыльскому (большая часть ахтубинской свиты) и федоровскому (верхи ахтубинской свиты и богдинская свита) [8].
Гора изрезана наземными (воронки, котловины, блюдца) и подземными (колодца, пещеры) формами карста. На ее склонах описано более 30 пещер, крупнейшая из которых имеет протяженность около 1,5 км. Гипсы и ангидриты пермского возраста (кунгурского яруса) оказались на поверхности из-за солянокупольной тектоники [9].
Горы Большое Богдо и Улаган, словно острова, поднимаются над бескрайней Прикаспийской степью. С их вершин открывается замечательный вид на несколько десятков километров вокруг [10].
В формировании уникального Эльтонско-Баскунчакского ландшафта, помимо природного фактора, немалую роль играла и деятельность человека. Здесь добывали соль и гипс, работали бальнеологические санатории, развивалось отгонное животноводство (выращивали мелкий и крупный рогатый скот и лошадей), издавна существовали населенные пункты, пролегали дороги, среди которых особенно интересны соляные тракты чумаков.
Археологи считают, что первые разработки соли начались с появлением в здешних местах человека. Это неудивительно, ведь огромные запасы соли лежат прямо у поверхности. Соль «ломали» скифы, хазары (VII–IX вв.), половецкие племена (X–XIII вв.) и ордынцы (XIII–XV вв.). После падения в 1556 г. Астраханского ханства здесь стали появляться русские старатели и чумаки. Соледобытчиками в основном были киргизы, казахи, татары и русские крестьяне. Они добывали соль пешнями, ломами и лопатами, стоя в рапе по 12–14 ч в сутки. Соль грузилась в повозки и верблюдами доставлялась на берег. Впервые соленые озера Прикаспия упоминаются в «Книге Большому чертежу» (1627), где сказано, что там «ломают соль чистую, как лед».
В годы правления императрицы Елизаветы Петровны (1741–1762) основано два соляных тракта от Эльтона до Николаевской и Покровской слобод [11]. Эльтонская соль вывозилась в основном в Саратовскую, Тамбовскую, Рязанскую, Пензенскую, Орловскую, частью в Курскую, Симбирскую, Воронежскую, Казанскую и Тульскую губернии. Соль с Баскунчака везли возчики, работающие по контракту, в казенные магазины Астрахани, Енотаевки, Черного Яра, Царицына, Саратова и других городов. Вольные солевозцы предпочитали вывозить соль с Баскунчака. Здесь, по сравнению с Эльтоном, удобнее берега, ближе Волга, да и по дороге в степи «повсюду есть лучшая паства для волов, нежели по дороге к Елтонскому озеру» [12].
Немецкий путешественник и натуралист Самуил Гмелин в своем труде «Путешествие по России» (1769) пишет: «Баскунчакское соленое озеро в длину простирается на шестнадцать, а в ширину, в самом широком месте, на девять верст... Толщину верхнего слоя полагаю я в пять дюймов. Соль в сем озере белизною снегу не уступает и лучше всякой астраханской... Ломают ее ныне только у берега. Наломав в мелкие куски, разбивают, собирают в кучи и, поливая тузлуком, очищают, а как тузлук опять стечет и соль ветром обсушится, тогда кладут ее на арбы и к пристани возят» [12, с. 587].
До сих пор на озере сохранились многочисленные столбы, выполнявшие функции свай. На них клались деревянные настилы, принимавшие только что поднятую из озера соль. На настилах она сохла, а лишняя вода между досок стекала в водоем. Такая технология осушения соли была типичной в XVI–XIX вв.

Озеро Баскунчак. Следы соледобычи XIX в.
Природные ландшафты и особенности соледобычи в регионе описывали многие выдающиеся ученые: И. И. Лепёхин (1769), С. Г. Гмелин (1769), И. А. Гильденштедт и И. П. Фальк (1769), П. С. Паллас, И. Г. Георги (1773–1774), А. Гумбольдт, Х. Эренберг и Г. Розе (1829), Э. А. Эверсман и К. К. Клаус (1829), К. Х. Гёбель и К. К. Клаус (1834), Р. И. Мурчисон, Э. де Вернейль и А. А. Кейзерлинг (1841), К. М. Бэр (1853), Г. П. Федченко (1863), Н. П. Барбот де Марни (1873). Первое детальное геологическое описание региона выполнил русский геолог П. А. Православлев в трудах «К познанию геологического строения Эльтонского озера» (1901) и «К геологии окрестностей Баскунчакского озера» (1902) [11]. Интересно отметить, что в 1858 г. на Эльтоне и Баскунчаке побывал всемирно известный французский писатель Александр Дюма (отец).
В конце XIX в. добыча соли на Эльтоне прекратилась. С начала XX в. озеро выполняет преимущественно бальнеологические функции.
На Баскунчакском месторождении соль добывать не переставали. В 1882 г. здесь построили железную дорогу. В 1920-е годы добыча была механизирована путем введения экскаваторов и механической распиловки пласта. В 1930-х появился солекомбайн — принципиально новый инструмент добычи [3]. Вплоть до середины прошлого века добыча соли увеличивалась, но не превышала объема ее естественного воспроизводства. С середины ХХ в. объем добычи превысил 5–6 млн т/год, что повлекло за собой ряд негативных последствий. Гипсометрический уровень соляного пласта понизился на 2 м, терригенный материал стал продвигаться от периферии водоема к центру (ухудшилось качество соли), и активизировались проявления карста. Однако после распада СССР добыча вновь снизилась до 1–1,8 млн т/год, экологическая ситуация стабилизировалась, и сегодня объем извлекаемого сырья не превышает количества поступающих в водоем солей.
По сути, само озеро Баскунчак представляет собой действующий памятник недропользования мирового масштаба. Здесь можно проследить основные стадии соледобычи — от примитивных разработок до промышленной добычи (с 20–30-х годов ХХ в.).
Несомненно, что Эльтонско-Баскунчакский регион достоин войти в список объектов всемирного наследия как уникальное геологическое образование и особо ценный участок культурного ландшафта.
Литература
1. Брылёв В. А. Эволюционная геоморфология юго-востока Русской равнины. Волгоград, 2005.
2. Брылёв В. А., Дедова И. С., Дьяченко Н. П. и др. Геоморфология Волгоградской области. М., 2017.
3. Зеленковский П. С., Куриленко В. В. Природно-техногенная система соляного озера Баскунчак и особенности эксплуатации ее ресурсов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 7. Геология. География. 2013; 4: 33–52.
4. Мазуров Ю. Л., Максаковский Н. В. Объекты Всемирного природного наследия в России // Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2002; 2: 71–79.
5. Князев Ю. П. Всемирное культурное и культурно-природное наследие. Волгоград, 2015.
6. Князев Ю. П. Природное и культурно-природное наследие Европы: современное состояние, проблемы и перспективы развития // Вестник Воронежского университета. Серия: География. Геоэкология. 2014; 3: 53–59.
7. Чичагов В. П. Геодинамика солянокупольных структур района Баскунчак — Большое Богдо // Астраханский вестник экологического образования. 2014; 4(30): 24–36.
8. Кухтинов Д. А., Ярошенко О. П., Шишкин М. А. и др. Актуализированная стратиграфическая схема триасовых отложений Прикаспийского региона. Объяснительная записка. М., 2016.
9. Головачев И. В. Карст и пещеры Северного Прикаспия. Астрахань, 2010.
10. Князев Ю. П. Самые живописные места планеты // Природа. 2013; 7: 24–33.
11. Моников С. Н. Золотое озеро. Историко-географические очерки. Волгоград, 2001.
12. Джумагалиева К. В. Участие казахов в перевозке эльтонской и баскунчакской соли // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского. Гуманитарные науки. 2012; 27: 586–589.
Типичный природный ландшафт Прикаспийской низменности. Фото В. Б. Буханцова