Фотонные рудники: добыть энергию из черных дыр

Алексей Левин
«Популярная механика» №7, 2015

В далеком будущем, когда во Вселенной не останется ничего, кроме черных дыр, дожившим до этого момента сверхцивилизациям придется вспомнить рудное дело. Единственным способом добыть энергию останется заброс фотонных ковшей к горизонту событий. Но возможно ли это?

Ничто не вечно в нашей Вселенной. В очень отдаленном будущем, к примеру через 1025 лет, погаснут все звезды, распадутся самые долгоживущие радиоактивные атомы, квазары переработают в излучение почти весь космический газ и тоже навеки затухнут. В стремительно пустеющей из-за расширения пространства Вселенной останутся черные дыры и те холодные тела (от остывших нейтронных звезд и белых карликов до планет и планетоидов всех размеров), которые эти дыры пока не успеют заглотить. Во всяком случае, такую судьбу предвещает стандартная модель современной космологии. И если во Вселенной сохранятся одиночные и одинокие (всё из-за того же расширения пространства) цивилизации, им придется извлекать энергию из черных дыр, поскольку никаких других возможностей уже не останется.

Взорвать дыру

Один такой способ давно известен. Если дыра вращается, она, согласно ОТО (общей теории относительности), увлекает за собой окружающее пространство. Этот эффект можно использовать для получения энергии чисто механическим путем. Данный способ на­де­жен, но не слишком удобен, поскольку механическую энергию не так просто утилизировать. К тому же он заведомо непригоден, если дыра не вращается или вращается слишком медленно.

Куда лучше заставить ее уступить малую толику энергии в виде электромагнитного излучения. И это возможно: лет сорок назад Стивен Хокинг показал, что горизонт черной дыры непрерывно излучает фотоны, спектр которых точно соответствует спектру абсолютно черного тела. Правда, их температура почти всегда очень низка — для дыры солнечной массы она составляет всего 5·10–8 К, а для черных дыр в центрах галактик — еще в миллионы и миллиарды раз меньше. Поскольку излучающая дыра теряет массу, она нагревается, светит все ярче и в конце концов взрывается, выделяя огромную энергию. Отличный источник энергии, не так ли? Есть, правда, одно «но»: этот процесс очень медленный, и даже скромная дыра солнечного калибра может стать реальным источником энергии где-то через 1065 лет после своего рождения. Никакая цивилизация столько не протянет.

Излучение Хокинга

Излучение Хокинга

В 1974 году Стивен Хокинг, используя квантовый подход, предсказал, что черные дыры должны испускать излучение с тепловым спектром. Оно возникает в окрестности горизонта событий из-за взаимодействий вакуумных флуктуаций с гравитационным полем. Вблизи горизонта рождаются и аннигилируют виртуальные пары частиц и античастиц, и возможен случай, когда античастица будет захвачена черной дырой, а частица улетит в бесконечность. Античастица, упавшая в черную дыру, уменьшает ее полную энергию покоя (а значит, массу). Из-за излучения Хокинга черные дыры теряют массу («испаряются») и в конце концов погибают, но время жизни дыр астрономических масштабов на десятки порядков больше нынешнего возраста Вселенной.

Фотоночерпалка

Но есть и другая возможность, которую рассмотрел физик-теоретик из Стэнфордского университета Адам Браун. Все дело в том, что окрестность черной дыры покидают отнюдь не все частицы хокинговского излучения. Некоторые из этих фотонов в самом деле улетают в бесконечность, однако по большей части они захватываются гравитационным полем дыры и возвращаются к горизонту событий. Вращение дыры не только не устраняет этот эффект, но даже его усиливает. В результате вблизи горизонта накапливаются фотоны, в том числе и довольно горячие. Извлечь их несложно. Опустим на прочном тросе к горизонту «фотоночерпалку» — контейнер с зеркальными стенками, заполним его излучением, закроем и поднимем наверх. Ничто не мешает раз за разом повторять эту операцию, превратив дыру в практически неиссякаемый источник ценнейшей лучевой энергии.

Адам Браун

Адам Браун, физик-теоретик, Стэнфордский университет:


«Моя работа не выходит за рамки чисто мысленного эксперимента. В частности, я даже не пытался представить, какие формы жизни могли бы пережить затухание звезд. С другой стороны, я полагался на хорошо разработанную теорию хокинговского излучения и современные версии теории струн. Эти версии отличаются друг от друга, однако выводы сохраняют свою силу в любом случае: чернодырным излучением никакую цивилизацию не согреешь. И дело здесь не в недостатке изобретательности, а просто в ограничениях, которые накладывают фундаментальные законы природы — во всяком случае, как мы их сейчас понимаем».

Но никакая сталь, никакие сверхпрочные полимеры и даже углеродные нанотрубки, прочность которых на много порядков превосходит известные сегодня материалы, не выдержат нагрузки — вблизи дыры они порвутся просто под действием собственного веса. Поэтому Браун в своей модели остановился на самом прочном из теоретически возможных материалов — переплетенных квантовых струнах. Но и это не спасло конструкцию: даже теоретически такой трос будет достаточно прочным лишь настолько, чтобы выдержать собственный вес. Трос можно опустить к самому горизонту и вытащить обратно, но никакого груза он уже не выдержит.

А нельзя ли обойти это препятствие? Остановим наш лифт ближе к верхней границе лучевой атмосферы дыры. Фотонов там меньше, они холоднее, но зато трос подвергнется меньшим напряжениям. Такой вариант возможен, но бесполезен: эффективность черной дыры как источника излучения близка к нулю. Так что сверхцивилизацию будущего, похоже, ждет бесконечно долгая холодная зима.


26
Показать комментарии (26)
Свернуть комментарии (26)

  • nicolaus  | 17.09.2015 | 06:28 Ответить
    «Такой вариант возможен, но бесполезен: эффективность черной дыры как источника излучения близка к нулю. Так что сверхцивилизацию будущего, похоже, ждет бесконечно долгая холодная зима.»

    Вы ошибаетесь. Холодная зима сверхцивилизациям не грозит. Есть другой вариант. В очень отдаленном будущем в космическом пространстве останется множество остывших тел - это нейтронные звезды, планеты, астероиды или просто облака газа. Наконец, темная материя. Эти объекты можно использовать как дрова, при этом черная дыра будет печкой. Если в черную дыру уронить нейтронную звезду, то часть энергии, которая заключена в массе звезды, черная дыра вернет в виде джета. Вокруг джета можно построить МГД генератор, от которого можно получать электрическую энергию. Так что, отсутствие энергии сверхцивилизациям не грозит. Резервом этой энергии является масса объектов всей вселенной, включая и черные дыры, которые можно сталкивать.
    Ответить
    • Вячеслав Рогожин > nicolaus | 18.09.2015 | 22:23 Ответить
      Полагаю, реальность и проще, и сложнее. Если по пунктам:
      a) концепция "тонкой настройки" вселенной предполагает, что незначительная вариация мировых констант привела бы к полной заднице с появлением именно тех элементов в недрах звезд, что необходимы для существования белковой жизни. Соответственно, маловероятность именно такой случайной комбинации, что есть, предполагает значительную вероятность реализации и других сценариев, а наша вселенная - лишь удобная "лужа" в глобальной мультивселенной, где появляется и плодится жизнь вроде нас.
      б) существуют десятки миллиардов планет - даже в пределах нашей галактики, а значит, и миллиарды планет, где возможно возникновение жизни. С учетом трех-четырех миллиардов лет жизни на этой планете можно предположить, что цивилизации подобные нашей в нашей галактике реализуются с частотой одна штука в три-четыре года.
      с) Странно было бы ждать, что все те миллиарды цивилизаций, что возникли только в нашей галактике с момента ее возникновения, накрылись бы медным тазом в результате собственного разгильдяйства. Утверждать для всех этих миллиардов справедливость Закона Всемирного Суицида я бы не стал - слишком сильное утверждение))
      д) Если Закон Всемирного Суицида - блеф, а Вселенная герметична (выход вовне невозможен), то все эти цивилизации уже многие миллиарды лет варились бы в собственном соку именно в этом мире. И не заметить их мы бы просто не могли.
      е) Но мы их не видим.

      Вывод: с учетом всех предыдущих пунктов естественный, напрашивающийся вывод состоит в том, что вселенная - не герметична, и любопытство увело предшествующие миллиарды цивилизаций только нашей галактики (а галактик самих немеряно) куда-то вовне. Куда? Скоро узнаем. Ждать осталось недолго. Технологическая сингулярность - близко)
      Ответить
      • nicolaus > Вячеслав Рогожин | 19.09.2015 | 16:21 Ответить
        а) Нашу вселенную можно получить в том виде, какой она есть, со всеми тонкими настройками, если предположить, что материя в нашей вселенной и сама вселенная возникали в результате эволюции. Ведь никого не удивляет, что из простых химических элементов возникла жизнь и человек. Возникновение человека также невероятно, если исключить биологическую эволюцию.

        б) В основном согласен. Цивилизаций миллиарды.

        с) Цивилизации не накрылись «медным тазом». Они и сейчас здравствуют.

        д) Вселенная не герметична. Она просто очень большая и убежать из нее невозможно, да и незачем. Везде одно и то же.

        е) Согласен. Мы не видим сверхцивилизации.

        Вывод. Цивилизаций много. Цивилизации не куда не увело, потому, что увести некуда. И скоро мы их увидим.

        Решение этой головоломки следующее.

        Все цивилизации во вселенной, имеют примерно один и тот же возраст, если считать время от начала большого взрыва. В удаленных галактиках инопланетян нет, потому, что эти галактики видны в далеком прошлом. В нашей галактике, возможно, расстояние между ближайшими цивилизациями и нами больше 200 световых лет. Поэтому мы их видим в то время, когда они еще не изобрели радио и сигналы от них еще не долетели до нас.
        Однако, скоро мы их увидим.

        Эта гипотеза выглядит немного необычно, однако ничего лучшего для объяснения отсутствия инопланетных цивилизаций нет.
        Ответить
      • Валя Гриневич > Вячеслав Рогожин | 21.09.2015 | 11:13 Ответить
        Какая-то подозрительно убегающая эта Ваша технологическая сингулярность. Во время моей молодости ее намечали на 2026 год, потом 2030, 2040, 2045...
        Ответить
        • niki > Валя Гриневич | 30.09.2015 | 22:16 Ответить
          А еще термояд будет через 20 лет. Сколько себя помню, через 20.
          Ответить
  • Malcolm  | 17.09.2015 | 10:09 Ответить
    А что если трос опустить за горизонт? его можно будет потом вытащить?
    Ответить
    • niki > Malcolm | 17.09.2015 | 11:19 Ответить
      Порвет любой материал.
      А вот как будет выглядеть свободное падение троса?
      Ответить
  • atrus  | 17.09.2015 | 14:05 Ответить
    Фотонные сферы (они же фотонные окружности) - неустойчивы. Не обязательно опускать туда что-то, достаточно любым возмущением дестабилизировать фотоны и половина выскочит от чёрной дыры, а половина упадёт на неё, чтобы затем вновь покинуть её излучение хоукинга.
    Ответить
  • Skeptic  | 18.09.2015 | 10:03 Ответить
    Ответить
  • denis_73  | 18.09.2015 | 10:49 Ответить
    Надо срочно начинать разработки проектов по добыче энергии из чёрных дыр!
    Я хочу жить!
    Ответить
  • foxdgv@gmail.com  | 18.09.2015 | 21:42 Ответить
    Уже к началу следующего столетия, если человечество, конечно, не навернёт само себя, производство "своих личных пузырей-вселенных" будет таким же обычным делом, как и получение дачного участка в личное пользование сегодня. Будет сидеть себе эдакий лаборант Яша и наблюдать, как по планетке носятся аборигены и во его имя (перекорёжив в Иегову) режут собратьев по разуму, потому что они крестятся не так. Именно так и происходит сейчас - на нашей планетке. Но наш "Яша" не спешит вмешиваться, по причинам, давно описанным в фантастической литературе - сами должны мозгов набраться, иначе по законам Дарвина в корзину.
    Так что, никто не будет сидеть и ждать пока во Вселенной останутся одни чёрные дыры. Само это утверждение абсурдно. Биологический вид просто не способен оставаться без изменений такой срок. Бредово также и ожидание того, что цивилизация столько просуществует. Любой взрыв сверхновой, поток гамма-лучей - и хана. Полагаю, что подавляющее большинство цивилизаций, не успевших "унести ноги" с родной планеты и тем самым диверсифицировать свою выживаемость, так и заканчивают. А те, кто успевают унести ноги, неизбежно трансформируются в другие виды и цивилизации. Это чтиво не о нас, людях.
    Ответить
    • Вячеслав Рогожин > foxdgv@gmail.com | 18.09.2015 | 23:03 Ответить
      О! Брат по разуму) Полностью солидарен!
      Ответить
      • foxdgv@gmail.com > Вячеслав Рогожин | 19.09.2015 | 02:57 Ответить
        Человечество просто расселится в создаваемых им пузырях, закладывая, естественно, "наши параметры, которые так удивительно и непостижимо подогнаны для удобства нашего существования", в молодую вселенную. Естественно, что человечество может попасть в этом пузыре в любое, удобное ему, время и место, поскольку будет находиться вне "того" пространства и времени.
        И даже если всё это бред, к тому моменту, когда наступит время чёрных дыр, "кластер цивилизаций" будет обладать такими знаниями, что "опускать верёвочку в гравитационный вихрь" ему будет ни к чему. Безусловно, цивилизация оседлает как следует сам вакуум и научится черпать энергию прямо из него. Либо научится превращать любые виды материи в энергию. Космос, в котором будут "лишь только чёрные дыры", всё ещё будет содержать полно элементарных частиц, минимум, электронов, позитронов, протонов (в этой фазе ещё не будут распадаться заметно), фотонов, гравитонов, хиггсовых бозонов...
        И даже если и это всё хрень и наступит "фотонная смерть" Вселенной, цивилизация, думаю сумеет замкнуться в капсулу и пережить фазовый переход - из состояния "фотонного супа" в новый Большой Взрыв.
        Короче, мне б романы писать, понесло Остапа... :-)
        Ответить
        • A_leX > foxdgv@gmail.com | 27.09.2015 | 16:25 Ответить
          Да один автор sci-fi романов уже написал как-то лет с 50 назад одно такое эссе... Хотя это и не мешает существованию братьев по разуму, ага, соглашусь.
          Ответить
          • DOS-1.0 > A_leX | 21.11.2015 | 23:36 Ответить
            Олаф Степлдон Создатель звезд?
            Ответить
            • A_leX > DOS-1.0 | 13.12.2015 | 08:01 Ответить
              Это тоже подходит, потому как Лем во многом им вдохновлялся.
              Ответить
  • Skeptic  | 20.09.2015 | 11:43 Ответить
    Ответить
    • nicolaus > Skeptic | 20.09.2015 | 20:06 Ответить
      Я думаю, что это еще не все проблемы. Если фотоны светового диапазона частоты зачерпнуть на горизонте событий, а потом их вытащить из черной дыры, то они практически полностью потеряют свою (изначальную) энергию. Т.е. ковш будет пустой.

      На мой взгляд, вопрос с инопланетянами более актуальный. Уважаемый Скептик, мне интересно знать Ваше мнение, почему мы не видим инопланетян (см. посты от 18.09.2015 22:23 и от 19.09.2015 16:21.)
      Ответить
      • Skeptic > nicolaus | 20.09.2015 | 22:11 Ответить
        Ответить
        • nicolaus > Skeptic | 21.09.2015 | 21:26 Ответить
          Первая причина

          Согласен с тем, что усложнение жизни может застрять на уровне бактерий, из за неблагоприятных внешних условий. Однако, я думаю, что планет с благоприятными условиями все- же должно быть достаточно. Согласен с тем, что сверхновые или активность центральной черной дыры может периодически выжигать жизнь. Однако, этот фактор вписывается в гипотезу синхронизации развития цивилизаций, поскольку со временем, активность галактических ядер падает, а количество сверхновых уменьшается. При этом, жизнь может возникнуть в удаленных от центральной области галактики районах, где, например, расположено наше Солнце. Поэтому условия для выживания жизни с течением времени, прошедшего после большого взрыва, улучшаются.

          Вторая причина

          В отношении малой вероятности возникновения сложных существ не согласен.

          Для доказательства предлагаю рассмотреть зависимость между диапазоном температуры, при котором могут существовать биологические объекты, их структурной сложностью и разнообразием биологических объектов. Эту зависимость наглядно можно проиллюстрировать в виде «пирамиды» или «дерева» структурной сложности. По этому вопросу была небольшая дискуссия вот здесь http://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/432688/uglerodnyy_shovinizm?context=353349&discuss=432688 (мои посты на эту тему 18.08.2015 08:03, от 26.08.2015 09:32 и другие).

          Зависимость предполагает, что при уменьшении диапазона температур, увеличивается разнообразие и структурная сложность этих объектов. При этом, корень дерева структурной сложности имеет наибольшую температуру и наименьшую структурную сложность и разнообразие. А крона – наименьшую температуру и набольшее разнообразие, и сложность объектов, в ней находящихся. При этом с развитием дерева температура (диапазон температур) кроны уменьшается, при этом увеличивается сложность и увеличивается разнообразие объектов. Площадь среза дерева (включая ветви и листья), характеризует величину разнообразия (количество фактических и потенциальных вариантов) биологических объектов.

          Ближе к корню дерева находятся грубые варианты структур, а в кроне – более совершенные варианты.

          Если использовать приведенную Вами аналогию с картиной Леонардо Мона Лиза, при развитии древа структурной сложности на некотором временном срезе дерева, из числа множества «клякас», обязательно найдется «клякса», грубо похожая на Монну Лизу, если эта «клякса» поддерживается эволюцией.

          Можно предположить, что при развитии дерева и охлаждении его кроны число потенциальных вариантов структур растет по экспоненциальной зависимости. Поэтому начиная с некоторого временного среза дерева движение, связанное с изменением свойств биологических объектов, ястановится гладким и чувствительным к незначительным изменениям окружающей среды. Поэтому адаптация становиться очень гибкой и напоминает езду по гладкой дороге.

          В этих условиях для приобретения новых свойств живому организму перебирать при своей эволюции все возможные тонкие варианты нет необходимости. За счет процесса «дорисовки» деталей «картина» с изображением Монны Лизы будет неизбежно доведена эволюцией до совершенства.

          Данные свойства «дерева структурной сложности» связаны с тем, что со снижением температуры, проявляются тонкие уровни энергии молекулярных и межмолекулярных взаимодействий, необходимые для усложнения живых организмов. При этом экспоненциально увеличивается количество вариантов структур и их сложность. (С другой стороны, с увеличением температуры структуры разрушаются)

          В отношении задержки в появлении членистоногих.

          Я думаю, что членистоногие являются грубой прорисовкой современных существ. Возможно, уровень сложности членистоногих является высоким и близким к уровню сложности современных существ. При этом их сложность заключена во внутренней организации (внутриклеточная и межклеточная организация и т.д.). До уровня среза дерева, на котором находятся членистоногие, количество структурных вариантов было недостаточно велико, поэтому эволюция периодически застревала в «ухабах». Этим можно объяснить задержки.

          Согласно гипотезе, динозавры не стали разумными не потому, что существует маленькая вероятность возникновения разума, а потому, что динозавры не научились стабилизировать температуру своего тела (базовая конструкция была не та). Поэтому и не могли опуститься на структурный уровень, на котором находится человек, диапазон температуры тела которого ограничен 36,6+-0,5гр. Природе потребовалось некоторое время, чтобы найти необходимую комбинацию генов для создания теплокровных животных. При этом, возможно, для образования теплокровных было необходимо, чтобы на Земле немного испортилась погода.

          Я думаю, что Неандертальцы могли бы эволюционировать в направлении увеличения разума до уровня современного человека, если бы не были добрыми, и по этой причине, возможно, были истреблены людьми.

          Киты и дельфины, а также другие млекопитающие – это запасной вариант эволюции. Сейчас их эволюция сдерживается человеком, поскольку уничтожаются ареалы их обитания и они сами. С человеком, естественно, они не могут конкурировать.

          В итоге, Вашему аргументу в отношении исчезающе низкой вероятности появления разумных живых существ с теми качествами, которые нужны, можно противопоставить гипотезу развития живой природы в виде «дерева структурной сложности», у которого последующие уровни опираются на предыдущие с экспоненциальным увеличением разнообразия и сложности. При этом необходимо учитывать, что увеличение сложности живого организма выгодно и необходимо для его выживания в конкурентной среде.

          Если усложнение материи идет постоянно и не прерывается то, в конце концов, материя усложнится настолько, что неизбежно появится новый уровень материи – живая материя и разум, поскольку разум дает максимальные преимущества в борьбе за выживание.

          По меньшей мере, вариант развития дерева структурной сложности на Земле, показал, что при сужении диапазона температуры тела живого существа до 36,6 +-0,5 град. С, сложность организации существа достигает такого уровня, что живое существо становиться разумным. При этом нет никаких оснований считать, что на другой планете в схожих условиях, результат будет другим.
          Ответить
          • Skeptic > nicolaus | 21.09.2015 | 22:32 Ответить
            Ответить
            • nicolaus > Skeptic | 22.09.2015 | 12:36 Ответить
              Для дальнейших рассуждений необходимо понять, что такое разум и какую роль он играет в конкурентной борьбе за выживание.

              На мой взгляд, основной задачей мыслительной деятельности животных (централизованной обработки информации в мозгу животного, включая человека) является прогнозирование будущего. Например, мышь прогнозирует следующую ситуацию - если она побежит к полю, где растут колоски ржи, то она сможет их съесть и утолить голод. А если на пути может обитать кот, то он может ее съесть, поэтому она должна подбираться к полю очень осторожно. После этого включается программа достижения цели.

              Прогнозирование будущего осуществляется на основе модели внешнего мира, которая функционирует в мозгу любого существа, обладающего мозгом. Модель это некоторое отражение внешнего мира в нейронной сети. Эта модель позволяет «просчитывать» различные будущие ситуации, и на основании этих «расчетов» существо принимает решение о том, что ему делать. Уровень прогнозирования будущего у разных живых существ очень сильно отличается. С набольшей глубиной прогнозы может делать человек. Внутренняя модель мира человека не ограничивается только простым отражением внешнего мира, но и включает в себя сложные модели, в т.ч. с использованием внешних знаний и опыта популяции людей, например знания в области математики, физики т.д.

              Так вот, возможность прогнозировать будущее дает очень сильное преимущество в конкурентной борьбе за выживание. И чем прогнозы является более детальными и распространяются на большую глубину в будущее, тем выше преимущество. Для того, чтобы это преимущество могло проявиться, должна быть конкурентная среда. Например, такая среда, которая показана в фантастическом фильме на планете «Пандора». Скорее всего, такая среда была и на Земле, в т.ч. между приблизительно равными по степени интеллекта существами. Результаты раскопок показывают, что на Земле существовало несколько видов древних людей. Параллельной ветвью были не только Неандертальцы. См. http://www.evolbiol.ru/human.htm При этом, конкурентную борьбу выиграл только один вид (поскольку других близких видов к современному человеку в настоящее время нет). На диаграмме 3.10.2.1. http://www.organizmica.org/archive/307/rp3-10.shtml показано, что с появлением нового вида человека с увеличенным объемом мозга, виды с меньшим мозгом, как правило, отмирали. В течение небольшого времени, после того, как появились европеоиды, странным образом прекратили свое существование по меньшей мере пять видов людей. Поэтому история происхождения человека могла быть очень драматичной. На фоне былой борьбы за существование, современные фильмы про войны могут выглядеть очень бледно.

              Поэтому происхождение человека с развитым мозгом скорее всего закономерность, чем случайность, причем с таким мозгом, который обеспечивает прорыв в космос.
              Ответить
            • nicolaus > Skeptic | 24.09.2015 | 08:16 Ответить
              Я думаю, что мне удалось показать, что возникновение существ с развитым мозгом, и свойствами, необходимыми для прорыва в космос, не является маловероятным. Это доказательство основано на экспоненциальном увеличении вариантов структурного усложнения живого организма в условиях стабилизации температуры его тела в узких пределах, многовариантным возникновением видов живых существ на Земле, которые могли эволюционировать до разумного человека и жесткой борьбы за существование между видами на определенном этапе истории.

              Это с одной стороны.

              С другой стороны, я думаю, что разум в нашей галактике нигде не развился 100 или 400 млн. лет назад. Приблизительная оценка ситуации показывает, что в случае появления разумных существ на одной из планет галактики, с такими-же устремлениям к путешествиям и экспансии, как у людей, даже с использованием технологий, близких к современным, допускающим строительство космических кораблей имеющих скорость 1000 км/сек (на термоядерной энергии) волна экспансии человека распространилась бы на 100 тыс. световых лет в радиусе. Это превышает размеры галактики. При этом в экспансии не обязательно должен участвовать человек. Это могут быть самовоспроизводящиеся кибернетические механизмы, которые могли бы воспроизводить себя и космически корабли. Поэтому, в настоящее время мы могли бы наблюдать проявления деятельности всего одной цивилизации на каждом астероиде.
              Однако это не наблюдается.

              Поэтому имеется противоречие. Это противоречие известно как «парадокс Ферми». Парадокс Ферми хорошо разрешает гипотеза синхронного развития цивилизаций. (Cм. пост 19.09.2015 16:21).

              Гипотеза синхронного развития цивилизаций

              Дело в том, что проявлению в биологических структурах тонких энергетических уровней и увеличению сложности структур может мешать не только температура, но и другие факторы.

              Известно, что жизнь на Земле за последние 500 млн лет несколько раз практически полностью вымирала. Это вымирание могло быть связано, в т.ч. с глобальными космологическими факторами.

              Например, с медленным изменением во времени постоянной тонкой структуры. Небольшое изменение постоянной тонкой структуры может существенно изменить свойства некоторых белков, например, усиливая или снижая со временем их эффективность. Анализ данных http://arxiv.org/PS_cache/astro-ph/pdf/0401/0401094v1.pdf и а также других источников информации по измерению постоянной тонкой структуры в удаленных галактиках показал, что величина постоянной тонкой структуры немного изменятся во времени в виде затухающей в сторону нашего времени волны, с периодом, сравнимом с миллиардом лет (если выполнить аппроксимацию данных на фиг.15 с помощью сплайна с учетом достоверностей измерений). Вполне возможно, что существуют более высокие гармоники этой волны, которые восприниматься как шум или как погрешность измерений. Также нельзя исключить, что в космическом пространстве могут существовать периодические очень мощные всплески электромагнитного излучения или волны излучения неизвестной природы.

              Для того чтобы противостоять этим всплескам живой организм должен постоянно меняться. Колебания постоянной тонкой структуры могли быть полезным для избавления от устаревших живых организмов, таких как динозавры, эволюция которых практически прекратилась. При этом расчищается пространство для новой жизни и создаются новые возможности в структурной организации живых организмов. Это предположение поддерживает то обстоятельство, что вымирания организмов происходили очень избирательно.

              По логике, наиболее чувствительными к колебаниям постоянной тонкой структуры могут быть биологические структуры на основе слабых молекулярных и межмолекулярных взаимодействий, которые лежат в основе работы человеческого мозга.

              По этой причине, возможно, возникновение разумных существ сдерживалось до тех пор, пока амплитуда колебаний волн не опустилась до минимального уровня, что могло синхронизировать начало развития разумной жизни по всей вселенной. Поэтому, внеземные цивилизации еще очень молоды, как и наша цивилизация, и время контактов еще не пришло.

              Я думаю, что это очень оптимистичная гипотеза, исключающая гипотезу массового самоубийства цивилизаций и исключающая наличие сверх цивилизаций, которые могли раздавить нашу, как букашку, даже не заметив этого.
              Ответить
            • nicolaus > Skeptic | 24.09.2015 | 08:31 Ответить
              Уважаемый Скептик! Несмотря на то, что Вы удалили свои посты, я свою часть дискуссии удалять не буду, т.к. считаю, что в этой части нет ничего, что можно считать проявлением неуважения к оппоненту. Я просто защищал свою гипотезу.
              Ответить
  • terus  | 21.09.2015 | 02:21 Ответить
    если цивилизация все-таки доживет до того момента, когда во вселенной закончится топливо, то непременно в этой цивилизации сохранится (пусть не очень большая) группа евреев, иначе какая же это будет цивилизация, а у евреев обязательно найдется что-нибудь припрятанное про запас, чтобы выгодно продать остальным, так что цивилизации надо просто запастись достаточным количеством материальных благ, чтобы покупать себе все необходимое у евреев.
    Ответить
  • Toshka  | 28.09.2015 | 01:24 Ответить
    опоздал
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»