Алексей Левин
«Популярная механика» №9, 2011

Помните, в повести братьев Стругацких «Жук в муравейнике» упоминается о полете уникального звездолета «Тьма» внутрь черной дыры ЕН 200056... Если когда-нибудь человечество дорастет до попытки осуществить такой эксперимент, каковы будут его результаты?

Шансы на выживание. Есть ли у команды «Тьмы» реальный шанс не только выжить, но и проникнуть в иное мироздание? Увы, скорее всего это только математическая иллюзия. Все приведенные сценарии путешествия внутри вращающейся черной дыры основаны на предположении, что корабль имеет нулевую массу и поэтому не возмущает своим присутствием симметрию внутридырного пространства. Но вряд ли звездолеты будущего будут невесомыми...Изображение: «Популярная механика»
Шансы на выживание
Есть ли у команды «Тьмы» реальный шанс не только выжить, но и проникнуть в иное мироздание? Увы, скорее всего это только математическая иллюзия. Все приведенные сценарии путешествия внутри вращающейся черной дыры основаны на предположении, что корабль имеет нулевую массу и поэтому не возмущает своим присутствием симметрию внутридырного пространства. Но вряд ли звездолеты будущего будут невесомыми...Изображение: «Популярная механика»

Предположим, что дыра, в которую нужно проникнуть, статична и потому не закручивает окружающее пространство (Стругацкие не упоминают, обладала ли дыра вращательным моментом). В этом случае границей дыры (она же горизонт событий) служит правильная сфера. Космический корабль после вхождения в эту сферу обречен на падение в центр дыры, и никакие маневры не в состоянии это предотвратить. Неподвижные объекты внутри такой дыры существовать не могут, а малейшее движение неотвратимо повлечет к ее центру, к точке сингулярности, вблизи которой сила тяготения стремится к бесконечности. Пространство внутри дыры ведет себя подобно времени — обратные движения там невозможны (это правило распространяется не только на материальные тела, но и на кванты света). Прыгать в такую дыру нет смысла, поскольку звездолет-разведчик не сможет передать оттуда никакой информации, а при приближении к точке сингулярности будет разорван приливными силами.

Космический волчок

Ситуация внутри вращающейся дыры намного интересней. Дело в том, что у нее две не совпадающие внешние границы: горизонт событий и предел статичности. Предел статичности — это граница области, внутри которой любое тело уже не может находиться в состоянии покоя относительно удаленного наблюдателя, а должно вращаться вокруг черной дыры, чтобы удерживаться от падения. У невращающейся дыры горизонт событий и предел статичности совпадают, а у вращающейся соприкасаются лишь на полюсах (они не сферичны, а сплюснуты вдоль оси вращения дыры). При пролете через лежащую между ними полость (эргосферу) капитан «Тьмы» еще может повернуть вспять и вернуться в нашу Вселенную.

Внутренности дыры

Что случится, если «Тьма» все-таки нырнет в дыру? После пересечения горизонта событий звездолет сначала неудержимо потянет вглубь, как это происходит при падении в дыру с нулевым моментом вращения. Это означает, что непосредственно под горизонтом событий находится такое же «времяподобное» пространство, как и в невращающейся дыре, но теперь оно не достигает центра дыры. Изнутри это пространство ограничено вторым горизонтом, а в нем расположено обычное пространство (хотя и сильно искривленное), где возможны перемещения в различных направлениях.

Однако здесь необходима осторожность. В этой области, точнее в ее экваториальной плоскости, имеется зона, где кривизна пространства, а следовательно, и гравитация стремится к бесконечности, — сингулярность. Но в данном случае это не точка, как в случае невращающейся дыры, а замкнутое кольцо. Приближаться к нему не стоит — опять-таки из-за катастрофических приливных сил. Тем не менее звездолет может выйти на траекторию, которая навсегда оставит его внутри второго горизонта, не дав упасть на кольцевую сингулярность. Но корабль уже никогда не пересечет этот горизонт и не вернется во «времяподобное» пространство.

Пролетая насквозь

Допустим, что «Тьма» летит «над» сингулярностью в «северной области» внутреннего пространства. Капитан может направить корабль на «юг», либо обогнув сингулярность, либо пролетев сквозь отверстие в кольце сингулярности. Оба маршрута возможны, но ведут в разные пространства без единой общей точки! Обходное движение оставит корабль внутри второго горизонта все той же дыры. А прыжок сквозь кольцо обещает куда больше — звездолет может выйти на траекторию, которая пересечет оба горизонта и выведет его в нормальное пространство за пределами дыры. Правда, это будет пространство другой Вселенной — отрицательной.

Поскольку невесомые звездолеты вряд ли появятся и в отдаленном будущем, отважным космонавтам, скорее всего, ничего хорошего не светит. Есть основания полагать, что немедленно по пересечении кораблем внешнего горизонта начнутся «биения» внутренней геометрии дыры, которые превратятся в источник мощнейшего гравитационного излучения. Гравитационные конвульсии необратимо разрушат прежнюю симметрию внутридырного пространства, что полностью исключит возможность прорыва в иную Вселенную.


21
Показать комментарии (21)
Свернуть комментарии (21)

  • jckr  | 24.10.2011 | 13:33 Ответить
    Очень интересно! А что это за другая вселенная, или точнее другие вселенные куда есть шанс прорваться? Чем они будут "другие"? И значит ли это, что в черной дыре неограниченное число точек входа в разные "другие" вселенные, попадание в которые зависит от траектории или только две?
    Ответить
    • guryan > jckr | 24.10.2011 | 17:37 Ответить
      Черная дыра - это чушь собачья. Гравитационный коллапс - это поднятие самого себя за волосы. Материя является источником гравитационного поля, по этому падать сама на себя не может. Представьте себе, атом, лежащий на поверхности звезды. Он испытывает притяжение со стороны всей массы звезды. Равнодействующая сил притяжения всех атомов звезды направлена к её центру. А если атом находится в центре звезды, он испытывает притяжение всех атомов, находящихся вокруг него. Они тянут его во все стороны. Равнодействующая всех сил равна нулю. В центре звезды атом не весит ничего, он находится в невесомости...
      Вот и размышляйте... Вот такие заблуждения иногда растягиваются на десятилетия и даже на века...
      Ответить
      • Chyyr > guryan | 26.10.2011 | 13:09 Ответить
        >Материя является источником гравитационного поля, поэтому падать сама на себя не может.

        Камень(материя) падает на землю (материя)... По-моему, это контрпример к вашему утверждению.

        И чем вам мешает то, что на один-единственный атом в центре "звезды" действует нулевая результирующая сила? На все-то остальные, как вы сами признали, сила действует ненулевая (а значит, не будь сил отталкивания, стремились бы они к центру "звезды" аж с ускорением).

        Подытоживая: если бы ваши рассуждения логически были верны, то даже падение камня на поверхность земли было бы невозможно (Равнодействующая сил притяжения всех атомов Земли и камня направлена к их центру масс; на атом воздуха, оказавшийся в этом центре, действует нулевая сила, он не весит ничего и находится в невесомости... Вот и размышляйте...)

        Раз камни все-таки падают, значит в вашем доказательстве невозможности черных дыр логическая ошибка. Рискну предположить, какая: вы доказываете не то, что хотите. Вам претит, что равновесная система (камень, лежащий на поверхности Земли / несжимающаяся звезда) вдруг оказывается в неравновесном состоянии (камень начинает врастать в Землю/звезда начинает сжиматься). В этом случае и доказывать надо, что перехода из равновесного состояния в неравновесное быть не может (грунтовые воды не подмоют основание камня/плотность внутренних словев звезды не возрастет в результате термоядерных реакций или чего-нибудь еще)

        Вы же пытаетесь доказать, что неравновесных состояний не бывает вообще, что, очевидно, вам не удастся.
        Ответить
        • Chyyr > Chyyr | 26.10.2011 | 14:40 Ответить
          >на атом воздуха, оказавшийся в этом центре

          Упс, чтобы в центре масс оказался атом именно воздуха, камешек должен быть очень нехилым... Так что слово "воздуха" лучше выкинуть.
          Ответить
        • guryan > Chyyr | 26.10.2011 | 18:18 Ответить
          Сударь, тут может идти речь только о морфологической ошибке. Правильно будет: материальный объект не может падать сам на себя.Но все равно благодарю за замечание.
          В вытаскивании самого себя за волосы, тоже не каждый найдет ошибку. На
          первый взгляд третий закон вроде бы выполняется. А стоит только
          попробовать...
          Ответить
          • a_b > guryan | 27.10.2011 | 19:43 Ответить
            Зато _части_ материального объекта могут падать друг на друга. Нельзя вытащить себя за волосы, зато можно вытащить волосы из себя. Атом в центре звезды ничего не весит, но атом на поверхности звезды весит?
            Ответить
    • atrus > jckr | 25.10.2011 | 17:46 Ответить
      http://www.astronet.ru/db/msg/1180462/node2.html
      Антигравитационная. Где гравитация - сила отталкивания. Впрочем, как написано в статье, многие считают, что это просто математические игры.
      Ответить
  • guryan  | 24.10.2011 | 17:54 Ответить
    Черная дыра - это чушь собачья. Гравитационный коллапс - это поднятие самого себя за волосы. Материя является источником гравитационного поля, по этому падать сама на себя не может. Представьте себе, атом, лежащий на поверхности звезды. Он испытывает притяжение со стороны всей массы звезды. Равнодействующая сил притяжения всех атомов звезды направлена к её центру. А если атом находится в центре звезды, он испытывает притяжение всех атомов, находящихся вокруг него. Они тянут его во все стороны. Равнодействующая всех сил равна нулю. В центре звезды атом не весит ничего, он находится в невесомости...
    Вот и размышляйте... Вот такие заблуждения иногда растягиваются на десятилетия и даже на века...
    Ответить
    • Phil > guryan | 25.10.2011 | 09:18 Ответить
      Разумеется, чёрных дыр не существует - см. мой комментарий к лекции Мазера.
      Ответить
      • guryan > Phil | 26.10.2011 | 18:23 Ответить
        Ссылку можно? Заранее спасибо.
        Ответить
  • ysy  | 25.10.2011 | 15:45 Ответить
    Какая-то псевдонаучная солянка.

    Что за полеты внутри черной дыры??? Что за внутренний горизонт событий??? Очень разочарован.
    Ответить
    • atrus > ysy | 25.10.2011 | 17:43 Ответить
      http://www.astronet.ru/db/msg/1180462/node2.html
      Ответить
    • olegov > ysy | 27.10.2011 | 10:47 Ответить
      А коллега ожидал в статье когтистых созданий из потусторонних миров? Понимаю ваше разочарование.
      Ответить
      • ysy > olegov | 27.10.2011 | 14:02 Ответить
        Я ожидал, что корабль падающий на горизонт событий, будет (с точки зрения стороннего наблюдателя) делать это бесконечно. А несчастный космонавт увидит, как вселенная умерла.
        Ответить
        • olegov > ysy | 27.10.2011 | 14:39 Ответить
          На мой взгляд все эти выкладки по ЧД еще сырые, нет общей модели. Хотелось бы понимать что происходит с самим веществом.
          Ответить
          • strenge_charm > olegov | 29.10.2011 | 10:43 Ответить
            http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/11456.html.
            Вопрос не в Дырках Хотя дырка составная часть Центральной исполнительной плотности конденсатного события. Вещество = Надо четкую систему отсчета . Сейчас = рассматривают = Вещество = продукт Matrix = как понятие Центральной исполнительной плотности. Это конденсатные события все на этой основе =А Это диапазон от Волны ( солитон) до тетраэдра =он же А+ТОМ
            линейного минимального рационального объема на основе ЦИП в Области Групп запрета PPm-1 и PPm-2 поля Эвклида . И Это ЦИП Дитя Объема Абсолюта Ничто = который не имеет ЦИПа построения но в себе рождает Эти ЦИП события =как объекты аккумуляции непрерывности события в системе отсчета Объем Абсолют -ничто . Такое ЦИП -поле Волнового -линейного конденсата; НО в рамках Групп запрета для волна ppm-2 и для А+ТОм -тетраэдр = частица =Ppm-1. А вот Родина или Дыра накачки этого события с Абсолюта в ЦИП и с ЦИПа в Абсолют с удержанием матрицы ЦИП в поле групп запрета(Этого Холестерина =Эвклида в котором мы живем) . Всеми учеными изыскивается. Понятно Что ЦИП =Это Образ и подобие Абсолюта Ничто . НО!!!! ЭТО Образ на основе ЦИП и в поле групп запрета . И Аналоги с ЦИП на Квантовый Объем Nihilus= QCN . не то что не уместен = а просто никто не нашел дырки или норы что бы покинуть поле Групп запрета для ЦИП = Этой матрицы в которой мы живем на ее ресурсе =ЦИП +Дискретно +Относительно +случайно . Это ее уровень плотности На основе ЦИП в QCN -Объеме . Вот и ищем тот Генератор =Родина (черный дырк) который есть ( делит и властвует ) видно как . А вот как Детки ЦИП рождаются Это Тайна .
            Ответить
  • samara  | 29.10.2011 | 21:25 Ответить
    да..коментарии повеселили:)
    все сейчас такие умные спасу нет. вот уже и существование чёрных дыр опровергают :) *взял popcorn
    Ответить
  • vladimir.z@mail.ru  | 30.10.2011 | 02:43 Ответить
    Очень интересно!
    Только полная чушь.
    Черная Дыра - самый простой квантовый объект,
    а значит, вероятно, просто шар фотонного "газа",
    покрытый глюонной коркой. Подлетающий корабль
    превратится в излучение и станет её частью.
    Вот и вся история.
    Только не такая романтичная.
    Ответить
  • Regolit  | 30.10.2011 | 10:12 Ответить
    Опосля прочтения статьи и комментариев, складывается впечатление, что небыло никакой квантовой механики, никакой теории струн, М теории и тд. А были только Энштейн, ГРАВЕТАЦИЯ, и победа над эфирщиками....
    Чёрная дыра это обьект на 1 ступень большей размерности - сфера с трёхмерной поверхностью, и содержит максимальное количество энергии на 1 куб\м для нашего 3д пространственного мира. И да, в другие вселенные вы через нее не попадёте, это экспресс на кладбище, а Стругацкие вообще не научную фантастику пишут.
    Ответить
  • BIDZINA  | 15.11.2011 | 14:23 Ответить
    каждая черная дира это четырехмерный квант пространсва-времмени. они бывают разными по размерам и т.е. и по содержанию. земная официалная-физическая наука не смжет обяснить феномен черных дыр до тех пор пока не будет построено истинная теория пространства или как вы хотите его назовите теорией эфира или еще по другому. сегодня не только фундаментальная физика а мы все 7 миппярда человек находимся в болото и если активно действовать то это болото нас затянет т.е. надо звать на помощ других извне которые не находятся в это болото только они смогут нам помоч т.е. люди извне это же так просто.извините за нескромность но я в первый очеред говорю о себе.у меня есть физическая теория пространства и его гравитации и практическое применение этой теории в сфере энергетики .
    Ответить
  • samara  | 12.04.2012 | 22:38 Ответить
    да, примерно всё так(если упрощённо рассуждать). Но кто знает что за эффекты близь горизонта событий.. А о том что внутри него нам даже по косвеным данным никогда не узнать. =) Так что для теорий благодатная почва
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»